Психологический комментарий о бытии

Часть 1.В ней мы будем говорить о Знании и Бытии. Можете ли вы вспомнить что-либо, что было сказано прежде о Знании и Бытии? Позвольте мне напомнить вам, что это учение, которое мы изучаем, говорит, что имеются две стороны в человеке, кото­рые должны развиваться в постепенном ходе его трансформации: сторона его знания и сторона его бытия. Обычно люди смешива­ют существование с бытием.Камень существует, растение су­ществует, человек существует; но они существуют совсем по-разному. Именно здесь входит идея бытия и его различных уров­ней. Например, бытие камня, бытие растения, бытие животного, бытие человека и Божественное Бытие - все находится на раз­личных уровнях. Бытие вещи идет от ее источника, но ее сущест­вование - от ее рождения, а до рождения имеет место зачатие. Возьмем бытие животных. Все животные имеют существование от рождения. Лошадь существует, собака существует, корова суще­ствует. Они имеют общее существование. Но бытие лошади, бы­тие собаки и бытие коровы совершенно различны и идут не от ро­ждения, но от зачатия.

Теперь вернемся к Человеку. Человек отличается от живот­ных. Его бытие способно к определенному развитию. Он рождает­ся как саморазвивающийся организм на более низком уровне бы­тия, чем ему предназначено по его созданию и поэтому является несовершенным, незавершенным. Животные совершенны. Разви­тие Человека проходит в течение очень длительного периода, во время которого он приобретаетмногие вещи в своем бытии - пу­тем образования, путем подражания, путем привычек. Это одна причина, почему бытие одного человека не похоже на бытие дру­гого человека. Мы можем понять, что знание одного человека мо­жет не быть на том же уровне, как знание другого человека. Но мы не так ясно видим, что уровень бытия может быть различным. Люди не являются одинаковыми относительно их бытия. Понятие Человекав этом учении делится на семь категорий: Человек №1, центр тяжести которого находится в его инстинктах и движениях, в его сризической жизни; затем Человек №2, центр тяжести которого находится в его эмоциональной жизни; потом Человек №3, центр тяжести которого находится в его интеллектуальной жизни. Эти три категории образуют механическое человечество, внешний круг людей, которые не понимают друг друга. Как вы знаете, этот круг называется кругом смешения языков, кругом Вавилона. Затем имеется Человек №4, центр тяжести которого не находится ни в Инстинктивно-Двигательном Центре, ни в Эмоциональном Цен­тре, ни в Интеллектуальном Центре, но, так сказать, распределен среди них. Это есть уравновешенный человек,в котором разви­тие не является больше односторонним и в котором началось пробуждение. Затем имеется круг сознательного человечества: Человек №5, №6 и №7.

Далее, эти семь делений общей идеи Человека подразумева­ют семь степеней категорий бытия. Возьмем Человека №1, №2 и №3. Они принадлежат к кругу механического человечества, к «спящему человечеству», но они проявляют много различий в от­ношении своего бытия. Все три могут жить только под жизненны­ми влияниями, то есть А влияниями, создаваемыми в жизни из истории, из прошлого, из обычая, из общего направления вещей. Но некоторые могут находиться как под А влияниями, так и под В влияниями. Я напомню вам, что В влияния не создаются жизнью, но идут извне механической жизни, из круга сознательного чело­вечества, и я снова напомню вам, что Евангелия являются при­мером В влияний. Опять-таки, некоторые люди могут быть больше под А, чем под В влияниями, как больше под В, чем под А влия­ниями. Некоторые, может быть, даже вошли в контакт с С влия­ниями, именно с кем-то, принадлежащим к сознательному кругу человечества, кем-то, кто вновь родился, вновь зачался, как уче­ники пришли в контакт с Христом. Некоторые могут быть даже на пути к тому, чтобы стать Человеком №4. Все эти различные со­стояния означают различные уровни бытия. Возможно, вы заме­тили, что идея уровня бытия человека всегда входила в религиоз­ную мысль и рассматривалась в качестве более важной, чем что-либо еще. Уровень бытия святого был отличным от уровня бытия грешника. Хорошие люди, плохие люди, злые люди, правдивые люди, лгуны, искренние люди, терпеливые люди, лицемеры, са­модовольные люди, тщеславные люди и т.д. - все это термины, относящиеся к стороне бытия,не к стороне знанияв человеке. В наше время люди, по-видимому склонны думать, что то, чем че­ловек является, несущественно,принимая во внимание, что он знает.Они даже думают, что человек с преступным бытием может быть великим мыслителем или великим ученым, или великим ар­тистом, или великим писателем.

Часть 2.Перейдем теперь к знаниюэтой Работы и ее отно­шению к нашему бытию. Эта Работа дается как знание и так должна быть изучаема, точно так же, как любой другой вид знания должен быть изучаем. Но эта Работа идет из Высшего Ума. Это не есть обычное знание. Это есть знание о трансформации. Это есть знание, идущее от тех, кто достиг полного внутреннего раз­вития и достиг, посредством роста и трансформации своего бы­тия, состояния сознания, называемого Объективным Сознанием. Итак, знание, которому учат в этой Работе, должно постепеннс становиться вашим знанием, то есть вы должны знатьто, чему учит Работа, прежде всего, а это отнимает время и требует уси­лия. Но так как это знание идет с уровня человечества значитель­но более высокого, чем нашего уровня бытия, полное пониманиеэтого знания не будет возможным до тех пор, пока наш уровень бытия не будет соответствовать уровню знания, которому учит Работа. Как вы знаете, единство между знанием и бытием необ­ходимо, прежде чем результатом явится понимание. По этой при­чине это знание, которое вы изучаете, должно быть применяемок вашему бытию, и вы, конечно, не будете применять его, если вы не цените идей Работы. Параллельное развитие знания и бытия необходимо. Вы должны Работать над своим бытием в соответст­вии со знанием, которому вас учат, чтобы поднять ваш уровень бытия. С соответствующим уровнем бытия, вы будете способны пониматьзнание Работы до самой сути. Если вы имеете нечто хорошеев вашем бытии, вы будете способны понятькое-что из этой Работы, а не просто знать ее.

Имеется высказывание в Работе, что вы должны иметь золо­то, чтобы получить золото. Это относится к качеству бытия, кото­рое человек имеет. Если в нем имеется добро, он уже имеет немного золота. Никто не может этого понятьвне уровня этого бытия.

Вы увидите теперь, почему человек с плохим бытием, вырож­дающийся человек, закоренелый лгун, моральный глупец, пре­ступник и т.д. не можем понятьэту Работу; вы также увидите, по­чему говорят относительно новых людей, вступающих в эту Рабо­ту, что они должны быть на уровне хороших Управителей. Но да­же при этом они должны быть людьми, которые ищут чего-то, людьми, которые не совсем верят в жизнь и которые чувствуют, что должно быть нечто еще, некоторый другой смысл в их суще­ствовании на нашей планете.

Часть 3.Так много вещей говорится в этом учении о бытии, что невозможно рассказать о них за один раз. Позвольте мне упо­мянуть одну вещь, сказанную о бытии, которая очень сильно ин­тересовала меня, когда я впервые услышал ее: "Ваше бытие привлекает вашу жизнь".Эта поговорка позволила мне увидеть сразу, что имеется связь между тем, что находится снаружи, итем, что находится Внутри.Например, в общем масштабе уро­вень бытия человечества привлекает войну. Если бы бытие чело­вечества было даже на слегка более высоком уровне, война, ка­кая она есть теперь, была бы невозможной. В индивидуальном масштабе бытие человека привлекает его жизнь. Оно всегда бу­дет привлекать один и тот же род вещей, те же самые ситуации, один и тот же род друзей, один и тот же сорт людей, одни и те же трудности и т.д., все равно, где человек находится или куда он направляется. Изменить бытие - значит изменить жизнь кого-либо, но изменить форму жизни кого-либо - не значит изменить бытие кого-либо. Лошадь привлекает к себе некоторый род жизни, отличный от рода жизни коровы или собаки, и вы можете понять, что это происходит вследствие их различия в бытии. Путем изме­нения своей формы жизни корова не изменится. Вам не понрави­лось бы, если бы корова сидела с вами у камина или лежала бы на вашей кровати не только потому, что это было бы неудобно, но потому, что ее бытие отличимо от бытия вашей собаки. В общем вы можете видеть, что бытие животных связывает их с опреде­ленного рода жизнью. Животное ласка привлекается к жизни лас­ки, змея - к жизни змеи и т.д.

