Статические характеристики малой группы
Психология малой группы
Когда работа «спорится» – в коллективе или в одиночку?
Как нарисовать портрет группы?
Нужен ли коллективу Внутренний Кодекс поведения?
Сколько нужно человек для наиболее продуктивной работы группы?
История.Самые ранние исследования были проведены в США в 20-е годы 20в., выясняли действует индивид лучше в одиночку, чем в присутствии группы, или наоборот факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого.
В присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида.Эффект получил название -Соц фасилитация,сущность которого заключается в том, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им.
Соц ингибиция –сдерживание, торможение действий индивида в присутствии других.
Далее стал изучаться процесс взаимодействия индивидов в малой группе. При условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении.
Малая группа-группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений, реализующихся в непосредственных личных контактах.
Классификация малых групп
Обилие малых групп представляет их огромное разнообразие, поэтому необходима их классификация.
Группы членства - такие группы, в которые индивид включен реально, но
Референтные группы - такие группы, в которые индивид не включен реально, но нормы которой разделяет; значимый круг общения, ориентир, на который индивид равняется. Референтность - свойство отношений в группе, когда кто-то из членов группы выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц.
Важно!!! при работе с подростками. Почему человек, включенный в школьный класс, спортивную команду начинает вдруг ориентироваться на группы, в которые не включен? Группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой
Размер малой группы
Вбольшинстве исследований число членов группы колебалось между 2 и 7. Но существует точка зрения, согласно которой нижний предел малой группы 3 человека. При диаде фиксируется эмоциональный контакт, в диаде не разрешим конфликт по поводу деятельности, т.к. приобретает характер межличностного конфликта и ведет к упрощению реальных процессов, происходящих в группе. Присутствие в группе третьего лица создает позицию наблюдателя. Верхний предел-10,15,20чел.и 30-40 (школьный классс).
Эффективность работы группы наряду с другими факторамиопределяется ее размером. Результаты исследований показывают, что привыполнении конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываютсянаиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективномпринятии решения лучшие результаты показывают группы, в которые входят 12человек и более. Распространенное мнение состоит в том, что дух коллективизма исостязательность в группе приводят к повышению производительности ее членови группы в целом. Вместе с тем специалистами была выявлена и тенденциядругого рода: стремление работников делать в группе меньше, нежелииндивидуально (имеется в виду решение той же самой задачи). В связи с этимколлективная работа в сочетании с учетом трудового вклада каждого и егоответственностью за результаты работы позволит устранить возможные проблемыи противоречия. Исследования показали, что группы, состоящие из 5—7человек, как правило, наиболее эффективны. С одной стороны, они являютсядостаточно большими, чтобы принимать разносторонние решения, учитывающиеопыт и мнения коллектива, ас другой — в такого рода группах хорошо виденвклад каждого. К тому же в таких группах обычно не возникает субгрупп и навыработку коллективного решения требуется не так много времени. Специалистытакже считают оптимальным, если такие группы включают в себя нечетноеколичество членов, что облегчает групповое принятие решений.
- Почему люди объединяются в группы?
- Может ли группа сразу стать командой?
- Почему многие люди часто действуют под влиянием мнения большинства?
- Почему нигилизм считается «конформизмом наизнанку» ?
- Почему отсутствует сплоченность в семьях, коллективах, студенческих группах?
- Как коллектив превратить в команду?
- Какой метод помогает придумать 10 нетрадиционных способов использования пластиковой бутылки?
- Почему в коллективах с авторитарным управлением часто принимаются неверные решения?
