Психологический комментарий о бытии
Часть 1.В ней мы будем говорить о Знании и Бытии. Можете ли вы вспомнить что-либо, что было сказано прежде о Знании и Бытии? Позвольте мне напомнить вам, что это учение, которое мы изучаем, говорит, что имеются две стороны в человеке, которые должны развиваться в постепенном ходе его трансформации: сторона его знания и сторона его бытия. Обычно люди смешивают существование с бытием.Камень существует, растение существует, человек существует; но они существуют совсем по-разному. Именно здесь входит идея бытия и его различных уровней. Например, бытие камня, бытие растения, бытие животного, бытие человека и Божественное Бытие - все находится на различных уровнях. Бытие вещи идет от ее источника, но ее существование - от ее рождения, а до рождения имеет место зачатие. Возьмем бытие животных. Все животные имеют существование от рождения. Лошадь существует, собака существует, корова существует. Они имеют общее существование. Но бытие лошади, бытие собаки и бытие коровы совершенно различны и идут не от рождения, но от зачатия.
Теперь вернемся к Человеку. Человек отличается от животных. Его бытие способно к определенному развитию. Он рождается как саморазвивающийся организм на более низком уровне бытия, чем ему предназначено по его созданию и поэтому является несовершенным, незавершенным. Животные совершенны. Развитие Человека проходит в течение очень длительного периода, во время которого он приобретаетмногие вещи в своем бытии - путем образования, путем подражания, путем привычек. Это одна причина, почему бытие одного человека не похоже на бытие другого человека. Мы можем понять, что знание одного человека может не быть на том же уровне, как знание другого человека. Но мы не так ясно видим, что уровень бытия может быть различным. Люди не являются одинаковыми относительно их бытия. Понятие Человекав этом учении делится на семь категорий: Человек №1, центр тяжести которого находится в его инстинктах и движениях, в его сризической жизни; затем Человек №2, центр тяжести которого находится в его эмоциональной жизни; потом Человек №3, центр тяжести которого находится в его интеллектуальной жизни. Эти три категории образуют механическое человечество, внешний круг людей, которые не понимают друг друга. Как вы знаете, этот круг называется кругом смешения языков, кругом Вавилона. Затем имеется Человек №4, центр тяжести которого не находится ни в Инстинктивно-Двигательном Центре, ни в Эмоциональном Центре, ни в Интеллектуальном Центре, но, так сказать, распределен среди них. Это есть уравновешенный человек,в котором развитие не является больше односторонним и в котором началось пробуждение. Затем имеется круг сознательного человечества: Человек №5, №6 и №7.
Далее, эти семь делений общей идеи Человека подразумевают семь степеней категорий бытия. Возьмем Человека №1, №2 и №3. Они принадлежат к кругу механического человечества, к «спящему человечеству», но они проявляют много различий в отношении своего бытия. Все три могут жить только под жизненными влияниями, то есть А влияниями, создаваемыми в жизни из истории, из прошлого, из обычая, из общего направления вещей. Но некоторые могут находиться как под А влияниями, так и под В влияниями. Я напомню вам, что В влияния не создаются жизнью, но идут извне механической жизни, из круга сознательного человечества, и я снова напомню вам, что Евангелия являются примером В влияний. Опять-таки, некоторые люди могут быть больше под А, чем под В влияниями, как больше под В, чем под А влияниями. Некоторые, может быть, даже вошли в контакт с С влияниями, именно с кем-то, принадлежащим к сознательному кругу человечества, кем-то, кто вновь родился, вновь зачался, как ученики пришли в контакт с Христом. Некоторые могут быть даже на пути к тому, чтобы стать Человеком №4. Все эти различные состояния означают различные уровни бытия. Возможно, вы заметили, что идея уровня бытия человека всегда входила в религиозную мысль и рассматривалась в качестве более важной, чем что-либо еще. Уровень бытия святого был отличным от уровня бытия грешника. Хорошие люди, плохие люди, злые люди, правдивые люди, лгуны, искренние люди, терпеливые люди, лицемеры, самодовольные люди, тщеславные люди и т.д. - все это термины, относящиеся к стороне бытия,не к стороне знанияв человеке. В наше время люди, по-видимому склонны думать, что то, чем человек является, несущественно,принимая во внимание, что он знает.Они даже думают, что человек с преступным бытием может быть великим мыслителем или великим ученым, или великим артистом, или великим писателем.
Часть 2.Перейдем теперь к знаниюэтой Работы и ее отношению к нашему бытию. Эта Работа дается как знание и так должна быть изучаема, точно так же, как любой другой вид знания должен быть изучаем. Но эта Работа идет из Высшего Ума. Это не есть обычное знание. Это есть знание о трансформации. Это есть знание, идущее от тех, кто достиг полного внутреннего развития и достиг, посредством роста и трансформации своего бытия, состояния сознания, называемого Объективным Сознанием. Итак, знание, которому учат в этой Работе, должно постепеннс становиться вашим знанием, то есть вы должны знатьто, чему учит Работа, прежде всего, а это отнимает время и требует усилия. Но так как это знание идет с уровня человечества значительно более высокого, чем нашего уровня бытия, полное пониманиеэтого знания не будет возможным до тех пор, пока наш уровень бытия не будет соответствовать уровню знания, которому учит Работа. Как вы знаете, единство между знанием и бытием необходимо, прежде чем результатом явится понимание. По этой причине это знание, которое вы изучаете, должно быть применяемок вашему бытию, и вы, конечно, не будете применять его, если вы не цените идей Работы. Параллельное развитие знания и бытия необходимо. Вы должны Работать над своим бытием в соответствии со знанием, которому вас учат, чтобы поднять ваш уровень бытия. С соответствующим уровнем бытия, вы будете способны пониматьзнание Работы до самой сути. Если вы имеете нечто хорошеев вашем бытии, вы будете способны понятькое-что из этой Работы, а не просто знать ее.
Имеется высказывание в Работе, что вы должны иметь золото, чтобы получить золото. Это относится к качеству бытия, которое человек имеет. Если в нем имеется добро, он уже имеет немного золота. Никто не может этого понятьвне уровня этого бытия.
Вы увидите теперь, почему человек с плохим бытием, вырождающийся человек, закоренелый лгун, моральный глупец, преступник и т.д. не можем понятьэту Работу; вы также увидите, почему говорят относительно новых людей, вступающих в эту Работу, что они должны быть на уровне хороших Управителей. Но даже при этом они должны быть людьми, которые ищут чего-то, людьми, которые не совсем верят в жизнь и которые чувствуют, что должно быть нечто еще, некоторый другой смысл в их существовании на нашей планете.
Часть 3.Так много вещей говорится в этом учении о бытии, что невозможно рассказать о них за один раз. Позвольте мне упомянуть одну вещь, сказанную о бытии, которая очень сильно интересовала меня, когда я впервые услышал ее: "Ваше бытие привлекает вашу жизнь".Эта поговорка позволила мне увидеть сразу, что имеется связь между тем, что находится снаружи, итем, что находится Внутри.Например, в общем масштабе уровень бытия человечества привлекает войну. Если бы бытие человечества было даже на слегка более высоком уровне, война, какая она есть теперь, была бы невозможной. В индивидуальном масштабе бытие человека привлекает его жизнь. Оно всегда будет привлекать один и тот же род вещей, те же самые ситуации, один и тот же род друзей, один и тот же сорт людей, одни и те же трудности и т.д., все равно, где человек находится или куда он направляется. Изменить бытие - значит изменить жизнь кого-либо, но изменить форму жизни кого-либо - не значит изменить бытие кого-либо. Лошадь привлекает к себе некоторый род жизни, отличный от рода жизни коровы или собаки, и вы можете понять, что это происходит вследствие их различия в бытии. Путем изменения своей формы жизни корова не изменится. Вам не понравилось бы, если бы корова сидела с вами у камина или лежала бы на вашей кровати не только потому, что это было бы неудобно, но потому, что ее бытие отличимо от бытия вашей собаки. В общем вы можете видеть, что бытие животных связывает их с определенного рода жизнью. Животное ласка привлекается к жизни ласки, змея - к жизни змеи и т.д.
Вы должны изучать ваше бытие, чтобы видеть, что вы имеете определенный род бытия, и изучать вашу жизнь, чтобы видеть, что вы имеете определенный род бытия, чтобы видеть, что вы имеете весьма различные и ограниченные уровни и черты бытия. Люди думают, что они безграничны и свободны. Они думают, что они могут бытьчем угодно, что им нравится, и делатьвсе, что они хотят, житьтак, как они предпочитают. Но если кто-нибудь начинает изучать бытие самого себя и в то же время жизнь самого себя, он обнаруживает, что имеет определенный вид бытия. Это очень длительная Работа. Эта Работа говорит, что изучение нашего бытия абсолютно необходимо.
Вы знаете, эта Работа говорит, что мы являемся машинами, ведомыми внешними впечатлениями. Пока человек не имеет знания своего бытия, он является, конечно, машиной. Ибо машина не может знать себя. Если бы она знала себя, она не была бы машиной. Но человек-машина можетзнать себя. Когда человек начинает знать себя, он больше не машина. Он может в действительности даже стать человеком.Но это отнимает много времени и требует большого усилия. Это требует иного рода усилия, конечно, по сравнению с тем, которое требуется для изучения знания Работы. То есть Работа по линии знания и Работа по линии бытия требуют различных усилий. Человек не может узнать себя, если он не может наблюдать себя разумно, если он не научился определенному знанию о том, что наблюдать, и не видит основания для этого. Имеются некоторые специальные факторы в нашем бытии, которые препятствуют его развитию. Одним из них является, например, отрицательная эмоция, такая, как жалость к себе, нетерпимость к мнению других и т.д. Эти специальные факторы должны быть известны прежде всего как предмет знания. Поэтому вы учите сперва знание Работы. Но затем вы должны применить его так, чтобы приобрести действительное знание вашего бытия в свете этого учения. Знание вашего бытия есть самопознание. Но в этом учении есть особый род самопознания, т.к. это учение указывает на некоторые вещи в бытии кого-либо, которые должны быть наблюдаемы и, в конечном счете, изменены путем желания изменить их. Только знать,что отрицательные эмоции плохи и сохраняют нас на нашем уровне бытия, недостаточно. Но часто случается, что люди не наблюдают себя по линиям, которым их учили; или они не объединяют то, что они наблюдают, с тем, чему их учат; или они принимают все, что они думают, чувствуют, воображают, делают и говорят, как доказанное, и они не могут видеть, что имеется что-либо для наблюдения. Но как тогда может кто-либо ожидать изменения себя, если он принимает все в себе за доказанное? Он тогда машина, а не человек. Необходим толчок. Но это часто делает человека отрицательным. Однако тогда он кое-что замечает.
Часть 4.Всякий поступает из чувства добра и справедливости, из того, что, он думает, является хорошим. Никто не поступает из чувства зла. Но человек поступает из чувства добра согласно своему уровню бытия, то есть из того, что кажется ему добрым и справедливым. Революционер стреляет в людей потому, что он думает, что хорошо стрелять в них. Так добро борется с добром. Точно так, как знание относительно, так и добро относительно.
Рассмотрим добро относительно к уровню бытия. То. что люди рассматривают как добро, различно в различных случаях. Быть может, вы заметили, что то, что вы считали раньше добром, вы не считаете добром теперь. Это означает изменение в уровне бытия. Если уровень бытия изменяется только немного, вы сразу имеете новое восприятие добра. Например, возможно, вам не нравится быть таким отрицательным, каким вы когда-то были. Это происходит вследствие небольшого изменения в уровне бытия.
Знание этой Работы касается достижения более высокого уровня и поэтому касается другой жизни здесь Но оно должно быть изучаемо и проверяемо путем применения к бытию кого-либо через самонаблюдение, через личное размышление об этом, через опыт. Когда чья-либо истина начинает быть видима вами, для вас самих, водитель,или ум в вас,начинает пробуждаться от своей жизни - сна. Когда вы начинаете видеть добро делания и переживания Работы, ваше бытиеначинает изменяться. Когда вы видите, что хорошо вспоминать себя, хорошо останавливать внутреннее рассмотрение, хорошо отойти от нелепых иллюзий и образов себя, от тщеславия и самомнения ложной личности, хорошо питать отвращение к вашим отрицательным состояниям, хорошо осознать ваше собственное ничтожество во времени, хорошо бороться всегда с отождествлением, хорошо думать о всех учениях Работы, хорошо ценить ее, тогда вы получаете новое восприятие добра. А это значит, что уровень вашего бытия изменяется, и добро более высокого и более внутреннего уровня замещает прежний уровень добра.
Часть 5.Всякий, кто занимается этой Работой серьезно и размышлял над ее смыслом, посредством той способности, которой все мы обладаем, но редко применяем - именно думания для себя- должен в конце концов быть способным входить сознательно в положение других и понимать его. Это есть развитие бытия,существенное для нас в Работе. Никто не может развиваться один. Теперь связь возможна только через контакт с внутренними мирами. Мы встречаемся через наши внутренние миры. Чтобы понять другого, вы должны войти в его внутренний мир, но это невозможно, если вы не вошли в ваш собственный внутренний мир. Первый шаг, следовательно, к сознательному вхождению в положение другого и понимание этого положения достигается через вхождение в положение самого себяи понимание этого положения, и если этот шаг не сделан в столь сложной степени, сколь возможно, имеется мало или совсем не имеется возможности вхождения в положение другого лица и понимания этого положения. Вхождение в самого себя начинается с самонаблюдения в свете и знании этого учения, конечной целью которого является постепенная, но определенная трансформациясамого себя. По этой причине просто думать, что кто-либо способен войти в положение другого лица, понять это положение и даже оказать помощь, значит совершенно неправильно понимать природу человеческого контакта и всеобщих трудностей, которые сопровождают этот импульс, который так часто заканчивается бедствием или некоторого рода компромиссом, который, настолько же часто, насколько и нет, является питательной почвой горечи, взаимной критикой, враждебностью и даже худшими эмоциональными состояниями и мыслями.
Никто, кто является механическим - т.е. таким, как он сформирован жизнью и ее влияниями - не может войти в положение другого и понять его и, исходя из этого, оказать помощь, если он уже не знает из своего собственного самонаблюдения, самоизучения и внутреннего проникновения и Работы над собой, что имеется в другом человеке. Только через самопознание фактически возможно познание других. Только путем видения, возможен путь к любому внутреннему самоизменению.
Я упоминаю здесь особенно о связи с механическим чувством достоинства, самопревосходства и самомнения тех, кто ожидает изменения других, а не начинает с самих себя и кто даже судит о Работе по её влияниям на других без явного понимания того, что они должны проделать очень много Работы над самими собой, прежде чем они могут переходить к суждению о других, а также, что другие люди судят точно таким же путем, как они сами судят других. Этот факт всегда поражает их.
Механическая критика других создает очень много психологических затруднений у человека, который критикует, то есть дурных «я», которые мешают их собственному развитию и свободе. Если в'ы позволяете критикующим и отрицательным «я» свободно развиваться в вас, они будут уводить вас от Работы и препятствовать вашему собственному развитию. То, что вы делаете другим, вы делаете себе. Все устроено таким образом. Все дурное постепенно взаимодействует с вами в Работе, все хорошее повышает качество бытия. Спустя некоторое время вы узнаете, что вы не можете позволить себеспать слишком много, вести бессмысленные разговоры, действовать механически и оставлять вашу жизнь в руках дурных «я». Вы начнете видеть для самих себя, что вы должны действительно жить более сознательно относительно вашего внутреннего мира, в котором все прошлые расчеты должны быть в конечном счете аннулированы. А жить более сознательно в вашем внутреннем мире значит прежде всего не идти с плохими «я». Помните, что если вы находитесь в Работе, вы ставите себя под большее число законов,чем другие - под законы Работы. Вы ставите себя в положение, в котором вы должны повиноваться тому, чему учит Работа и не только знать, но и делать. Часть 6.Очищение эмоциональной жизни в этой Работе для целей практического самонаблюдения, возможно искусственно, может быть разделено на две стороны. Мы будем иметь дело сперва с эмоциями, возникающими из ложной личности,или воображаемого «я», этого воображаемого себя,к которому эта Работа непрестанно направляет ваше внимание и которое должно быть предметом ежедневного самоизучения и Работы ввиду того факта, что оно является источником столь многих повседневных недоразумений, несчастий и обид. Эта личность, созданная нами самими и окружающими влияниями нашего воспитания и покоящаяся, так сказать, подобно мыльному пузырю, на поверхности нашей психологической жизни, путает и искажает весь наш внутренний мир. Она образует часть нашего приобретенного бытия.Основной причиной почти всех недоразумений, возникающих во внутреннем мире Человека, равно как и в сфере обычной жизни людей и в любом возможном человеческом отношении между ними, является этот психический фактор, называемый Ложной Личностью, которая сформировалась в подготовительный период жизни. Поощрение этого психологического фактора в человеке, как до, так и в период ответственной жизни, дает повод эмоциям тщеславия и самомнения.Эти эмоции, возникающие из поощрения Ложной Личности, стоят на пути нормального развития Эмоционального Центра. И можно сказать, что они стоят на пути любого развития сознания. Они препятствуют Третьему Состоянию Сознания - Состоянию Самоосведомленности.
Степень счастья и самопознания, которая должна существовать в истинном лице, истинном человеке, равно как и в мирном обычном человеческом существовании, зависит почти полностью от отсутствия в ком-либо тщеславия и самомнения.Но эти эмоции могут принимать очень тонкие формы и требуют долгого и искреннего внутреннего наблюдения и много проницательности и постепенного самоосознания. Но часто люди даже воображают, что они не приобрели их, и хотя они постоянно обижаются и расстраиваются тем, что другие говорят, или той манерой, с какой к ним обращаются, они не видят, что это имеет какую-либо связь с их тщеславием и самомнением. Спустя некоторое время, когда зарытая совесть начинает пробуждаться, эти эмоции могут быть почувствованы внутренним ощущением.Они являются нечистыми эмоциями.Это действительно есть то, что, главным образом, имеется в виду в религиозных писаниях под нечистотойи на что в Евангелиях так сильно нападают, как в случае с фарисеями, которые делают все, чтобы «выглядеть людьми», то есть из тщеславия и самомнения. Вы знаете, что когда вы делаете добро другим и чувствуете заслугу - это есть ваше себялюбие, что вы делаете добро кому-либо. Это есть нечистота в эмоциях. Но если вы делаете вещь, совершаете поступок из любви - они чисты.
Вторым фактором, в очищении эмоциональной жизни является, как вы все знаете, фактор отрицательных эмоций.Я не буду говорить о них сейчас, кроме как напомню вам, что они принимают многие тонкие формы. Спустя некоторое время они могут быть узнаны через внутреннее ощущение.Все они плохо пахнут. Помните также, что при рождении нет Ложной Личности. Но, родившись среди спящих людей, которые наслаждаются своими отрицательными эмоциями, ребенок приобретает их как бы посредством инфекции. Ребенок подражает людям, испытывающим удовольствие от отрицательного состояния, и это способствует формированию в нем Ложной Личности, которая через эмоции тщеславия и самомнения поставляет средства для обиды во всем их бесконечном разнообразии.
Так как уровень бытия характеризуется нечистым состоянием эмоциональной жизни, то Работа над бытием в отношении к Эмоциональному Центру требует особых усилий наблюдать и ясно понимать существование этих эмоций в себе, отмечая их происхождение и ход, который они принимают, и влияния, которые они порождают. Когда мы соответствующим образом сознаем о чем-либо в самих себе, мы находимся на пути к изменению его. Только одно сознание о нем, если оно достаточно полно, начнет изменять его. Если вы увидели нечто в себе, в вашем бытии, ясно, это приводит к тому, что вы увидите что-то еще. Поймите, что бытие должно измениться и измениться определенно в каждом без исключения, и оно должно измениться сейчас и здесь.Религиозные люди часто полагают, что они изменятся когда-то в будущем; или они воображают, что точно такими, какими они являются, с уровнем бытия, который они имеют, и всеми их отрицательными эмоциями, тщеславием, самомнением, злобными разговорами, завистью, неприятным любопытством и т.д., они могут достичь Бога? И имеется много других подобных иллюзий, которые все происходят вследствие того, что кто-либо не видит уровень своего бытия,который в действительности определяет, где мы находимся на шкале или лестнице всех видов бытия, достигающих вплоть до Божественного Бытия. Всякий находится на некотором месте на этой лестнице.