Вы должны изучать ваше бытие, чтобы видеть, что вы имеете определенный род бытия, и изучать вашу жизнь, чтобы видеть, что вы имеете определенный род бытия, чтобы видеть, что вы имеете весьма различные и ограниченные уровни и черты бытия. Люди думают, что они безграничны и свободны. Они думают, что они могут бытьчем угодно, что им нравится, и делатьвсе, что они хотят, житьтак, как они предпочитают. Но если кто-нибудь начинает изучать бытие самого себя и в то же время жизнь самого себя, он обнаруживает, что имеет определенный вид бытия. Это очень длительная Работа. Эта Работа говорит, что изучение на­шего бытия абсолютно необходимо.

Вы знаете, эта Работа говорит, что мы являемся машинами, ведомыми внешними впечатлениями. Пока человек не имеет зна­ния своего бытия, он является, конечно, машиной. Ибо машина не может знать себя. Если бы она знала себя, она не была бы ма­шиной. Но человек-машина можетзнать себя. Когда человек на­чинает знать себя, он больше не машина. Он может в действи­тельности даже стать человеком.Но это отнимает много време­ни и требует большого усилия. Это требует иного рода усилия, конечно, по сравнению с тем, которое требуется для изучения знания Работы. То есть Работа по линии знания и Работа по ли­нии бытия требуют различных усилий. Человек не может узнать себя, если он не может наблюдать себя разумно, если он не нау­чился определенному знанию о том, что наблюдать, и не видит основания для этого. Имеются некоторые специальные факторы в нашем бытии, которые препятствуют его развитию. Одним из них является, например, отрицательная эмоция, такая, как жалость к себе, нетерпимость к мнению других и т.д. Эти специальные фак­торы должны быть известны прежде всего как предмет знания. Поэтому вы учите сперва знание Работы. Но затем вы должны применить его так, чтобы приобрести действительное знание ва­шего бытия в свете этого учения. Знание вашего бытия есть са­мопознание. Но в этом учении есть особый род самопознания, т.к. это учение указывает на некоторые вещи в бытии кого-либо, кото­рые должны быть наблюдаемы и, в конечном счете, изменены путем желания изменить их. Только знать,что отрицательные эмоции плохи и сохраняют нас на нашем уровне бытия, недоста­точно. Но часто случается, что люди не наблюдают себя по лини­ям, которым их учили; или они не объединяют то, что они наблю­дают, с тем, чему их учат; или они принимают все, что они дума­ют, чувствуют, воображают, делают и говорят, как доказанное, и они не могут видеть, что имеется что-либо для наблюдения. Но как тогда может кто-либо ожидать изменения себя, если он при­нимает все в себе за доказанное? Он тогда машина, а не человек. Необходим толчок. Но это часто делает человека отрицательным. Однако тогда он кое-что замечает.

Часть 4.Всякий поступает из чувства добра и справедливо­сти, из того, что, он думает, является хорошим. Никто не поступа­ет из чувства зла. Но человек поступает из чувства добра соглас­но своему уровню бытия, то есть из того, что кажется ему добрым и справедливым. Революционер стреляет в людей потому, что он думает, что хорошо стрелять в них. Так добро борется с добром. Точно так, как знание относительно, так и добро относительно.

Рассмотрим добро относительно к уровню бытия. То. что люди рассматривают как добро, различно в различных случаях. Быть может, вы заметили, что то, что вы считали раньше добром, вы не считаете добром теперь. Это означает изменение в уровне бы­тия. Если уровень бытия изменяется только немного, вы сразу имеете новое восприятие добра. Например, возможно, вам не нравится быть таким отрицательным, каким вы когда-то были. Это происходит вследствие небольшого изменения в уровне бытия.

