Направление. Формирование структурных компонентов экспрессивной речи.
Задачами данного направления являлось развитие и формирование структурных компонентов экспрессивной речи, а именно звукопроизношения, активного словаря, грамматического строя, связной речи. На занятиях дети учились взаимодействовать с логопедом и детьми. В работу были включены зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.
Для реализации данного этапа, нами было проведено 11 занятий, которые включали в себя индивидуальные и групповые.
Нами использовались методики: М.М. Алексеева, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»; О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»; Ю.С. Ляховская «Дорисуй малыша».
Работу над формированием звукопроизношения проводил логопед детского сада индивидуально с каждым ребенком по речевой модели «взрослый – ребенок», в соответствии с планом работы.
Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов мы предложили игру «Дорисуй малыша». Данная игра проходила по модели «логопед – дети». Детям раздавались рисунки на которых не дорисованы какие-либо части тела. Дети рассматривали, что нужно дорисовать, по очереди называли части (брови, нос, ресницы, пальцы). Затем логопед дорисовывал на доске, а затем дети делали то же самое на своих рисунках. Рассматривание и рисование сопровождались загадываением загадок. Например: «Вокруг озера камыши растут. (Ресницы)»; «Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Рот, глаза и уши)».
Нами было установлено взаимодействие с логопедом детского сада, на базе которого проводился эксперимент. Мы предложили задания для проведения во время фронтальных логопедических занятий логопедом. Одной из таких игр, являлась игра «Магазин игрушек». Игра направлена на активизацию и развитие. Данное упражнение проводилось по модели «логопед – ребенок». Воспитатель принимал роль продавца, а дети – покупатели. Задача детей была назвать игрушки и их характерные признаки.
Работу по формирования грамматического строя речи мы строили с учетом диагноза детей, а именно наличия у них легкой степени дизартрии. Исходя из этого, мы использовали методику, предложенную Л.В. Лопатиной.
Для формирования правильного использования форм винительного падежа существительных, мы предложили игру «Охотники и пастух» на тему «Дикие и домашние животные». Данная игра проводилась, используя речевую модель «логопед – дети». В данной игре использовались наглядные и словесные методы, а так же прием вопросно-ответной формы.
На доске вывешиливались картинки: слева — охотника и пастуха, справа — домашних и диких животных.
Взрослый перед занятием задавал детям вопросы: «Кто изображен на картинках слева? (Пастух, охотник )»; «Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных )»; «Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных )».
Логопед предлагал детям поместить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника. Затем логопед задавал вопросы, указывая на картинки с изображением животных: «Пастух пасет кого? (Корову, лошадь, овцу... ; коров, лошадей, овец...)»; «Охотник охотится на кого? (На зайца, белку, волка... ; на зайцев, белок, волков...)».
Следующие два упражнения проводились с детьми по речевой модели «взрослый – дети».
В работе по формированию способов словообразования мы включали задания на образование прилагательных от основ существительных: «Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое)»; на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода: «Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Катается на лыжах (лыжник). Катается на велосипеде (велосипедист). Хорошо прыгает (прыгун)»; на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности): «В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный)».
Так же нами проводилась работа по развитию грамматики параллельно с ознакомлением с природой. Дети во время прогулок и экскурсий упражнялись: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи – длиннее; зимой – самые короткие дни, самые длинные ночи; в употреблении глаголов: весной – день удлиняется, ночь укорачивается; осенью – листья опадают, трава вянет; весной – набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.
При проведении диагностического этапа нами были выявлено, что у детей наиболее подвержен нарушению морфологический строй, а именно употребление существительных множественного числа, родительного падежа, поэтому мы предложили словесные упражнения «Чего нет у Тани?».Данное упражнение проводилось с опорой на наглядный материал и по модели «логопед – ребенок».
Логопед давал инструкцию: «Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку?» взрослый показывал картинки, а ребенок называл их: «Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы». Логопед: «А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает?». Дети: «Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто».
Для развития связной речи мы предложи работу по описанию картины и по серии картинок. Работа проводилась по модели «логопед – ребенок». Ребенку предлагалось описать ежа по картинки, если у него возникали затруднения, логопед помогал ребенку вспомогательными вопросами и предлагал для просмотра игрушку ежа. Примерный рассказ ребенка: «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах».