Подготовительный этап в работе над КР или ВКР

Москва 2017

Составитель:

доцент кафедры психологов-педагогических и театральных дисциплин

АНО ВО «МИТУ-МАСИ»,

кан. пед. наук Улановская К.А.

Рецензент:

Должность

Степень Фамилия И.О.

Методические рекомендации одобрены на заседании кафедры педагогики и психологии АНО ВО «МИТУ-МАСИ»

От «___» ____________ 2017 г., протокол № _____

Заведующий кафедрой педагогики и психологии АНО ВО «МИТУ-МАСИ»

кандидат педагогических наук, доцент

«___» _____________ 2017 г. С.В. Жундрикова

«Согласовано»:

Заведующий учебно-методическим отделом

«___» _____________ 2017 г. А.А. Сулейменко

Методические рекомендации по подготовке курсовой и выпускной квалификационной работы / К.А. Улановская. - М.: МИТУ-МАСИ, 2017 – 24 с.

В рекомендациях представлены положения о курсовой и выпускной квалификационной работе, правила оформления, описание структуры и содержания.

© К.А. Улановская, 2017

©МИТУ-МАСИ, 2017

Оглавление

Введение. 4

1. Подготовительный этап в работе над КР или ВКР. 5

1.1. Выбор темы исследования. 5

1.2. Обязанности студента в процессе подготовки КР/ВКР. 5

1.3. Обязанности научного руководителя. 6

1.4. Примерный график подготовки КР/ВКР. 6

2. Работа над текстом КР/ВКР. 8

2.1. Структура КР/ВКР. 8

2.2. Введение: рубрики, содержание, требования. 9

2.3. Основная часть КР/ВКР. 14

2.4. Требования к языку текста и стилю изложения. 18

2.5. Требования к заключению КР/ВКР. 20

2.6. Список литературы.. 21

3. Требования к оформлению текста КР/ВКР. 26

3.1. Технические требования к оформлению текста КР/ВКР. 26

3.2. Оформление внутритекстовых ссылок на литературу. 28

3.3. Правила корректного цитирования и повышения процента авторского текста 28

4. Защита ВКР. 29

4.1. Порядок защиты ВКР. 29

4.2. Процедура защиты ВКР. 30

4.3. Оценка ВКР. 32

Введение

Курсовая и выпускная квалификационная работа (далее по тексту - ВКР) являются самостоятельным исследованием, направленным на решение конкретной задачи в соответствии с направлением подготовки.

Автор курсовой работы или ВКР должен

знать:

· основные требования к оформлению работы;

· правила оформления списка литературы;

· информационные библиотечные ресурсы;

уметь:

· обосновывать актуальность и осуществлять постановку проблемы исследования;

· ставить цель, гипотезу и задачи исследования;

· анализировать и систематизировать теоретический и эмпирический материал, делать выводы;

владеть:

· навыками применения теоретического знания в эмпирической работе;

· готовностью формулировать выводы, делать заключение по исследованию в соответствии с поставленными задачами.

В процессе обучения студенту рекомендуется выполнять курсовые работы и ВКР по общей тематике, чтобы обеспечить достоверность и лонгитюдность исследования.

Подготовительный этап в работе над КР или ВКР

Выбор темы исследования

Выбор темы исследования представляет собой осуществляется студентом на основании его образовательных потребностей и интересов. Студенту предлагается выбрать тему из списка тем КР/ВКР, утвержденного приказом ректора АНО ВО «МИТУ-МАСИ». Если ни одна из тем, не представляет интереса для исследования, по мнению студента, он имеет право сформулировать ее по согласованию с научным руководителем и кафедрой.

Тема исследования должна быть актуальной и предполагать разрешение какой-либо проблемы.

1.2. Обязанности студента в процессе подготовки КР/ВКР

Студент, выполняющий исследование должен:

· самостоятельно написать текст КР/ВКР;

· использовать только актуальные и достоверные источники литературы;

· нести ответственность за содержание КР/ВКР;

· избегать плагиата на чужие работы, обеспечивая исключительно корректное цитирование источников;

· согласовать с научным руководителем план и основные задачи исследования;

· обеспечить последовательное решение исследовательских задач;

· своевременно предоставлять на проверку фрагменты исследования;

· выполнять рекомендации и предложения научного руководителя.

