Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается
Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.
ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
ТИХИЙ ОПРОС
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
По темпу блиц-контрольная сходна с фактологическим диктантом. Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.
Технология проведения:
• до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.
• во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
• после: работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки:
а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;
б) небольшое обсуждение по вопросам учеников;
в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5 "плюсиков" — "4", не менее трех — отметка "3"; г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.
РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.
Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно. Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Проверять работы учеников выборочно.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС
РИСУЕМ НАСТРОЕНИЕ
Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.
- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«ЁЛОЧКА»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.
«ДЕРЕВО ТВОРЧЕСТВА»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
«ОГОНЁК ОБЩЕНИЯ»
Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
-сегодня меня порадовало…
-сегодня меня огорчило…
Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.
Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1) Выбери верное утверждение: 1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
2) Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
3) Паучок (солнышко, цветочек)– фиксация ассоциативных связей любого понятия.
4)Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
5) Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
6) Пометки на полях (инсерт , маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
7) Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
8) Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
9) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …-т.е. различные виды рефлексии.
Я П
Л И
МЫ
ДЕЛ
Ак.
10) Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
11) Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
12) Синквейн - составление четверостишья по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным,
вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),
третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,
четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
13) Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
· Мне было интересно…
· Мы сегодня разобрались….
· Я сегодня понял, что…
· Мне было трудно…
· Завтра я хочу на уроке…
14) Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
· Как бы вы назвали урок?
· Что было самым важным на уроке?
· Зачем мы сегодня на уроке…?
· Какова тема сегодняшнего урока?
· Какова цель урока?
· Чему посвятим следующий урок?
· Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
· Что для тебя было легко (трудно)?
o Доволен ли ты своей работой?
o За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
15) Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
· Что мы хотели выяснить на уроке?
· Что нам удалось узнать?
· Мы ответили на поставленный вопрос?
· Что будем делать завтра?
· Что было самым важным на уроке?
· Кто хочет кого-нибудь похвалить?
16) Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)
Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:
ü Сначала мы рассуждали так…
ü Потом мы столкнулись с проблемой
ü Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
ü Мы увидели (поняли)…Значит…
ü Теперь мы будем…
17) Бортовой журнал
18) Письменная дискуссия
ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно