Возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений в младшем школьном возрасте
С раннего детства каждый из нас начинает исследовать окружающий мир, потом - экспериментировать, т.е. самостоятельно искать истину. Присущее ребенку стремление к получению новых знаний и необходимость в этих знаниях, во-первых, помогает развивать познавательную активность, во-вторых, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.
По мере взросления человек зачастую под давлением внешних причин и обстоятельств, утрачивает непосредственное стремление к познанию мира, теряет исследовательскую активность [13, с. 22].
В младшем школьном возрасте стремительно развиваются познавательные процессы, к ним относят: восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Безусловно, их необходимо учитывать учителю начальных классов при организации исследовательской деятельности. Охарактеризуем проявление познавательных процессов, свойственное младшему школьному возрасту.
Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Они не видят главное в предмете, узнают форму и цвет предметов, что-то яркое, что выделяется на фоне других предметов (окраска, форма, величина). Необходимо их научить сравнивать сходные предметы, находить различия между ними, в этом помогает слово. В 1-2 классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, в 3-4 классах она требуется в меньшей степени. В результате игровой и учебной деятельности восприятие переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение, благодаря чему восприятие становится целенаправленным.
Младший школьный возраст характеризуется активизацией вначале воссоздающего воображения, опирающейся на конкретный образ (макеты, схемы, предметы), а затем и творческого.
В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Объекты и явления, привлекающие внимание могут быть различны, но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, то внимание становится произвольным. В процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка развивается произвольное внимание [4, с.168].
Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы. У него небольшая устойчивость внимания. Не умеет быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. Читая или наблюдая за различными явлениями жизни, дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются найти ответ. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно - следственные связи и законы появления различных событий.
Развитие исследовательских умений дает ребенку:
· возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
· возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
· возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. [5]
Исходя из этого, можно сделать вывод, что младший школьный возраст прекрасно походит для развития исследовательских умений и навыков, так как у учащихся наблюдается всплеск исследовательской активности.
Столкнувшись с новыми явлениями жизни, дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. Это происходит потому, что младшие школьники стараются понять и осмыслить причинно - следственные связи и законы появления различных событий. Учащиеся лучше усваивают новые знания, если они получили их сами, увидев, услышав или потрогав. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им исследования должны быть яркими и запоминающимися. Таким образом, задача учителя, использующего на уроках элементы исследовательской деятельности, направить заложенный природой исследовательский потенциал младшего школьника в правильное русло, т.е. чтобы в процессе исследования учащийся удовлетворял свои потребности в новых знаниях.
В следующем параграфе мы рассмотрим требования к организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе.
Требования к организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе
Для успешного протекания и усвоения материала учащимися, предлагаемого учителем начальных классов при организации поисково-исследовательской деятельности, необходимо соблюдать важные педагогические и психологические условия, о которых пойдет речь в данном параграфе.
Для начала рассмотрим условия, благодаря которым поисково-исследовательская деятельность эффективнее:
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей нужен учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным [22, c.1203].
Основным требованием к организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе является наличие темы исследовательской работы. Каждая тема должна содержать в себе характерные черты проблемы, которую поставил перед собой ученик. Многие из учащихся 3-4 классов определяются с темой исследования самостоятельно, на более ранних ступенях обучения учитель может помочь, задавая следующие вопросы:
- Что мне интересно?
- О чём хотелось бы узнать?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической [6].
Цель исследования учащихся должна быть краткой и точной, чтобы она давала понять, что конкретно будет делать исследователь. Задачи должны обозначать этапы достижения цели, благодаря которым тема исследования будет более полно раскрыта и поставленная перед учащимся проблема окажется разрешенной.
Организация исследования, в том числе и для младшего школьника, должна включать в себя следующие этапы:
1. Самостоятельное размышление над проблемой:
- Что я об этом знаю?
- Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2. Выбор методов.
Учащийся может воспользоваться следующими методами исследования: анализ, синтез, аналогия, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование, классификация [11].
Чаще всего используются в начальной школе такие методы, как наблюдение и эксперимент.
3. Изучение литературы
Литература – является одним из основных источников информации для исследования, приобщает ребенка к познанию и учит работать с различными источниками, как печатными, так и электронными [23].
После сборки материала, он структурируется, формулируются выводы по выбранной проблеме, если они не верные, то учитель должен «подтолкнуть» учащегося к дополнительным опытам для изменения ситуации.
Заключительный этап исследования – это подготовка работы и предъявление или защита. Представить результат своей работы можно в разнообразных формах: отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов); презентации, фильмы, макеты, сборники.
Важно отметить, что темы для младших школьников должны быть связаны с учебными предметами или быть к ним близки. Проблема проекта или исследования, должна быть посильной для ребенка. Длительность выполнения исследования должна быть около 2-3 недель. Оно может выполняться дома, либо на урочных и внеурочных занятиях. Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым, за это отвечают учитель и родители.
Исследование проходит под руководством учителя, он направляет деятельность школьника в нужное направление, а так же: консультирует, мотивирует, помогает, направляет, наблюдает [17, с.18-19]
Мы можем прийти к выводу, о том, что учителю при организации поисково-исследовательской работы в начальной школе важно учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста и соблюдать следующие условия:
1. Темы работ должны быть связаны с учебными предметами, быть к ним близки.
2. Проблема должна быть посильной для ребенка.
3. Цель исследования должна отражать то, что конкретно будет делать исследователь.
4. Задачи должны обозначать этапы достижения цели.
5. В процессе работы ребенок должен воспользоваться различными методами исследования.
6. По завершению работы учащийся должен предъявить результат, основывая на требованиях данных педагогом.
7. Исследование проходит под руководством учителя, но он их направляет в нужное направление, мотивирует, консультирует.
8. Длительность выполнения исследования должна быть около 2-3 недель, оно может выполняться дома, либо на урочных и внеурочных занятиях.
В следующем параграфе мы рассмотрим возможные приёмы активизации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе.