Психолого-педагогическая характеристика процесса познавательной активности учащихся в условиях профильного обучения

Содержание

Введение........................................................................................................ 2

1 Психолого-педагогическая характеристика процесса познавательной активности учащихся в условиях профильного обучения............................................. 6

1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности школьников................................................................................................ 6

1.2 Пути и способы стимулирования познавательной активности школьников на уроках физики...................................................................................................... 15

1.3 Метод решения задач как способ стимулирования познавательной активности школьников.............................................................................................. 29

1.4 Задачи как составная часть различных видов занятий по физике.. 39

2 Технология работы над физической задачей как средством активизации учебно-познавательной активности учащихся в классах профильного обучения 43

2.1 Анализ опыта активизации учебной деятельности школьников на уроках физики.................................................................................................................. 44

2.2 Особенности активизации познавательной деятельности школьников профильного класса обучения физике на уроках......................................................... 51

2.3 Урок решения задач как форма активизации учебно-познавательной деятельности в профильном классе.................................................................................. 56

2.4 Анализ результатов опытной работы в школе................................ 61

Заключение............................................................................................... 65

Список использованных источников...................................................... 68

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Сейчас эта тема особенно актуальна.

В школьном образовании накапливаются такие недостатки как завышение оценок, «перегруженность» программ, тематических и календарных планов изучения нового материала, несовершенство новых учебников, недостаток специалистов. А ко всему этому добавляются и такие общие проблемы как падение общественного престижа среднего образования, снижение роли специалистов, окончивших высшую школу, потеря школой приоритета в сообщении знаний (по сравнению со средствами массовой информации), изменение культурных ориентации молодежи.

В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления этих обострившихся противоречий между требованиями общества к среднему образованию и массовым опытом преподавания, между теорией и практикой.

Рассматривая педагогические условия стимулирования познавательной активности школьников, понимаешь, что проблема активизации учебной деятельности является ведущей и основной для понимания закономерностей учебно-воспитательного процесса. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема. Значительный вклад в ее разработку внесли М.А. Данилов, И.А. Лернер, М.И. Махмутов, М.И. Скаткин, И.Ф.Харламов, П.И.Шамова, Р.И. Щукина и др.

Возрастает интерес к проблеме активизации учебно-познавательной деятельности в условиях профильного обучения, что отражено в «Концепции развития обучения Республики Казахстан до 2015 года».

«Приоритетным направлением физической деятельности старшей ступени среднего образования является введение профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.

Принципиально новый подход к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования»[17,4]

Но на данный момент организации обучения в профильных классах эта проблема не решена. Так как не разработаны специальные современные методики профильного образования активизации учащихся средствами самого профилирующего предмета, а не только традиционными ( дидактические игры, дискуссии и т.д.)

Активность школьников опирается на познавательный интерес, а учащихся профильных классов по физике и математике наиболее интересным (по данным анкетирования) является решение задач, разновариантная работа с задачей (73,1%), опытная работа (92,3%), творческие задания (96,2%).

У учителей физики возникает необходимость в сборнике разнотипных задач для профильного класса (100%, 24 человека). Таким образом, была установлена проблема методического обеспечения профильного класса физики задачным материалом разного типа и уровня сложности как необходимые условия активизации учебно-познавательной деятельности школьников профильных классов, осознаваемое учителями-практиками, но не в полной мере реализованное в теории и методике обучения физике, что обусловило цель и задачи нашего исследования.

Целью исследования является выявление эффективности применения разработанной системы задач в классе с углубленным изучением физики как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В ходе реализации данной цели мы пытались решить следующие задачи:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу с целью выявления актуальности темы

2. Рассмотреть известные методы активизации и сравнить их.

3. Рассмотреть метод решения задач в условиях дифференциации профильного обучения

4. Составить систему задач для 10 класса (профильный класс).

5. Апробировать ее на уроках в средней школе №17 (10 профильный класс).

Объектом исследования является процесс профильного обучения физике учащихся 10 класса городской школы.

Предметом исследования является система задач по физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующее предположение. В условиях профильного обучения, где познавательный интерес школьников базируется на углубленном интересе к конкретной науке или профессии с ней связанной, активизация учебно-познавательной деятельности школьников, необходимая для повышения качества предметных знаний, умений, навыков, может быть обеспечена использованием системы задач по физике. Обязательным условием является то, что на уроках физике должны быть реализованы качественные, вычислительные, графические, экспериментальные, творческие, олимпиадные, задачи по компьютерному моделированию, дифференцированные по темаматике и сложности.

Для установления достоверности выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

ü Анализ психолого-педагогической и методологической литературы.

