Понятие и задачи ситуационных исследований почерка
Понятие ситуационной экспертизы связано с именем Г. Л. Грановского [3]. Он пишет, что объектом ситуационной экспертизы определено событие, а непосредственным объектом — отражающая это событие вещная обстановка места происшествия. Предметом ситуационной экспертизы является событие в целом: его время, место, структура, стадии течения, предмет посягательства и нанесенный ущерб, установление лиц, участвующих в событии происшествия, и связей между действующими лицами и последствиями, отобразившимися в отдельных следах и обстановке в целом.
А. И. Винберг понимает ситуационный анализ как всестороннее исследование совокупности вещей и изменений обстановки. Далее он указывает, что "ситуационная экспертиза в зависимости от экспертных задач охватывает событие в различных его понятиях — время события, место, структуру и стадии течения, установление участвующих в нем лиц, связей между действиями и последствиями, отобразившимися в следах последующей обстановки".
Г. Л. Грановский, определяя предмет ситуационной экспертизы, утверждает, что он необычайно широк, и эксперты, исследуя место происшествия в целом: а) имеют возможность установить ряд обстоятельств, относящихся к отдельным элементам состава преступления (способы приготовления, совершения и сокрытия преступлений; время и место его совершения; личность потерпевшего и преступника; многие их психические и физические свойства, механизмы взаимодействия преступника и потерпевшего, транспортных средств, орудий взлома и преград); б) должны описать все этапы совершения преступления, его детали, свойства предметов, исчезнувших с места происшествия, орудий преступления, а также объяснить, почему произошли те или иные изменения в обстановке и др. Нами предложен новый вид экспертизы места происшествия, где для определения ситуации требуется комплексная экспертиза или даже комплекс экспертиз для решения одной общей задачи.
Г. Л. Грановский и А. И. Винберг объектом ситуационной экспертизы определяют событие происшествия во всей его полноте, изучаемое по отображениям и изменениям в вещной обстановке места происшествия.
Слово "ситуация" в переводе с французского означает "обстоя-, тельства, положение, обстановка" и определяется она как их совокупность.
Диагностика является особой формой познавательной деятельности человека. Некоторые виды диагностики направлены на распознавание сущности и состояния объектов, явлений материального мира и возможности их практического исследования. |
Поэтому, исходя из понятия слова "ситуация", ситуационную экспертизу нельзя ограничивать только экспертизой места происшествия. Ситуационная экспертиза имеет более широкие цели и задачи, направленные на установление фактических данных об обстановке, обстоятельствах, условиях действий лица — исполнителя рукописи.
К криминалистической ситуационной экспертизе необходимо отнести все исследования, направленные на:
а) установление обстоятельств произведенных действий (времени, места, способа), обстановки, в которой производились какие-то действия;
б) установление возможности производства определенных действий;
в) установление условий, в которых производились определенные действия, например, исполнялась ли рукопись на вертикальной поверхности и пр.
В почерковедческой экспертизе к ситуационным исследованиям можно отнести следующие задачи:
1. Установление необычной позы, в которой исполнялась рукопись: стоя, лежа, на колене, на вертикальной поверхности и т. д.
2. Определение факта непривычной установки на максимально быстрое и на старательное письмо.
3. Установление факта исполнения рукописи в движущемся транспорте, в темноте и т. д.
4. Установление факта изменения почерка путем перемены пишущей руки, скорописной маскировки, подражания почерку другого лица.
2. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Пц--..————--- |
ПОЧЕРКА |
Полученные в ситуационных исследованиях сведения помогают эксперту в определенной мере устанавливать исполнителя, а в неко-,. торых случаях, например, при установлении факта умышленного изменения почерка, определять возможность проведения диагностических и идентификационных исследований и объективно обосновать выводы по этим исследованиям.
Исходя из сущности понятий "диагноз" и "диагностика" [1, с. 655], криминалистическая диагностика, как процесс распознавания объектов, своим исследованием предметов, явлений и лиц по определению их существенных свойств, качеств, состояний будет позволять относить объекты криминалистического исследования к различным группам, классам, родам.
Диагноз, диагностика как процесс, осуществляющий познание явления, предмета, складывается на основе изучения всех признаков последних и их обычного узнавания. Как конечный результат диагностического процесса выступает диагноз, являющийся общим выводом о сущности данного явления, предмета, характеризующего свойство, качество, состояние объекта, и о принадлежности его к определенному, установленному наукой классу, виду, роду, на основании исследования (анализа и синтеза) и логического обоснования совокупности существенных признаков данного явления, предмета.
Диагностика есть научно-познавательный процесс, но он отличается от процесса познавания вообще своими целями, задачами, объектами. Постановка диагноза о предмете, явлении — это не научное (поисковое) исследование, где исследователь устанавливает новые законы развития природы и общества. Науку интересует в человеке, предметах и явлениях не отдельный факт, случай, а общее, устойчивое, повторяющееся, существенное.
Объектом диагностического криминалистического исследования является конкретный объект (человек, предмет, вещество, явление). В каждом познавательном процессе эксперт сталкивается с единичным, содержащим в себе общее и индивидуальное, устойчивое и неустойчивое, повторяющееся и неповторяющееся. Встречаясь с кон-кретным анонимным рукописным текстом, устанавливая определенное свойство личности по почерку, исследователь изучает общее (пол, возраст), существующее только через единичное (конкретный рукописный документ). Любое общее свойство не может охватывать единичное, так как любое единичное содержит в себе не только общее, но и что-то индивидуальное. Объектом судебного почерковедения, как науки, является почерк (общее). Каждый конкретный рукописный текст является единичным и служит для исследования и выявления общего. Ученый изучает, обобщает и вырабатывает новое знание, а эксперт использует знание в своей практической деятельности. Следовательно, в процессе диагностирования мы не получаем новые знания об объекте, а устанавливаем, распознаем уже известное. Таким образом, это не научное познание в широком смысле слова, в процессе которого осуществляется переход "вещи в се-
бе" в "вещь для нас", т. е. когда происходит перерастание незнания в неполное (частичное) знание и далее — во все более полное.
