Второй блок. Изучение уровня сформированности информационного компонента коммуникативной функции речи в экспрессивной речи.
Данный блок позволил нам определить уровень состояния передачи информации. Второй блок мы обследовали с помощью методик О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Е.К. Стребелевой и Е.В. Мазановой по следующим параметрам: состояние активного словаря, состояние звукопроизношения, состояние звуко-слоговой структуры речи, состояние грамматического строя речи, состояние связной речи.
Первое направление. Состояние активного словаря. Данный параметр, мы обследовали по адаптированной методике Е.В. Мазановой. Целью данной методики было выявить уровень сформированности активного словаря ребенка, в который входило обследование существительных, прилагательных, глаголов.
Методика по обследованию активного словаря включала семь заданий. В первом задании ребенку предлагалось назвать существительные по отдельным группам. Предполагалось четыре группы слов. При проведении второго задания, ребенку предоставлялись картинки в количестве десяти штук, на которых изображены части тела или какого-либо предмета. Ребенок должен был назвать изображенные части. Третье задание – ребенку предлагалось поочередно четыре карточки. На каждой карточке было изображено по три предмета относящиеся к определенной категории. Ребенку необходимо было назвать изображенные предметы и обобщить их, к какой категории они относились. В четвертом задании ребенку задавались вопросы, как передвигаются какое-либо животное. Ребенок должен ответить на поставленный вопрос. Пятое задание направлено на изучение знаний цветов. Перед ребенком выкладывались восемь цветов. Исследуемый должен был назвать по очереди, предлагаемые ему цвета. В шестом задании логопед показывал ребенку геометрическую форму и задавал вспомогательный вопрос. Ребенок должен был назвать форму, которую ему предоставлялась. Седьмое задание было направлено на изучение знаний о животных и их детенышей. Взрослый показывал ребенку картинку с изображением одного из животных и предлагал назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый брал картинки и помогал ребенку. Каждое задание оценивалось максимально в пять баллов.
Особое внимание обращалось на правильность ответов, на то, как быстро ребенок давал ответ, на заинтересованность и внимательность детей, на полноту ответа. Так же обращалось внимание, как ребенок вступал в контакт с экспериментатором, задавад ли дополнительные вопросы. Учитывалась необходимость дополнительной инструкции взрослого.
Второе направление. Состояние звукопроизношения. Данный параметр мы обследовали по методике Е.К. Стребелевой. При обследовании мы изучали звукопроизношение изолированно, в словах и предложениях.
Обследование по данной методике включает два задания. Первое задание направлено на изучение свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат и заднеязычных звуков изолированно, а затем в словах с данным звуком в разных позициях. Целью второго задания являлось обследование звукопроизношения в предложениях. Ребенку необходимо было повторить за взрослым предложения. Каждое задание оценивалось максимально в пять баллов. В ходе обследования учитывалось, какие звуки и группы звуков нарушены и в каких позициях.
Третье направление. Состояние звуко-слоговой структуры речи. Этот параметр мы обследовали по методике Е.К. Стребелевой. Данную методику мы адаптировали под возрастные возможности детей. Целью обследования являлось изучение сформированности умения ребенка изолированно произносить слова различной слоговой структуры.
Данная методика состояла из двух заданий. Первое задание направлено на изучение звуко-слоговой структуры слова. Взрослый предлагал ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные). Для исследования было предложено восемь картинок. При затруднениях взрослый просил повторить за ним необходимые слова. Второе задание направлено на изучение звуко-слоговой структуры слова в предложениях. В задание было включено четыре предложения. Ребенку необходимо было прослушать предложение и повторить его за взрослым. В случае возникновения затруднений предложение повторялось. Каждое задание максимально оценивалось в пять баллов.
При обследовании учитывалось, как ребенок произносил слово, самостоятельно или после произношения взрослого. Обращалось внимание на его дикцию, произношение и уверенность. Фиксировались нарушения звуко-слоговой структуры в простых или сложных словах, а также предложениях. Учитывался характер нарушения (выпуски, замены, добавления и т.д.).
Четвертое направление. Состояние грамматического строя речи. С целью изучения этого параметра мы подобрали методику, которую разработали О.С. Ушакова и Е.М. Струнина.
В ходе обследования изучался уровень владения единственным и множественным числами, умение преобразовывать именительный падеж в родительный единственного и множественного числа, уровень владения уменьшительно-ласкательными суффиксами и умение употреблять числительные «два» и «пять» с существительными.
