Стадия детального исследования и ее этапы
Сущность этой стадии исследования состоит в последовательном раздельном изучении всех идентификационных признаков письма в спорной рукописи и в образцах письма лиц, подозреваемых в ее написании, дальнейшем сравнительном исследовании выявленной в результате раздельного анализа совокупности идентификационных признаков и предварительной оценки этих признаков.
В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и выделить из всей массы признаков наиболее существенные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучается вся совокупность идентификационных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа общих признаков1, которые анализируются в определенной последовательности.
Количество орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок дает эксперту информацию о степени развития грамматических навыков письма исполнителя спорной рукописи и проверяемого лица.
О развитии лексических навыков эксперт может судить по степени владения автором рукописи общеупотребительными словами и словами ограниченного использования.
При изучении общих признаков письменной речи эксперт должен также определить функциональный стиль языка, которым выполнена спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, и особенности, придающие индивидуальность стилю; архитектонику, преобладающие типы предложений, признаки символики и сокращений, акцентирование и т. д.
Общие признаки позволяют эксперту только установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к конкретной группе согласно рассмотренной выше классификации. Ана-
1 Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентификационных признаков при проведении автороведческой экспертизы. В основном же признаки письменной речи для установления исполнителя спорной рукописи имеют групповое значение.
лиз частных признаков позволяет исследователю выявить особенности, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.
Результаты исследования признаков письменной речи фиксируются в специальной таблице-разработке.
Таблица 1
Признаки письменной речи
№ | Наименование признаков | Конкретное выражение признака | Результаты | |
В исследуемом доку- | В образцах письма | сравне- | ||
менте | Бенедиктова В. И. | ния | ||
1. | Степень разви- | Ниже средней: имеют- | Ниже средней: | |
тия грамматиче- | ся ошибки — орфо- | имеются ошибки — | ||
ских навыков | графические ("реста- | орфографические | ||
ран"; "уволин"; "уви- | ("рестаран"; "уво- | |||
дить" и др.), пунктуаци- | лин"), пунктуацион- | |||
онные (отсутствуют за- | ные (отсутствуют | |||
пятые), синтаксические | запятые), синтакси- | |||
("приборы столовые", | ческие ("... склады- | |||
"реквизировали" (ста- | вается представле- | |||
щили)". | ние на гр-на Саль- | |||
никова") | ||||
2. | Степень разви- | |||
тия лексических | ||||
навыков: | ||||
а) общий запас | Средний запас слов | Средний запас слов | ||
слов; | ||||
б) особенности | "столовые приборы" | "столовые приборы" | ||
лексики; про- | "ханыга" | "ханыги" | ||
фессионалиэмы, | "шляется" | "шляется" | ||
арготизмы, вуль- | ||||
гаризмы, фра- | "пьет на троих", "сис- | "систематическую | ||
зеологические | тематическую пьянку", | пьянку1 | ||
обороты | " в один голос" | |||
Степень разви- | ||||
тия стилистиче- | ||||
ских навыков; | ||||
а) язык; | Бытовой | Бытовой | ||
б) общее построе- | Есть вступление, изло- | Есть вступление, | ||
ние письменной | жение фактических | изложение факти- | ||
речи (архитектони- | данных, заключение | ческих данных, за- | ||
ка) | отсутствует. Мысли из- | ключение отсутст- | ||
ложены последова- | вует. Мысли изло- | |||
тельно | жены последова- | |||
тельно |
Таблица 2 |
Общие признаки почерка |
Результаты сравнения |
Конкретное выражение признака |
Левые, трапециевидные, средние (3 см), прямолинейная |
Точка ближе к предшествующему слову На линии |
в) наличие абза- | Абзацы отсутствуют. | Абзацы отсутствуют. | ||
цев, их размер, | Мысли абзацами не | Мысли абзацами не | ||
способы выделе- | выделяет | выделяет | ||
ния; | ||||
г) длина предло- | Средняя | Средняя | ||
жений; | ||||
д) тип предложе- | Сложные (сложно- | Сложные (сложно- | ||
ний | сочиненные и сложно- | сочиненные и слож- | ||
подчиненные предло- | ноподчиненные | |||
жения) | предложения) | |||
е) способы со- | "с/г" (сего года). | "с/г" (сего года) | ||
кращения и ис- | исправление произво- | исправление произ- | ||
правлений; | дится по элементам | водится по элемен- | ||
ж) способы ак- | букв (систематическую | там букв (неподча: | ||
центирования | пьянку...) | нение) | ||
Подчеркивание слов | Подчеркивание слов | |||
двумя параллельными | двумя параллель? | |||
линиями; дугообразные | ными линиями | |||
скобки |
Аналогично фиксируются частные признаки письменной речи.
