Некоторые замечания о неправильной работе центров
Часть 1.Одной из наиболее интересных идей, находящихся в этой системе учения, является та, что человек имеет несколько центров различных умов, которыми он обладает. Их схема такова:
* Инстинктивный Центр
* Двигательный Центр
* Эмоциональный Центр
* Интеллектуальный Центр
Каждый из этих центров есть «ум». Каждый из них представляет различный вид ума.
Центры можно грубо сравнить с очень тонкими и крайне сложными машинами, причем каждая машина предназначена для различной цели и различного применения. Кроме того, каждая машина состоит из отдельных меньших машин или из машин внутри машин, и они могут Работать сами по себе. То есть, может Работать весь центр или вся машина или только небольшая часть ее. Всякий обладает этими высоко сложными и тонкими машинами. Но ничего или почти ничего не зная о них, люди склонны применять их ошибочно. Действительно, они думают, что они имеют только один ум и что этотЪдинум может иметь дело со всем. А идея об одном умесвязана с иллюзией, что человек един,то есть с формой воображения, которую всякий поддерживает в себе - именно, что он внутренне един, а единство имеет одну волю и одно постоянное «Я» и обладает полной сознательностью, самосознанием и властью делать. Это весьма интересно и странно, что никто не может достаточно глубоко осознать свою множественность, и это ведет к источнику внутренних «болезней» человека. Пройдет очень много времени, прежде чем люди смогут понять, что внутренне они не одно, но множество, что они не единство и гармония, но многочисленность и дисгармония, что они не имеют одно постоянное и истинное «я», но сотни различных и совершенно противоречивых «Я», которые берут заботу о них в различные моменты, что они не имеют моменты сознательности, а обычно находятся в особом состоянии бодрственного сна и что как результат всего этого они не имеют реальной силы делания и поэтому живут в мире, где все случается и никто не может помешать этому случиться. Идея, что человек имеет не один ум,но различные центры, или умы, при первом знакомстве с учением может даже возмутить нас или рассматриваться столь же фанта-
стической, как слова, что люди не являются сознательными. Никто, в действительности, не поставит себя лицом к самому себе и к своей истинной ситуации, прежде чем не осознает и не поймет реальности.
Поэтому человек цепляется за то, что он воображает себе, и благодаря цеплянью за то, что не существует, за то, что нереально, становится невозможным для него самого существовать и делаться реальным, то есть чем он может стать и действительно создан, чтобы стать. Может быть, слышали поговорку в этой Работе, что всякий может стать миллионером, но чтобы стать миллионером, он должен сперва осознать, что он не миллионер. В этом отношении всякий подобен богатому молодому человеку в притче, человеку, богатому чувством собственного достоинства, который приписывал доброту себе как свое собственное имущество и был глубоко отождествлен со своими добродетелями. Вы помните, что ему сказали - пойти и все это раздать нищим, то есть истинной сущности или эссенциальной неразвившейся внутренней части себя, изнуренной «богатой личностью». Теперь человек вряд ли примет все, что говорится о неправильной Работе центров, если только он не достиг понимания для самого себя, что в нем реально существуют различные центры. Все вы должны понять, что это не фантастическая или просто теоретическая идея. Это факт, и факт величайшего значения для всякого, кто желает использовать свою жизнь хорошо и не сделать ее чем-то запятнанной, бесформенной или в значительной степени бессмысленной. По этой причине первая вещь, которую следует делать относительно практической Работы над собой - это наблюдать, какой центр или центры Работают в любой частный момент. То есть вам советуют практиковать самонаблюдение. В каждом из нас имеется три различных человека и прежде всего - Интеллектуальный Человек, Эмоциональный Человек и Инстинктивно-двигательный Человек, соответствующие этим трем центрам, или умам. То есть человек думает одну вещь, чувствует другую и «ощущает» третью. Его ощущения, которые принадлежат его Инстинктивному Центру, отличны от его чувств, которые принадлежат Эмоциональному Центру, от мыслей, принадлежащих Интеллектуальному Центру.
Как вы знаете, каждый центр разделен на три части, а каждая из этих частей на дальнейшие три части. Я сейчас не говорю о делении некоторых центров на положительную и отрицательную стороны. Каждый центр отражает себя и других в своих трех подразделениях. Например, Интеллектуальный Центр имеет три деления, которые представляют собой Инстинктивно-Двигательный Центр, Эмоциональный Центр и сам Интеллектуальный Центр, но
все в меньшем масштабе. А последние снова подразделяются таким же образом в еще меньшем масштабе.
Инстинктивно-двигательная часть любого Центра является наиболее механической частью, и именно в этих механических делениях центров как правило люди расходуют свои жизни. Но прежде чем говорить детально о делениях центров вообще, относительно их делений должен быть понят один принцип. Почему люди тратят свое время в механических делениях центров? Ответ прост - они не требуют внимания. Когда внимание практически равно нулю, всякий находится в самых низких, наиболее автоматических частях центров. В результате человек говорит и делает вещи без всякого представления о том, что он делает. Другим результатом является то, что человек не может приспособиться к какому-либо изменению или использованию своего знания, но ведет себя абсолютно механически во всех случаях и повторяет то, что он знает, подобно машине. Все вы замечаете, как трудно для многих людей приспособиться к любым новым идеям или условиям и как они повторяют то, что они выучили, как если бы они были школьниками.
Чтобы добраться в высшие деления центров, необходимо усилие внимания. Это есть принцип. Теперь возьмем механическую часть Интеллектуального Центра в качестве отправной точки. Ее функцией является Работа по регистрации воспоминаний, впечатлений и ассоциаций, и это все, что она должна делать нормально, то есть, если правильно применяется. Она никогда не отвечает на вопросы, адресованные всему центру. Главным обратим она никогда не должна решать что-либо важное. Сейчас здесь мы имеем первый пример ошибочной Работы центров от-нЬсительно их частей и делений. Механическая часть деления Интеллектуального Центра, которая называется Формирующей Частью или Формирующим Центром, непрерывно отвечает на вопросы и непрерывно принимает решения. Она отвечает так или ийаче, вульгарными словами, типичными фразами и на жаргоне всякого рода. Она отвечает автоматически и говорит как раз то, что наиболее привычно говорить, подобно машине. Или, в несколько более высоком масштабе, оно отвечает всегда шаблонным образом, подобно школьному учителю или правительствен-нбму чиновнику, применяя хорошо известные изречения, партий-нйё принципы, лозунги, пословицы, мудрые поговорки и т.д. И странно, что многие люди всегда отвечают таким образом и нико-rj|ja не замечают этого, либо потому, что они не могут думать о чем-либо и полагаются на механические или даже автоматические выражения Интеллектуального Центра, либо потому, что они не видят важности размышления о самих себе и освобождения своих мыслей от механических слов и выражений, которые принадлежат наиболее низким делениям центра.
Теперь мы переходим ко вниманию.Внимание приводит нас в лучшие и более сознательные части центров. Внимание бывает трех видов:
1. Нулевое внимание, которое характеризует механические деления центров;
2. Внимание, которое не требует усилия, но притягивается и требует только недопущения не относящихся к делу вещей;
3. Внимание, которое должно быть управляемо путем усилия и воли.
Как было сказано, первый вид внимания, нулевое внимание, сопровождает Работу механических делений центров; второй вид приводит нас в эмоциональные деления центров, и третий вид - в интеллектуальные деления. Возьмем на минуту снова Интеллектуальный Центр в качестве примера, т.к. мы должны будем вернуться к этому вопросу в следующий раз.
Эмоциональная часть всего Интеллектуального Центра состоит, главным образом, из желания знать, желания понять, разыскать знание, раскрыть, увеличить понимание чего-либо или кого-либо, уловить и узнать, иметь удовлетворение от знания, из желания истины, наслаждения от изучения, из достижения; и, обратно, из боли от незнания, из неудовлетворенности своей невежественностью, неинформированностью и т.д. Работа эмоциональной части требует полного внимания, но и в этой части центра внимание не требует какого-либо усилия. Оно привлекается и сохраняется благодаря важности самого предмета. Интеллектуальная часть всего Интеллектуального Центра включает способность к творчеству, созданию, изобретению, нахождению методов, видению связей и приведению, по-видимому, изолированных вещей в порядок, единство или к формулировке, так что мы видим истину чего-то неясного до сих пор. Эта часть не может Работать без направляемого внимания.Внимание в этой части не привлекается, но должно быть контролируемо и поддерживаемо путем усилия и воли: мы обычно избегаем делать Работу, принадлежащую этой части центра, которая является, таким образом, часто неиспользуемой.
Теперь из этого мы можем заметить, в каких частях центров мы находимся. В следующий раз мы поговорим еще об этом вопросе.
Часть 2.Последний раз мы говорили о неправильной Работе центров с точки зрения применения ошибочных делений центров и с точки зрения принципа внимания.
