Тема 1. Общие принципы исследования речи
Традиционно изучают целостный поток речи (речь письменную, речь устную) и отдельные элементы речи (значения отдельных слов, смысловую организацию речи).
Речь может служить показателем эмоционального состояния, вербального интеллекта, особенностей личности.
Эмоциональное состояние диагностируется через:
а) экспрессивные характеристики
- темп,
- громкость,
- интонации,
- модуляции (прерывистость, устойчивость);
б) содержательные характеристики
- построение фраз (длина, количество информации в сообщении),
- использование слов эмоционального характера («чудесно, великолепно, отвратительно»; добавление суффиксов: ярчайший, редчайший, малюсенький и т.п.)
- использование определённых речевых оборотов, характерных лексических единиц (междометия, прилагательные, нецензурные выражения),
- использование метафор, гипербол и т.д.
- тематика высказывания.
Показателями вербального интеллекта являются:
- словарный запас (кол-во слов в активном словаре, их разнообразие),
- адекватность употребления слов,
- сложность вербальных элементов (абстрактность, обобщённость),
- организация речевого материала (построение фраз и предложений),
- точность, адекватность и полнота выражения мысли (ясность, доступность)
- образность речи.
Особенности личности также отражаются в речи. Для их исследования анализируют:
- объём речевой продукции (многословие, общительность),
- длина предложений (интуитивный склад),
- логическая стройность,
- образность,
- личные местоимения,
- категорические суждения,
- содержание.
Лабораторная работа 15
Анализ письменной речи
Цель. Оценка эмоционального состояния, вербального интеллекта и отдельных особенностей личности при помощи анализа письменной речи.
Задача. Провести анализ письменного текста
Ход работы. Испытуемому предлагается провести анализ текста заранее написанного им самим письма. Письмо должно быть доверительного характера (человеку, с которым испытуемый тесно общается). Объём письма - не менее 100 слов.
Обработка результатов.
1) По каждому показателю данные заносятся в протокол.
2) Результаты обобщаются по трем блокам: эмоциональное состояние, вербальный интеллект, особенности личности. На основе обобщения пишется отчет.
Протокол
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | |
Оценка по каждому показателю |
Показатели письменной речи для анализа
Показатель | Вычисление и пояснения | Интерпретация |
1.Количество слов | Подсчитывается общее количество слов без служебных. | Объём речевой продукции может свидетельствовать об экстравертированности - интровертированности. |
2.Количество предложений. | Подсчитывается общее количество предложений. | а) Состояние автора: чем больше предложений, больше возбуждение, мало предложений - подавленность, депрессия. б) Вербальный интеллект: через относительное количество разнообразных типов предложений ( !, ?, отрицательных и др.). |
3.Средний размер предложения в словах. | Общее кол-во слов делится на общее кол-во предложений. | а) Состояние автора: чем предложения короче, тем больше напряжение, тревога. б) Вербальный интеллект: более распространённые предложения говорят о более высокой степени развития вербального интеллекта |
4.Коэффициент словарного разнообразия. | К = n / Ö2N, где n - количество разных слов (вычёркиваются все повторы), N - количество всех слов (см. п. 1). | Вербальный интеллект. |
5. Коэффициент логической связности. | К = Sсл. слов / 3Nпр., где Sсл. слов – сумма всех союзов и предлогов (с повторениями), Nпр - количество предложений (см. п. 2). | Стиль изложения. Норма: 1.5 - 2. Если К близок к нулю - нет логической связности в изложении материала, если значительно превышает норму, характерна занудливость, повторяемость. |
6. Количество эмбол | Подсчитывается общее кол-во сорных слов, вводных, типа «ну», «вообще» и др. и предложений, не несущих смысла. | а) Состояние автора: чем больше сорных слов, больше напряжение, возбуждение. б) Вербальный интеллект: чем больше сорных слов, тем ниже вербальный интеллект. |
7. Коэффициент глагольности | К = Sглаг. / Sсущ, прил., где Sглаг. - общее количество глаголов и глагольных форм (причастия и деепричастия), Sсущ, прил. - общее количество существительных и прилагательных. | Состояние автора: в частности, - готовность к действию. Норма: 0,6. Если коэффициент выше 0,6, то это может рассматриваться как повышенная активность, чрезмерное возбуждение, иногда – агрессивность, |
8. Количество личных местоимений | Подсчитывается отдельно: 1л., ед. ч. - «Я», 1л., мн. ч. - «Мы», 2 л.- «Ты», «Вы», 3 л. - «Он», «Она», «Они»). | Преобладание какого-либо одного типа личных местоимений говорит о соответствующей направленности. Если большое количество личных местоимений 1 л., ед. ч., - эгоцентрическая тенденция. |
9. Показатель абстрактности речи. | Абстрактным существительным приписывается 3 балла, конкретным - 1 балл, промежуточным - 2 балла. Все баллы суммируются. | Вербальный интеллект. |
10. Показатель художественности речи. | К = Sпр., нар. / N х 100%, где Sпр., нар. – количество прилагательных и наречий, N - количество всех слов (см. п. 1). | Эстетическая направленность. |
11. Количество категорических конструкций | Подсчитывается кол-во конструкций типа: «Я никогда...», «Я всё прощаю...»). | Состояние автора. Большое количество категорических суждений может свидетельствовать о готовности к решительным действиям экстремального характера (высокие показатели имеют место в записках самоубийц). |
12. Контент-анализ содержания. | Подсчитывается количество употреблений определённых понятий (относящихся к какой-либо теме). | В зависимости от содержания и характера письма (или произведения) может использоваться для определения ведущей мотивации, области интересов или зоны актуальных в данный момент проблем, направленности личности и т. д. |
13. Критерий точности использования слов. | Подсчитывается количество ошибочных употреблений. | Вербальный интеллект. |
Интегральные показатели исследования письменной речи
Состояние | Вербальный интеллект | Личность |
2. Количество предложений. 3. Размер предложения. 6. Количество эмбол. 7. Коэффициент глагольности. 11. Категорические конструкции. 12. Контент - анализ содержания. | 2. Количество предложений. 3. Размер предложения. 4. Коэффициент словарного разнообразия. 5. Коэффициент логической связности. 6. Количество эмбол. 9. Показатель абстрактности. 13. Точность использования слов. | 1. Количество слов. 5. Коэффициент логической связности. 8. Количество личных местоимений. 10. Показатель художественности.11. Категорические конструкции. 12. Контент - анализ содержания. |
Контрольные вопросы.