ü Анкетирование;

ü Беседа;

ü Наблюдение;

ü Изучение продуктов деятельности учащихся

ü Эксперимент

Научная новизна исследования состоит в актуализации проблемы, повышения уровня знаний учащихся, их логического и творческого мышления, составлении системы задач различных видов и сложности, систематизации дидактических и методических положений применения метода решения задач в условиях дифференциации профильного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения составленной системы задач на уроках физики и в составлении разработок уроков, что позволит повысить уровень знаний учащихся, способствовать повышению результативности обучения.

Реализация данной задачи позволит не только повысить интерес к предмету, но и повысить успеваемость.

Поставленные цели и задачи определили ход исследовательской работы, которая проводилась в 3 этапа:

1. Диагностико - прогностический. На данном этапе изучалась педагогическая и методическая литература с целью выявления актуализации и степени освещенности данной проблемы.

2. Поисково–практический. Составление системы задач, апробация ее на уроках в 10 классе 17 школы г. Костаная.

3. Завершающий этап, заключается в обобщении результатов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрыты новизна и практическая значимость.

В первой главе дается анализ методов и способов стимулирования познавательной активности школьников на уроках физики, дается характеристика основных понятий, а также рассмотрен и проанализирован основной способ стимулирования познавательной активности школьников на уроках физики — метод решения задач.

Во второй главе рассматриваются методические основы урока решения задач в условиях профильного образования. Учебная задача берется как основной метод активизации (и мотивации), потому что именно она является вторым по счету (после мотивации), но самым главным, по сути, компонентом структуры учебной деятельности. Сама задача, ее общие характеристики, особенности, психологические требования к ней, способы и этапы решения задач проанализированы в работе.

В приложение вынесены анкеты и конспекты уроков по физике, они дают практическую иллюстрацию теоретическим рассуждениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к среднему образованию и массовым опытом преподавания, между теорией и практикой.

Целью исследования является выявление эффективности применения разработанной системы задач в классе с углубленным изучением физики как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В работе рассматривается познавательная активность как проявленное учащимися отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленные цели в пределах заданного времени.

Проблему активизации школьника мы рассматриваем с трех оснований:

1. С позиции целостной личности учащегося как субъекта воспитания и обучения

2. С учетом функций, роли самостоятельности школьника в учебно-воспитательном процессе

3. С точки зрения направленности самих методов и форм организации обучения на формирование личностных качеств школьника в ходе совместной работы класса и учителя.

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем, избегая механического запоминания. Следует выделить четыре аспекта этого вопроса: 1) организация восприятия нового материала; 2) использование доказательных приемов объяснения; 3) учет методологических требований и психологических закономерностей; 4) обучение работе с учебником; 5) обучение работе над физической задачей разного типа

Поистине неограниченные возможности для развития мышления учащихся открывается перед учителем при обучении решению физических задач. Необходимо лишь, чтобы обучение решению задача служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул законов, а было бы направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приемах его анализа.

Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для учащихся задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова. Решение физических задач — одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся.

Анализ опытной работы в школе показывает, что учащимся профильного класса больше нравятся уроки, на которых реализованы такие принципы обучения, как принцип сознательности и творческой активности учащегося, принцип всестороннего развития познавательных сил учащихся, а также элементы проблемного обучения. Им очень важно, в какой форме проходят уроки. Уровень усвоения знаний намного выше, если на уроках требуется проявить мыслительную активность, важно чтобы учитель ставил проблемы и задачи перед учащимися.

Учащийся профильного класса предпочитают на уроках творческие задания, рассказ и объяснение учителя, коллективные работы, игр, демонстрации, защиты своих работ, решение задач. В отличие от них ученики обычных классов чаще выбирают только такие методы как объяснение учителя, запись под диктовку, демонстрации и коллективные игры. Это говорит о том, что сборник задач для профильных классов необходим

При составлении системы задач мы старалась придерживаться таких принципов как научность, фундаментальность, профильная направленность и преемственность

При разработке уроков решения задач очень важно учитывать факторы, влияющие на успешное усвоение материала при использовании этого метода.

Факторы, способствующие повышению интереса учащихся.

ü Разнообразная тематика задач: техническая, биологическая, геологическая, метеорологическая, астрономическая, химическая, медицинская, экологическая, социально-бытовая, историческая, литературная и др.

ü Различные способы постановки задач: текстом, графиком, демонстрацией, приглашением к поиску.

ü Разная деятельность при решении: оценивающая, эвристическая, изобретательская и др.

ü Возможность выбора тематики задач

ü Использование элементов ролевой игры.

Факторы, стимулирующие мыслительную деятельность учеников.

ü Интерес.

ü Необходимость устно и понятно объяснить решение задачи, что требует упорядочения своих представлений и хода рассуждений.

ü Тренинг, обусловленный систематическим решением качественных задач.