Как было сказано, люди обитают или живут в малых делениях центров, то есть в механических делениях. Вы должны понять, что все различные «я» в нас живут в меньших или больших делениях центров. То есть, мы имеем более механические или менее механические «я». В малых делениях, в механических или даже автоматических частях центров обитают большинство «я», которые контролируют нашу обычную жизнь. В этом смысле люди обитают или живут в малых механических делениях центров. То есть наша обычная жизнь в значительной степени контролируется весьма небольшими механическими «я», которые населяют эти малые подразделения центров. Они должны быть слугами, а не нашими господами, ибо мы имеем «я» различной силы, качества или способности. Например, «я», которые обитают в малых подразделениях центров, не способны понять эту Работу. Они очень ограничены. Они не могут измениться. Они похожи на крестьян, которые подозрительны ко всему новому. Небольшие «я», которые вы применяете в обычной жизни, «я», которые ссорятся и чувствуют неудовлетворенность, которые заняты небольшими планами, небольшими подозрениями, небольшими вещами, небольшими интересами и т.д., находятся в механических частях центров. Они вполне полезны для небольших вещей. Но они не могут понять Работу. Они принадлежат к небольшим частям центров.
И иногда вы встречаете людей, которые пребывают так прочно в этих малых повседневных «я», что они не способны понять что-либо, кроме того, что принадлежит к их непосредственным малым интересам и к точке зрения этих малых «я», которые занимаются только малыми вещами повседневной жизни, которые очень важны в этом масштабе- именно в масштабе малыхвещей. То есть эти маленькие «я» имеют свое подходящее место и, если они имеют дело с тем, что принадлежит им, они делают свою Работу, как должно; и всякий должен обладать тренированным «я» такого сорта.
Как вы знаете, человек должен быть развит до некоторой степени во всех частях центров, чтобы стать человеком №4, или, уравновешенным человеком. Но, как было сказано, эти малые «я» не могут уловить эту Работу, они не могут приспособить себя и к идеям этой Работы, и если идеи этой Работы падают только на эти маленькие «я» повседневной жизни, Работа не может быть воспринята и правильно размещена в существе человека. Короче говоря, эта Работа, если она воспринята только этими малыми интересующимися собой повседневными «я», будет понята только на их собственном малом уровне понимания - на «уровне бытия» этих небольших «я». Эта Работа должна осесть на более крупные «я», и никогда не должно допускать, чтобы она пала на малые «я». Это очень реальная и важная сторона Работы над собой, то есть очень важно не позволять малым «я», живущим в малых час* тях центров, думать и решать относительно идей этой Работы. Так как это столь важно и с практической точки зрения составляет непосредственный пример неправильной Работы центров, которая является предметом, сейчас изучаемым нами, мы должны постараться понять лучше, что это значит. Ибо, как было сказано, изучение неправильной Работы центров является не только вопросом, относящимся к неправильному применению центра, но также вопросом применения подходящей частицентра относительно того, что должно быть сделано в любое данное время. Ибо имеются совершенно разные видывещей, с которыми мы призваны иметь дело в разное время, и мы обладаем не только различными центрами и умами - интеллектуальным для сложных сравнений и мыслей, двигательным для сложных движений, значительно более быстрых, чем мысль, эмоциональным для видег ния качества вещей и связей и смыслов, скрытых от интеллектуального, и т.д., - но каждый центр разделен и подразделен на части, каждая из которых имеет свое подходящее место в схеме вещей и свою собственную функцию.
Вернемся к интеллектуальному центру. Механическаячасть заключает в себе всю Работу регистрации воспоминаний, ассоциаций и впечатлений,и это есть все, что Работа должна совершать нормально, то есть, когда другие центры и их частиделают соответствующую Работу. Она должна делать только Работу регистрации, или записи, подобно секретарю, записывающему то, что сказано, и организующему это и т.д. И, как было сказано, она никогда не должна отвечать на вопросы, адресованные всему центру,и никогда не должна решать что-либо важное; но, к сожалению, она всегда решает и всегда отвечает своим узко ограниченным путем готовыми фразами, продолжает говорить те же вещи и Работать таким же механическим путем при всех условиях. Это есть неизменная часть человека, и когда человек пребывает интеллектуально в механических делениях интеллектуального центра, он не будет меняться; и ничего не может быть нового в нем, но он будет видеть жизнь всегда определенным образом и говорить одни и те же вещи, подобно граммофону. Но если он имеет другую часть себя, развитую в большем делении, дело будет совсем иным. Он будет тогда направлять самую механическую мертвую сторону и другую более сознательную и живую сторону, которая лежит либо в эмоциональном, либо в интеллектуальном делениях. Фактически, уравновешенный человек, в смысле Работы, развит до некоторой степени во всех частях - механической, эмоциональной и интеллектуальной - всех центров. То есть он представлен в них некоторыми «я», и они не похожи на пустые комнаты. Это распределяет его энергию и приводит психическую жизнь в гармонию, но только через идеи, подобные идеям настоящей Работы - идеям, идущим из «В» влияний, из сознательного круга человечества,от тех, кто достиг полного внутреннего роста, наиболее гармоничного развития центров. Одни лишь жизненные интересы неизбежно ведут к одностороннему развитию; и ни один человек не может развиваться только через эгоизм, ибо тогда он будет развивать только некоторые части эмоционального центра.
Теперь, если Работа падает на механическую сторону интеллектуального" центра, она будет проходить среди «я», которые имеют дело с обычными повседневными делами жизни. Эти «я» пытаются управлять человеком посредством А влияний и предназначены для применения в повседневной жизни, и они не могут понять, о чем говорит Работа или почему Работа необходима. Они обращены к внешней, видимой жизни, которая является полной суммой реальности для них. Для них только то, что они могут видеть и чего коснуться, является реальным. Следовательно, нет почвыдля идей Работы,откуда им произрастать, ибо Работа говорит не о чувственных вещах, которые можно видеть или которые можно потрогать, но начинается с самонаблюдения,т.е., с того, что нельзя видеть и потрогать. Поэтому вы поймете, как опасно для тех, кому представилась возможность воспринять Работу в больших частях центров, в более крупных «я», позволить •ее идеям упасть в самих себя в небольшие механические «я», где они будут разделены или даже, так сказать, разорваны на куски. Это есть поистине основная идея о кощунстве или профанации, то есть она принадлежит к ошибочной Работе центров.
О Работе всегда следует мыслить с вниманием,ибо это приводит человека в интеллектуальные части центров.
Что касается слушания идей Работы небольшими узкими «я», все вы знаете притчу о Сеятеле и Семени. Человек, который живет в очень малых частях центров, в небольших личных вещах, при слушании этой Работы будет понимать ее только очень немного. Эта ситуация и поминается в притче. Семя означает идеи эзотеризма, идей настоящей Работы. Если идеи этой Работы падают как живые семена на очень малые «я», на очень небольшие части центров, населенные очень малыми «я» - это есть, как если семя, то есть, идеи настоящей Работы, падает «при дороге». Вспомним эту притчу:
«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень, взошло и засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую почву и взошло и принесло плод сторичный».(от Луки, 8, 5-8).
Поясняя эту притчу Своим ученикам, Христос говорит:
«Семя есть слово Божие; а упадшее на пути суть слушающие, к которым приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали.и не спаслись».
Понимаете ли вы, почему это называется «при дороге»? Это значит, что идея Работы падает посреди движения ума кого-либо среди обычных жизненных мыслей кого-либо и принимает участие в механической сторонеума, которую Христос называет диаво-лом, ибо механичность есть дьявол.
Теперь все вы знаете, что, в смысле Работы, человек может понимать только на своем уровне бытия. Это значит, что если вы встречаете человека на более высоком уровне бытия, чем ваш собственный, вы не будете понимать его. А если вы живете в очень небольших, очень малых, очень ограниченных механических «я», тогда это представляет ваш уровень бытия. Вы тогда поймете только то, что является очень малым, очень личным, и, как было сказано, если вы сосредотачиваете себя в этих небольших «я», которые связаны с малыми делами вашей повседневной жизни и с вашими небольшими ненавистями, желаниями и низостями, вашими небольшими завистями, вы будете неспособны примениться к чему-то новому; поэтому идеи Работы будут «падать при дороге» и окажутся либо совершенно бессмысленными для вас, либо даже смешными, глупыми, лишними и фантастическими. Это значит, что вы будете понимать Работу на этом уровне вашего бытия. Но всякий имеет масштаббытия. То есть человек имеет, при условии, чтоон имеет магнитный центр,лучший уровень и лучшие «я» в себе, если он пытается их найти, чтобы через них понять Работу. И одним признаком этого является обладание «магнитным центром», который может различать между «А» влияниями и «В» влияниями.
