Количество учащихся, отобранных в контрольную и экспериментальную группы
Класс | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Первый | И | |
Второй | ||
Третий | ||
Четвертый | ||
Всего |
Все учащиеся, вошедшие в контрольную и экспериментальную группы, согласно медицинской документации обладали сохранным интеллектом и сохранным физическим слухом. При поступлении в школу все дети имели заключение специалистов о нормальном нервно-психическом, физическом и речевом развитии. Исключение составили четверо детей контрольной группы и десять учащихся экспериментальной группы, имеющие в медицинской карте заключение логопеда: «дислалия». Семеро школьников экспериментальной группы, хотя и не имели нарушений устной речи на момент поступления в первый класс, прошли специальное обучение в логопедических группах детских садов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Для всех учащихся русский язык был родным.
Острота зрения большинства обследованных детей соответствовала норме. У двух учащихся контрольной группы и трех экспериментальной отмечено снижение остроты зрения (миопия), которое было скорректировано с помощью очков. Нарушений бинокулярного слияния, сужения полей зрения, недостатков цветовосприятия или других офтальмологических нарушений, выявляемых в ходе традиционного обследования, по данным медицинской документации у детей не было.
По группам здоровья все дети распредилились следующим образом. В контрольной группе к I группе здоровья отнесены 38% детей, ко II — 59%, и III группу составили 3% школьников. В экспериментальной группе в I группу вошли 33% школьников, во II группу — 57% и в III группу — 10% детей. Дисперсионный анализ не обнаружил достоверных различий в распределении по группам здоровья детей контрольной и экспериментальной групп. В обеих группах количество учеников, отнесенных к I, II и III группам здоровья, было одинаковым. Медицинские показания, по которым дети распределялись по группам здоровья: нарушения осанки (сколиоз) и хронические соматические заболевания (астма, тонзиллит, пиелонефрит). Все дети по состоянию здоровья и психического развития могли обучаться по программе общеобразовательной школы.
Изучение анамнестических данных учащихся обеих групп выявило у некоторых из них особенности протекания пренатального, натального и постнатального периодов развития. Случаи отягощенного протекания беременности (токсикозы, угроза прерывания беременности и угроза преждевременных родов, соматические заболевания матери во время беременности, преждевременные роды) одинаково часто встречались у матерей учащихся обеих групп. В основном дети таких матерей в постнатальном периоде имели диагноз «перинатальная энцефалопатия» и на первом году жизни находились под наблюдением невропатолога. По количеству нарушений нервно-психического
развития в возрасте до одного года различий между группами также не обнаружено, они встречались с одинаковой частотой. Различия между группами отмечены по частоте соматических заболеваний, перенесенных на первом году жизни (ОРЗ, пневмонии, детские инфекции, грипп), которые встречались в экспериментальной группе достоверно чаще (р = 0,009). Как правило, в анамнезе детей имелось сочетание нескольких вредоносных факторов. Наличие в анамнезе трех и более вредоносных факторов чаще отмечалось у детей с дислексией (53%), чем у школьников с нормальным чтением (34%) (р = 0,048). Данные о раннем развитии детей обеих групп свидетельствуют о том, что формирование их речевых и моторных навыков в основном соответствовало возрастной норме.
Распределение учащихся по классам в обеих группах было равномерным, количество мальчиков и девочек — одинаковым. Средний возраст школьников контрольной и экспериментальной групп оказался практически одинаковым (9 лет 4 месяца в контрольной и 9 лет 3 месяца в экспериментальной группе), что подтверждено данными дисперсионного анализа. На этом основании дальнейшее сравнение результатов обследования учащихся с нарушением чтения и без такового велось не по средним значениям в каждой возрастной подгруппе (классе), а в целом по средним результатам всей группы.
КачественнаяПоскольку в основу выделения
характеристикаконтрольной и эксперименталь-
чтения учащихсяно** ГРУ™ были положены ко-
с дислексиейличественные различия в сфор-
мированности навыка чтения (средняя скорость чтения, среднее количество ошибок чтения и среднее количество неверных ответов по содержанию прочитанного), рассмотрим подробнее качественные особенности чтения учащихся.
Данные об овладении навыком чтения, полученные в ходе сравнения способов чтения школьников обеих групп, представлены в таблице 9.
Таблица 9