Человеческая Машина как Три центра

В попытке контролировать наблюдаемое «я» вы должны пом­нить, что есть нечто, что думает, чувствует и двигает, то есть представительство его в каждом центре различно. Управление человеческой машиной является поэтому трудным, т.к. все, что сформировано в ней психологически, именно как одно «я», пред­ставлено тремя совершенно разными способами, которые кажут­ся с первого взгляда несвязанными. Например, вы хмурите брови. Это находится в двигательном Центре. Но этот хмурый взгляд представлен в Интеллектуальном центре как мысль или граммо­фонная запись, то есть ряд мыслей, механически идущих круг за кругом. Полное наблюдение одного «я» является наблюдением его во всех центрах его происхождения одновременно.

Найдем теперь пример для общего обсуждения. Возьмем «Беспокойство».

Вопрос: Беспокойство есть форма отождествления. Букваль­но, это слово имеет значение раздирания или скручивания, или подпирания, или удушения; оно было первоначально связано со словом «скручивание», которое еще употребляется в выражении «выкручивать чьи-либо руки», один из внешних признаков беспо­койства. Вы вспомните, что каждое психологическое или внутрен­нее состояние находит некоторое внешнее выражение через Дви­гательный Центр, то есть оно представляется в некоторых особых мускульных движениях или сокращениях и т.д. Вы могли заметить, что состояние беспокойства часто отражается сжатыми морщи­нами лба или скручивания рук. Состояние радости никогда не имеет такого выражения. Отрицательные состояния, состояния беспокойства или страха, или опасения, или депрессии, выража­ют себя в мускулах путем сжатия, изгиба, склонением корпуса и т.д. (и часто также слабостью мускулов), тогда как противополож­ные эмоциональные состояния отражаются в Двигательном Цен­тре как растяжение, как стояние прямо, как вытягивание членов, ослабление напряжения и обычно путем ощущения силы. Чтобы прекратить беспокойство, люди, которые беспокоятся и потому слишком много хмурят брови или морщат свои лбы, сжимают свои кулаки, почти перестают дышать и т.д., должны начать расслаб­ление мускулов, выражающих эмоциональное состояние, и ос­вобождая дыхания. Расслабление вообще подразумевает, эзоте­рически говоря, идею предупреждения отрицательных состоя­ний. Отрицательные состояния менее способны приходить, когда человек находится в состоянии расслабления. Вот почему так часто говорят, что необходимо практиковать расслабление еже­дневно, путем прохождения внимания по всему телу и обдуманно­го расслабления всех напряженных мускулов.

Контроль Эмоционального Центра труден, частично потому, что он Работает так быстро - в 30000 раз более быстро, чем фор­мирующая часть Интеллектуального Центра, - что человек становится беспокойным или отрицательным, прежде чем он узнает это. Но Эмоциональный Центр сравнивается иногда в Работе с неуправляемым диким слоном и двумя управляемыми слонами по обеим сторонам его - интеллектуальным Центром и Двигательным Центром. Дурные эмоциональные состояния, обычные плохие состояния беспокойства, раздражительности и т.д., должны спер­ва быть отмеченными, как существующие в ком-то. Как правило, люди не видят их состояний, но являются ими. Затем один из кон­тролируемых слонов должен быть применен.

Рассмотрим, что значит видеть Интеллектуальный Центр в этом отношении. Это значит, что вы должны замечать мысли, ко­торые продолжаются, когда вы беспокоитесь. Мы имеем некото­рое количество воли над Интеллектуальным Центром, так что в небольшой степени мы можем контролировать мысль. Путем ос­тановки или несопровождения, неверия, несоглашения мыслен­ная часть беспокойства, один слон, так сказать, приводится бок о бок к неуправляемому Центру. Другой управляемый слон - это Двигательный Центр, под которым мы подразумеваем волю, если мы направляем внимание на него. Мы можем расслабить мускулы частей тела, мускулы вокруг рта и подбородка, мускулы языка и горла, глаз и т.д.

Беспокойство - это ошибочная Работа центров. Оно всегда бесполезно, оно есть форма внутреннего рассмотрения, то есть отождествления. Это непрерывное смешивание отрицательного воображения с несколькими фактами. Это своеобразный род лжи среди многих других видов лжи, которые продолжаются в нас и загрязняют центры. Всегда легко беспокоиться, т.к. это дает об­легчение и является, так сказать, формой самооправдания. Это близко к жалости к себе и насилию. Беспокойство не есть раз­мышление. Ум изгоняется беспокойством, эмоциональным со­стоянием и затемняется. Внимание к чему-либо всегда помогает, ибо направленное внимание приводит нас в более сознательные части центров. Беспокойство не есть размышление о других. Это не есть внешнее рассмотрение. Беспокойство есть одна из вещей, которые показывают нам кое-что о нас самих, если мы отмечаем это критически и в течение долгого периода. Но вы не должны думать, что противоположностью беспокойства является безраз­личие. Вы можете и должны чувствовать «тревогу» о другом че­ловеке, находящемся в опасности - смесь надежды и страха, но беспокойство является совершенно другим, ибо тогда входит во­ображение. Оно становится привычкой, точно так, как это делают столь многие другие отрицательные состояния, и люди, имея их даже воображают, что они лучше других, и чувствуя заслугу в бес-

покойстве. Люди даже думают, что это правильно - беспокоиться обо всем: о прошлом и будущем, о самих себе, о других. Но это просто не что иное, как серьезная отрицательная болезнь, труд­ная для излечения, ибо человек стал ничем иным, кроме как пу­щенной на обратный ход машиной для беспокойства. В этой связи вспомните одно из высказываний Работы, где нас просят прежде всего отказаться от особой формы страдания. Это легко звучит, но сделать гораздо труднее. Причина, почему это так трудно, в том, что делать так значит разрушать в себе все системы «я», ко­торые наслаждаются, заставляя вас страдать, и которые, вы думае­те, являются вами самими.