Для обследования было подобрано три задания. Первое задание включало две части. Цель первой части это было выявление умения ребенка образовывать имена существительные множественного числа в именительном падеже. Ребенку показывали картинки в количестве двенадцати штук. Взрослый просил его назвать один предмет и много. Если ребенок справлялся с первой частью задания, ему предлагалась вторая часть. Эта часть включала пять дополнительных вопросов направленных на изучение умения образовывать имена существительные множественного числа в родительном падеже. За каждое правильно выполненное задание ребенок мог получить максимально пять баллов. Второе задание было направлено на выявление сформированности умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Взрослый предлагал ребенку восемь картинок с изображением большого и маленького предмета. Ребенку необходимо было назвать ласково изображенные предметы. За выполнение данного задания ребенок мог набрать максимально пять баллов. Третьего задание направлено на изучение умения употреблять числительные «два» и «пять» с именами существительными. Логопед предлагал для просмотра шесть картинок. На картинках были изображены предметы в количестве двух и пяти. Ребенку необходимо было назвать изображенные предметы, правильно согласовав их. Данное задание максимально оценивалось в пять баллов.
Особое внимание уделялось правильности выполнения задания и правильности усвоения инструкции. Учитывалось, как ребенок выполнял задание (самостоятельно, быстро, правильно); нуждался ли в помощи взрослого и пользовался ли он ей. Так же учитывалось, сколько ошибок допустил ребенок, характер этих ошибок и в какой группе.
Пятое направление. Изучение состояния связной речи. Этот параметр мы обследовали по адаптированной методике Е.В. Мазановой и Е.К. Стребелевой. Целью данного раздела обследования являлось выявление уровеня сформированности связной речи.
Данная методика состояла из двух заданий. В первом задании требовалось составить рассказ по сюжетным картинкам. Логопед предъявлял ребенку картинки с изображением серии последовательных событий. Данные картинки раскладывались перед ребенком. Взрослый предлагал рассмотреть их и разложить в правильной последовательности. После внимательного просмотра картинок, ребенку давалось задание составить рассказ. Второе задание было направлено на обследование состояния связной речи при пересказе текста. Ребенку предлагался текст из пяти предложений. Взрослый давал задание внимательно прослушать текст, который он сейчас будет слушать. Текст прослушивался ребенком два раза. После прослушивания, ребенку необходимо было пересказать содержание текста. Если у ребенка возникали затруднения, то взрослый задавал дополнительные, вспомогательные вопросы по содержанию. За каждое задание максимальное количество баллов равно пяти.
При оценивании учитывалось, как быстро ребенок справлялся с заданием, внимательно ли прослушивал рассказ, при составлении рассказа использовал в своей речи простые или распространенные предложения. При пересказе в полной ли мере передал содержание рассказа, придумывал ли свое. Так же оценивается состояние его речи, грамматически правильная, лексически обогащенная, четкая и внятная.
Полученные результаты обследования по данным пяти направлениям нами были переведены в уровненную систему оценок (приложение Б).
Для второго блока мы вывели общую систему оценивания (приложение В).
Полученные данные мы перевели в уровневую систему оценок.
Третий блок. Изучение уровня сформированности речевого поведения информационного компонента коммуникативной функции речи.Данный блокпозволил нам определить уровень сформированности речевого поведения у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Данный блок мы обследовали по трем параметрам: состояние речевого поведения в личностном общении, познавательном общении и в деловом общении. Мы выбрали методики С.Ю. Серебрековой и Г.А. Цукерма.
Первое направление. Состояние речевого поведения в личностном общении.Этот параметр мы изучали с помощью методики С.Ю. Серебряковой «Беседа о семье и лепка». Целью данной методики было определить умение ребенка вступать в процесс общения со взрослым и поддержать беседу.
В процессе обследования участвовали взрослый и ребенок. Данная методика проводилась в ходе игры и беседы. В начале, взрослый предлагал ребенку вылепить из пластилина, то что он захочет. Если у ребенка возникали затруднения, то взрослый предлагал идеи и помогал ребенку. Взрослый в течение 10 минут не вмешивался в действия ребенка, ожидая проявление инициативы испытуемого. Если в течение этого времени ребенок сам начинал разговор, взрослый отвечал на его вопросы, поддерживал общение. Если испытуемый работал, молча, то во второй фазе взрослый обращался к ребенку, смотрел его изделие, задавал вопросы. По результатам обследования методики, ребенок мог получить максимально пять баллов.
При обследовании особое внимание уделялось на умение вступать в контакт со взрослым, способность воспринять и передать информацию в процессе общения. Оценивалось умение выражать просьбу, умение согласовывать свои действия с действиями взрослого. В ходе лепки ребенок общался со взрослым и рассказывал о семье.
Второе направление. Состояние речевого поведения в познавательном общении. Для обследования второго параметра нами была использована методика С.Ю. Серебряковой «Совместное чтение книги», направленная на изучение состояния познавательного общения.