Раздельное исследование общих признаков почерка начинается с анализа особенностей, характеризующих пространственную ориентацию (размещение) движений в рукописи. Эксперт в состоянии выявить эти признаки и оценить их устойчивость только при наличии значительного по объему почеркового материала, выполненного на листе нелинованной или линованной бумаги.
Затем эксперт изучает признаки, отражающие степень и характер сформированное^ письменно-двигательного навыка. Анализ этой группы признаков начинается с установления степени выработанно-сти почерка, которым выполнена спорная рукопись и образцы почерка проверяемого лица. В случае более низкой степени вырабо-танности в спорной рукописи при отсутствии признаков умышленного ее снижения дальнейшее исследование при определенных условиях проводить нецелесообразно. Завершается этот этап раздельного анализа исследованием общих признаков почерка, отражающих. структуру движений по их траектории.
Результаты раздельного исследования общих признаков почерка, в спорной рукописи и образцах почерка фиксируются так же, как и в разработке признаков письменной речи.
В почерке Ве-недиктова В. И. |
Наименование признаков
В исследуемом почерке______
Признаки, отражающие пространственную ориентацию и размещение движений в рукописи
Расположен в правой части листа Слева внизу |
Размещение самостоятельных фрагментов: а) заголовок; .
Расположен в правой части листа
Слева внизу______
Левые, трапециевидные, средние (3 см), прямолинейная |
б) дата
Параллельное |
Параллельное |
Поля (расположение, форма, размер, конфигурация линии поля)
Прямолинейная __ |
Прямолинейная |
Направление линии письма ________
Форма линии письма
Точка ближе к предшествующему слову На линии |
Размещение знаков препинания:
- относительно предшествующего слова
- относительно линии письма
Высокая Высокая Быстрый |
Высокая Высокая Быстрый |
Признаки, характеризующие степень и характер . сформированное™ письменно-двигательного навыка
Степень выработанно-сти почерка:
- координация;
- темп движений
Li ^в |
I |
сложности |
Простой с элементами упрощения |
Простой с элементами уп- |
почерка |
Признаки, отражающие структуру дпижен и и по их траектории |
Изучив и зафиксировав в специальных таблицах-разработках признаки письменной речи и общие признаки почерка, эксперт переходит к наиболее сложной, трудоемкой и ответственной работе — изучению частных признаков почерка, проявляющихся в письменных знаках, их элементах и сочетаниях букв.
Алфавитные таблицы-разработки составляются, когда текст объемный и в нем имеются все буквы алфавита. При этом графитным карандашом зарисовываются все буквы алфавита и каждый вариант буквы. По своему графическому начертанию буквы должны зарисовываться в точном соответствии с их отображением в рукописи оригинала. При зарисовке они могут подправляться с помощью ластика. При зарисовке буквы должны быть увеличены в 3—5 раз при среднем размере почерка, при большом — в 2—3 раза, при малом — в 5—6 раз. Над каждым зарисованным вариантом буквы ставится точка или черточка для обозначения частоты встречаемости данного варианта буквы. После зарисовки первого варианта буквы эксперт должен отметить в нем красным красителем все имеющиеся признаки и только после этого переходить к зарисовке следующего отличающегося от предыдущего варианта буквы.
Если в рукописи встречается такой вариант буквы, который уже зарисован ранее, то его не зарисовывают в таблице, а над вариантом, имеющимся в разработке, ставится точка или черточка.
В каждой букве можно выделить четыре варианта по связям с предыдущими и последующими буквами, а по исполнению — столько вариантов, сколько имеется в почерке данного лица.
Таким образом обрабатывают все буквы алфавита в исследуемой рукописи, а затем во всех сравнительных образцах.
Текстовая таблица-разработка составляется, когда имеется краткий по объему исследуемый текст. Отличие от алфавитной разработки заключается в том, что зарисовка букв в разработке осуществляется не в алфавитном порядке, а по порядку размещения букв в рукописи.
Для очень малых по объему текстов (в 2—5 слов) используется другой вид текстовой разработки. В ней исследуемая запись полностью переносится в разработку-зарисовку со всеми связями букв.'
Разметка признаков в буквах исследуемой рукописи осуществляется так же, как и в алфавитной разработке, а в сравнительных образцах признаки размещаются только в тех буквах, которые имеются в исследуемой рукописи.
В результате раздельного изучения исследуемых записей эксперт получает полное представление как о почерке лица, выполнившего спорную рукопись, так и о почерке предполагаемого исполнителя.
Следующим этапом детальной стадии является сравнительное исследование письменной речи и почерка, которым исполнена спорная рукопись, с образцами письма проверяемого лица по признакам, которые были зафиксированы в процессе раздельного изучения.
Сравнение признаков осуществляется по таблицам-разработкам с обязательным сопоставлением по спорной рукописи и сравнительным образцам, для уточнения и проверки признаков, выявленных и зафиксированных в таблицах-разработках. Сравнение признаков осуществляется методом визуального сопоставления. Сравнивая признаки, эксперт должен уметь:
— находить совпадение признаков в почерках, различающихся на первый взгляд;
— устанавливать различающиеся признаки в относительно сходных почерках;
— сравнивать почерки не в состоянии покоя, а в динамике, с точки зрения их развития.
Сравнение признаков осуществляется следующим образом: от наиболее р6щ14Х-=г-К_наибол_ее частным (общие и частные признаки письменной речи, общие признаки почерка, где в первую очередь сравнивается степень выработанности почерка; затем — частные признаки почерка в каждом из вариантов всех письменных знаков). •
При сравнении общих и частных признаков письменной речи, общих признаков почерка в таблицах-разработках совпадающие признаки отмечаются знаком «+» красителем красного цвета, различающиеся — знаком '<•» красителем синего цвета.
Частные признаки сравниваются в каждом варианте каждой буквы и по каждому отмеченному признаку с определенной характеристикой. При сравнении частных признаков почерка сопоставляются одноименные признаки во всех вариантах букв исследуемого почерка и образцов. Совпадающие признаки размечаются знаком «+» красного цвета непосредственно у отмеченного признака, различающиеся — знаком «-» синего цвета. Затем осуществляется сравнение письменного знака в целом. Знак «+» или «-», относящийся к букве в целом, ставится в последней колонке таблицы-разработки.
Если между сравниваемыми почерками выявлено незначительное различие или между ними наблюдается внешнее сходство по некоторым наиболее общим признакам, то для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества прибегают к так называемому возвратному сравнению. При таком сравнении для более глубокого и детального изучения признаков почерка в сопоставляемых рукописях эксперт должен неоднократно возвращаться к их исследованию. Это позволит ему установить взаимосвязи и взаимозависимости сопоставляемых объектов, обнаружить существенные признаки, необходимые для решения поставленного идентификационного вопроса. В процессе сопоставления сравниваемые почерки не рассматриваются экспертом как нечто целое. Они расчленяются, затем их части тщательно изучаются.
Сравнительное исследование должно быть полным и объективным. Эксперт в ходе детального исследования объектов идентификации должен не только акцентировать внимание на совпадающих или различающихся признаках письма, но и выявить их совокупность.
Сравнение признаков письменной речи начинается с сопоставления общих признаков — грамматических, лексических и стилистических. Благодаря сравнительному исследованию этих групп общих признаков эксперт может установить совпадение или различие в навыке владения письменной речью автором спорной рукописи и предполагаемым автором. Определение более высокого уровня владения письменной речью автором спорной рукописи по сравнению с предполагаемым исполнителем и наоборот (за исключением случаев умышленного снижения уровня владения письменной речью автором спорной'рукописи путем снижения грамотности, упрощения стиля изложения и т. д.) дает эксперту возможность исключить проверяемое лицо из числа предполагаемых авторов исследуемого текста.
Совпадение этого общего признака письменной речи позволяет исследователю сделать вывод, что уровень владения письменной
речью автора спорной рукописи и проверяемого лица одинаков (установление групповой принадлежности). В рассматриваемом примере сравнительное исследование общих признаков — грамматических, лексических и стилистических — позволяет эксперту выявить совпадение уровня владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица.
Если общие признаки имеют групповое значение, то, благодаря сравнению частных признаков письменной речи, исследователь в зависимости от значимости выявленных совпадающих или различающихся признаков (совокупности признаков) с большей или меньшей степенью вероятности (в некоторых случаях и категорически) может решить вопрос о конкретном авторе спорной рукописи.
Важное значение для установления автора спорной рукописи имеют выявленные на этапе сравнительного исследования совпадающие или различающиеся частные признаки письменной речи в виде однотипных грамматических и лексических ошибок, встречающихся на протяжении всей рукописи. Особую роль в установлении автора документа играют такие частные признаки, как "авторская лексика" (устойчивое употребление фразеологизмов, профессиона-лизмов, арготизмов и т. д.), навыки акцентирования определенных мыслей автора, способы выполнения вставок, исправлений, символов, сокращений и др.
