Исследование связей между понятиями
Кроме родовидовых отношений между двумя понятиями могут существовать связи и другого характера. Понятия могут соотноситься как часть-целое (дерево-лес), причина-следствие (ураган - разрушения), могут находиться в отношениях противоположностей (высокий - низкий), два понятия могут отражать количественные изменения (идти-бежать) и др. Умение выделять и абстрагировать такие связи является важной характеристикой мышления. Для исследования этой способности существуют специальные формы тестовых заданий.
Упражнение. Испытуемым предлагается шесть ключевых пар понятий, соответствующих шести типам связей. Для 20-ти заданий, данных ниже, необходимо определить характер связи между понятиями и найти среди ключевых слов пару с таким же типом связи. Испытуемый должен записать напротив номера каждого задания соответствующий шифр (букву).
Шифр: А. Овца – стадо Б. Малина – ягода В. Море – океан Г. Свет – темнота Д. Отравление – смерть Е. Враг – неприятель |
Задания:
1. Испуг - бегство 2. Физика - наука 3. Правильно - верно 4. Грядка - Огород 5. Пара - два 6. Слово - фраза 7. Бодрый – вялый 8. Свобода – воля 9. Страна - город 10. Похвала - брань | 11. Месть - поджог 12. Десять - число 13. Плакать - реветь 14. Глава - роман 15. Покой - движение 16. Смелость – геройство 17. Прохлада - мороз 18. Обман - недоверие 19. Пение - искусство 20. Тумбочка - шкаф |
Аналогии
Аналогии являются свёрнутым вариантом задания на определение характера связи понятий. Здесь тип связей не проговаривается, однако учитывается при поиске правильного ответа.
Задания на аналогии обычно построены по типу: А относится к В так, как С относится к D.Основная задача испытуемых состоит в поиске отношений разной сложности между объектами. Аналогии так же предъявляют требования к способности переноса найденной связи на другие объекты.
Аналогия - тип заданий, обычно присутствующий во всех тестах интеллекта. Он особенно может быть полезен, потому что:
1) При решении аналогий действуют сразу несколько мыслительных операций (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез).
2) При составлении таких заданий легко изменять уровень их сложности (за счет самих отношений аналогии, а не сложности соотносимых объектов), в аналогиях могут быть заложены разнообразнейшие виды отношений. Это делает задания подходящими для всех возрастных групп и уровней развития.
3) Практически нет ограничений, относящихся к материалу заданий, использующих принцип аналогии. Аналогии могут быть вербальные и невербальные, для построения пар используются как слова, так и геометрические фигуры, картинки, буквы, цифры и другие знаки.
Пример 1. Малиновка - птица, а окунь - ...
а) животное, б) насекомое, в) рыба, г) птица, д) рептилия.
Пример 2. Вода - лёд
а) секундомер - время, б) виноград - изюм, в) печенье - сахар, г) молоко - чай
В этом примере соотносятся связи между заданными парами слов. Такая форма аналогий особенно близка по структуре заданиям на определение характера связи понятий.
Пример 3. Невербальные аналогии
так относится к , как к...
а) б) в) г) д)
Пример 4. Б так относится к Д, как К - к ...
а) Н, б) Р, в) Т, г) М, д) С
Это простой пример, основанный на алфавитной последовательности.
Пример 5. В относится к Э, как К - к...
а) 0, б) Н, в) Х, г) Р, д) Т
Это гораздо более трудное задание. Отношение буквы В к Э касается их симметричного положения по отношению к началу и концу алфавита. Тот же самый принцип должен быть применен и к букве К.
Пример 6. 25 так относится к 10, как 53 - к ...
а) 2, б) 8, в) 31, г) 15, д) 24
Это задание средней сложности с использованием чисел. Обнаруживаемое отношение, причем не очевидное, состоит в том, что 10 является произведением 2 и 5.
Сложность заданий на аналогии определяется не только характером связей между объектами, но и самими объектами. Как и в других заданиях, исследующих мышление, могут быть использованы понятия различающиеся по сложности и степени освоенности (знакомости) для конкретного индивида.
Относительно тестов интеллекта Р. Кеттелл (Саttеll) (вслед за фактором g К.Спирмена) выделил два вида интеллектуальных способностей. Это:gf - текучие способности (fluid abilities) и gc - кристаллизованные способности (сrystаllized abilities).
К.Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и др.), исследуя различные познавательные процессы. При обработке данных он обнаружил, что лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. Тогда К.Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяет некий общий фактор, общая способность. Этот фактор был назван им генеральным фактором (G - фактором) и определён как общая «умственная энергия». Дальнейшие исследования позволили Спирмену установить, что роль G - фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление.
Текучие способности («свободный интеллект») - это способность отыскивать связи и выявлять отношения, зависимости, но на материале, который, как предполагается, минимизирует индивидуальные различия в образовании и культурном уровне. По мнению Р.Кеттелла, «свободный» интеллект независим от приобщения к культуре и лучше всего тестируется либо заданиями, для выполнения которых все представители некоторой культуры были обучены, либо заданиями, с которыми все испытуемые, независимо от образования и воспитания, в равной степени не знакомы. Чаще всего в этом случае используются невербальные тесты на выявление отношений элементов.
Кристаллизованные способности(«связанный интеллект») - это результат обучения, конденсат опыта. «Связанный» интеллект отражает общую информированность, уровень знаний, приобретённых в течение жизни, и зависит от степени овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Для исследования кристаллизованных способностей чаще всего используются тесты на осведомлённость и общий культурный уровень.
Как правило, наиболее эффективные методики исследования интеллекта (в частности и мышления) имеют задания, нагруженные двумя факторами интеллекта.
Вербальные аналогии подходят для тестов, измеряющих как gf, так и gc, поскольку для их выполнения обычно нужны не только способность мыслить логически, но и знания, информированность. С помощью заданий на аналогию можно продемонстрировать, как в форму задания, с использованием разного материала, можно включать разнообразные отношения, для выявления которых может требоваться (или не требоваться) дополнительная информированность испытуемого.
Пример 1. Гегель так относится к "Феноменологии духа», как Кант к...
(а) "Назначение человека", (б) "Система трансцендентального идеализма",
(в) "Критика чистого разума", (г) "К критике философии Гегеля", (д) "Мир как воля и представление".
Это задание, отражающее, пожалуй, gc , потому что для его выполнения требуются знания такого рода, какие дает (правда, не всегда) только высшее образование. Это, вероятно, плохое задание, поскольку для его выполнения необходимы доступные сравнительно узкому кругу людей специальные знания, но отношение, которое должно быть выявлено в этом задании, простое - авторство философского произведения. Трудность подобных тестов состоит не в необходимости логических рассуждений , а в наличии у испытуемого информации, нужной для его выполнения.
Пример 2. Телевизор так относится к микроскопу, кик телефон - к...
(а) усилителю, (6) микропроцессору, (в) осциллографу, (г) микрофону, (д) громкоговорителю.
Это задание достаточно сложное, предназначенное в основном для измерения как gf, так и gc. Для правильного выполнения этого задания требуется значительный объем знаний о функционировании современной техники. Кроме того, здесь аналогия не является столь очевидной. Для правильного выполнения задания испытуемый должен понять, что отношение состоит в применении устройства для увеличения интенсивности (силы) сигнала. Следовательно, правильным ответом будет (а). Заметьте, что дистракторы были подобраны с подвохом, так что испытуемый, обнаруживший неверную закономерность, выберет, вероятно, микрофон.
Пример 3. Кочка относится к холму, как ущелье - к...
(а) канаве, (б) долине, (в) пропасти, (г) реке, (д) горе.
Это простое задание, несколько нагруженное фактором gc, в котором отношение является одним из последовательных увеличений размера. Одной лишь географической информации недостаточно, чтобы выполнить это задание, поскольку все дистракторы принадлежат к этому виду.
Последовательности
Для решения заданий данного типа испытуемому необходимо установить характер связи между элементами ряда и использовать найденное отношение для продуцирования следующего неизвестного элемента. Последовательности отражают способность мышления улавливать направление и закономерности развития некоторых процессов. Такое качество обеспечивает предсказательную способность мышления, способность прогнозировать постепенные изменения.
Последовательности являются формой заданий, в которую также легко включить отношения разных уровней сложности. Числа особенно удобно использовать для построения таких заданий, так как ими легко манипулировать, а для выявлений отношений не обязательно обладать глубокими математическими познаниями.
Пример 1. 12, 15, 17, 20, 22, ...(25, 27)
Это относительно простое задание, в котором члены последовательности увеличиваются на 3 и на 2 поочередно.
Пример 2. 16, 4, 1, 0.25, ...(0.0625)
Это очень простое задание, хотя необходимость знания десятичных дробей может привести к его непригодности в тестах интеллекта. Это задание приведено, чтобы проиллюстрировать всегда существующую опасность работы с числовым материалом -необходимость наличия у испытуемых математических знаний, которые с очевидностью отличны от способности мыслить.
Невербальный материал, как эти овалы, полезен для тестирования фактора gf.
Пример 3.
Подобные задания широко представлены в «культурно-свободных тестах», таких как матрицы Равена или CF Кеттелла, где невербальные последовательности могут быть достаточно трудными.
Варианты последовательностей
1) Последовательность, в которой необходимо найти некоторый средний элемент, а не крайний по расположению.
Пример. Микроскопический, мельчайший, крошечный, ..., большой, крупный.
Это пример последовательности, который затрагивает вербальные способности. Здесь необходим большой выбор дистракторов: огромный, маленький, тяжелый, гигантский, чудовищный.
2) Последовательность, в которой необходимо дополнить не следующий элемент, а через один или еще более дальний.
3) Последовательность, в которой необходимо переупорядочить элементы в соответствии с выявленной последовательностью.
Пример.
1) 4 2 8 12 6 14 10 | (2 4 6 8 10 12 14) |
2) 8 12 5 4 9 16 13 | (4 5 8 9 12 13 16) |
3) 7 9 3 10 6 8 5 | (3 6 5 8 7 10 9) |
Упражнение. Анализируя цифровые ряды, описать последовательность мыслительных операций, задействованных в выполнении данного задания.
53 51 48 24 8 6
15 13 16 12 17 11
Проверьте. Сравнение (элементы сравниваются друг с другом) ® анализ (выделяются найденные связи) ® абстрагирование (выделенное отношение абстрагируется и «переносится» в конец ряда) ® синтез (продуцируется новый элемент и объединяется с предыдущими).
Контрольные вопросы.
1. Какие типы связей существуют между понятиями.
2. Какие мыслительные операции обеспечивают решение заданий на аналогии.
3. От чего зависит уровень сложности заданий на аналогии.
4. Что такое «gf-» и «gc – факторы» интеллекта. Что даёт их разное соотношение в тестовых заданиях.
5. Какие мыслительные способности измеряются заданиями на последовательности.
Приведите примеры разных форм последовательностей. Какой материал используется для их построения.
Тема 3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ
Процесс мышления - сложное образование, которое не может изучаться только через анализ мыслительных операций. Мыслительные операции - лишь «кирпичики», из которых можно сложить множество разнообразных «строений». Процесс мышления имеет структуру, т.е. сочетание компонентов, связанных друг с другом определённым образом. Ход любого относительно сложного мыслительного процесса определяется некоторой целью, которая задана стоящей перед субъектом задачей. Связующими звеньями мыслительного процесса являются процессы регуляции, такие как планирование, ориентировка, проверка и др. Соотношение всех вышеуказанных компонентов определяет мыслительную стратегию.
Стратегия- система правил, выбираемых человеком в процессе решения любой задачи. Стратегия - это тот путь, по которому движутся рассуждения человека, приближаясь к решению или удаляясь от него. Каждую стратегию можно охарактеризовать с нескольких позиций.
1. Объективная эффективность стратегии: оптимальной будет такая стратегия, которая позволяет за минимальное время в максимальной степени адекватно реализовать поставленные цели.
2. Степень трудности самой стратегии, которая определяется величиной умственных усилий, затрачиваемых человеком при ее использовании.
3. Оптимальность для индивида - оптимальной для конкретного человека является та стратегия, которая даёт преимущество во времени и затратах усилий по сравнению с другими стратегиями. (Может не совпадать с «1»).
Для решения задач различного характера человек, как правило, вырабатывает определённые стратегии, которых старается затем придерживаться. На формирование стратегии влияет опыт успешного решения задач подобного типа.
Стратегия может складываться спонтанно, тогда определяющими факторами являются:
а) характер задач, которые чаще приходилось решать;
б) индивидуальные когнитивные особенности.
Стратегия может быть сформирована в результате научения, тогда её определяют извне заданные правила решения (образец, стандарт), переведённые на уровень навыка.
Конкретные мыслительные стратегии обычно выявляются при обсуждении процессов решения задач. Часто процесс решения задач определяют как нахождение способов трансформации исходной ситуации(или заданных переменных) в желаемую ситуацию (или неизвестные переменные).
Анализируя процесс решения задачи, обычно выделяют пять последовательных стадий:
1) ознакомление с условиями задачи,
2) интерпретация понятий,
3) извлечение релевантной информации,
4) создание плана решения,
5) выполнение вычислительных (или мыслительных) операций.
Относительно стадии извлечения релевантной информации, также выделяют несколько типов задач:
а) требующие извлечения правил оперирования,
б) требующие извлечения хранящихся в памяти пропозиций,
в) требующие дополнительной трансформации уже имеющихся знаний.