Гендерные различия мотивации в студенческом возрасте.

В психологической науке существует четкое разграничение понятий: пол (биологический пол) и гендер (социальный пол). Пол–это биологический феномен, описывающий функциональные биологические различия репродуктивных систем живых существ, в том числе человека. Термин «пол» целесообразно использовать для обозначения комплекса репродуктивных, соматических, поведенческих характеристик, которые определяют индивида в качестве мужчины или женщины. Как биологическое явление, пол является предметом изучения естественных наук, а также психофизиологии и общей психологии пола [28].

Биологический пол существует объективно, но в сознании отдельного человека представлен в виде субъективного знания, обусловленного социальными представлениями, социальными стереотипами, культурными образцами поведения, которые связаны с принадлежностью к определенному полу, практиками общения и взаимодействия, учитывающими различия между мужчинами и женщинами, а также использование пола в социальных и личных целях. В данном аспекте пол существует самостоятельно, независимо от биологических особенностей и определяется социальными и межличностными отношениями и здесь целесообразнее использовать термин «гендер».

Термин «гендер» применяется в тех случаях, когда важно подчеркнуть социально и культурно обусловленные различия, встречающиеся в поведении мужчин и женщин. Это могут быть различия в групповом статусе: доминирование (как правило, у мужчин), подчинение (как правило, у женщин), в исполняемых социальных ролях (материнство, отцовство), в уровне социальной активности: профессиональная деятельность (традиционно считается прерогативой мужчин), домашняя работа (прерогатива женщин), хотя в современном мире, активность многих женщин направлена не только на ведение домашнего хозяйства, но и на профессиональную деятельность [10, 12, 13, 14].

Л. В. Казначевская изучала различия между девушками и юношами на двух уровнях: когнитивном и психологическом. В ее работе показано, что на когнитивном уровне, при обработке учебного материала для юношей более важное значение имеет качество материала, нежели объем, для юношей, в большей степени, нежели для девушек характерна предметно-инструментальная деятельность, также юноши в большей мере склонны к самостоятельной исследовательской и практической деятельности, при выборе между возможным и действительным, юноши чаще склоняются к области возможного, испытывают интерес к виртуальности и компьютерным технологиям. Для юношей более типичен дух соревнования и спортивной борьбы [28].

На психологическом уровне отмечается большая зависимость юношей по сравнению с девушками от будущей профессиональной деятельности, большая подверженность синдрому смешения ролей. Автор также отмечает, что юноши в процессе самоутверждения видят цель, менее эмоционально реагируют на изменения окружающей действительности. В отличие от юношей, девушки при обработке учебного материала, девушки отдают предпочтение количеству, более склонны к вербальной деятельности, проявляют больший интерес к темам, связанным с личностью, девушки более рациональны в выборе между областями возможного и действительного. Для девушек также характерен дух соревнования, но в сравнении друг с другом [13].

На психологическом уровне, самосознание девушек детерминируется межличностными отношениями, в процессе самоутверждения они видят не цель, а средство, более восприимчивы к изменениям окружающей действительности, более чувствительны и ранимы. По мнению Е. П. Ильина, у юношей профессиональное самоопределение обусловлено общей жизненной перспективой, у девушек же жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, самоопределение девушек, как правило, ситуативно и эмоционально, а мировоззрение менее целостно, по сравнению с юношами. Данное явление объясняется различием в формировании Я – образа девушек и юношей [10, 12, 13].

Л. А. Головей приходит к выводу о том, что в профессиональном плане среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей — предпринимательская и исследовательская. По мнению автора, для девушек в большей мере характерна осознанность профессионального выбора. С точки зрения ряда авторов, гендерные особенности необходимо учитывать и в процессе обучения иностранному языку [6, 9, 27, 31].

По мнению Т. Е. Овчинниковой, реализация гендерного подхода на занятиях по иностранному языку означает, что преподаватель должен иметь четкое представление о сущности категорий «маскулинность» и «фемининность». Понятия «маскулинность» и «фемининность» отражают нормативные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, чем они должны заниматься, какова должна быть их роль в обществе. Маскулинность и фемининность лишь опосредствованно связаны с биологическим полом личности, данные категории являются социальными. В психологической науке встречаются различные системы измерения маскулинности и фемининности. Самая ранняя система была разработана Л. Терманом и К. Кокс-Майлз в 1936 году. К маскулинным чертам исследователи относили такие как наличие громкого голоса, любовь к охоте, непослушание в детстве, стойкость в перенесении физической боли. Прямо противоположные качества были признаны фемининными. Данные качества вписывались в традиционные модели маскулинности и фемининности [27,29].

