Распространенные игровые стереотипы

  • Кидание предметов

Однажды ребенок открывает для себя новое знание: предметы можно кидать, и это вызывает особые зрительные и слуховые ощущения. Новый уровень манипулирования предметами, скорее всего, надолго займет внимание малыша. Случается, что проходят месяцы, а интерес к нему не ослабевает, превращается в некий ритуал. Например, сначала выбирается определенная цель: люстра под потолком, сверкающая ваза на шкафу, часы на стене и т. п. Бросок теперь производится с излюбленного места. Привычка сформировалась. Постепенно ритуал вписывается в режим: кидать после возвращения с прогулки либо из детского сада, после интенсивных занятий, в целом – в отсутствие продуктивной деятельности.

Существуют вариации этого занятия: кидать на пол кольца от пирамидки, тарелки от детской посуды, чтобы они крутились и издавали громкие звуки; медленно двигать любой предмет по столу, чтобы в конце он шлепался на пол; толкать стулья, чтобы они с грохотом опрокидывались, и т. п.

Кроме слуховых и зрительных ощущений, ребенок получает эмоциональную подпитку, когда на удачное попадание реагируют члены семьи. Здесь важно не только то, что предшествовало началу ритуала, но и последующие шаги. Бывает, что сразу после эмоциональной встряски ребенка «приставляют к делу», а бывает, наоборот, включают мультики. Тогда привычная игра в дополнение ко всему прочему становится своеобразным невербальным обращением, в ответ на которое ребенок получает всяческие бонусы – интенсивное внимание взрослых, снятие некоторых ограничений (например, в просмотре ТВ), включение в другую деятельность. К сожалению, взрослые, привыкая реагировать эмоционально, не считывают привычную игру как сигнал о помощи в организации конструктивной деятельности.

Иногда, спустя некоторое время после вынужденной остановки привычной игры, ребенок возвращается к исходной точке кидания. Запускается новый цикл, пока взрослые не вмешаются и не прервут его. Случается, ребенок тратит часы, отдавая всего себя монотонному занятию.

Выводы:

1. Очевидно, ребенок испытывает нехватку тактильных ощущений, сосредотачиваясь главным образом на зрительных и слуховых ощущениях.

2. Привычка наносит ощутимый ущерб продуктивной деятельности ребенка.

Рекомендации:

  • Важно заметить склонность к такого рода однотипной деятельности на ранних этапах.
  • Организовывать и часто менять в домашних условиях материалы, развивающие тактильную чувствительность. Для этого подойдут: покрывала, диванные подушки и стулья – для лазания и строительства; пищевые продукты – для выполнения игровых заданий; творческие материалы (краски, бумага, пластилин, лоскутки, клей) – для создания артобъектов.
  • Контролировать свободную игру.
  • Привлекать ребенка к посильному участию в повседневных бытовых делах для наращивания многообразного сенсорного опыта в ходе конструктивной деятельности.
  • Считывать сигнал: раз начал кидать, значит, не в силах придумать новое занятие, двигается по шаблону и нуждается во внешней помощи.
  • Включение/выключение света

Условно нормативное развитие предусматривает возрастной этап, когда малыш активно исследует домашнее пространство, устремляясь в запрещенные родственниками места, чтобы пробовать открывать любые дверцы и нажимать заметные кнопки. Ребенок наращивает свой потенциал в моторном плане и в плане предметно-бытовой осведомленности. Мало-помалу количественные показатели переходят в качественные. Юному исследователю интереснее становится выстраивать причинно-следственные связи, усложняя действия с объектом и перенося ценный опыт на предметы-заместители, то есть игрушки, чем бесконечно нажимать на кнопки, достигая однообразного эффекта. Интерес все ощутимее смещается в пользу более сложных цепочек действий, а в дальнейшем - сюжетов.

Существует целый ряд так называемых бытовых игр, на которые «залипают» дети с синдромом Дауна, да и другие дети с особенностями развития. Перечислим их: открывание/закрывание дверей, в том числе у стиральных машин и холодильников; запуск тех же стиральных машин; включение/выключение пылесосов, электроподжига кухонных плит, компьютеров, ТВ и аудиосистем; нажимание слива воды в унитазе; манипулирование водопроводными кранами и т. п. Также в какой-то момент для детей может стать неимоверно притягательным высыпание круп на пол и выбрасывание одежды из шкафов. Пальма первенства, между тем, принадлежит, естественно, включению/выключению света.

Выводы:

1. Если даже спустя длительный период времени ребенок по-прежнему предпочитает достигать простого эффекта, значит, проблема оформилась: малыш «застрял» на этапе манипулятивной деятельности и без помощи взрослых ему не удается расширить свои возможности.