Часть 3.Механические деления центров должны выполнять свойственную им Работу, и они могут Работать правильно без внимания или с очень небольшим вниманием. Когда вы видите, это действие требует очень немного внимания и только время от времени, и все сложные движения, заключающиеся в акте ходьбы, делаются правильно механическими движениями двигательного центра.Вы можете проверить, что это делается механическим деланием двигательного центра, так как за время ходьбы ваши руки могут заняты движениями, требующими сознательного управления, то есть внимания, как, например, заточкой карандаша или распутыванием бечевки и т.д. Но как раз потому, что механические части центров могут Работать с нулевым вниманием или с очень небольшим случайным вниманием, они часто действуют независимо. Например, человек идет одеться к обеду, в то время как он думает над проблемой и, в конце концов, находит себя, к своему удивлению, лежащим в постели. Всякий может вспомнить подобные примеры.
Вся человеческая машина сделана таким образом, что одна часть может при крайней необходимости в течение некоторого времени выполнять Работу другой части. В нашей системе об этом сказано, что до некоторой степени центры перекрывают друг другав отношении функционирования. И хотя потому, что центры перекрывают друг друга в ограниченной степени, человеческая машина может встретиться с некоторыми непредвиденными случаями и является, следовательно, более способной к приспособлению, в действительности именно вследствие перекрывания происходят случаи неправильной Работы центров. Возьмем пример: мы знаем, что дыхание может совершаться без вашего внимания. Здесь дыхательный центр, который сжимает и расслабляет мускулы, участвующие в дыхании, управляется инстинктивнымцентром, который оценивает состояние крови в каждый момент и увеличивает или уменьшает соответственно скорость дыхания. Но мы не можем наблюдать это непосредственно. Мы не можем наблюдать инстинктивный центр и его сложную Работу по обслуживанию внутренней деятельности органов. Но мы можем наблюдать результаты его Работы - именно, что после бега мы дышим более глубоко, или, если мы возбуждены, мы дышим чаще и понимаем, что это в результате того, что инстинктивный центр требует больше кислорода, и т.д. Но дыхание осуществляется не только посредством инстинктивно-двигательного центра. Имеется перекрытие управления, ибо мы можем дышать намеренно, то есть по желанию. Человек не может поддерживать свое дыхание по желанию сверх определенного времени, т.к. ин^ стинктивный центр будет перехватывать его дыхание за него, как только он начинает терять сознание. Человек может вмешаться в свое дыхание и заставить себя дышать более медленно или более глубоко и т.д. Это опасно делать, но имеются моменты, когда это очень важно, когда, например, это может спасти жизнь человека. Если, однако, человек пытается управлять своим дыханием без понимания того, что он делает, и без знания, это может быть помехой нормальной Работе инстинктивно-двигательного центра, который тогда становится ленивым и, так сказать, передает дело дыхания частично. Я вспоминаю, как Гурджиев говорил неоднократно, что люди, ожидающие приобрести повышение силы посредством управления дыханием, были глупцами, если они не проходили долгой подготовительной тренировки под руководством учителя или не были специально отобраны им. Они были глупцами, потому что они вмешивались в функцию, которая, если в нее достаточно долго неправильно вмешиваться, впоследствии может никогда не Работать нормально.
Вопрос неправильной Работы центров есть дело изучения в течение всей жизни через самонаблюдение. Чтобы понять что-либо, вы должны сознавать его природу, в противном случае вы будете подходить к нему ошибочно или иметь неправильное отношение к нему. Вы не можете понять о центрах и правильной или неправильной Работе просто, в одно мгновение. Если вы думаете, что можете, вы будете задавать неправильные вопросы и, действительно, никогда не поймете что-либо о данном предмете. Задумайтесь на мгновение. Вся жизньесть функция центров и управляется центрами - ваши мысли, ваши чувства, ваши идеи, ваши надежды, страхи, любовь, ненависть, ваши поступки, ваши ощущения, ваши удовольствия, ваши удобства и т.д. Как тогда вы можете ожидать понять все о правильной и неправильной Работе центров в короткое время? Это похоже на ожидание понять все о жизни после того, как вы прослушали одну или две лекции о ней.
То, что было сказано до сих пор, это только для того, чтобы дать вам некоторые указания о том, что имеется в виду, и заставить вас начать изучать предмет и, если вы не изучаете его путем самонаблюдения, тогда, даже если вы слушаете тысячу и одну лекцию по этому вопросу, вы не пойметени одной вещи.
Теперь необходимо дать деление других центров, так чтобы люди имели некоторую общую схему, которая поможет найти свой путь, и к которой они могут относить свой путь, но и некоторые из своих собст-
венных самонаблюдений. Это будет способствовать более ясному видению себя.
Прежде всего разделим некоторые центры на положительные и отрицательные, а затем поместим в обеих частях некоторые из подразделений, давая приблизительныеопределения их функций.