Оригинальный подход к определению маскулинности – фемининности был разработан С. Бем, проводившей исследования среди американских студентов. По результатам ее эксперимента были выделены 20 маскулинных, 20 фемининных и 20 нейтральных качеств. Нейтральные качества были выделены для того, чтобы опрашиваемые не догадывались об истинной цели опроса. Маскулинными качествами были названы: вера в себя. Склонность защищать свои взгляды, независимость, спортивность, напористость, сильная личность, склонность к анализу, способность к лидерству, склонность к риску, быстрое принятие решений, самодостаточность, властность, мужественность, умение отстаивать собственную позицию, агрессивность, склонность вести за собой, индивидуализм, соревновательность, амбициозность (честолюбие). Фемининными качествами, по мнению студентов, оказались следующие: уступчивость, жизнерадостность, застенчивость, нежность, падкость на лесть, преданность, женственность, умение сочувствовать, заботливость, понимание других, сострадание, способность утешить, умение говорить тихим голосом, теплота, сердечность, мягкость, доверчивость, инфантильность, неприятие ругательств, любовь к детям, спокойствие [5].

1.3.Пути и способы развития учебной мотивации у студентоввуза.

Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Д.Б. Эльконин, В.В. Довыдов, Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и другие ученые. На успешность обучения большое влияние оказывают различные факторы: мотивы, интересы, ценностные установки и потребности, навыки по переработке информации, полученные ранее знания, умения и навыки (база обучения), общеобразовательный уровень. Мотивы и интересы – важнейшие из этих факторов.

Проблема мотивации учебной деятельности студентов вуза особенно актуальна сегодня, так как молодежьданного возраста (17-19лет) является на данный момент наиболее апатичной частью общества. Преподаватели вуза постоянно сталкиваются с отсутствием регулярной и целенаправленной учебной деятельности студентов и необходимостью ее мотивировать. Обобщив ряд научных и методических источников,приведем максимально полный список способов мотивации учения со стороны преподавателя.

1.Правильное целеполагание.Большую роль в создании мотивации играют цели занятия. А.К. Маркова пишет: «Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придает личности определенную нравственную устойчивость». Цель должна указывать на ее достижение; у педагога должны быть способы и приемы проверить, достигнута ли цель занятия. Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели студентами как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления. Цель должна соизмеряться с возможностями студентов[18].

2.Убеждение студентов в практической необходимости изучаемого. Занятия практического характера способствуют активизации мысли, убеждают студентов в необходимости получаемых знаний. Особенно важен этот способ мотивации при применении практических методов обучения. Преподаватель на каждом практическом и лабораторном занятии должен акцентировать внимание на тех компонентах содержания учебного материала, которые будут необходимы обучающимся на производственной практике и в дальнейшей практической деятельности.

3.Индивидуализация обучения, осуществляя которую, важно исходить из принципов:

- процесс обучения должен приводить не к нивелированию, то есть уравниванию знаний студентов, а к постепенному возрастанию их индивидуальных различий;

- педагог должен показать обучающимся, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

4.Эмоциональное воздействие – воздействие на чувства: удивление, сомнение, гордость, патриотизм и т. п., создание ситуации занимательности. М.Н. Скаткин считает, что «роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т. д.». Конечно, для поддержания мотивации учения необходимы в первую очередь положительные эмоции:

- связанные с учебным заведением в целом, пребыванием в нем;

- обусловленные отношениями с педагогами, другими студентами;

- связанные с осознанием обучающимися своих больших возможностей и способностей;

- от получения новых знаний (любознательность, любопытство)

- от самостоятельного добывания знаний, от овладения новыми способами добывания знаний [18].

Все вышеназванные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта. По замечанию А.А. Бодалеева, эмоциональное самочувствие обучающегося существенно зависит от манеры поведения педагога, от стиля его взаимоотношения с обучающимися. Эмоции возникают у человека при актуализации мотива и нередко до рациональной оценки человеком своей деятельности. Тем самым эмоции указывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает а том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность,но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность и оказывают на неё свое влияние[3].

5.Экскурсы в историю предметасоздают у студентов целостное представление об изучаемой дисциплине, вызовут особый интерес. Студентам можно предложить выполнить рефераты и презентации, использовать при этом иллюстрации. В свою очередь, на каждом практическом или лабораторном занятии педагог должен представлять краткие исторические справки по поводу темы занятия.

6.Активизация учебной деятельности. Обучающихся на занятии может осуществляться различными методами и способами. Активность студента на последующих этапах занятия во многомзависит от того, как организована его деятельность в начале занятий, от того, как сумеет преподаватель с первых же слов овладеть его вниманием, увлечь темой. Среди различных средств важное место занимают вопросы и задания педагога. Это один из самых действенных и распространенных средств побуждения учащихся к активной умственной работе. Важно так же использование эвристических заданий, технических средств обучения и т. д.

7. Разработка и распространение методов проблемно-развивающегося обучения, в том числе создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их разрешения. По словам А.К. Марковой, «проблемное обучение сопровождается ситуациями свободного выбора заданий, атмосферой дискуссий, что повышает мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности»[18].

Проблемные вопросы- это вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно- более глубокого понимания материала и интереса к нему.