Образование малых групп
Группа— это союз двух и более людей, объединившихся вместе для достижения конкретных целей. Группы могут быть формальными или неформальными.Формальные группы — это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп можно выделить группы, функционирующие на относительно постоянной основе, например менеджер и те, кто ему непосредственно подчиняются, и временные группы, сформированные на время выполнения тех или иных задач. Примером временной группы может служить группа студентов, объединившихся для совместной работы на время подготовки коллективного доклада и его презентации. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших одно и то же учебное заведение, группа коллег, объединившихся для совместного проведения отпуска, для участия в спортивных соревнованиях и т.п. Такого рода группы нельзя недооценивать, так как они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре..Почему люди объединяются в группы? Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие их потребности:· в достижении целей;· усилении власти;· обеспечении безопасности;· самоуважении;· общении;· получении определенного статуса. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее перед лицом трудностей и препятствий. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в. коллективе, среди друзей и родственников. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего подчас трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Именно поэтому люди объединяются в союзы, коалиции с тем, чтобы усилить свою власть для достижения поставленных целей. Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы. 1.Начальная стадия формирования. Люди объединяются в формальную группу. Эта стадия, как правило, характеризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно, кто является лидером этой-группы и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являются частью данной группы. 2.Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обычно характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Решения принимаются на основе мнения большинства. По завершении формируется четкая иерархия внутригруппового лидерства. могут возникать клики, объединенные формальными целями, между ними может возникать конкуренция и борьба за власть, что будет снижать эффективность работы. 3.Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отношения междучленами группы становятся более тесными и сплоченными. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе. Несогласные с ноыми ролями вынуждены следовать групповым нормам и требованиям. Появляется чувство «Мы».На передний план выступает цель совместной деятельности. 4.Стадия наивысшей работоспособности и производительности, или стадия деятельности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов. Совместная работа становится внутренним основанием существования группы. Группа превращается в команду. 5.Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных навремя осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начинают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое существование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться
Групповое влияние
Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на группу может оказывать и меньшинство
Были выделены 2 типа группового влияния:
Нормативное - давление оказывает большинство и его мнение принимается как норма
Информационное - члены группы рассматривают мнение меньшинства как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор.
Большинство оказывает более сильное влияние на уровне реакции людей, меньшинство на уровне правильности позиций.
Переживая конфликт с большинством, человек некомпетентность и незащищенность. Его конформность объясняется страхом социальной изоляции.
Меньшинство воспринимается большинством с раздражением, но человек чувствует себя защищенным, испытывает меньший стресс.
Факторы, делающие влиятельной позицию меньшинства: последовательность, уверенность, гибкость, уважительное отношение к оппонентам.
Итак, влияние большинства стабилизирует групповое состояние
· конформность позволяет группе существовать как единое целое в тот или иной момент развития
· отсутствие меньшинства может привести группу к застою
· влияние меньшинства-механизм, прпятствующий чрезмерному повышению конформности членов группы. На групповом уровне - источник развития, на индивидуальном - стимулятор познавательной активности.
Групповая сплоченность
Важной стороной формирования малой группы является проблема Г.С. Под сплоченностью группы мы понимаем то, насколько члены этой группы удовлетворены совместной работой и насколько их привлекает перспектива продолжать работать вместе.Сплоченность- характеристика особого вида связей в группе, которые основаны на единстве оценок, установок, позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.
Г.С.-процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность.
Какие же факторы определяют сплоченность группы?· общность целей. Цели, которые ставятся перед группой руководством, помогают сплачиваться, если они отвечают потребностям цели группы, если группа может рассчитывать на успех.
· совместная деятельность
· эмоциональная привлекательность членов группы
· сходство членов группы между собой. Человек тяготеет к группе, нормы и ценности которой разделяет
· предпочтение группой способов взаимодействия и ведущий социальный мотив. Привлекательна группа, основанная на кооперации с мотивом сотрудничества, т.к. уменьшаются внутригрупповые конфликты, стимулируется сближение мнений, обеспечивается взаимная поддержка действий.
· время, проведенное вместе; расширяются возможности для установления дружеских контактов, растет взаимопонимание, выявляются общие интересы и потребности. Возможность для членов группы вместе проводить время зависит от целого ряда обстоятельств, и в первую очередь от характера выполняемой работы, взаимосвязи решаемых ими задач и даже от расположения их рабочего места (в одной комнате или разных).
· трудность вступления в группу; Чем труднее вступить в ту или иную группу (например, поступить в престижное высшее учебное заведение, перейти на работу в преуспевающее перспективное подразделение внутри организации), тем, как правило, более сплоченными становятся ее члены.
· размер группы; По мере того как количество членов в группе увеличивается, возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются. К тому же появление подгрупп внутри больших групп может негативно сказываться на сплоченности больших коллективов.