Эта Работа дает вам знаниео том, как изменить бытие, с психологической точки зрения, и это знание должно быть применено к вашему собственному бытиюпосредством наблюдения себя. Из этого вы получаете знание вашего бытияи можете начать Работать над вашим бытием. Если вы начинаете обладать некоторыми реальными знаниями вашего собственного бытия и Работаете над ним, тогда вы будете способны войти в положение другого лица, понять это положение и, таким образом, помочь ему -но только при условии продвижения вашего собственного знания себя и ваших собственных трудностей. И среди других вещей вы будете в состоянии знать, когда вы говорите из тщеславия или чувства превосходства, или из отрицательного ощущения, из желания причинить боль, или просто критикуете и т.д.
Короче говоря, вы будете в состоянии лучше различать между чистым и нечистым в себе и в силу этого в состоянии говорить более чисто друг с другом. Если в то время, как вы говорите, вы видите в себе то, что вы видите в другом, вы будете говорить чисто или более чисто, и то, что чисто в этом смысле, не может причинить боль другому или обидеть его, но будет помогать ему. А если вы не знаете, правильно вы говорите другому, говорили ли вы с двойным сознаниемсебя и другого лица, что является разговором в Состоянии Самовоспоминания, т.е. глядя внутрь и наружу одновременно, тогда вы узнаете это позже по последующему ощущению.Сама Работа покажет вам, ибо все сделанное искренне, из чувства Работы, будет сохраняться для вас и будет показано вам в ее правильном свете.
Часть7. В докладе, который был прочитан последний раз, было сказано, что в религиозных писаниях говорятся многие вещи о бытии.Люди делятся в соответствии с их состоянием бытия -на святых и грешников, плохих и хороших людей и т.д. Многие вещи о которых говорится в Евангелиях, - относятся к бытию. В Притче о Сеятеле, сеющем Семя Слова Божия в человечество, различные категории упомянутых людей делятся согласно их бытию в отношении Семени Слова, согласно восприятию его. В другом месте люди с другим бытием называются «терниями» или «чертополохом», в отрывке, где Христос говорит: «Собирают ли люди гроздья (винограда) с терний или фиги с чертополоха?»
Затем люди сравниваются Христом в отношении их уровня бытия с деревьями, и говорится:
«Всякое доброе дерево приносит добрый плод, но испорченное дерево приносит злой плод». Все это означает, что уровень бытия человека имеет величайшее значение. Как вы знаете, необходимо думать об уровне бытия человека, прежде чем ввести его в эту Работу. Здесь в виду имеется нечто весьма серьезное, и к этому времени вы начнете понимать, что это значит. Тенденция в наши дни делать преступников героями является совершенно ошибочной. Имеются два признака бытия в отношении к людям, которых вы можете пожелать ввести в Работу. Они должны быть ответственными людьми и они должны иметь некоторый магнитный центр.Помимо идеи о Хорошем Домоуправителе и магнитном центре, человек, входящий в Работу, должен иметь естественное чувство стыда. Вы знаете, что многие так называемые «морально дефективные люди» не имеют никакого чувства стыда, и это весьма плохой признак. И заметьте здесь, что будучи грубыми и никогда не чувствующими стыда, вы задерживаете развитие вашего собственного бытия. Опять-таки, люди, входящие в Работу, должны иметь некоторое религиозное чувство, некоторый след в их жизнях религиозного импульса, конечно, связанного с магнитным центром и с прошлыми влияниями и воспитанием. Затем они должны чувствовать нечто о смертности, иметь некоторое сознание о своей собственной смертности. Все эти факторы и некоторые другие создают отправные пункты в их бытии, из которых могут развиться идеи и учения Работы.