Для проведения методики мы использовали отрывок из сказки Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». В процессе участвовало два человека, взрослый и ребенок. При обследовании ребенку предлагалось почитать книгу вместе со взрослым. Перед чтением, ребенка знакомили с книгой, просматривали иллюстрации, автора и т.п. После прочтения книги наблюдалось, есть ли желание у ребенка вступать в процесс общения со взрослым, задавать ему вопросы по содержанию книги и т.д. Если у ребенка не вызвало желания общаться, то взрослый сам задавал ему вопросы по содержанию книги, спрашивал про отношения к героям и т.д. Если ребенок и после этого не шел на контакт, то проведение методики заканчивалось. При обследовании мы наблюдали, умел ли ребенок ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, умел ли выражать свои мысли, задавать вопросы и мог ли вступать в контакт. Данная методика оценивалась максимально в пять баллов.
Третье направление. Состояние речевого поведения в деловом общении. С целью изучения данного параметра мы применили методику Г.А. Цукермана «Рукавички». Целью данной методики являлось изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Данная методика проводилась в виде игры, в которой принимали участие два ребенка. Детям, сидящим в парах, раздавались бумажные чистые рукавички. Детей просили украсить рукавички одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могли сами придумать узор, но сначала им надо было договориться между собой, какой узор они будут рисовать. В ходе обследования оценивалась продуктивность совместной деятельности, сходство узоров на рукавичках. Отмечалось умение детей договариваться, прийти к общему решению, умение убедить и аргументировать свою позицию. Наблюдалось, был ли взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечали ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагировали, была ли взаимопомощь по ходу рисования. Данная методика оценивалась максимально в пять баллов.
Полученные результаты в ходе обследования по данным трем направлениям были нами представленные в уровневую систему оценивания (приложение Г).
Мы разработали, общую систему оценивая, сформированности речевого поведения коммуникативной функции речи в информационном компоненте (приложение Д).
Для оценивания информационного компонента коммуникативной функции речи мы создали единую балльно-уровневую систему. Максимально за выполнение всех заданий, предложенных нами, ребенок мог заработать 88 баллов:
1-26 баллов – низкий уровень. Информационный компонент коммуникативной функции речи не сформирован. Дети с заданиями не справляются, не могут показать правильную картинку. Они не понимают обращенной к ним речи, не могут использовать свою речь для общения. Не понимают простых инструкций, также не понимают смысла предложений. В процессе общения больше общаются с помощью жестов. У детей нарушен процесс общения, нарушены межличностные взаимоотношения как со взрослыми так и со сверстниками. Дети не могут передать информацию другому лицу.
27-55 балла – ниже среднего уровень. Коммуникативная функция значительно нарушена. Пассивный и активный словари находятся на низком уровне. Понимают примитивную речь, простые слова. Показывают картинки только, которые встречаются на бытовом уровне. В собственной речи используют отдельные слова, грамматически не оформленные предложения. В процесс общения практически не вступают, ведут себя замкнуто. Дети часто отвлекаются от задания, проявляют себя неуверенно.
56-80 баллов – средний уровень. Дети понимают обращенную к ним речь, правильно показывают картинки отдельных слов. Допускают ошибки в понимании сложных конструкций предложений. В процессе усвоения и понимания текста наблюдаются ошибки, выпадение сюжетных линий или их непонимание. Дети пользуются речью активной. В их речи присутствуют простые предложения, а также сложные, но грамматически неправильно оформленные. Дети достаточно точно передают информацию собеседнику, поддерживают беседу. Испытуемые вступают в процесс общения, но могут перебивать собеседника или отвлекаться от беседы. При взаимодействии в большей мере учитывают свою точку зрения.
81-105 баллов – выше среднего уровень. Пассивный и активный словарь находятся на высоком уровне. Дети точно воспринимают и понимают обращенную к них речь, точно определяют картинки и выполняют задания, на понимание сложных предложных конструкций предложения. При восприятии рассказа допускают ошибки, которые исправляют с помощью логопеда. Дети активно пользуются речью, для выражения мыслей и желаний. При выполнении заданий активно отвечают на вопросы. Их ответы полные, распространенные, иногда встречаются грамматические ошибки. Текст пересказывают последовательно, используют сложные предложения. Дети проявляют инициативу для вступления в процесс общения как со взрослыми так и с ровесниками. Проявляют интерес к разговору и стараются поддержать тему общения. Учитывают мнение партнера, но могут отвлекаться от темы разговора.
106-120 балла – высокий уровень. Информационный компонент коммуникативной функции речи сформирован в соответствии с возрастом детей. Восприятие речи сформировано полностью, при выполнении заданий ошибок не допускают. Речь грамматически правильно оформлена, распространена, разнообразна. Легко вступает в процесс общения с незнакомыми и знакомыми людьми, со взрослыми и детьми.
Таким образом, проведя обследование данных направлений информационного компонента коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы можем сделать вывод об их состоянии.