Данная тема особо значима в современных условиях развития профильного 12-летнего образования, нуждающегося в методическом обеспечении углубленного обучения физике, и разработка системы задач по физике для профильного класса в данном дипломном исследовании повышает его практическую значимость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников. Советская педагогика. 1989, №7

2. Артемова Л.К. Профильное обучение. Школьные технологии.2003, №4

3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983

4. Волькинштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. М.: Наука,1979

5. Выготский А.С. Умственное развитие детей в процессе обучения М.: Наука, 1985

6. Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1999

7. Гранкина Л.М., Пирогова Т.Ф. Вычисление энергии связи и дефекта масс химических элементов. Физика. Приложение к газете «1 сентября» 2004, №16

8. Гуща А.И., Путан Л.А. Пособие по физике. Минск: Вышыйшая школа, 1984

9. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Наука, 1983

10. Иванова Л.А. Повышать познавательную активность учащихся. Народное образование. 1988, №3

11. Извозчиков В.А., Ревунов. А.Д. Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. М.: Просвещение, 1988

12. Зверева Н.А. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980

13. Зимняя Н.А. Педагогическая психология. Р-н-Дону.: Аст-Пресс,1997

14. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение,1974

15. Коратаева Е.C. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия. Директор школы. 2000, №9

16. Коновалихин С.В. Качественные задачи. Физика. Приложение к газете «1 сентября» 2003, №42

17. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Наука и высшая школа Казахстана, 2004, №1.

18. Красноский Э.А. Активизация учебного познания. Советская педагогика 1989г №11

19. Лозовая В.И. Троцко А.В. Познавательная активность как педагогическая проблема. Советская педагогика. 1989, №11

20. Мякишев Г.Я., Синяков А.В. Физика. М.: Дрофа, 1998

21. Мясников С.Г., Осанова Т.Н. Пособие по физике. М.: Высшая школа,1988

22. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся. М.: Педагогика 1998 №3

23. Педагогическая энциклопедия М.:Наука,1965, Т.2

24. Подласый М.С. Педагогика.М.: Просвещение, 1996г

25. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение,1959

26. Слободецкий И.Ш., Орлов В.И. Всесоюзные олимпиады по физике М.: Просвещение,1982

27. Смирнов А.Г. Психология. М.: Айрис-Пресс,1999г

28. Тренин А.Д., Никеров В.М. Готовимся к экзамену по физике М.: Айрис Пресс, 2002

29. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики. М.: Высшая школа,1983

30. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике» М.:Просвещение, 1972

31. Турчина Н.В. 3800 задач по физике. М.: Дрофа,2000

32. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М.: Педагогика,1982

33. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам. Тепловые явления Волгоград: Учитель,2002

34. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам. Электричество. Волгоград: Учитель,2002

35. Ширяева Т.В. Работа. Энергия. Закон сохранения и изменения энергии. Физика. Приложение к газете «1 сентября» 2004, №1

36. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:Педагогика,1979

Содержание

Введение........................................................................................................ 2

1 Психолого-педагогическая характеристика процесса познавательной активности учащихся в условиях профильного обучения............................................. 6

1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности школьников................................................................................................ 6

1.2 Пути и способы стимулирования познавательной активности школьников на уроках физики...................................................................................................... 15

1.3 Метод решения задач как способ стимулирования познавательной активности школьников.............................................................................................. 29

1.4 Задачи как составная часть различных видов занятий по физике.. 39

2 Технология работы над физической задачей как средством активизации учебно-познавательной активности учащихся в классах профильного обучения 43

2.1 Анализ опыта активизации учебной деятельности школьников на уроках физики.................................................................................................................. 44

2.2 Особенности активизации познавательной деятельности школьников профильного класса обучения физике на уроках......................................................... 51

2.3 Урок решения задач как форма активизации учебно-познавательной деятельности в профильном классе.................................................................................. 56

2.4 Анализ результатов опытной работы в школе................................ 61

Заключение............................................................................................... 65

Список использованных источников...................................................... 68

Приложение



ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Сейчас эта тема особенно актуальна.

В школьном образовании накапливаются такие недостатки как завышение оценок, «перегруженность» программ, тематических и календарных планов изучения нового материала, несовершенство новых учебников, недостаток специалистов. А ко всему этому добавляются и такие общие проблемы как падение общественного престижа среднего образования, снижение роли специалистов, окончивших высшую школу, потеря школой приоритета в сообщении знаний (по сравнению со средствами массовой информации), изменение культурных ориентации молодежи.

В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления этих обострившихся противоречий между требованиями общества к среднему образованию и массовым опытом преподавания, между теорией и практикой.

