Организация проектной деятельности как условие формирования поисковых и исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности в 3м классе
Дипломная работа
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОИСКОВЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3М КЛАССЕ
Студентки 241 группы
Ивановой Марины
Специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Научный руководитель
Соловьев Андрей Сергеевич
Санкт - Петербург
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Особенности формирования поисковых и исследовательских умений в начальной школе. 8
1.1 Сущность понятия поисковая и исследовательская деятельность. 8
1.2 Возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений в младшем школьном возрасте. 12
1.3 Требования к организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе. 14
1.4 Приёмы активизации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе 17
Глава 2. Проектная деятельность и её организация во внеурочной деятельности в начальной школе. 21
2.1 Сущность понятия проектная деятельность. 21
2.2 Виды проектов. 25
2.3 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе. 28
2.4 Приёмы проектной деятельности во внеурочной деятельности в начальной школе 33
Глава 3. Организация экспериментальной работы по использованию проектной деятельности на внеурочных занятиях с целью формирования поисковых и исследовательских умений учащихся 3 класса. 37
3.1 Изучение воспитательной работы ГПД образовательного учреждения, являющегося базой экспериментального исследования. 37
Заключение. 64
Список литературы.. 73
Приложение. 76
Введение
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели и требования к подготовке обучающихся для вступления их в дальнейшую жизнь. Теперь в начальной школе ребёнка нужно вооружить не только знаниями, сколько способами добывания информации, работы с ней и применения полученных знаний на практике. Школа также должна всесторонне сформировать личность учащегося, его общую культуру, помочь в процессе социализации и развития интеллекта.
Начальная школа должна привить две группы новых умений младших школьников. Из-за резкого увеличения объёма знаний сменяются приоритеты, а значит, речь идёт, во-первых, о формировании системы универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Таким образом, одной из главных задач современной начальной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению, развития его познавательной и творческой деятельности.
На данный момент учителю необходимо продумывать такие варианты деятельности на уроке и внеурочных занятиях, которые позволили бы сформировать активную позицию учащихся в учении, развивать у них общеучебные умения и навыки, такие как: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, сформированные в дальнейшем в компетенции, а именно в умения, связанные с опытом их применения в практической деятельности.
Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении таких приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения т.е. поисковые и исследовательские умения.
В последнее время эта проблема успешно решается использованием проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Именно в процессе самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учащихся, меняется их отношение к учебе. Так как изменяется характер учебной деятельности: она из продуктивной превращается в творческую, в процессе которой ученики проводят исследования и эксперименты, предъявляют результаты и продукты.
Проектная деятельность позволяет обучающимся самореализоваться в различных делах, предлагает не только слушать и смотреть, действовать: мастерить макеты, рисовать плакаты, составлять задачи, ребусы, кроссворды, писать тесты и стихи, осуществлять исследовательскую работу. Т.е. сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Проектную деятельность можно использовать на различных уроках, в том числе на внеурочных занятиях. В данной дипломной работе пойдет речь об особенностях применения проектной деятельности во внеурочное время и ее влиянии на развитие поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников
Предмет исследования: применение проектной технологии во внеурочной деятельности с целью формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Цель дипломной работы:выявить педагогические условия организации проектной деятельности во внеурочной деятельности начальной школы, обуславливающие формирование поисковых и исследовательских умений младшего школьника.
В соответствии с целью, нами были сформулированы задачи курсовой работы:
1. Выявить сущность понятий «поисковая» и «исследовательская» деятельность обучающихся.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития поисковых и исследовательских умений младшего школьника.
3. Выявить сущность понятия «проектная деятельность» и особенности ее организации во внеурочной деятельности в начальной школе.
4. Разработать и апробировать систему занятий с использованием проектной деятельности, направленных на формирование поисковых и исследовательских умений младшего школьника.
5. Выделить методические рекомендации по организации проектной деятельности во внеурочной деятельности в начальной школе, обеспечивающей формирование поисковых и исследовательских умений младшего школьника.
Структура работы состоит из введения, глоссария, теоретической (две главы) и практической части (одна глава), заключения, списка литературы и приложения.
Тематика данной дипломной работы соответствует содержанию ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».
Глоссарий
Исследование – творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Исследовательская деятельность учащихся – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника.
Исследовательские умения - это интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира [4, с.167].
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов.
Поисковая деятельность обучающихся – это самостоятельная деятельность учащихся, выполнение шагов поиска, необходимых для решения поставленной проблемы.