В случае решения вопроса об исполнителе спорной рукописи признаки письменной речи, как общие, так и частные, не имеют самостоятельного значения. В совокупности с общими и частными признаками почерка они дают возможность эксперту прийти к достоверному категорическому или вероятному выводу о наличии или отсутствии тождества исполнителя.
Сравнительное исследование общих признаков почерка начинается с сопоставления особенностей, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений. Отмечалось, что данная группа признаков проявляется в больших по объему рукописях. Навык, человека в размещении определенных частей и фрагментов текста устойчиво сохраняется на протяжении многих лет. Следовательно, эта группа общих признаков почерка имеет определенное идентификационное значение при установлении исполнителя спорной рукописи. Сопоставление общих признаков почерка, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений, проводит-, ся в той последовательности, в которой они зафиксированы в таб-.лице-разработке. Сравнение общих признаков, отражающих сте-.пень и характер сформированное™ письменно-двигательного на-...выка, начинается с сопоставления степени выработанное™ почер-
ка в спорной рукописи и почерка проверяемого лица. Явное различие в степени сформированное™ письменно-двигательного навыка позволяет еще на предварительной стадии исследования — feo время осмотра материалов, поступивших на исследование, решить вопрос об отсутствии тождества. О степени сформированности письменно-двигательного навыка (почерка) эксперт судит по таким признакам, как темп и координация движений. Поэтому в процессе сравнения указанные признаки подлежат сопоставлению в первую очоредь.
При детальном исследований другого общего признака почерка, отражающего характер сформированности письменно-двигательного навыка, степени сложности почерка, эксперту необходимо учитывать, что данный признак больше всего изменяется под действием различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Эксперт, должен помнить, что строение почерка может трансформировать-! ся даже при исполнении рукописи в обычных условиях. Поэтому установление в сравниваемых рукописях на подготовительной стадии идентификации различия в строении не дает оснований решать вопрос об отсутствии тождества. Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по их траектории, экспертом сопоставляются в той последовательности, в которой они зарисованы в таблице-разработке.
Сопоставление общих признаков при исследовании большого по объему рукописного текста, выполненного в обычных для пишущего условиях (в рукописи отсутствуют признаки, указывающие на необычные условия ее выполнения), для эксперта не вызывает особых затруднений.
Общие признаки почерка, как правило, имеют групповое значение. При проведении почерковедческих экспертиз, благодаря сравнению этих групп признаков, можно только дифференцировать рукописи на определенные, уже известные группы, виды, разновидности по отдельным признакам (по степени выработанное™, строению, размеру, разгону и др.).
Наиболее сложная и ответственная задача эксперта — это сравнение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельного анализа объектов идентификации. В конечном итоге эксперт решает вопрос о конкретном исполнителе только благодаря совокупности частных признаков почерка, выявленных в сравниваемых документах на стадии детального исследования. Сопоставление частных признаков проводится экспертом по характеристикам, выявленным на этапе раздельного исследования и зафиксированным в таблицах-разработках. В этом случае обязательна их проверка по ори-
гиналам, так как в разработках не исключены пропуски некоторых особенностей и неточности в фиксации. Подлежит сравнению и частота встречаемости отдельных вариантов письменных знаков.
Сопоставление признаков почерка рекомендуется начинать с наиболее "общего" из всех частных признаков — сложности движений. Сложность движений при выполнении букв — признак собирательный (синтетический): его показателями являются все остальные группы частных признаков. Если в результате сравнения одноименных письменных знаков эксперт установит различия в сложности движений, то тем самым отпадает необходимость дальнейшего сопоставления в этих буквах других частных признаков почерка. Другими словами, сопоставлению подлежат только сравниваемые • признаки письма (в том числе и частные признаки почерка).
Затем производят сравнение в однотипных (сопоставимых) по строению письменных знаках по всем содержащимся в них и отмеченным в разработке частным признакам. Сопоставляются все зафиксированные при раздельном исследовании частные признаки в спорной рукописи и образце почерка проверяемого лица.
В разработке совпадающие признаки отмечаются знаком "+"; различающиеся — знаком "-".
На стадии детального исследования предварительная оценка признаков, выявленных в процессе раздельного и сравнительного исследования почерка, заключается прежде всего в установлении устойчивости признаков. Выясняется также, не носят ли они случайного характера, вызванного различными субъективными или объективными факторами. При оценке степени устойчивости выявленных признаков учитывается частота их встречаемости. На этой стадии исследователь дает предварительную оценку совокупности всех выявленных признаков и решает вопрос о ее достаточности для вывода о наличии или отсутствии тождества.
Затем эксперт переходит к заключительному этапу работы — итоговой оценке признаков и формированию вывода по экспертизе.