Знание этой Работы касается достижения более высокого уровня и поэтому касается другой жизни здесь Но оно должно быть изучаемо и проверяемо путем применения к бытию кого-либо через самонаблюдение, через личное размышление об этом, через опыт. Когда чья-либо истина начинает быть видима вами, для вас самих, водитель,или ум в вас,начинает пробуж­даться от своей жизни - сна. Когда вы начинаете видеть добро делания и переживания Работы, ваше бытиеначинает изменять­ся. Когда вы видите, что хорошо вспоминать себя, хорошо оста­навливать внутреннее рассмотрение, хорошо отойти от нелепых иллюзий и образов себя, от тщеславия и самомнения ложной личности, хорошо питать отвращение к вашим отрицательным состояниям, хорошо осознать ваше собственное ничтожество во времени, хорошо бороться всегда с отождествлением, хорошо думать о всех учениях Работы, хорошо ценить ее, тогда вы полу­чаете новое восприятие добра. А это значит, что уровень вашего бытия изменяется, и добро более высокого и более внутреннего уровня замещает прежний уровень добра.

Часть 5.Всякий, кто занимается этой Работой серьезно и размышлял над ее смыслом, посредством той способности, кото­рой все мы обладаем, но редко применяем - именно думания для себя- должен в конце концов быть способным входить созна­тельно в положение других и понимать его. Это есть развитие бытия,существенное для нас в Работе. Никто не может разви­ваться один. Теперь связь возможна только через контакт с внут­ренними мирами. Мы встречаемся через наши внутренние миры. Чтобы понять другого, вы должны войти в его внутренний мир, но это невозможно, если вы не вошли в ваш собственный внутрен­ний мир. Первый шаг, следовательно, к сознательному вхожде­нию в положение другого и понимание этого положения достига­ется через вхождение в положение самого себяи понимание это­го положения, и если этот шаг не сделан в столь сложной степе­ни, сколь возможно, имеется мало или совсем не имеется воз­можности вхождения в положение другого лица и понимания этого положения. Вхождение в самого себя начинается с самонаблюде­ния в свете и знании этого учения, конечной целью которого явля­ется постепенная, но определенная трансформациясамого се­бя. По этой причине просто думать, что кто-либо способен войти в положение другого лица, понять это положение и даже оказать помощь, значит совершенно неправильно понимать природу че­ловеческого контакта и всеобщих трудностей, которые сопровож­дают этот импульс, который так часто заканчивается бедствием или некоторого рода компромиссом, который, настолько же часто, насколько и нет, является питательной почвой горечи, взаимной критикой, враждебностью и даже худшими эмоциональными со­стояниями и мыслями.

Никто, кто является механическим - т.е. таким, как он сформи­рован жизнью и ее влияниями - не может войти в положение дру­гого и понять его и, исходя из этого, оказать помощь, если он уже не знает из своего собственного самонаблюдения, самоизучения и внутреннего проникновения и Работы над собой, что имеется в другом человеке. Только через самопознание фактически воз­можно познание других. Только путем видения, возможен путь к любому внутреннему самоизменению.

Я упоминаю здесь особенно о связи с механическим чувством достоинства, самопревосходства и самомнения тех, кто ожидает изменения других, а не начинает с самих себя и кто даже судит о Работе по её влияниям на других без явного понимания того, что они должны проделать очень много Работы над самими собой, прежде чем они могут переходить к суждению о других, а также, что другие люди судят точно таким же путем, как они сами судят других. Этот факт всегда поражает их.

Механическая критика других создает очень много психологи­ческих затруднений у человека, который критикует, то есть дурных «я», которые мешают их собственному развитию и свободе. Если в'ы позволяете критикующим и отрицательным «я» свободно раз­виваться в вас, они будут уводить вас от Работы и препятствовать вашему собственному развитию. То, что вы делаете другим, вы делаете себе. Все устроено таким образом. Все дурное постепен­но взаимодействует с вами в Работе, все хорошее повышает ка­чество бытия. Спустя некоторое время вы узнаете, что вы не мо­жете позволить себеспать слишком много, вести бессмыслен­ные разговоры, действовать механически и оставлять вашу жизнь в руках дурных «я». Вы начнете видеть для самих себя, что вы должны действительно жить более сознательно относительно вашего внутреннего мира, в котором все прошлые расчеты долж­ны быть в конечном счете аннулированы. А жить более созна­тельно в вашем внутреннем мире значит прежде всего не идти с плохими «я». Помните, что если вы находитесь в Работе, вы ста­вите себя под большее число законов,чем другие - под законы Работы. Вы ставите себя в положение, в котором вы должны по­виноваться тому, чему учит Работа и не только знать, но и делать. Часть 6.Очищение эмоциональной жизни в этой Работе для целей практического самонаблюдения, возможно искусственно, может быть разделено на две стороны. Мы будем иметь дело сперва с эмоциями, возникающими из ложной личности,или воображаемого «я», этого воображаемого себя,к которому эта Ра­бота непрестанно направляет ваше внимание и которое должно быть предметом ежедневного самоизучения и Работы ввиду того факта, что оно является источником столь многих повседневных недоразумений, несчастий и обид. Эта личность, созданная нами самими и окружающими влияниями нашего воспитания и покоя­щаяся, так сказать, подобно мыльному пузырю, на поверхности нашей психологической жизни, путает и искажает весь наш внут­ренний мир. Она образует часть нашего приобретенного бытия.Основной причиной почти всех недоразумений, возникающих во внутреннем мире Человека, равно как и в сфере обычной жизни людей и в любом возможном человеческом отношении между ни­ми, является этот психический фактор, называемый Ложной Лич­ностью, которая сформировалась в подготовительный период жизни. Поощрение этого психологического фактора в человеке, как до, так и в период ответственной жизни, дает повод эмоциям тщеславия и самомнения.Эти эмоции, возникающие из поощре­ния Ложной Личности, стоят на пути нормального развития Эмо­ционального Центра. И можно сказать, что они стоят на пути лю­бого развития сознания. Они препятствуют Третьему Состоянию Сознания - Состоянию Самоосведомленности.