Поисковая учебная деятельность – вид учебном деятельности, которая направлена на организацию учебного познания в контексте выработки самим учащимся нового собственного опыта [25].
Портфолио – метод, применяемый в образовательном процессе для развития культуры сбора, хранения, структурирования, реструктурирования, анализа информации.
Проект (от лат. Projectus - брошенный вперед) – план, замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. [8, с.165].
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [2, с.30].
Универсальные учебные действия понимается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [20, с.18].
Требования к организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе
Для успешного протекания и усвоения материала учащимися, предлагаемого учителем начальных классов при организации поисково-исследовательской деятельности, необходимо соблюдать важные педагогические и психологические условия, о которых пойдет речь в данном параграфе.
Для начала рассмотрим условия, благодаря которым поисково-исследовательская деятельность эффективнее:
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей нужен учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным [22, c.1203].
Основным требованием к организации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе является наличие темы исследовательской работы. Каждая тема должна содержать в себе характерные черты проблемы, которую поставил перед собой ученик. Многие из учащихся 3-4 классов определяются с темой исследования самостоятельно, на более ранних ступенях обучения учитель может помочь, задавая следующие вопросы:
- Что мне интересно?
- О чём хотелось бы узнать?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Тема может быть: фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); экспериментальной; изобретательской; теоретической [6].
Цель исследования учащихся должна быть краткой и точной, чтобы она давала понять, что конкретно будет делать исследователь. Задачи должны обозначать этапы достижения цели, благодаря которым тема исследования будет более полно раскрыта и поставленная перед учащимся проблема окажется разрешенной.
Организация исследования, в том числе и для младшего школьника, должна включать в себя следующие этапы:
1. Самостоятельное размышление над проблемой:
- Что я об этом знаю?
- Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2. Выбор методов.
Учащийся может воспользоваться следующими методами исследования: анализ, синтез, аналогия, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование, классификация [11].
Чаще всего используются в начальной школе такие методы, как наблюдение и эксперимент.
3. Изучение литературы
Литература – является одним из основных источников информации для исследования, приобщает ребенка к познанию и учит работать с различными источниками, как печатными, так и электронными [23].
После сборки материала, он структурируется, формулируются выводы по выбранной проблеме, если они не верные, то учитель должен «подтолкнуть» учащегося к дополнительным опытам для изменения ситуации.
Заключительный этап исследования – это подготовка работы и предъявление или защита. Представить результат своей работы можно в разнообразных формах: отчеты (устные, письменные, с демонстрацией материалов); презентации, фильмы, макеты, сборники.
Важно отметить, что темы для младших школьников должны быть связаны с учебными предметами или быть к ним близки. Проблема проекта или исследования, должна быть посильной для ребенка. Длительность выполнения исследования должна быть около 2-3 недель. Оно может выполняться дома, либо на урочных и внеурочных занятиях. Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым, за это отвечают учитель и родители.
Исследование проходит под руководством учителя, он направляет деятельность школьника в нужное направление, а так же: консультирует, мотивирует, помогает, направляет, наблюдает [17, с.18-19]
Мы можем прийти к выводу, о том, что учителю при организации поисково-исследовательской работы в начальной школе важно учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста и соблюдать следующие условия:
1. Темы работ должны быть связаны с учебными предметами, быть к ним близки.
2. Проблема должна быть посильной для ребенка.
3. Цель исследования должна отражать то, что конкретно будет делать исследователь.
4. Задачи должны обозначать этапы достижения цели.
5. В процессе работы ребенок должен воспользоваться различными методами исследования.
6. По завершению работы учащийся должен предъявить результат, основывая на требованиях данных педагогом.
7. Исследование проходит под руководством учителя, но он их направляет в нужное направление, мотивирует, консультирует.
8. Длительность выполнения исследования должна быть около 2-3 недель, оно может выполняться дома, либо на урочных и внеурочных занятиях.
В следующем параграфе мы рассмотрим возможные приёмы активизации поисково-исследовательской деятельности в начальной школе.
Виды проектов
Существует большое разнообразие проектов, однако они могут сильно различаться по составу предметной области, масштабам, длительности, количеству учащихся, степени сложности и т.д. Знание педагогом этих различий позволяет использовать наиболее подходящие для того или иного занятия.
Рассмотрим классификации учебных проектов.
Проекты различаются:
· по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);
· по продолжительности реализации (краткосрочные – выполняются на 1-2 уроках, средней продолжительности, долгосрочные – выполняются в течение месяца);
· по месту проведения: урочные, внеурочные;
· по целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные (познавательные), практические (созидательные), общественно полезные [10, с.210].
Можно отметить то, что многие проекты могут охватывать несколько дисциплин, а могут находить только в одной области знаний. В таком случае проекты можно разделить на:
· монопроекты (реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета);
· межпредметные проекты (интегрирующие смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких) [21, c. 25].
Разберемся, что содержаться в проектах по целевой установке.
Исследовательскиепроекты имеют четкую продуманную структуру, совпадающая со структурой реального научного исследования: выбирается тема исследования, которая должна быть актуальной; определяется проблема исследования, объект и предмет; выдвигается гипотеза, которая проверяется опытным путем; подбирается и изучается литература и другие источники; используются такие общенаучные методы как: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, эксперимент и другие; обсуждаются полученные результаты и формулируются выводы. При написании исследовательского проекта следует учитывать, что он должен обладать научным стилем, а работа должна оформляться по всем правилам, иметь четкую структуру.
Творческиепроекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников и реализуются в соответствии с характером конечного результата и интересами детей. Заранее планируется конкретный материал и форма его представления (выпуск газет или журнала, видеофильм, праздник и т.д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, видеофильма, программы праздника и т.д. [10, с.210].
Приключенческо-игровыепроекты требуют большой подготовительной работы. Принятия решения осуществляется в игровой ситуации [3, с.10].
Игровыепроекты основаны на деятельности детей, базирующейся на ролевых играх (литературные, ролевые игры и т.д.). Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационныепроекты направлены на сбор информации о каким-то объекте, явлении, анализ и обобщения фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет), представление их широкой аудитории в виде статьи в детскую газету, реферата, доклада и т.д. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Практическиепроекты ориентированы на социальные интересы участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Результатом является социально значимое дело. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников [10, с.210-211].
Таким образом, мы выяснили, существует большое разнообразие проектов, однако они могут сильно различаться: по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), по охвату дисциплин (монопроекты и межпредметные проекты), по продолжительности реализации (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные), по месту проведения (внеурочные и урочные), по целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные (познавательные), практические (созидательные).
Исходя из этого, работа над любыми проектами или исследованиями трудна, особенно для учащихся начальных классов, поэтому учителю необходимо готовить учащихся постепенно, от простых работ и проектов к более сложным, уметь вовремя дать совет и помочь обучающемуся. В следующем параграфе мы проанализируем особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Таким образом, как мы видим из схемы, роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.
Чтобы работа учащихся действительно была проектной, а не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме, учитель, начиная работу над проектом, побуждать в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована понятным образом естественным для детей языком, например, через сказку, инсценировку, видеосюжет. Тема должна быть близка, интересна, доступна.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы, определить роль и деятельность каждого учащегося.
После планирования, учащиеся начинают заниматься самостоятельной деятельностью, в которой учитель выступает в качестве консультанта, направляющего.
Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Учитель помогает учащимся уметь сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, помочь выстроить план изложения материала.
Также на этапе презентации можно предложить продемонстрировать свою работу, подкрепив её презентацией и рассказом об изделии. После – можно устроить выставки изделий, которые создали ученики. Кроме того, каждый участник должен быть поощрен, например дипломом или грамотой.
Учителю необходимо научить детей работать с научно - познавательной литературой, выделять в источниках главное, обобщать информацию, планировать свою деятельность, кроме того учащихся надо водить на экскурсии, прогулки-наблюдения, для заинтересованности и начала проекта, а так же во время работы над проектом.
Работая над проектами в урочной и внеурочной деятельности учащиеся:
· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;
· учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий;
· приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
· развивают у себя исследовательские умения;
· развивают творческое мышление [20, с.51].
Безусловно, проектная деятельность несет в себе множество достоинств, но учителю следует учитывать возрастные возможности учащихся 7-11 лет, сформированность их ряда коммуникативных, самооценочных и оценочных умений, развитие мышления, их “интеллектуальную зрелость”. На всех этапах проекта учитель выполняет различную, но важную роль. На первых этапах он побуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, помогает сформулировать цель и задачи проекта, во время самостоятельной деятельности детей он выступает в качестве консультанта, а на этапе презентации он помогает учащимся излагать свои мысли, выстраивать свое выступление, оценивает его деятельность со стороны.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. В ходе проектной деятельности учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания; учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умениям и творческое мышление.
Таблица 1 Основные приемы проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
Вид приема | Сущность приема | Требования к приему | Примеры |
Интервьюирование | Метод опроса, предполагающий личное общение с опрашиваемым, которому исследователь задает вопросы и фиксирует ответы. | 1) Определить объект интервьюирования. 2) Сформировать интересующие вопросы. 3) Фиксировать ответы. 4) Обработка результатов. | Вопросы: какой подарок вы хотели бы получить ко Дню Победы? Как бы вы хотели украсить класс к историческому празднику? Объект интервьюирования: пожилые люди, учащиеся, учителя. |
Прием «Дневник наблюдений» | Это основа проекта-наблюдения, в ходе которого исследователь представляет информацию различными способами, используя результаты наблюдений. | 1) Реализуется на уроках окружающего мира, на внеурочных занятиях 2) Учащийся может наблюдать за природой в разное время года, за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека. | Проект "Дневник наблюдения за погодой" Цель данного проекта – обсудить с учащимися различные способы представления информации на примере информации о погоде, используя задачи из тетради проектов и результаты собственных наблюдений. Описание проекта. На подготовительном этапе учащимся дается задание наблюдать за погодой в течение 30 дней и записывать результаты в таблицу (фиксируются температура, осадки, облачность). На следующем этапе они учатся представлять результаты различных диаграмм, отвечать на поставленные вопросы. На последнем этапе проекта ребята сами организуют информацию о погоде, которую они предварительно собрали, представляют в виде отчета, презентации. |
Прием «Энциклопедия слов» или «Словарь слов» | Это индивидуальная работа учащегося с научным справочным пособием по всем или отдельно взятым отраслям знания. | 1) Учащимися должен соблюдаться план изучения слова: 1. подбор иллюстрации или рисунка к слову; 2. сочинение загадки к слову; 3. значение слова; 4. его признаки; 5. его «друзья-синонимы», «враги - антони-мы»; 6. родственные слова. 2) Необходимо создать страницу выбранного слова, оформить материал. 3) Создать общий проект, каждая страница - это маленькая энциклопедия слова. | Проект «О чём поведает Дедушка – словарь?» Цель проекта: успешное усвоение словарных слов через разнообразную работу. Каждому учащемуся достается словарное слово, над которым нужно провести работу: дать толкование слова; подобрать к нему загадки, пословицы, поговорки; подобрать слова- родственников; подобрать или нарисовать картинку и т.д. Результат данного проекта - альбом из открыток, которые выполнили учащиеся. Каждая страница этого альбома маленькая энциклопедия слова. |
Мы считаем, что проектная деятельность в начальном школе может быть эффективна в том случае, если учитель смог пробудить в учащихся интерес к теме проекта, а сами обучающиеся должны быть постоянно вовлечены в самостоятельную исследовательскую деятельность, в ходе которой у каждого участника процесса будет своя задача и роль. Также возможен вариант использования учителем начальных классов различных приемов проектной деятельности, в результате которых младшие школьники не только получают решения значимых проблем, поставленных перед началом работы, но и получили опыт, эмоции, новые знания и навыки, сформированные проектные и исследовательские умения.
Таким образом, мы можем предположить, что проектная деятельность является одной из наилучших средств реализации ФГОС и формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Мы понимаем, что для подобных умозаключений теоретических выводов недостаточно, поэтому мы поставили перед собой задачу – разработать систему внеурочных занятий с использованием проектной деятельности, направленных на развитие у младших школьников поисковых и исследовательских умений и реализовать ее в ходе педагогической практики с целью проверки достоверности сделанных нами теоретических выводов. Решению этой задачи посвящена третья глава представленной дипломной работы.
Заключение
Целью нашей дипломной работы было выявить педагогические условия организации проектной деятельности во внеурочной деятельности, обуславливающие формирование поисковых и исследовательских умений младшего школьника.
В ходе решения первой задачи мы выяснили сущность понятия поисковая и исследовательская деятельность. Основой любого исследования является поисковая активность. Исходя из этого, пришли к выводу, что исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Благодаря использованию поисково-исследовательской деятельности у учащегося развиваются такие умения, как: выявлять проблемы; задавать вопросы; работать с текстом; формулировать и проверять гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; структурировать материал; планировать и разрабатывать исследовательские действия и т.д.