S ходе экспертизы эксперт не открывает что-либо новое в природе и обществе, а только устанавливает по почерку определенные свойства, качества, состояния личности в соответствии с разработанными учеными-почерковедами методиками. Например, он определяет пол, возраст исполнителя рукописи, его состояние в момент исполнения рукописи.
В случае если не существует разработанной достоверной методики по определению каких-либо свойств объекта, то установить данные свойства невозможно. Следовательно, только тогда можно диагностировать свойства, состояния объекта, когда имеется уже определенная совокупность признаков, позволяющая сказать что-либо об объекте. Так, графологи утверждают, что по почерку можно определить характер человека. Но подобные утверждения научно не обоснованы, так как нет достоверных методик и соответствующих этим методикам совокупностей признаков почерка, по которым можно было бы определить характер неизвестного человека по его почерку.
Диагностирование есть диалектический процесс, результатом- которого является вывод (диагноз) о сущности объектов распознавания. Диагностика является процессом отражения материальной действительности, которая определяется объектами своего исследования. Диагностика — частный вид, особая форма познавательного процесса, и каждая разновидность диагностики имеет свою специфику, но обязательно учитывает общее в любом диагностическом процессе.
Методика криминалистического диагностического и ситуационного исследования объектов представляет собой единый сложный процесс и имеет общие для всех видов криминалистического исследования требования по последовательности изучения вещественных доказательств.
В диагностическом и ситуационном исследовании следует выделить три стадии:
1. Предварительное исследование.
2. Детальное исследование.
3. Оценка результатов проведенного исследования, формирование и формулирование вывода.
На стадии предварительного исследования, по-нашему мнению, необходимо определить задачи исследования, ознакомиться с материалами, поступившими на исследование, произвести их осмотр, установить все данные об объекте исследования, которые могут по-
влиять на отображение следов и достоверность их определения в процессе исследования признаков. Например, при диагностировании по почерку каких-либо свойств личности необходимо знать'все имеющиеся данные об исполнителе анонимной рукописи, об условиях, в которых выполнялась рукопись, так как эти данные позволяют эксперту объективно оценить отобразившиеся признаки почерка и определить достоверность их отображения в данной рукописи.
На стадии детального исследования выделяются все имеющиеся признаки объекта, которые позволяют решить поставленные перед экспертом вопросы. На этой стадии применяются самые различные методы исследования. Так, в документоведении объект исследуется по смысловой и содержательной стороне записей — с целью изучения функций письменной речи, по материалу письма, пишущему прибору — с целью получения сведений об авторе или исполнителе рукописи; изучаются признаки почерка с целью определения выра-ботанности письменно-двигательного навыка исполнителя; устанавливается наличие или отсутствие умышленного или естественного изменения почерка и т. д. Далее выявляются, анализируются и оцениваются признаки почерка в соответствии с определенной диагностической или ситуационной методикой (по распознаванию пола, возраста, состояния исполнителя, условий выполнения рукописи и пр.).
Диагностирование обычно используется тогда, когда материалы дела наряду с другими физическими данными о вещественном доказательстве (материалы письма и пишущий прибор, смысловая сторона документа и т. д.) не дали необходимых достаточных и достоверных сведений об исполнителе, а идентификационное исследование провести невозможно, так как нет сравнительного материала. На этой стадии осуществляются анализ, синтез и оценка признаков исследуемого объекта. Кроме того, может быть проведено и дифференциальное исследование признаков объекта, сравнение выявленных определенных признаков объекта со справочными данными,
На стадии оценки результатов проведенного исследования оцениваются признаки, выявленные в своих совокупностях (симптомо-комплексы) по соответствующим экспертным методикам определения свойств и качеств объектов исследования, с учетом фактических данных, полученных на первых двух стадиях исследования.
Оценка результатов проведенного диагностического исследования — это не только сведение выявленных признаков в определенные совокупности. Эксперт оценивает все данные, полученные на предварительной и детальной стадиях. На третьей стадии, без которой невозможно построение правильного умозаключения об объекте
Общие и частные признаки почерка |
исследования, осуществляется окончательная оценка результатов исследования. Указанное возможно только после полного изучения представленного объекта и позволяет распознать определенные свойства, качества и состояния объекта.
В результате оценки результатов проведенного исследования и на основе внутреннего убеждения эксперт формирует вывод о выявляемых свойствах, качествах, состояниях объекта.
Убеждение эксперта может опираться только на достоверные фактические данные исследования. Они не должны противоречить друг другу, а если таковые имеются, то данные противоречия необходимо объективно обосновать результатами проведенного исследования. Выявленные признаки должны быть относительно устойчивыми и индивидуальными, взаимосвязанными вытекающими друг из друга и достаточными для обоснования вывода.
На основе сформировавшегося у эксперта вывода он формулирует краткое, четкое, конкретное его выражение. В выводе указываются сведения о свойстве, качестве, состоянии объекта исследования, выявленные по соответствующей методике, или об отнесении объекта к определенному классу, виду, роду объектов.
Исходя из логической схемы диагностического процесса и задач стадии криминалистического диагностического исследования, предлагается следующая последовательность проведения диагностического почерковедческого исследования.
Таблица