Работа над текстом КР/ВКР

Структура КР/ВКР

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Оглавление (введение, главы, параграфы, выводы, заключение, литература, приложения) с указанием страниц.

3. Введение (см. 2.2.).

4. Основная часть (главы, параграфы).

5. Выводы по каждой главе.

6. Заключение.

7. Список литературы.

8. Приложения.

Оглавление оформляется следующим образом:

Оглавление

Введение………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ…………………………8

1.1. Название первого параграфа…………………………………….8

1.2. Название второго параграфа……………………………………14

Выводы первой главы………………………………………………..20

Глава 2. Название второй главы…………………………22

2.1. Название первого параграфа…………………………………….22

2.2. Название второго параграфа…………………………………….30

Выводы второй главы………………………………………………...38

Заключение…………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………………43

Приложения……………………………………………………………48

2.2. Введение: рубрики, содержание, требования

Введение – это одна из важнейших частей исследования. В отличие от основной части, введение наиболее регламентировано по своему содержанию. Объем введения на КР составляет 3 страницы, для ВКР – 5-6 страниц.

Актуальность исследования.Актуальность исследования условно состоит из трех частей. Первая – актуальность на уровне общества. Здесь можно сослаться на статистические данные, нормативно-правовые акты, стандарты и пр.

Пример: Современное образование характеризуется вариативностью, гибкостью и индивидуализированностью, о чем говорится в документах последних лет (Концепция долгосрочного социально–экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.). В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования говорится о необходимости формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся на основе познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде и ориентировки в мире профессий…

Вторая – на уровне науки (психологии или педагогики). Какие аспекты темы уже изучены с указанием исследователей.

Пример: Проблемой обоснования технологий тьюторского сопровождения занимаются такие ученые, как Т. М. Ковалева, Э.Гордон, Л.В. Бендова, А.А. Попов, И.Д. Проскуровкая, Е.С. Комраков, Т.Н. Назарова, Н.В. Рыбалкина, С.А. Степанов, А.К. Капитанская, О.А. Крупенина, Е.Б. Колосова, Е.Д. Файзуллаева и Т.Ю. Коротина, А.Г. Чернявская и др.

Третья – на уровне исследования.

Пример: Средством осуществления тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков являются индивидуальные образовательные траектории (Е.А. Александрова, Н.В. Боброва, А.В. Глушенкова, Д.А. Голодок, Н.А. Жукова, Т.М. Ковалёва, Н.Б. Крылова, Е.А. Суханова, А.А. Теров, А.В. Хуторской и др.).

Актуальность должна быть построена таким образом, чтобы показать важность выбранной темы и ее роль в развитии науки и практики. Чтобы более ярко показать данный аспект, необходимо выделить противоречие. Можно использовать следующую конструкцию «Однако прослеживается противоречие между …» тем, что уже есть в науке и практике, и чего еще не хватает.

Пример: прослеживается противоречие между потребностью в тьюторском сопровождении познавательных интересов подростков и недостаточной обоснованностью технологий тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков.

Следующая рубрика введения – проблема исследования, т.е. основной вопрос, на который студент будет искать ответ в процессе исследования

Пример: Следовательно, проблема исследования состоит в том, какова специфика технологий тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков.

Далее можно использовать конструкцию-связку «Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Тема тема тема тема тема тема тема тема как на титульном листе»». Данная конструкция «подводит» к формулировке темы КР/ВКР. Поэтому ДО нее НЕ рекомендуется использовать сочетание «тема исследования».

После того, как определена тема исследования, необходимо указать его объект. Объект исследования – это часть психологической или педагогической реальности, которая будет рассматриваться в КР/ВКР.

Пример: Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школе.

Пример: Объект исследования – психическое развитие подростков.

Следующая рубрика – предмет исследования. Предмет исследования – это часть объекта, которая будет рассматриваться в КР/ВКР.

Пример: Предмет исследования – процесс тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков.

Пример: Предмет исследования – факторы агрессивности у подростков.

Цель исследования – результат, который исследователь желает получить в ходе выполнения исследования, и который позволит решить поставленную проблему. Формулировать цель лучше, начиная с таких конструкций: выявление…, обоснование…, формирование…, проведение…, определение….

Пример: Цель исследования – обоснование технологий тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков.

Пример: Цель исследования – обоснование факторов развития агрессивности у подростков.

Гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предполо­жение о существовании некоторого явления, это научное предположение, которое в процессе исследования подтверждается или опровергается.

Пример: на развитие агрессивности у подростков влияют такие факторы, как…

Цель достигается посредством осуществления последовательных шагов. Таким шагами являются задачи исследования. Можно использовать такую формулировку «Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач…».

Задачи лучше всего формулировать, ориентируясь на оглавление. Например, если п. 1.1. называется «Сущностные характеристики тьюторского сопровождения», то задача может быть такой: «Выявить сущностные характеристики тьюторского сопровождения». Можно использовать следующие глаголы: уточнить…, обосновать…, создать…, определить…, внедрить…, апробировать….

Следует обратить внимание, что цель исследования формулируется как процесс – определение…, выявление… А задачи – как действие, т.е., что нужно сделать, чтобы цель была достигнута: выявить…, определить…, обосновать…

Пример: Уточить понимание сущностных характеристик тьюторского сопровождения.

Методы исследования. Каждом исследовании используется три группы методов.

1. Теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы др.

2. Эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), изучение документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, сравнение, обобщение опыта, диагностический и формирующий эксперименты и др.

3. Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов и др.

Пример:

1. Теоретические: анализ психологической литературы; моделирование;

2. Эмпирические: анкетирование, сравнение, обобщение опыта;

3. Статистические: критерий Пирсона для проверки гипотезы о соответствии эмпирического распределения предполагаемому теоретическому распределению.

Следующая рубрика – теоретико-методологическая база исследования, т.е. основные подходы, исследования с указанием авторов, которые позволяют решить поставленные задачи. Особенностью данной рубрики является то, что здесь необходимо указать только те подходы, исследования, концепции, которые используются в КР/ВКР. Нельзя допускать ошибку и переписывать здесь авторов, идеи и подходы, которые не находят отражения в тексте.

Пример: Теоретико-методологические основы исследования составили работы по теории тьюторства (И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия и др.), специфике возрастных особенностей подростков (И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия и др.), особенностям познавательных интересов подростков (И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия и др.).

КР/ВКР должна обладать практической ценностью, т.е. необходимо указать, что в работе может быть полезно практикам. Как правило, в данной рубрике указывается ценность разработанных студентом программ, проектов, тренингов, методических рекомендаций и пр.

Пример: Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования учителями-практиками и тьюторами полученных результатов в процессе тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков.

Далее представлены рубрики введения, которые должны быть только в ВКР. Для КР они не требуются.

Научная новизна результатов исследования (если есть) – вклад в научные теории, который был сделан в процессе выполнения ВКР. Это может быть определение явления или процесса, новая классификация, дополнение научного знания с позиции разных подходов. Вместе с тем, данная рубрика не является обязательной, т.к. не в каждой ВКР в соответствии со спецификой ее предмета может быть научная новизна.

Этапы исследования – временные отрезки при работе над исследованием и их характеристика.

Пример:

1 этап (сентябрь – ноябрь 2016 г.) – изучение научной литературы по проблеме исследования, подготовка текста первой главы.

2 этап (декабрь 2016 – январь 2017 г.) – проведение диагностического и формирующего эксперимента.

3 этап …

База исследования – место проведения эмпирической работы. Указывается название организации, количество участников.

Пример: База исследования – Центр психологической помощи «Название», группа подростков в возрасте 13-14 лет (26 чел.).

Структура работы. Указываются основные компоненты ВКР и их количественные характеристики.

Пример: работа состоит из введения (5 с.), двух глав (23 с., 24 с.), заключения (4 с.), списка литературы (56 источников), 12 приложений, 5 таблиц и 6 графиков.

Основная часть КР/ВКР

Основная часть КР/ВКР включает в себя главы, параграфы, пункты. Классической схемой для психологического или педагогического исследования на уровне КР/ВКР является две главы по 2-3 параграфа в каждой. Основной ошибкой, которую допускают чаще всего студенты, является несогласованность глав и параграфов. В данных методических рекомендациях предложим пример организации логики исследования.


Глава 1. Теоретические основы профилактики кризиса профессионального выгорания у руководителей организаций Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации профилактики кризиса профессионального выгорания у руководителей организаций
1.1. Сущностные характеристики кризиса профессионального выгорания 2.1. Диагностика уровня профессионального выгорания у руководителей организаций
- Понятие кризиса профессионального выгорания - Понятие кризиса профессионального выгорания у руководителей организаций - Признаки/критерии/компоненты … Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Признак 1 Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Признак 2 Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Признак n Диагностические методики отбираются на основании выявленных признаков/критериев/компонентов в п. 1.1. Следовательно,   Методика 1 Методика 2 Методика n
Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Описание уровней развития кризиса …
Уровень/ Группа Высокий Средний Низкий
Кол-во      
В %      
1.2. Методы профилактики кризиса профессионального выгорания у руководителей организаций 2.2. Профилактика кризиса профессионального выгорания у руководителей организаций
Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Метод 1 Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Метод 2 Подготовительный этап в работе над КР или ВКР - student2.ru Метод 3 Реализация метода 1 Реализация метода 2 Реализация метода 3
  Описание повторной диагностики, которая позволит проверить гипотезу
Уровень/ Группа Высокий Средний Низкий
  В нач В кон В нач В кон В нач В кон
Кол-во            
В %            

Первая глава – теоретическая. Следовательно, основная задача – сделать теоретический анализ по проблеме исследования в соответствии с задачами и оглавлением. Теоретический анализ предполагает изучение мнений исследователей об основных аспектах исследуемой проблемы.

В начале каждого параграфа важно «договориться о понятиях», т.е. дать определение основным понятиям. Сначала необходимо привести 3-4 примера определений исследователей, а затем сформулировать свое собственное. Если определение того или иного автора кажется идеальным, то можно написать «В своем исследовании мы будем придерживаться определения понятия ….., которое дает И.О. Фамилия….».

У студентов может возникнуть вопрос, кто это «мы»? Студент не является самостоятельным исследователем, а выполняет исследовательскую работу под руководством преподавателя кафедры. Преподаватель, в свою очередь, является представителем той или иной научной школы. Поэтому в категории «мы» скрывается студент, преподаватель и представители научной школы.

Пример: Понятие «тьютор» в переводе с английского языка означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун» [ссылка]. Учёные определяют тьютора как педагога, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы [ссылка]…

Таким образом, тьютор– это своего рода наставник, который оказывает помощь в достижении наилучшего образовательного результата, обеспечивает «обратную связь», проводит групповые консультации (тьюториалы), консультирует и поддерживает индивидуальное образовательное движение обучающегося.

После того, как было дано рабочее понятие исследуемого объекта/явления, следует описать его составляющие, признаки, уровни и другие характеристики.

В конце каждого параграфа должен быть сделан собственный вывод студента в одном-двух предложениях. Студенту важно обратить внимание на то, что это собственный вывод, т.е. «своими словами».

Не рекомендуется использовать синонимы применительно к основным категориям исследования. Даже если они часто повторяются, не является ошибкой, - это признак научного стиля изложения.

Текст первой главы должен быть четко структурирован, без размышлений. Первая глава предполагает обоснование различных точек зрения авторов на исследуемый предмет.

Достоинством работы станет следование одному теоретическому подходу/концепции. Следовательно, необходимо представить обзор мнений представителей именно этого подхода/концепции.

В конце главы необходимо сделать выводы по главе. Обычно они занимают не более одной страницы. Это основные выводы, сделанные студентом в ходе исследования. Поэтому не допускается, чтобы в выводах присутствовали ссылки и цитаты. Можно сослаться на концепцию, автора, но сделать собственный вывод.

