Методика В.А. Пермяковой «Составные кубики»
Данная методика в авторском варианте представляет собой четыре серии заданий, состоящих соответственно из 4-х, 6-ти, 9-ти и 12-ти составных кубиков, которые предъявляются детям в указанной усложняющейся последовательности. Мы адаптировали данную методику для детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи третьего уровня, предложив использование одной серии этой методики (9-ти составные кубики), несколько изменив инструкцию для ребенка, критерий оценки успешности выполнения задания.
В процессе исследования дети получают набор из 9-ти кубиков и картинку – образец и предлагается с помощью товарищей собрать эту картинку из 9-ти кубиков. Дается инструкция: «Вам нужно вместе составить картинку из этих кубиков, работать нужно сообща, советоваться, договариваться и помогать друг другу» и детей разделяют на две группы.
Для анализа данной методики нами была составлена балльно-уровневая система оценивания регулятивного аспекта КФР:
Высокий уровень (9-10 баллов) –ребенокдоверяет сверстникам и педагогу, понимает своего партнера и помогает ему(9 баллов), учитывая его желания и интересы, регулирует игру, с удовольствием делится своими эмоциями, а в игре всегда ориентируется на эмоции партнеров(10 баллов).
Уровень выше среднего (7-8 баллов) -ребенок активен, проявляет инициативу, но имеются некоторые трудности в общении со сверстниками, может несколько недопонимать инструкций, затрудняться в передаче эмоций (7 баллов), учитывает в большей степени эмоции и мнение товарищей и помогает им в необходимой ситуации, когда у них наблюдается неточности в понимании ребенком инструкций педагога, тем самым регулируя игру, применяя свои умения и учитывая мнение товарища(8 баллов).
Средний уровень (5-6 баллов)– трудности в общении с партнером, плохо понимает своего партнера, учитывает в большей степени лишь свои
эмоции и мнение(5 баллов), однако принимает помощь партнера, после чего даже сам может предпринять попытку помочь, стараясь оценить эмоциональное состояние партнера в той или иной игровой ситуации(6 баллов).
Уровень ниже среднего (3-4 балла) -выполняет задание, часто агрессивно обращается к партнеру, может спорить, жаловаться , отказываться от помощи (3 балла). В большинстве случаев затрудняется сотрудничать, свое мнение и желания считает единственно верными, может изменить свое поведение только после беседы со взрослым (4 балла).
Низкий уровень (2-1 баллов) –агрессивен к партнеру, свое мнение и желания считает единственно верными и не оказывает помощи (1 балл), отказывается понимать чувства партнера, делиться своими эмоциями, показывая их только очень узкому кругу людей (2 балла).
Приложение Е
Расчет критерия U Манна-Уитни [45]
Проследим состояние коммуникативной функции речи у детей экспериментальной группы для подтверждения гипотезы исследования.
№ ребенка | Экспериментальная группа (общий балл ) | № ребенка | Контрольная группа(общий балл ) |
Иван И. | Артем Б. | ||
Илья М. | Артем В. | ||
Илья Т. | Костя Х. | ||
Никита С. | Лера С. | ||
Слава С. | Матвей Н. |
Проранжируем значения:
1 ранг – 34 (к.г.)
2 ранг – 37 (к.г.)
4,5 ранг – 44 (к.г.)
4,5 ранг – 44 (к.г.)
4,5 ранг – 44 (э.г.)
4,5 ранг – 44 (э.г.)
7 ранг – 47(к.г.)
8 ранг - 50 (э.г.)
9 ранг – 51(э.г.)
10 ранг - 55(э.г.)
Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной:
,где - это сумма рангов, а N общее число ранжированных наблюдений.
55=
55=55
Теперь подсчитаем сумму рангов для контрольной и экспериментальной группы:
(Rэ.г.)=36
(Rк.г.) = 19
Большее из ранговых сумм = 36 (Тх)
Определим значение U критерия Манна-Уитни по формуле:
U= (n1×n2)+ –Tx, где n1- 1 группа, n 2- 2 группа, - количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой, Тх – большая из ранговых сумм.
U= 25+15-36=4
Uэмп = 4
Берем р=0,05 из приложения 2 книги Сидоренко Е.В. Методы математической Обработки в психологии
n=5,значит Uкрит = 4
Uэмп = 4
Uкрит = 4
Uэмп=U крит, значит можно говорить о достоверности полученных результатов и подтверждении гипотезы исследования.
Приложение Ж
РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ БАЗЫ РЕЧИ
Основываясь на методиках Л.В.Лопатиной, Н.В. Серебряковой,Е.Г. Карельской и других авторов, мы составили общий комплекс упражнений по развитию моторной базы речи, который включал в себя работу над мелкой, общей, артикуляционной и мимической моторикой [23,31, 32,65,66,].