Решая вторую задачу дипломной работы, мы выяснили, что младший школьный возраст прекрасно походит для развития исследовательских умений и навыков, так как у учащихся наблюдается всплеск исследовательской активности, дети начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ, стараются понять причинно – следственные связи и законы появления различных событий. Но также необходимо учитывать, что в данном возрасте у детей наиболее развито непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые им исследования должны быть яркими и запоминающимися.
В тоже время развитие исследовательских умений дает ребенку: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
В ходе решения третьей задачи исследования мы выяснили, что проектная деятельность– последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. В центре внимания проектной технологии находится ученик, его личностное развитие, развитие его творческих, поисковых, исследовательских способностей, его навыков коммуникации, а это является одной из основных целей начальной школы.
Учитывая множество достоинств проектной деятельности, учителю следует учитывать возрастные возможности учащихся 7-11 лет, сформированность их ряда коммуникативных, самооценочных и оценочных умений, развитие мышления, их “интеллектуальную зрелость”.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
В ходе внеурочной деятельности учитель может использовать приемы проектной деятельности как: интервьюирование, «дневник наблюдений»; «энциклопедия слов» или «словарь слов»
Таким образом, в ходе проектной деятельности учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания; учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умениям и творческое мышление, т.е. у них формируются поисковые и исследовательские умения.
Полученные теоретические выводы необходимо было проверить в ходе практической работы, поэтому нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого было выявление в ходе экспериментальной работы педагогических условий организации проектной деятельности во внеурочной деятельности, обуславливающие формирование поисковых и исследовательских умений младшего школьника.
В процессе подготовки к эксперименту нами были определены темы занятий («Природа и мы. Проблемы окружающего мира», «Кто такой исследователь?», «Как проводить исследование? (Методы исследования)», «Неизвестное в известном», «Что такое Красная книга?», «Наши странички «Красной книги» и т.д.) были подобраны диагностики для выявления уровня сформированности у обучающегося действия поискового планирования (частичное или целостное), а так же уровня исследовательских умений младших школьников.
В ходе ознакомительной беседы с детьми, посвященной году экологии учащимися был предложен проект по созданию Красной книги. Кроме того ими предлагалось оформить Книгу, составить анатацию и, по желанию ребят, добавление интересных заданий, загадок, ребусов, отражающих содержание страниц. На итоговом занятии проект должен был презентоваться в виде общей Красной книги. Нами были составлены требования к страницам книги.
Страничка из «Красной книги» являлась их индивидуальной работой, которую необходимо было сделать в печатном или в письменном виде, пользуясь памяткой, в которой содержались правила оформления и содержание работы, а также печатными или электронными источниками.
На каждом из внеурочных занятий, проводившихся в рамках эксперимента, были использованы различные интерактивные методы: групповая работа над тестом и соотнесением вопросов с его содержанием, групповое составление кроссворда, поиск ответов на вопросы при просмотре тематического мультфильма; проведение наблюдений – найди отличия между картинками, разукрась рисунок и придумай их самостоятельно, и «мысленных» экспериментов с изображениями; проведение игр и заданий: «Неизвестное в известном», «Угадай, о чем спросили», «Посмотрим на мир чужими глазами» и др.
На предпоследнем занятии ребята вполне успешно предъявляли свои станицы, оформив в соответствии с памяткой и образцом, отвечали на вопросы.
Большинство страничек из «Красной книги» было оформлено в печатном виде, некоторые были оформлены не в соответствии с правилами памятки. Однако большинство страничек было выполнено на качественном уровне, а проект был оформлен, можно было говорить о том, что уровень поисковых и исследовательских умений по итогам эксперимента у учащихся повысился.
Таким образом, использование проектной деятельности в процессе формирующего эксперимента способствовало формированию следующих поисковых и исследовательских умений: выдвигать и обосновывать гипотезы; выявлять проблемы, находить несколько вариантов решения проблемы; устанавливать причинно-следственные связи и отношения задавать и отвечать на вопросы; делать выводы и умозаключения; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
В ходе проведения итогового эксперимента было выявлено, что показатели сформированности поисковых и исследовательских умений, по сравнению с ситуацией на начало эксперимента, улучшились (уровень исследовательских умений в экспериментальной группе повысился до среднего (53%), уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем исследовательских навыков). Показатели уровня развития поискового планирования также улучшились (уровень сформированности действия поискового планирования повысился до частичного или целостного).
По нашему мнению этому, в определенной степени, поспособствовали проведенные внеурочные занятия, с различными видами индивидуальных и групповых заданий и работ, каждое из которых фо