Вторая глава – практическая. Чаще всего она может называться «Экспериментальная работа…», «Изучение…» и т.п. Особенность второй главы состоит в том, что она авторская. Здесь практически нет ссылок на источники (за исключением указания авторов диагностических методик). В таблице выше указано, что методики подбираются на основании признаков/критериев/компонентов исследуемого явления. Поэтому их выбор научно обоснован. В описании методики не рекомендуется копировать инструкцию, обработку и интерпретацию. Сама методика помещается в приложение, а тексте на него необходимо сделать ссылку. При этом в параграфе требуется описание того, как проводилась диагностика, как реагировали испытуемые, какие результаты получены, а также их качественная и количественная характеристика. Это называется диагностическим экспериментом, т.е. эмпирическим методом, направленным на выявление изначального уровня развития/сформированности исследуемого явления. Недостаточно только описать выводы по каждой методике. Необходимо их объединить и комплексно описать уровни развития/сформированности исследуемого явления. И только после этого делать выводы.

Второй параграф второй главы предполагает проективную/коррекционную часть. Это может быть разработка программы, тренинга, системы мероприятий, направленных на проверку гипотезу исследования. Проведенные мероприятия представляют собой формирующий эксперимент.

По итогам обоснования процесса реализации разработанного тренинга/программы/мероприятий предполагается проведение повторной диагностики – контрольного эксперимента, а также сравнение результатов с результатами, полученными в начале эксперимента. Если обнаруживается положительная динамика, то можно сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования.

Результаты второй главы также предполагают обоснование выводов по главе.

Требования к языку текста и стилю изложения

Стиль изложения для КР/ВКР – научный. Данный стиль предполагает использование специальной терминологии, соответствующей тема исследования. КР/ВКР представляет собой отчет о научно-исследовательской деятельности. Поэтому текст должен предполагать рассмотрение различных научных позиций, а также выводы автора на основании проведенного анализа.

Основными требованиями к тексту КР/ВКР являются: логичность текста, последовательность изложения, четкая структура, точность данных, ясность текста, соответствие нормам русского языка. Весь текст должен быть написан в едином стиле. Стиль выпускной квалификационной работы исключает употребление образных сравнений, метафор, ярких эпитетов, риторических вопросов и других выразительных средств художественной литературы.

Не рекомендуется использование сложных наименований для описания общеизвестных фактов, усложненных синтаксических конструкций, слишком длинных сложноподчиненных предложений, т.к. они ухудшают восприятие текста.

В тексте КР/ВКР следует корректно осуществлять анализ научных теорий, подходов, концепций, взглядов. Поэтому не нужно писать: «автор делает адекватный вывод…», «данная теория плохо адаптирована…», «… концепция комфортна для восприятия…» и т.п. Научная этика предполагает отказ от категоричных суждений. Вместе с тем, автор имеет право выделять достоинства и недостатки того или иного научного подхода. В данном случае уместно использовать такие конструкции: «… подход четко соответствует…», «… недостаточно обоснована теория …. применительно к…», «требует совершенствования концепция… относительно…». Использование такие конструкций позволит автору показать свою исследовательскую позицию.

Говоря об исследовательской позиции, автор не должен использовать местоимение Я («Я считаю, что…», «на мой взгляд….»). Выполняя КР/ВКР рекомендуется использовать безличные конструкции «Можно сделать вывод…», «Представляется, что…», или указывать «Мы» (студент, научный руководитель и научная школа).

Особого внимания заслуживает выбор терминологии. В тексте КР/ВКР необходимо избегать использование многочисленных синонимов основных понятий. Пусть в каждом предложении повторяется основная категория «агрессивное поведение подростков». Это не является тавтологией, а представляет собой одну из характеристик научного текста. Можно использовать в качестве альтернативы такую конструкцию «исследуемое/изучаемое явление/качество/объект». В тексте КР/ВКР необходимо придерживаться оптимальной трактовки исследуемого явления. Для этого сначала представляется анализ определений из словарей, энциклопедий, научных работ, после чего автор указывает либо свое определение, либо наиболее емкое из рассмотренных. И далее по тексту придерживается только этой позиции, чтобы избежать противоречий.