Рассматривая педагогические условия стимулирования познавательной активности школьников, понимаешь, что проблема активизации учебной деятельности является ведущей и основной для понимания закономерностей учебно-воспитательного процесса. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема. Значительный вклад в ее разработку внесли М.А. Данилов, И.А. Лернер, М.И. Махмутов, М.И. Скаткин, И.Ф.Харламов, П.И.Шамова, Р.И. Щукина и др.

Возрастает интерес к проблеме активизации учебно-познавательной деятельности в условиях профильного обучения, что отражено в «Концепции развития обучения Республики Казахстан до 2015 года».

«Приоритетным направлением физической деятельности старшей ступени среднего образования является введение профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся.

Принципиально новый подход к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования»[17,4]

Но на данный момент организации обучения в профильных классах эта проблема не решена. Так как не разработаны специальные современные методики профильного образования активизации учащихся средствами самого профилирующего предмета, а не только традиционными ( дидактические игры, дискуссии и т.д.)

Активность школьников опирается на познавательный интерес, а учащихся профильных классов по физике и математике наиболее интересным (по данным анкетирования) является решение задач, разновариантная работа с задачей (73,1%), опытная работа (92,3%), творческие задания (96,2%).

У учителей физики возникает необходимость в сборнике разнотипных задач для профильного класса (100%, 24 человека). Таким образом, была установлена проблема методического обеспечения профильного класса физики задачным материалом разного типа и уровня сложности как необходимые условия активизации учебно-познавательной деятельности школьников профильных классов, осознаваемое учителями-практиками, но не в полной мере реализованное в теории и методике обучения физике, что обусловило цель и задачи нашего исследования.

Целью исследования является выявление эффективности применения разработанной системы задач в классе с углубленным изучением физики как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В ходе реализации данной цели мы пытались решить следующие задачи:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу с целью выявления актуальности темы

2. Рассмотреть известные методы активизации и сравнить их.

3. Рассмотреть метод решения задач в условиях дифференциации профильного обучения

4. Составить систему задач для 10 класса (профильный класс).

5. Апробировать ее на уроках в средней школе №17 (10 профильный класс).

Объектом исследования является процесс профильного обучения физике учащихся 10 класса городской школы.

Предметом исследования является система задач по физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующее предположение. В условиях профильного обучения, где познавательный интерес школьников базируется на углубленном интересе к конкретной науке или профессии с ней связанной, активизация учебно-познавательной деятельности школьников, необходимая для повышения качества предметных знаний, умений, навыков, может быть обеспечена использованием системы задач по физике. Обязательным условием является то, что на уроках физике должны быть реализованы качественные, вычислительные, графические, экспериментальные, творческие, олимпиадные, задачи по компьютерному моделированию, дифференцированные по темаматике и сложности.

Для установления достоверности выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

ü Анализ психолого-педагогической и методологической литературы.

ü Анкетирование;

ü Беседа;

ü Наблюдение;

ü Изучение продуктов деятельности учащихся

ü Эксперимент

Научная новизна исследования состоит в актуализации проблемы, повышения уровня знаний учащихся, их логического и творческого мышления, составлении системы задач различных видов и сложности, систематизации дидактических и методических положений применения метода решения задач в условиях дифференциации профильного обучения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения составленной системы задач на уроках физики и в составлении разработок уроков, что позволит повысить уровень знаний учащихся, способствовать повышению результативности обучения.

Реализация данной задачи позволит не только повысить интерес к предмету, но и повысить успеваемость.

Поставленные цели и задачи определили ход исследовательской работы, которая проводилась в 3 этапа:

1. Диагностико - прогностический. На данном этапе изучалась педагогическая и методическая литература с целью выявления актуализации и степени освещенности данной проблемы.

2. Поисково–практический. Составление системы задач, апробация ее на уроках в 10 классе 17 школы г. Костаная.

3. Завершающий этап, заключается в обобщении результатов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрыты новизна и практическая значимость.

В первой главе дается анализ методов и способов стимулирования познавательной активности школьников на уроках физики, дается характеристика основных понятий, а также рассмотрен и проанализирован основной способ стимулирования познавательной активности школьников на уроках физики — метод решения задач.

Во второй главе рассматриваются методические основы урока решения задач в условиях профильного образования. Учебная задача берется как основной метод активизации (и мотивации), потому что именно она является вторым по счету (после мотивации), но самым главным, по сути, компонентом структуры учебной деятельности. Сама задача, ее общие характеристики, особенности, психологические требования к ней, способы и этапы решения задач проанализированы в работе.

В приложение вынесены анкеты и конспекты уроков по физике, они дают практическую иллюстрацию теоретическим рассуждениям.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблема активизации учебной деятельности в современных условиях очень актуальна. Она всегда была основной и ведущей в учебно-воспитательном процессе, но в наше время она более обострилась и является ключевым вопросом современной методики и технологии обучения.

Наши рекомендации