· ее состав; Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве друг с другом.· внешние условия; большинство исследований показывают, что под угрозой неблагоприятных внешних факторов сплоченность людей в группах обычно увеличивается. Особенно часто это происходит, когда группа оказывает поддержку, обеспечивает ощущение безопасности и помогает преодолевать трудности.· прежние успехи или неудачи, достигнутые группой, также будут влиять на сплоченность ее членов. Так, например, успешное трудоустройство и продвижение по службе выпускников того или иного высшего учебного заведения могут послужить достаточно сильным притягательным фактором для привлечения значительного количества абитуриентов для поступления в данное учебное заведение.Эффективность работы. Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы. Например, если неформальные нормы и правила, сложившиеся в коллективе (ранее мы отмечали, что эти нормы могут даже в большей мере определять поведение людей, чем формально установленные нормы и правила работы), допускают нерациональное использование рабочего времени, брак в работе, присвоение коллективной собственности в личных целях и если при этом такие нормы устраивают большинство членов коллектива, то усиление сплоченности членов подобной группы вряд ли будет сопровождаться повышением эффективности работы. Таким образом, менеджеры должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.Групповое принятие решений
«Феномен огруппления мышления»
Ирвином Дженисом был обнаружен феномен, который он назвал огрупплением мышления (Дженис, 1971). Дженис отмечает, что идея о групповом мышлении возникла у него, когда он читал воспоминания одного из чинов администрации Дж. Кеннеди о том, как готовилось вторжение на Кубу. Как известно, эта затея американских властей закончилась провалом, нанеся немалый урон престижу как администрации Кеннеди, так и США в целом. Кроме этого пагубного эпизода в истории Соединенных Штатов были и другие бесславные, а порою и трагические события. Например, трагедией обернулась неготовность военной базы Пёрл-Харбор к нападению со стороны Японии во время Второй мировой войны, в недавней истории США была еще и эскалация войны во Вьетнаме и т. д. Данные эпизоды американской истории объединяет одно — они явились следствием непрофессиональных решений, которые принимались группами высших политических или военных руководителей. Все они были следствием коллективно принятых решений.
Дженис пришел к выводу, что причиной возникновения таких решений послужила атмосфера, складывавшаяся во властных группах, которая и способствовала огрупплению мышления высшей политической элиты. Первоначально Дженис выделил в качестве основных характеристик такой атмосферы тесную сплоченность групп и желание во что бы то ни стало сохранить единодушие. Позднее основной акцент он перенес на стремление к единогласному принятию решения (Janis, 1982).
Дженис выделил пять условий, которые способствуют группомыслию.
1. привлекательность членства в данной группе. Следовательно, все ее члены заинтересованы в сохранении своего положения, в долговременном существовании самой группы и друг друга. Все это служит укреплению групповой сплоченности.
Если мера сплоченности группы зависит от уровня ее привлекательности, то ключ к пониманию феномена группового мышления лежит именно здесь. Очевидно, что группа является тем более сплоченной, чем более для ее участников значимо членство в ней. В таких группах царит подчеркнутое единодушие, единомыслие, и члены тесно сплоченных групп легко меняют свои индивидуальные взгляды, приноравливая их к мнению большинства. Каждый при этом убежден, что делается это во имя высоких целей: сохранения гармонии, поддержания добрых отношений, предотвращения разногласий. Таким образом, высокая заинтересованность в сохранении своего членства в группе, заинтересованность в привилегиях обусловливает ее тесную сплоченность и побуждает членов к внешнему (избыточному) и внутреннему конформизму. Иначе говоря, члены группы не только демонстрируют согласие с нормами, но и начинают искренне воспринимать их как наилучшие, самые правильные. Таким группам присуще «мы-чувст-во» (Дженис, 1971).
2. наличие властного, авторитарного лидера, директивно навязывающего свою точку зрения всей группе. В этом случае мнение «первого лица» может выдаваться, но, что самое главное, и восприниматься как мнение всей группы.
3. — закрытость группы, ее самоизоляция. Огруппление мышления возникает в тех группах, которые ограждены от критики, недосягаемы для контроля. Конечно, прежде всего — это группы правящей элиты, так называемые «неприкасаемые». Понятно, что чем строже поддерживается «неприкосновенность», тем с большей вероятностью появится «группомыслие».
4.— решения группы не подвергаются внешней экспертизе. Властвующие группы начинают воспринимать собственное мнение как безукоризненное, абсолютно истинное.