Текст КР/ВКР не должен содержать орфографических ошибок. Поэтому следует внимательно перечитывать текст, не полагаясь только на подчеркивание «вордом».

Требования к заключению КР/ВКР

Заключение – это часть КР/АКР, в которой необходимо не просто подвести итоги, а ответить на следующие вопросы: какие задачи стояли, как они были решены и какие собственные выводы сделаны автором?

Структура заключения строится следующим образом. Первое предложение заключения – немного об актуальности. Можно использовать материал введения, но не дословно, а кратко. Далее следует указать какой была цель исследования. Можно использовать следующую конструкцию. Цель нашего исследования состояла в….. (из введения). Для ее достижения были решены четыре задачи.

Первая задача нашего исследования предполагала … (из введения). Решая ее, мы обратились к исследованиям И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия и др. и определили, что…. ваш собственный вывод.

И так по каждой задаче.

Пример: Цель данного исследования состояла в обосновании технологий тьюторского сопровождения познавательных интересов подростков. Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач.

Первая задача исследования подразумевала уточнение понимания сущностных характеристик тьюторского сопровождения. Для того, чтобы решить поставленную задачу, мы проанализировали педагогическую литературу (Абашева О. В., Беспалова Г. Н., Долгова Л. М., Ковалева Т. Н, Рыбалкина Н. В.), которая содержала ответы на поставленные вопросы. Мы определили, что тьютор – это наставник, задача которого состоит в оказании помощи в достижении наилучшего образовательного результата. Он проводит групповые консультации, консультирует и поддерживает индивидуальное образовательное движение обучающегося. Тьюторское сопровождение – это процесс непрерывного сопровождение обучающегося на всех этапах обучения, который разрабатывается не собственно тьютором, а тьютором и подростком совместно.

В последнем абзаце следует сказать о том, что гипотеза была подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.

Список литературы

Список литературы требует особого внимания. Во-первых, в содержательном отношении. Следует использовать максимально актуальные источники. Применительно к психолого-педагогическому исследованию должно быть НЕ МЕНЕЕ 50% источников, изданных за последние 5 лет.

В список литературы могут входить диссертации, монографии, научные статьи, ссылки на нормативно-правовые акты. Не желательно использование в списке литературы ссылок на учебники (не более 2).

Минимальное количество наименований для КР – 20, для ВКР – 40.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке. Если в работе есть иностранные источники, в списке литературы сначала в алфавитном порядке источники на русском языке, затем – в алфавитном порядке – иностранные источники.

К списку литературы предъявляются требования ГОСТ Р 7.0.5-2008. По ГОСТ Р 7.0.5.-2008 допускается не использовать тире между областями библиографического описания. Все ссылки должны быть оформлены единообразно: только с точкой, без тире между частями описания.

Примеры оформления ссылок

Ссылки на печатные источники: примеры

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006.

Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б.Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. Вып. 7. С. 230–236.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. N 6. C. 26–37. [Символ номера (№) не используется, заменяется буквой N без точки после нее.]

Барт Р. [Bart R.] Лингвистика текста: пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. Вып. VIII: Лингвистика текста. С. 442–449.

Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. 3-е изд., испр. М.: Флинта: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005.

Бергер П., Лукман Т. [Berger P.L., Luckmann T.] Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

Браславский П.И., Данилов С.Ю. Интернет как средство инкультурации и аккультурации // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2 ч. / под общ. ред. Л.И.Гришаевой, М.К.Поповой. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004. Ч. 1. С. 215–228.

Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. 2009. Ч. 1, вып. 3. С. 246–253.

Майерс Д.Дж. [Myers D.G.] Социальная психология: пер. с англ. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000.

Маслоу А. [Maslow A.H.] Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб. и др.: Питер, 2008.

Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. СПб.: Михайлов В.А., 2003.

Пиаже Ж. [Piaget J.] Эгоцентрическая речь: пер. с фр. // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 41–46.

Психология индивидуальности: материалы II всерос. науч. конф., Москва, 12–14 нояб. 2008 г. / отв ред. А.К.Болотова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008.