1. Почему речь стоит особняком в ряду психических процессов.
2. Какие интегральные показатели можно получить, анализируя устную и письменную речь.
3. Перечислите основные параметры исследования речи.
Тема 2. АССОЦИАТИВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Экспериментальное исследование связей значений и смыслов психологическими методами не имеет в своем арсенале большого разнообразия средств. Одним из наиболее распространенных является метод ассоциативного эксперимента. Проблема вербальных ассоциаций в целом шире задачи изучения семантики языковых единиц. Но исследование вербальных ассоциаций является, тем не менее, одним из наиболее развитых направлений в психологии.
Психологи, работающие в области языка, признают необходимость более глубокого уяснения связей между словами. Такие связи принято называть интравербальными (иногда - интравербальными ассоциациями). Статистические исследования таких связей подтверждают, что если встречается какой-либо символ, то можно предполагать с большей вероятностью, чем простая случайность, что скоро за ним последует и символ, с ним связанный.
Одним из самых простых и давно известных методов раскрытия интравербальных связей является экспериментальное исследование словесных ассоциаций, получившее широкую известность благодаря работам Юнга (1918). При обычной форме этого эксперимента испытуемому предлагается ответить на услышанное им слово-стимул любым первым пришедшим ему на ум словом. В полученных ответах наблюдается значительное совпадение ассоциаций у разных лиц. Например, установлено, что из 1000 испытуемых около 650 отвечают на слово «лампа» словом «свет». Большинство слов дает меньшее однообразие, но для каждого случая можно указать определенное число совпадающих ответов. Таким образом, можно установить некоторую группу вероятных ответов, из которых одни встречаются чаще, другие реже. Как показали испытания словесных ассоциаций, интравербальные связи в пределах данной языковой группы носят довольно устойчивый характер.
Однообразие проявляется еще в большей степени, если сравниваются ответы людей, принадлежащих к одной и той же профессиональной группе. Например, ответы адвоката больше похожи на ответы других адвокатов, чем на ответы врачей. Еще более ярко выступает сходство ответов, получаемых от членов одной и той же семьи, особенно от родителей и их детей того же пола (Юнг). В целом, дети больше отличаются от отца, чем от матери. В общем же можно сказать, что чем больше совпадает языковой опыт данных лиц в прошлом, тем более сходны словесные ассоциации испытуемых.
Впервые эксперимент на свободные ассоциации был поставлен Гальтоном (1879—1880), причем испытуемым был он сам.
Он приготовил 75 слов-раздражителей (большей часть существительных), написал каждое на отдельной полоске бумаги и отложил их на несколько дней. Затем он брал полоску и клал «под книгу, которая не целиком покрывала эту полоску… когда я смотрел на нее, я мог увидеть только одно из слов, будучи до этого совершенно не осведомленным о слове, которое попадется».
Он включал секундомер в тот момент, когда взгляд впервые схватывал слово, и останавливал секундомер, когда слово внушало две различные идеи. Он немедленно переходил к рассмотрению этих идей, искал в памяти их происхождение и связь каждой из них со словом-раздражителем.
Он просматривал свой список слов-раздражителей 4 раза с интервалом около месяца и, собрав свои данные, нашел, что он воспроизвел 505 идей в течение общего времени в 660 сек., или со скоростью 1,3 сек. для каждого воспроизведения.
Эти 505 воспроизведенных идей были, конечно, не совсем различны. Так 57 всплывали в сознании дважды, 36 — три раза и 29 — четыре раза при четырехкратном рассмотрении списка слов-раздражителей.
Те идеи, которые возвращались в сознание несколько раз, относились большей частью ко времени детства и юности, в то время как те, которые всплывали только один раз, относились к периоду зрелой жизни, а иногда к недавним событиям.