5. — сильное групповое давление,обусловленное взаимовлиянием членов группы. В свою очередь, это взаимовлияние вызывается тесной сплоченностью индивидов, имеющих одинаковые ценности, мотивацию, направленность мышления и другие психологические характеристики.
Дженис отмечал, что групповая сплоченность не всегда приводит к негативным последствиям и что при определенных условиях сплоченность и вообще групповые решения могут обернуться благом (Дженис, 1971). Б. Маллен и Дж. Купер уточнили, что сплоченность рабочих производственных групп дает им преимущество и вчыгоды, но в группах принятия решений за нее иногда приходится расплачиваться (Майерс, 1997).
Кроме пяти условий, выделенных Дженисом, К. Мак-Коули обнаружил еще одно, шестое условие. Он утверждает, что, помимо групповой сплоченности, необходимо чувство неуверенности членов группы относительно того, как их воспринимают и оценивают в группе, т. е. каждый член группы не знает наверняка, насколько он в группе «свой», поэтому на всякий случай демонстрирует повышенную лояльность групповым решениям (McCaulley, 1989).
Кроме предпосылок, Дженис выделил восемь признаков группового мышления:
1.Иллюзия неуязвимости. Правящие группы в силу своего привилегированного
положения вырабатывают не совсем адекватные представления о степени своего могущества, поэтому им свойственно самодовольство и убежденность в собственном превосходстве над всеми остальными людьми буквально во всем —в уровне интеллекта, в силе собственного влияния, в хитрости и, наконец, в безнаказанности. Все это может подтолкнуть такие группы к принятию непродуманных, рискованных, безответственных, а порой и просто преступных решений. История многих стран, в том числе и нашей, знает немало таких решений.
2.Коллективная рационализация. Рационализация является одной из форм психологической защиты, когда человек, совершив заведомо иррациональные, неразумные действия, придумывает для них рациональные, логичные объяснения. Огруппление мышления и «мы-чувство» приводят к тому, что к рационализации прибегает целая группа, с ее помощью обосновывающая свои безответственные продиктованные не разумом, а самодовольством и амбициями действия. Вера в свою моральную непогрешимость. Учитывая вышесказанное, не приходится удивляться, что властвующие группы могут воспринимать себя как образец добродетели и высокой морали. Эта позиция очень удобна, так как позволяет оправдывать любые безнравственные, антигуманные решения, выдавая их за верх гуманизма. Чувство своего морального совершенства ведет к вседозволенности в средствах, позволяет лгать, утаивать информацию и т. д.
3.Стереотипы в отношении чужих.Социальные стереотипы — это когнитивные схемы, сложившиеся в отношении тех или иных социальных групп. Не все, но значительная часть стереотипных представлений носит уничижительный, презрительный, враждебный и т. д. характер, т. е. является предубеждениями. Они приводят к тому, что у властвующих групп формируется высокомерное и в тоже время настороженное отношение к «чужим». Помимо этого подобный способ восприятия «других» укрепляет группу в чувстве собственного превосходства и правоты.
4.Прямое давление на инакомыслящих. Огруппление мышления способствует тому, что если член группы, сохранивший собственную точку зрения, начинает выражать сомнение относительно принятого группой решения, то группа оказывает на него как скрытое, так и явное давление. Дженис в связи с этим отмечает, что диссиденту дают понять, что он должен соблюдать два правила: а) не сообщать о своих сомнениях «чужим» или в присутствии посторонних, т. е. «не выносить сор из избы», чтобы сохранялась видимость единства и отсутствие разногласий; б) он может сомневаться в частностях и критиковать детали, но не «генеральную линию» группы. Но даже и при соблюдении этих требований
малейшее отклонение от общей позиции влечет санкции.
5.Самоцензура. Впрочем, как правило, никаких санкций против инакомыслия не требуется, поскольку, как установил Дженис, групповое мышление побуждает членов группы самостоятельно подавлять собственные сомнения, отказываться от них, т. е. использовать самоцензуру.
6.Иллюзия единодушия. Если человек подавляет свои опасения и сомнения, держа их при себе и боясь высказать, чтобы не оказаться в роли зачинщика разногласий (так поступают большинство членов группы), то отсутствие высказанных сомнений создает у всей группы иллюзию единомыслия. Раз все молчат, значит, никто не сомневается, все согласны — примерно так рассуждает каждый. Это побуждает членов группы еще к большей самоцензуре, что, в свою очередь, усиливает иллюзию единомыслия. Таким образом, даже имея различные точки зрения, членам группы и группе в целом удается сохранить уверенность, что все придерживаются одного мнения.
7.Наличие «умохранителей». Слово «умохранители» не совсем в ладах с тем смыслом, которое оно дрлжно передавать. Это связано с тем, что Дженис использовал слово из «новояза», описанного в романе Дж. Оруэлла «1984». Вместе с тем в русском языке уже давно используется слово, хорошо передающее смысл того, о чем пишет Дженис. Это слово «идеолог». В нашем случае речь идет об идеологах групп. Основная их функция — будь это официальные или самочинные идеологи — сводится к борьбе с инакомыслием разными, чаще всего аморальными, жульническими, преступными способами и средствами. Это может быть и утаивание информации, и ложь, и клевета, и «затыкание рта» и дискредитация оппонентов, и даже их физическое устранение. Словом, нет таких преступлений, на которые идеологи не пошли бы для поддержания единомыслия и сплоченности в группе.
Многие признаки группового мышления нашли эмпирическое подтверждение в ходе различных, прежде всего архивных исследований публичных выступлений американских политиков во время наиболее болезненных внешнеполитических и внутренних кризисов. Сам Дженис анализирует три таких внешнеполитических кризиса — катастрофическая самонадеянность американских военных на Гавайях, обернувшаяся разгромом военно-морской базы Пёрл-Харбор, где погибло около 4 тыс. человек; бездарное вторжение на Кубу, закончившееся провалом; поражение США во вьетнамской войне.
Исследования, последовавшие за работами Джениса, выявили ряд других событий в истории США, ставших следствием группового мышления: Уотергейтский скандал, гибель космического челнока «Челленджер» в 1986 г. и др. (Майерс, 1997; Авермат, 2001). Российская и советская история пока еще только ждет своих исследователей группового мышления.
Исследования, проведенные в США Дженисом и его последователями, установили, что политики, руководствующиеся групповым мышлением, отличаются высокопарной патриотической риторикой, национальным самолюбованием и, что вполне логично, упрощенным, даже примитивным пониманием проблем. Это вполне объяснимо — предвзятость, избирательность в отборе информации, как и в оценке вариантов решения проблемы, неизбежно ведут к ограниченности и примитивизму.
Дав психологическую характеристику групп с «огруппленным мышлением», Дженис также описал признаки, свидетельствующие о дефектности принимаемых этими группами решений. К ним он относит необъективность, избирательность в отборе и использовании информации, безальтернативность, непродуманность, невнимание к возможным опасностям, которыми может угрожать принятое решение и т. д.
Кроме того, Дженис предложил ряд рекомендаций, которые, по его мнению,
могут предотвратить огруппление мышления.
1. Лидер группы должен признавать право на инакомыслие и даже поощрял его, давая возможность каждому члену группы открыто высказывать свое несогласие или свое особое мнение. Лидер вообще не должен навязывать свою точку зрения,вместо этого предлагая высказываться всем остальным. Это необходимо для того, чтобы были изложены и выслушаны все имеющиеся мнения по поводу обсуждаемой проблемы. И уже затем, когда выскажутся все, лидер может на основе альтернативных точек зрения, сформулировать свое мнение о решении проблемы.
2. В больших группах для выработки плана решения проблемы могут быть созданы подгруппы, работающие независимо друг от друга, чтобы затем на заключительном этапе сообща, всей группой принятьокончательное решение; (усовершенствованнуя модифицированная модель «мозгового штурма».) Но для такой работы необходимо, чтобы лидер и группа были заинтересованы в эффективности своих решений, а не в демонстрации своей сплоченности и единодушия.
По мнению Джениса многое зависит от мотивации и поведения
лидера группы.
Групповая сплоченность, единодушие, единогласие, общее согласие и т. д. не обязательно ведут к плачевным результатам. Если ваша группа не занята решением глобальных проблем или разработкой долговременных стратегических планов, спасением страны или по крайней мере фирмы, а занята производственной деятельностью или озабочена тем, где и как провести время, то сплоченность, единодушие и т. д. сослужит ей добрую службу. Хотя на этот феномен стоит обратить внимание в коллективах с авторитарным руководителем.