Пташкин А.А. Название статьи // Психология индивидуальности: материалы II всерос. науч. конф., Москва, 12–14 нояб. 2008 г. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. С. 12–15.

Терехин А.Т., Будилова Е.В. Сетевые механизмы биологической регуляции // Успехи физиологических наук. 1995. Т. 26, N 4. С. 75–97.

Фомина Е.В. Функциональная асимметрия мозга и адаптация человека к экстремальным спортивным нагрузкам: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Тюмень, 2006.

Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2005.

Экман П. [Ekman P.] Психология лжи / пер. с англ. Н.Исуповой и др. СПб. и др.: Питер, 2008.

Campbell K.J., Collis K.F., Watsn J.M. Visual processing during mathematical problem solving // Educational Studies in Mathematics. 1995. Vol. 28(2). P. 177–194.

Hebb D.O. The organization of behavior. New York: Wiley, 1949.

Ссылки на электронные ресурсы: примеры

D'Addato A.V. Secular trends in twinning rates // Journal of Biosocial Science. 2007. Vol. 39(1). P. 147–151. doi:10.1017/s0021932006001337

По ГОСТ Р 7.0.5-2008, с указанием материала [Электронный ресурс], для web-ресурсов – URL и даты обращения. В источниках на русском языке используются элементы: [Электронный ресурс], URL, (дата обращения: ...).

Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электрон. научн. журн. 2006. N 4. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).

Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]: издание официальное. М.: Стандартинформ, 2008. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения: 05.10.2008).

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). М., 1995. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Дрешер Ю.Н. Внедрение информационных технологий и системы управления качеством в библиотечно-информационное производство [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: 12 междунар. конф. «Крым – 2005», Судак, 4–12 июня 2005 г. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/163.pdf (дата обращения: 24.12.2007).

Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).

Парпалак Р. Общение в Интернете [Электронный ресурс] // Персональный сайт Романа Парпалака. 2006. 10 декабря. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.12.2006).

Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Электронный ресурс] // Materia Medica. 1996. N 1(9). С. 5–25. URL: http://flogiston.ru/library/sokolova-berezin (дата обращения: 23.07.2008).

Примеры оформления списка литературы

Книги:

В книгах указывают следующие данные: фамилия, инициалы, название, место издания, издательство, год издания, страницы. В книгах до трех авторов указывают всех авторов и в библиографическом списке помещают в алфавитном порядке по фамилии первого автора.

Фамилия И. О. Название книги. Город: Изд-во Название издательства, год. ??? с.

Книги 4 авторов и более помещают по алфавиту в списке литературы по первому слову заглавия книги. После заглавия через косую черту указывают все фамилии авторов, если их четыре или указывают фамилии 3 авторов и далее «и др.», если авторов больше. Инициалы в этом случае ставят перед фамилией автора.

Название книги / И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия. Город: Название издательства, год. ??? с.

Методические рекомендации и пособия:

Название пособия / сост. И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия и др. Город, год. ?? с.

Диссертация:

Фамилия И.О. Название диссертации: дис. … канд. пед. наук. Город., год. ??? с.

Автореферат диссертации:

Фамилия И.О. Название автореферата диссертации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Город, год. ?? с.

Статьи из журналов и периодических изданий:

Выходные данные указывают в следующем порядке: фамилия, инициалы, название статьи, название журнала, год, том, номер, страницы. Номер от тома отделяют точкой. Название статьи отделяют от названия журнала двумя косыми чертами. Том обозначают – Т., страницы – С.

- если авторов от одного до трех:

1. Фамилия И.О. Название статьи // Наименование журнала. год. Т. ??. N ?. С. ?-??.

2. Фамилия И.О., Фамилия И.О., Фамилия И.О. Название статьи // Наименование журнала. год. Т. ??. N ?. С. ??-??.

- если авторов более трех:

3. Название статьи / И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия, И.О. Фамилия и др. // Наименование журнала. год. Т.??. N ?. С. ??-??.

Статьи на иностранном языке

Для иностранных журналов том

Наши рекомендации