Методологические аспекты исследования систем
- компоненты исследования;
- проблемы исследования;
- основные подходы к исследованию;
- концепции исследований.
Любое исследование включает ряд компонент, в том числе:
· методологию исследования – совокупность целей, принципов, подходов, концепций, методов и процедур исследований;
· объект и предмет исследования;
· потребность в исследовании – конкретную проблему и степень ее остроты, настоятельность ее решения;
· ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, квалификационных, временных и т.д.), обеспечивающих успешное проведение исследования;
· процесс и организацию исследования – последовательность и порядок проведения исследования, включая распределение ответственности;
· результаты исследования – рекомендации, модель, методику, проект, программу, план и другие инструменты, способствующие успешному разрешению проблемы;
· эффективность исследования – соотношение полученных результатов и затрат (ресурсов) на проведение исследования.
Методология любого исследования начинается с определения и формулирования его целей. Основные цели системного исследования по признаку искомого результата можно объединить в три класса: 1) выявление и диагностика проблем в деятельности системы, 2) поиск средств разрешения проблемы и направлений совершенствования системы, 3) проектирование новой системы.
По направленности можно выделить следующие группы целей: поисковые, описательные, объяснительные, прогнозные. Цели можно классифицировать и в зависимости от типа исследований: теоретические, прикладные, локальные, системные и т. д.
Цель определяется потребностью в исследовании – наличием проблемы, противоречия, требующего разрешения. Проблемой или проблемной ситуацией обычно называют расхождение между желаемым и действительным состоянием некоторого объекта (явления, процесса), которое может быть преодолено не единственным образом (т. е. когда имеется выбор). Иногда проблемой называют потенциальную возможность. Проблемы могут быть фундаментальными и прикладными, теоретическими и эмпирическими, общими и частными, локальными и системными, реальными и мнимыми. Для выбора подхода к исследованию очень важна классификация проблем, в том числе по степени структурности (структуризованные, неструктуризованные, слабо структуризованные – см. выше). Существуют и другие признаки классификации проблем.
В основу исследований должна быть положена совокупность принципов, выполнение которых необходимо для успешного проведения исследования и получения достоверных результатов. Принципы исследования систем рассмотрены нами далее.
Следующей составляющей методологии исследования является подход – ракурс исследования, исходная позиция, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подход также можно определить как общий метод исследования (например, диалектический подход). Целесообразно разделить подходы к исследованию на общие (общенаучные) и частные. Общие подходы могут быть теоретическими и эмпирическими, прикладными (опирающимися на задачи получения ближайшего результата) и фундаментальными (научными). Очень важно выделение дескриптивного (описательного) и нормативного (конструктивного) подходов к исследованиям. Выбор подхода зависит как от цели исследования, так и от наличия информации об объекте и предмете исследования. Так, описательным подходом следует пользоваться, если ставится цель изучения системы, но не ее реконструкции.
Подход может быть аспектным и системным. Аспектный подход – это выбор одной грани проблемы, учитывая, например, ее актуальность. Так, проблема развития организации может иметь финансовый аспект, социальный, ресурсный и т. д. Системный подход – это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Подходы самым тесным образом связаны с концепцией исследования - системой основополагающих взглядов, идей и принципов исследования. Например, в качестве концепции исследования системы управления можно рассматривать комплекс идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе. Концепция должна определять, прежде всего, содержательное представление об объекте и предмете исследования. Она позволяет дать предварительное описание системного объекта. В зависимости от проблемы и целей исследования, а также знания о системе – это могут быть различные представления. Так, проблема исследования может состоять в изучении эффективности организации как производственно-технической единицы, преобразующей ресурсы в продукты. В этом случае предметом исследования является совокупность ее производственно-технических и технологических процессов.
Концепция также определяет отправную точку исследования. Например, по мнению Ю.И. Черняка, можно выделить пять основных подходов к исследованию (системному анализу): от проблемы, от объекта, от цели, от критерия, от процесса (в данном случае, подходы следует трактовать как «частные» в отличие от общенаучных).
Подход «от проблемы» используется на раннем этапе жизни системы, характеризующемся наибольшей неопределенностью. Здесь важно выяснить, существует ли в действительности рассматриваемая проблема или она является лишь симптомом других проблем. Установив наличие проблемы, переходят к ее точной формулировке. Для сложных систем сразу это обычно сделать не удается. Тогда используют анализ логической структуры проблемы, рассматривают развитие проблемы в прошлом и возможные пути ее развития в будущем, анализируют связи данной проблемы с другими проблемами. При этом используются методы системного анализа – метод «дерева проблем», метод сценариев и другие[22]. Одновременно «нащупываются» пути решения проблемы, и постепенно проблема получает все более точную формулировку.
Подход «от объекта» противоположен подходу от проблемы: здесь объект задан с самого начала, пусть даже он выбран приблизительно. Требуется найти и, четко определив, создать для него систему, решающую задачу или группу задач. Основное внимание здесь направлено на установление обоснованных границ между системой и ее окружением, на выявление структуры системы, состав подсистем, взаимосвязь подзадач. Практическое значение подхода «от объекта» заключается в выявлении роли каждого звена в управлении объектом, выявлении вклада в решение общей задачи, установлении адресности частных задач, в привязке общесистемных функций к конкретным исполнителям.
В ряде случаев, когда границы и состав системы уже достаточно ясны, главным объектом исследования становятся сами задачи, решаемые системой: определение ее целей, средств достижения целей и порядка распределения этих средств по отдельным направлениям (подцелям). Это отличительная особенность подхода «от цели». Он включает в себя определение главной, генеральной цели, определение подцелей всех уровней (декомпозицию цели), выявление потребностей в ресурсах и средствах их использования, прогноз результатов будущего развития системы, прогноз будущей ресурсной ситуации и формирование на этой основе стратегии развития системы.
С подходом «от цели» тесно связан подход «от критерия». Обычно критерием называют требования, определяющие правила однозначного выбора средств достижения цели. Соизмеряя цель со средствами, результаты с затратами, критерий выражает меру целесообразности достижения цели данными средствами и может быть использован для оценки качества работы системы и ее частей. Возможны и другие подходы, например, «от ситуации».
Концепция также определяет логику исследования. В этом можно убедиться, рассматривая различные методики системного анализа [8].