Следует отказаться от различного рода замечаний по поводу неверных версий студентов при ответах на проблемные вопросы. Критика ставит под сомнение компетентность обучающегося и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Отрицательные комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно повторять, что у каждого есть право на ошибку.

8.Поощрение вопросовсо стороны студентов и обязательные ответы на них. Важно поощрять студентов, задающих вопросы: «Вы задали хороший вопрос, значит, вы думаете, следите за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

9.Вовлечение студентов в дискуссию по изучаемому материалу. Обучение дает наибольший эффект, когда студент изучает материал, взаимодействуя с другими обучающимися. Самая важная часть любой дискуссии в аудитории-это вовлечение студентов в исследовательский процесс, с тем чтобы они открыли для себя что-то новое самостоятельно, своим умом, в результате обсуждения, диалога друг с другом и педагогом.

10.Стимулирование новых достижений, стремления быстрее и качественнее выполнить работу, получить более высокий уровень профессиональной квалификации. Способами такого стимулирования могут быть похвала и порицание, построение перспектив будущей деятельности, ее успешности или не успешности. Для того чтобы стремиться к чему-то новому (новым знаниям, умениям, навыкам), обучающийся должен быть доволен имеющимся: положением в коллективе, оценкой, похвалой педагога.

11.Объективность, гласность и перспективность контроля оценки. Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует, когда студент:

- уверен в ее объективности;

-воспринимает ее как полезную для себя;

- знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;

- уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;

- уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия.

12.Поддержание у студентов веры в успешность учения-«методика успеха». Желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается. Появляется личная заинтересованность обучающегося в получении знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого студента в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности обучающегося[30].

13.Включение учащихся в самостоятельную работу, расширение форм самостоятельной работы. Необходимо использовать как можно больше форм творческой самостоятельной работы: работа с карточками- заданиями; систематизация изучаемого материала посредствам самостоятельного составления схем и таблиц; разбор документации; нахождение необходимых данных в справочниках, таблицах стандартов и др. источниках; коллективная самостоятельная работа, например, создание учебного проекта; работа в научных обществах, кружках, семинарах, конгрессах и т.п. При работе с текстом должны даваться творческие задания: не просто прочитать и пересказать его – выделить главные мысли, что - то обосновать, сообщить, охарактеризовать, определить, объяснить, расчленить, прокомментировать, законспектировать, выписать, сравнить, составить план, тезисы, конспект, сделать вывод.

14.Работа по воспитанию приемов самообразования. Самообразовательная деятельность студента - это познавательная деятельность, которой обучающийся руководит сам, осуществляет ее в соответствии со своими задачами, мотивами и целями. Самообразовательная деятельность имеет разные уровни: она может «сопутствовать» обучению, может присутствовать в виде отдельных эпизодических форм самообразования и, наконец, может превратиться в особую развернутую деятельность обучающегося по самообразованию и самовоспитанию. Все эти уровни нуждаются в руководстве педагога.

15.Словесные поощрения. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные поощрения, оценки, характеризующие учебную деятельность студента. Например, оценка знаний во время семинара информирует обучающегося о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, что в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимулирующей силой.

16. Создание благоприятного учебного климата. Под благоприятным психологическим климатом принято понимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат в учебном коллективе, прежде всего, проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях студентов к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Высокая мотивация студентов в процессе учебной деятельности будет основой для их успешного обучения. Преподаватель обязан предусматривать введение в практику преподавания разнообразных способов мотивации обучения. Разнообразие форм, неравнодушное отношение педагога, создание им в процессе обучения особой мотивационной среды способны изменить общую ситуацию и сформировать в студенте устойчивую мотивацию к целенаправленной и регулярной учебной работе.

Выводы по 1 главе.

Проанализировав мнения отечественных и зарубежных психологов по вопросам мотивации мы сделали следующий вывод, что несмотря на различные подходы изучения мотивации основным мотивационным фактором является получение знаний.

Благодаря современным исследованиям маскулинность и феминность рассматриваются как независимые переменные, сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин (Э. Маккоби, К. Джаклин, С. Бем, В.Е. Каган и др.).Феминность – совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин, таких как чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность, сострадательность. Понятие женственности включает в себя как биологические, так и социальные и культурные элементы и не связано исключительно с женским биологическим полом. Противоположностью феминности является маскулинность – мужской гендерный стереотип, включающий в себя такие черты, как смелость, независимость, уверенность в себе, хладнокровие и рациональность.

Гендер- социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив.

В отдельности для каждого студента существует ряд факторов, который влияет на индивидуальную мотивацию.

В свою очередь, преподаватели вуза постоянно сталкиваются с отсутствием регулярной и целенаправленной учебной деятельности студентов и необходимостью ее мотивировать. Существует несколько способов мотивации учения со стороны преподавателя. Например, такие как:

· убеждение студентов в практической необходимости изучаемого;

· создание благоприятного учебного климатаи т.д.

Наши рекомендации