I. Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата
Упражнения, направленные на развития кинестетической основы движений руки:
1. Вытянуть руку вперед; все пальцы, кроме большого, сжать в кулак, большой палец поднять вверх. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть вправо.
2. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх.
3. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.
4. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие.
5. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом должны быть вытянуты.)
6. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).
7. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.
8. «Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец при этом поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).
9. «Лягушка».Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.
10. «Улитка». Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расставив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).
Упражнения, направленные на развития кинетической основы движений руки:
1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки. Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.
2. «Пальчики здороваются». Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.
3. «Кто кого победит». Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы рук вправо, влево.
4. «Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
5. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик вдруг зевнул.
Ну а этот уж заснул.
5. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечную коробку.
6. Взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, расставляя точки в произвольном порядке.
7. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать, выпрямляя пальцы.
8. Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.
9. «Мы художники». Дети под спокойную музыку выкладывают узор из мозаики двумя руками. После окончания работы дети рассказывают, что они изобразили на своих мозаичных картинах, и сравнивают свои работы. Аналогично может проводиться лепка из пластилина на свободную или заданную тему, а также раскрашивание или штриховка картинок-раскрасок (следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке).
10. Массажные упражнения с проговариванием коротких стихов рифмовок.
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке )
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
(осторожно переступать пальцами обеих рук)
Упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата:
1. Упражнение «Заборчик». Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке. Удерживать на счет до 5.
2. Упражнение «Трубочка». Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать на счет до 5.
3. Упражнение «Улыбка». Губы растянуты в улыбке.
4. Упражнение «Хоботок». Исходное положение – губы и зубы сомкнуты. Необходимо с напряжением вытягивать губы трубочкой вперед. В таком положении их нужно удерживать примерно пять секунд, после чего вернуться в исходное положение и снова повторить упражнение.
5. Упражнение «Губная трубочка». Открыть рот и свернуть язык трубочкой, после чего предложите ребенку длительно подуть в эту трубочку
6. Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
7. Упражнение «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
8. Упражнение «Блинчик». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от 1 до 5-10 .
9. Упражнение «Построим мостик». Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, средняя — поднята, образуя с твердым небом щель, задняя — опущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам, сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.
10. Упражнение «Часики» - «Качели». Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Затем поочередно верхней и нижней губы.