Психология малой группы
Когда работа «спорится» – в коллективе или в одиночку?
Как нарисовать портрет группы?
Нужен ли коллективу Внутренний Кодекс поведения?
Сколько нужно человек для наиболее продуктивной работы группы?
История.Самые ранние исследования были проведены в США в 20-е годы 20в., выясняли действует индивид лучше в одиночку, чем в присутствии группы, или наоборот факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого.
В присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида.Эффект получил название -Соц фасилитация,сущность которого заключается в том, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им.
Соц ингибиция –сдерживание, торможение действий индивида в присутствии других.
Далее стал изучаться процесс взаимодействия индивидов в малой группе. При условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении.
Малая группа-группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений, реализующихся в непосредственных личных контактах.
Статические характеристики малой группы
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп.
Психологические характеристики группы - групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповые цели и «мы-чувство».
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие этих характеристик, через осознание психической общности с другими членами социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой.
Основные характеристики группы:
- композиция(состав-возрастные, профессиональные характеристики.),
- структура группы(структура власти, структура коммуникаций),
- групповые процессы,
- групповые нормы и ценности,
- система санкций.
Характеристики индивида в группе:
- Статус-положение индивида в группе
- Роль-набор функций, предписанный каждому статус
- Групповые ожидания - каждый член группы обязательно оценивается другими. От каждой роли ожидается выполнение определенных функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность свих членов.
- Для регуляции ситуации рассогласования ожиданий и выполнения роли существуют групповые санкции и нормы.
Групповые нормы - определенные правила, выработанные и принятые ею, которым должно подчиняться поведение членов группы.
Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатываютопределенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутригруппы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут бытьформализованы в определенных документах: стандартах, положениях ипроцедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носятнеформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболеесущественное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность егоработы. Условно может быть выделено три совокупности норм. Первая совокупность норм касается непосредственно выполнения работы и еекачества (какова интенсивность работы, насколько терпимо группа относится кбраку и просчетам в работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.).Вторая совокупность норм касается таких внешних факторов, как форма одежды(некоторые коллективы для поддержания определенного имиджа достаточножестко регламентируют форму одежды сотрудников и ее цвет), отношение ксверхурочной работе (в ряде случаев она поощряется, но можетрассматриваться и как неумение организовать на должном уровне собственнуюработу и работу подчиненных) и др.Третью совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсоввнутри группы. В одних, группах, например, все ее члены имеют одинаковыйдоступ к компьютерам и другому офисному оборудованию, в других этот доступзависит от продолжительности работы в данном коллективе и занимаемогоположения. Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку,необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группаоказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение техсвоих членов, которые поступают вопреки нормами правилам, существующим вней.Санкции-механизмы, посредством которых группа «возвращает» члена группы к соблюдению групповых норм. Предназначены для соблюдения норм. Поощрительные и запретительные, позитивные и негативные.
Классификация малых групп
Обилие малых групп представляет их огромное разнообразие, поэтому необходима их классификация.
Группы членства - такие группы, в которые индивид включен реально, но
Референтные группы - такие группы, в которые индивид не включен реально, но нормы которой разделяет; значимый круг общения, ориентир, на который индивид равняется. Референтность - свойство отношений в группе, когда кто-то из членов группы выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц.
Важно!!! при работе с подростками. Почему человек, включенный в школьный класс, спортивную команду начинает вдруг ориентироваться на группы, в которые не включен? Группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой
Размер малой группы
Вбольшинстве исследований число членов группы колебалось между 2 и 7. Но существует точка зрения, согласно которой нижний предел малой группы 3 человека. При диаде фиксируется эмоциональный контакт, в диаде не разрешим конфликт по поводу деятельности, т.к. приобретает характер межличностного конфликта и ведет к упрощению реальных процессов, происходящих в группе. Присутствие в группе третьего лица создает позицию наблюдателя. Верхний предел-10,15,20чел.и 30-40 (школьный классс).
Эффективность работы группы наряду с другими факторамиопределяется ее размером. Результаты исследований показывают, что привыполнении конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываютсянаиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективномпринятии решения лучшие результаты показывают