Формирование аффективного аспекта коммуникативной функции речи

Задачами данного направления являлось формирование умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению. Проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению и оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Методики:

• Комплекс игр «Моё настроение», Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся, «Придумай эмоции» [10,11];

• Методика Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В. «Я и Другие» [16];

• Сюжетно-ролевая игра «Почта» (модифицированный тест Е. Антони и Е. Бине) [10, 11].

При проведении данной работы необходимо, на наш взгляд, учитывать ряд важных факторов, которые могут повлиять на формирование аффективного аспекта коммуникативной функции речи :

1) Эмоциональный фон. Он имеет много общего с настроением, из чего следует, что он может быть либо положительным, либо отрицательным. Это может повлиять на активность ребенка, его ответы и деятельность.

2) Выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка.

3) Эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, от горя к веселью и т.д. Поэтому логопеду необходимо поддерживать необходимый эмоциональный фон на протяжении всего занятия.

Приведем пример упражнения. Логопед дает ребенку инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь»:

1) Ваня прочитал интересную книгу. Он хочет рассказать тебе о ней. Что ты сделаешь? Какие чувства ты испытываешь? Хочешь ли ты поделиться этой новостью с другими?

2) Илья потерял любимую игрушку. Что ты чувствуешь? Какие чувства испытывает Илья? Ты ему поможешь?

Затем эти же вопросы задаются детям, о которых только что шел разговор, после чего анализируется , как дети оценивают эмоциональное состояние друг друга, умеют ли сопереживать и делиться с другими своими чувствами.

В ходе занятий были использованы разнообразные виды деятельности, что соответствует коррекционной направленности логопедической работы. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всей работы.

Таким образом, на основном этапе логопедической работы, мы формировали информационный, регулятивный и аффективный аспекты коммуникативной функции речи. Выбранные нами методики соответствуют возрасту и доступны детям, с учетом их индивидуальных, психофизиологичеких и личностных особенностей. Во всех упражнениях присутствует необходимый дидактический материал для каждого из указанных аспектов коммуникативной функции речи, что значительно облегчает работу логопеда.

Наибольший интерес у детей вызвали такие игры, как «Рукавички», «Я и Другие». Затруднения у большинства детей вызвало задание «Проективные рассказы», так как у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня имеются определенные затруднения с адекватным ситуации выражением эмоций.

Этап. Заключительный

Основная цель - формировать у детей умение взаимодействовать с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях, учитывая свое эмоциональное состояние и чувства партнеров по общению.

Основным направлениемработы на данном этапевыступает формирование информационного, регулятивного и аффективного аспектов в ситуациях свободного общения.

Методики:

· Методика формирования коммуникативной функции речи по Лисиной М.И.[19]

· Методика Непомнящей Н.И. «Я – другой»[38]

· Методика Сосниной С.П. «Диагностика коммуникативных способностей»

· Проективная игра «Почта»(модификация теста Е. Антони и Е. Бине)[11].

· Игры «Придумай мелодии настроение», «Кому нужна помощь?», «Подарок», «Крокодил» [10,11].

Логопедическая работа на данном этапе была направлена на закрепление навыков свободного общения с целью обмена информацией и воздействия на других людей, саморегуляции, умения делиться своими чувствами с другими людьми, проявлять чуткость и отзывчивость к партнерам по общению.

Логопед ставит определенную задачу, которую необходимо решить ребенку. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с поставленными целями и ситуацией общения.

Приведем пример упражнения. Ребенку дается инструкция : «Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно». Задание - На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

Приведем другой пример упражнения. В игре «Кому нужна помощь?», ребенку в случайном порядке будут показываться картинки, сцены из мультфильмов или ситуация из книги, на которых какому то из героев необходимо помочь. Дети должны среагировать на предоставленную информацию и дать полный ответ, указав при этом, кому нужна помощь и в чем, кто поступает не правильно и рассказать, что бы сам сделал в данной ситуации.

Психологическая форма обобщения опыта отношений к другим людям рассматривается нами в ка­честве одного из базовых оснований личности. Как свидетель­ствуют результаты исследований, определяющими показателями данного отношения являются следующие:

1. Особенности вос­приятия ребенком другого человека, в том числе понимание, действие, эмоции (сопереживание, равнодушие и т. п.).

2. Особенно­сти, механизмы соотнесения ребенком своих интересов, жела­ний, ценностей с интересами другого (что мы обозначаем как способность «быть собой и другим»).

Таким образом, на заключительном этапе логопедической работы, мы провели работу по закреплению навыков свободного общения, научили детей взаимодействовать с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях, и сформировали умение ориентироваться на эмоциональное состояние партнеров по общению. Нами было обнаружено, что наибольший интерес вызвало задание «Я – другой», а также упражнения из адаптированной методики Сосниной С.П. «Дети и взрослый», «мальчик и девочка», «ребенок и бабушка».

Таким образом, мы сделали вывод о необходимости комплексного формирования всех аспектов коммуникативной функции речи, а именно регулятивного, информационного и аффективного.

Наши рекомендации