Рекомендации:

  • В сложившейся ситуации основная задача взрослого - помочь малышу усложнять игру, показывая, что еще можно делать с выбранной игрушкой, как компоновать в игре несколько предметов, в итоге расширяя сюжетную цепочку.
  • При сохраняющемся у ребенка стремлении закрывать двери и нажимать на кнопки родители должны помочь ему усложнить игру с тем объектом, который привлек его внимание, совершать действия, отличающиеся от привычных действий ребенка. Например, папа начнет прятаться за закрывающейся дверью и выскакивать из-за нее при открывании. Скорее всего, ребенок отреагирует положительно. Тогда у его действий с дверью появится цель – прятать и находить папу. Чем больше будет определено целей в похожих игровых сюжетах, тем быстрее ребенок откажется от однообразности своих манипуляций, его действия станут целенаправленными.
  • Высыпание игрушек из коробки

Психологи утверждают: нужно поддерживать инициативы ребенка. Как же это делать, если он, скажем, хочет высыпать игрушки из коробки, после чего теряет интерес к ним? Например, можно наполнять коробку и предлагать высыпать опять; можно опустошить коробку и посадить в нее самого ребенка, чтобы покатать, как в игрушечном автомобиле; можно наполнить специальным материалом, например, мягкими игрушками, и засыпать сверху лежащего на полу ребенка. Главное - уйти от повторяющихся однотипных манипуляций. Время игры увеличивается, у нее появляется цель. Ребенку при этом необходимо прислушиваться к предложениям взрослого и действовать в рамках игровой инструкции. Поскольку это увлекательно, то можно быть уверенным в том, что на смену импульсивному действию придет целенаправленная игра. Хорошо бы время от времени слегка видоизменять сюжеты, чтобы ребенку не наскучило сотрудничать. Уловив мгновение, когда интерес выходит из-под контроля, взрослый должен предложить похожую игру в один ход с ярким эффектом.

Надо успокоить взрослых, которые при схожих обстоятельствах опасаются, что специально привлекать внимание к уже закрепившемуся «плохому» поведению опасно, так как это усугубит нежелательный интерес ребенка. Наоборот, поддерживаемый близкими взрослыми поверхностный интерес гаснет, переходя на новый уровень игры и отношений. Только, действительно, не нужно предлагать ребенку то, что он и так хорошо освоил. Мол, любишь кидать или высыпать игрушки – на, делай это прямо сейчас! Стоит подключаться к однотипной игре именно с целью ее усложнения хотя бы на один ход.

  • Манипулирование двумя мягкими игрушками («кукольный театр»)

Довольно характерна картина, когда ребенок продолжительное время сидит по-турецки или в схожей позе и держит в обеих руках по мягкой игрушке. Он управляет игрушками так, что они сталкиваются, расходятся, трясутся непонятным образом. При этом у некоторых детей в зависимости от индивидуальных возможностей присутствует речевое сопровождение, различимы отдельные слова и целые фразы, хотя это все-таки не связный текст. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, будто игрушки то ли выясняют отношения, то ли сражаются, то ли выполняют какой-то замысловатый ритуал или танец.

Распространенные игровые стереотипы - student2.ru

Но если спросить, в чем заключается сюжет, ответы будут примерно такие: «Во что-то играет», «Они(игрушки) о чем-то разговаривают», «Наверно, они каким-то образом выясняют отношения…». Обтекаемые высказывания «во что-то», «каким-то образом», «о чем-то» – лишнее свидетельство того, что игра основана на приблизительности действий. Подобная игра и вправду проходит без изменения сюжета. Выделить в ней какое-нибудь событие не представляется возможным. Скорее всего, такой ребенок склонен избегать активности в освоении нового, слепляя разные реальные действия, с которыми сталкивается в повседневной жизни, в одно, тягучее и плохо различимое.

Выводы:

  1. Данная игра не является адекватной заменой развернутой сюжетной игре.
  2. Привычка приучает ребенка «уходить в себя», не распределяя внимание между игрой и текущими окружающими событиями.

Рекомендации:

  • Взрослым необходимо видеть под такой игрой сложившийся стереотип, не идя на поводу у иллюзии о сложности сюжета.
  • Менять укоренившуюся привычку в сторону увеличения общей психической и двигательной активности.
  • Тренировать по-настоящему активное внимание не только в обучающих заданиях, но, в первую очередь, в повседневных контактах на почве бытовых вопросов.
  • Уделять внимание наращиванию продуктивности в деятельности любого характера – игровой, обучающей, бытовой.

Общие рекомендации

Из склонности к вышеперечисленным игровым стереотипам берет начало такая черта характера, как упрямство в получении желаемого. Новое познавать трудно, старое же всегда доступно и надежно. Поэтому дети так настойчиво отстаивают свои игровые стереотипы и так отчаянно сопротивляются, когда близкие пытаются переломить ситуацию.

Действительно важно, как ребенок пользуется своим вниманием. Дело в том, что привычная игра приучает к определенной форме внимания, и это уменьшает шансы на формирование активного внимания в продуктивной деятельности, умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой, из одной ситуации на другую. Отсюда следует простая зависимость: чем больше времени ребенок проводит, занимаясь однотипными действиями, тем меньше у него возможности быть активным и интересующимся.

Один и самый главный совет – как можно чаще наблюдать, во ЧТО и КАК играет ваш ребенок. Если вы заметили устойчивые привычки, обязательно вмешивайтесь в игру, внося в нее новые элементы. Постепенно привычка должна сходить на нет, потому что вы приучите ребенка ставить и достигать цели в игре. Помните, что обычный запрет навязчивой игры ни к чему не приведет, но ее можно изменить или усложнить. Такая альтернатива – ключ к успеху. Поскольку привычная игра – часть общего поведения, то положительные изменения в поведении достигаются исключительно за счет преодоления стойких привычек в играх.

Распространенные игровые стереотипы - student2.ru

Наши рекомендации