Степень счастья и самопознания, которая должна существо­вать в истинном лице, истинном человеке, равно как и в мирном обычном человеческом существовании, зависит почти полностью от отсутствия в ком-либо тщеславия и самомнения.Но эти эмо­ции могут принимать очень тонкие формы и требуют долгого и искреннего внутреннего наблюдения и много проницательности и постепенного самоосознания. Но часто люди даже воображают, что они не приобрели их, и хотя они постоянно обижаются и рас­страиваются тем, что другие говорят, или той манерой, с какой к ним обращаются, они не видят, что это имеет какую-либо связь с их тщеславием и самомнением. Спустя некоторое время, когда зарытая совесть начинает пробуждаться, эти эмоции могут быть почувствованы внутренним ощущением.Они являются нечис­тыми эмоциями.Это действительно есть то, что, главным обра­зом, имеется в виду в религиозных писаниях под нечистотойи на что в Евангелиях так сильно нападают, как в случае с фарисеями, которые делают все, чтобы «выглядеть людьми», то есть из тще­славия и самомнения. Вы знаете, что когда вы делаете добро другим и чувствуете заслугу - это есть ваше себялюбие, что вы де­лаете добро кому-либо. Это есть нечистота в эмоциях. Но если вы делаете вещь, совершаете поступок из любви - они чисты.

Вторым фактором, в очищении эмоциональной жизни являет­ся, как вы все знаете, фактор отрицательных эмоций.Я не буду говорить о них сейчас, кроме как напомню вам, что они принима­ют многие тонкие формы. Спустя некоторое время они могут быть узнаны через внутреннее ощущение.Все они плохо пахнут. Пом­ните также, что при рождении нет Ложной Личности. Но, родив­шись среди спящих людей, которые наслаждаются своими отри­цательными эмоциями, ребенок приобретает их как бы посредст­вом инфекции. Ребенок подражает людям, испытывающим удо­вольствие от отрицательного состояния, и это способствует фор­мированию в нем Ложной Личности, которая через эмоции тще­славия и самомнения поставляет средства для обиды во всем их бесконечном разнообразии.

Так как уровень бытия характеризуется нечистым состоянием эмоциональной жизни, то Работа над бытием в отношении к Эмо­циональному Центру требует особых усилий наблюдать и ясно понимать существование этих эмоций в себе, отмечая их проис­хождение и ход, который они принимают, и влияния, которые они порождают. Когда мы соответствующим образом сознаем о чем-либо в самих себе, мы находимся на пути к изменению его. Толь­ко одно сознание о нем, если оно достаточно полно, начнет изме­нять его. Если вы увидели нечто в себе, в вашем бытии, ясно, это приводит к тому, что вы увидите что-то еще. Поймите, что бытие должно измениться и измениться определенно в каждом без ис­ключения, и оно должно измениться сейчас и здесь.Религиозные люди часто полагают, что они изменятся когда-то в будущем; или они воображают, что точно такими, какими они являются, с уров­нем бытия, который они имеют, и всеми их отрицательными эмо­циями, тщеславием, самомнением, злобными разговорами, зави­стью, неприятным любопытством и т.д., они могут достичь Бога? И имеется много других подобных иллюзий, которые все происхо­дят вследствие того, что кто-либо не видит уровень своего бы­тия,который в действительности определяет, где мы находимся на шкале или лестнице всех видов бытия, достигающих вплоть до Божественного Бытия. Всякий находится на некотором месте на этой лестнице.

Эта Работа дает вам знаниео том, как изменить бытие, с пси­хологической точки зрения, и это знание должно быть применено к вашему собственному бытиюпосредством наблюдения себя. Из этого вы получаете знание вашего бытияи можете начать Работать над вашим бытием. Если вы начинаете обладать неко­торыми реальными знаниями вашего собственного бытия и Работаете над ним, тогда вы будете способны войти в положение дру­гого лица, понять это положение и, таким образом, помочь ему -но только при условии продвижения вашего собственного знания себя и ваших собственных трудностей. И среди других вещей вы будете в состоянии знать, когда вы говорите из тщеславия или чувства превосходства, или из отрицательного ощущения, из же­лания причинить боль, или просто критикуете и т.д.

Короче говоря, вы будете в состоянии лучше различать между чистым и нечистым в себе и в силу этого в состоянии говорить более чисто друг с другом. Если в то время, как вы говорите, вы видите в себе то, что вы видите в другом, вы будете говорить чис­то или более чисто, и то, что чисто в этом смысле, не может при­чинить боль другому или обидеть его, но будет помогать ему. А если вы не знаете, правильно вы говорите другому, говорили ли вы с двойным сознаниемсебя и другого лица, что является раз­говором в Состоянии Самовоспоминания, т.е. глядя внутрь и на­ружу одновременно, тогда вы узнаете это позже по последую­щему ощущению.Сама Работа покажет вам, ибо все сделанное искренне, из чувства Работы, будет сохраняться для вас и будет показано вам в ее правильном свете.

Часть7. В докладе, который был прочитан последний раз, было сказано, что в религиозных писаниях говорятся многие вещи о бытии.Люди делятся в соответствии с их состоянием бытия -на святых и грешников, плохих и хороших людей и т.д. Многие вещи о которых говорится в Евангелиях, - относятся к бытию. В Притче о Сеятеле, сеющем Семя Слова Божия в человечество, различные категории упомянутых людей делятся согласно их бы­тию в отношении Семени Слова, согласно восприятию его. В дру­гом месте люди с другим бытием называются «терниями» или «чертополохом», в отрывке, где Христос говорит: «Собирают ли люди гроздья (винограда) с терний или фиги с чертополоха?»

Затем люди сравниваются Христом в отношении их уровня бытия с деревьями, и говорится:

«Всякое доброе дерево приносит добрый плод, но испорченное дерево приносит злой плод». Все это означает, что уровень бытия человека имеет вели­чайшее значение. Как вы знаете, необходимо думать об уровне бытия человека, прежде чем ввести его в эту Работу. Здесь в виду имеется нечто весьма серьезное, и к этому времени вы начнете понимать, что это значит. Тенденция в наши дни делать преступ­ников героями является совершенно ошибочной. Имеются два признака бытия в отношении к людям, которых вы можете поже­лать ввести в Работу. Они должны быть ответственными людьми и они должны иметь некоторый магнитный центр.Помимо идеи о Хорошем Домоуправителе и магнитном центре, человек, входя­щий в Работу, должен иметь естественное чувство стыда. Вы знаете, что многие так называемые «морально дефективные лю­ди» не имеют никакого чувства стыда, и это весьма плохой при­знак. И заметьте здесь, что будучи грубыми и никогда не чувст­вующими стыда, вы задерживаете развитие вашего собственного бытия. Опять-таки, люди, входящие в Работу, должны иметь неко­торое религиозное чувство, некоторый след в их жизнях религи­озного импульса, конечно, связанного с магнитным центром и с прошлыми влияниями и воспитанием. Затем они должны чувство­вать нечто о смертности, иметь некоторое сознание о своей соб­ственной смертности. Все эти факторы и некоторые другие соз­дают отправные пункты в их бытии, из которых могут развиться идеи и учения Работы.

Наши рекомендации