Беспокойство - это форма отождествления, это значит, что оно совершает непрерывную потерю силы. Люди, которые много беспокоятся, истощают себя, опорожняют себя от силы. Если вы будете наблюдать себя, когда вы беспокоитесь, вы увидите, что это действительно похоже на раздирание, скручивание и удуше­ние себя внутри, в соответствии с внешними мускульными движе­ниями, которые уже были описаны. Нет центра тяжести. Нет на­правления, нет ясной цели; все в беспорядке; все, так сказать, движется во всех направлениях. Это как если бы все различные «я» в ком-либо поднялись и бросились ломать себе руки и гово­рить все, что отрицательное воображение, которое управляет сценой, внушает им. Я не говорю, что возможно никогда не беспо­коиться. Имеются ситуации, особенно в наше время, когда време­нами почти невозможно остановить его. Я говорю больше о при­вычных склонностях к беспокойству обо всем и принятии каждого события за источник беспокойства. Ясная формулировка того, что кто-либо собирается делать, и иметь некоторое направление по­могает предупредить это состояние расстройства, которое; как сказано, является формой внутреннего, а не внешнего рассмот­рения. Внутреннее рассмотрение всегда механично. Внешнее рассмотрение всегда сознательно. Это сознательноставите себя в положение другого лица, а так как это требует направленного внимания, оно выводит вас из беспокойства. Если вы наблюдае­те, вы увидите, что небольшие формы беспокойства начинаются очень рано утром. Это очень хорошая вещь, которую стоит делать - Работать над собой ранним утром, прежде, так сказать, погруже­ния в жизнь и обязанности. Небольшая сознательная Работа в это время, отмечающая слабые зачатки беспокойства, отрица­тельных мыслей к себе и т.д. И высказывание им нет, поднятие йебя из них, неприятие их в качестве вас самих- вся эта Работа по неотождествлению с некоторыми машинами, некоторыми «я», ранним утром, может изменить весь день. И к этому, конечно, от­носится идея аннулирования долгов, выкидывания из головы

внутренних оценок - если возможно. Тогда нечто свежее и новое начинает день, и предупреждается обветшалость жизни, которая действительно является обветшалостью себя:всегда противо­действующая таким путем всему, всегда имеющая одни и те же взгляды, всегда относящаяся к другим одним и тем же образом.

Работа над собой может дать удивительные результаты, если вы помните, что вы находитесь в жизни и в Работе,а не в жизни без чего-либо между вами и ею. Работа предназначена транс­формировать ваши отношения к жизни. Все практические вещи, которые говорятся в ней, имеют эту цель. Это значит - Работать над собой.То есть необходимо быть в Работе, а не только в жиз­ни. Какова ваша задача? Почему вы находитесь здесь внизу? Что вы должны изменить? Что вы должны узнавать о себе, об этой вещи, которую вы принимаете без доказательств, этой вещи, ко­торая является вашим аппаратом для жизни? Дает ли вам ваш аппарат для жизни результаты, которые вы хотите? Вы сами, ва­ша личность есть аппарат, который вы используете для протека­ния жизни. Хорошо начать видеть, что ваш способ восприятия жизни есть ваша жизнь - и что вы можете начать Работать над вашим способом восприятия ее, а это значит Работать над собой и над вашими механическими реакциями на все, что случается. Ибо ваши механические реакции на жизнь есть вы сами и это соз­дает ваше несчастье и счастье, они представляют аппарат для протекания жизни, который вы создали и который был создан в вас тысячами забытых причин. Это есть вещь, которую мы выка­тываем каждое утро, чтобы встретить лицом к лицу день. И это есть вещь, о которой говорит Работа во всех ее стадиях - вещь, над которой вы можете Работать и изменить ее. Попытайтесь по­думать, что не жизнь вы можете изменить, но самих себя в вашей реакции на жизнь. Именно здесь лежит первая идея о том, что значит Работать над собой. Если вы видите идею, тогда, каковы бы ни были условия жизни, вы имеете силу в своей власти, цен­ность которой трудно определить. Вы начали ловить жемчуг, ви­деть, что действительно означает жизнь на Земле.

В течение длительного времени мы поглощаем всякого рода отрицательную эмоцию, отождествляясь с ней и принимая ее за самих себя, за необходимую, за истинную и пытаемся Работать над ней, если она сформировалась. Теперь эффект неподчинения некоторой механической реакции в себе и чувства, что вы сво­бодны в отношении к ней, совершенно магической. Вы заметите, что происходит. Это очень интересно, но это дело вашего собст­венного опыта. Вы помните, возможно, что Работа - не просто скучный труд. Оно есть самоосвобождение через особое внутрен­нее усилие, которое называется Работой над собой.

Наши рекомендации