Карта наблюдения за ребенком
Цель: анализ особенностей ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к социальному миру.
Проявление познавательных ценностей
Утверждение | +2 | +1 | -1 | -2 | Утверждение | |
Испытывает потребность в новых знаниях, понимает значимость познания окружающего мира | Не испытывает потребности в новых знаниях, не понимает значимости познания окружающего мира | |||||
Ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние | Отсутствие ориентации на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние | |||||
Отношение к действиям другого как к поступку | Отсутствие отношения к действиям другого как к поступку | |||||
Интерес к событиям общественной жизни в стране, в области, в родном городе | Нет интереса к событиям общественной жизни в стране, в области, в родном городе | |||||
Понимает взаимоотношения между сверстниками | Не понимает взаимоотношения между сверстниками | |||||
Социальное мышление | Несформированность социального мышления | |||||
Выделяет себя из социального мира | Не выделяет себя из социального мира | |||||
Проявляет интерес к своей жизни (биографии) и жизни близких | Не проявляет интереса к своей жизни (биографии) и жизни близких | |||||
Имеет представления о будущем, возникает отношение к жизни | Нет представлений о будущем, не возникает отношения к жизни |
Проявление ценностей преобразования
Утверждение | +2 | +1 | -1 | -2 | Утверждение | |
Стремление сделать самому то, что доступно другому | Отсутствие стремления сделать самому то, что доступно другому | |||||
Осознает значимость использования опыта других и своего собственного опыта | Не осознает значимость использования опыта других и своего собственного опыта | |||||
Творческое отношение к деятельности | Нет творческого отношения к деятельности | |||||
Стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту, помогать им | Не стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту, помогать им | |||||
Потребность в признании, стремление действовать как можно лучше | Нет потребности в признании, стремления действовать как можно лучше | |||||
Желание передавать свои знания, опыт другому | Нет желания передавать свои знания, опыт другому |
Проявление ценностей переживания
Утверждение | +2 | +1 | -1 | -2 | Утверждение | |
Проникается чувством красоты, совершенством созданных человеком вещей, творений искусства | Не проникается чувством красоты, совершенством созданных человеком вещей, творений искусства | |||||
Испытывает чувство уважения к мастерству | Не испытывает чувства уважения к мастерству |
Продолжение
Относится к дому как к среде с предметами окрашенными смыслами отношений, любви, привязанностей | Нет отношения к дому как к среде с предметами, окрашенными смыслами отношений, любви, привязанностей | |||||
Есть осознание того, что рядом с ним люди, такие же, как он, и в то же время отличные от него | Нет осознания того, что рядом с ним люди, такие же, как он, и в то же время отличные от него | |||||
Есть чувство значимости другого | Нет чувства значимости другого | |||||
Есть нравственное сознание | Нет нравственного сознания | |||||
Выражение сочувствия и сорадости | Нет выражения сочувствия и сорадости | |||||
Чувство физической и психической защищенности, полнота разнообразных чувств | Нет чувства физической и психической защищенности, полноты чувств | |||||
Сформированы ориентации, связанные с возрастной и половой принадлежностью | Не сформированы ориентации, связанные с возрастной и половой принадлежностью |
Обработка данных ведется посредством определения среднего арифметического значения оценок воспитателей и специалиста и соотнесения его с формулировкой утверждения.
По каждому утверждению-выводу делается заключение о его проявлении в поведении детей:
+2 – +1,5 – устойчивое проявление (высокий уровень);
+1 – -0,5 – частое проявление, но несистематическое (средний уровень);
-1 – -2 – проявляется крайне редко (низкий уровень).
2. Стандартизированная беседа с детьми,разработанная С.А. Банковым, с целью анализа содержания знаний детей как основы ценностного отношения к социальному миру.
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ
(автор – С.А. Банков)
Цель: изучение содержания знаний о социальном мире у детей старшего дошкольного возраста.
Серия
1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим на них? Почему?
4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец, милиционер?
5. Сколько тебе лет?
6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?
7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять всегда или нет?
8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в детском саду?
9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?
10. Чем занимаются дети в школе?
11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать, писать, считать?
12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь делать?
13. Кем ты станешь, когда вырастешь?
14. Каким ты хочешь стать?
Серия
15. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?
16. Как называется твоя родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?
17. Как называется страна, в которой ты живешь?
18. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?
19. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?
20. Какие есть страны, кроме России?
21. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?
22. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?
Ответы ребенка обобщаются и оцениваются в соответствии с пунктами (см. первую графу таблицы). Ниже приводятся лишь их порядковые номера.
1. Знание своей фамилии, имени, отчества, возраста, умение правильно объяснить, почему он считает себя старше или моложе сестры (брата), видит свои достоинства и недостатки (способность к самоанализу) – 3 балла; полный, правильный ответ с незначительными ошибками – 2 балла; неполный ответ, наличие в нем наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибочных, выраженная способность к самооценке – 1 балл; неполный ответ с преобладанием неверных представлений, отсутствие самооценки – 0 баллов.
2. Знание фамилии, имени, отчества обоих родителей, правильное представление об их профессии и месте работы, желание быть похожим на них мотивирует развернуто – 3 балла; полный, правильный ответ с незначительными ошибками («Забыл, как работа называется»), желание быть похожим (или не похожим) мотивирует – 2 балла; неполный ответ («Забыл мамину фамилию»), наличие в нем неточных представлений («Папа Вася работает главным», «Мама Катя работает по телефону»), желание быть (или не быть) похожим на родителей не мотивирует – 1 балл; неполный ответ, преобладают ошибочные представления или «не знаю» – 0 баллов.
3. Представления о школе правильные, хочет учиться в школе, ему это интересно – 3 балла; представления о школе неполные, хочет идти в школу, потому что этого хотят его родители, – 2 балла; представления о школе неполные и поверхностные («там можно не спать»), привлекает лишь школьная атрибутика (портфель, ранец), особого желания учиться нет – 1 балл; представления неверные, боится строгих учителей, идти в школу не хочет – 0 баллов.
4. Осознает важность и необходимость учения; цели учения приобретают для него самостоятельную привлекательность – 2 балла; интересует только внешняя сторона – посещение школы (возможность ходить с другими в школу, иметь тетрадки) – 1 балл; цели учения не осознает, привлекательного в школе не видит – 0 баллов.
5. Имеет правильное представление о своей Родине (России), понимает, что Родина – это страна, в которой он родился и живет; любит ее, может объяснить свое чувство: «здесь красивая природа», «здесь мама и папа, здесь много друзей», привязан к Родине: «я здесь привык», «мне здесь нравится» – 3 балла; имеет правильное представление о своей малой Родине (крае, районе, селе, городе), испытывает осознанное чувство к ней, но для постоянного места жительства выбирает другую страну – 2 балла; представление о Родине смутное, еще не решил, любит ее или нет, в какой стране хотел бы прожить всю свою жизнь – 0 баллов.
6. Представления о труде людей правильное; инициативен, самостоятельно «включается в работу» – 3 балла; представления о труде правильные, хочет трудиться, но не уверен, что у него это получится, надеется на взрослых – 2 балла; представления о труде неточные, особого желания трудиться не проявляет, хотя и не отказывается – 1 балл; представления о труде в основном неверные, трудиться не хочет – 0 баллов.
7. Точно знает свой домашний почтовый адрес, путает города со странами («Есть Англия, Франция, Магадан, Европа») – 2 балла; неполно (неточно) знает свой адрес (забыл название города), имеет ошибочные представления (вместо родной страны называет свой адрес) – 1 балл.
8. Положительно относится к людям разных национальностей, имеет правильное представление о войне и мире – 3 балла; индифферентно относится к людям других национальностей, имеет некоторые представления о войне и мире – 1 балл; недоброжелательно относится к людям других национальностей, хочет жить в стране, где идет война, – 0 баллов.
9. Ценностные ориентации основаны на нравственных представлениях – 2 балла; не связаны с нравственными представлениями – 0 баллов.
10. Умеет ставить близкую цель – 1 балл; не умеет – 0 баллов.
11. Умеет ставить отдаленную цель на основе нравственных представлений – 2 балла; ставит цель независимо от нравственных знаний – 1 балл; не умеет ставить отдаленную цель – 0 баллов.
12. Знает правила поведения, осознает необходимость их выполнения – 2 балла; знает правила, не всегда считает обязательным их выполнять – 1 балл; отказывается выполнять правила поведения – 0 баллов.
Оценка результатов.
Высокий уровень социального развития – 31-21 баллов.
Средний уровень социального развития – 20-10 баллов.
Низкий уровень социального развития – 9-0 баллов.
3. Экспертная оценка воспитателями и специалистами ДОУ уровня сформированности познавательных умений детей.
Педагогам был предложен опросник, содержащий:
- список основных познавательных умений детей старшего дошкольного возраста как критериальная основа оценки;
- графы для определения оценки уровня сформированности умений детей со стороны воспитателей группы, педагога-психолога, воспитателя познавательного центра.
ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цель: оценка уровня сформированности познавательных умений детей старшего дошкольного возраста.
№ | Познавательные умения | Экспертная оценка | ||
воспитателя | педагога-психолога | социального педагога | ||
Умения эмпирического познания: 1) наблюдать; 2) экспериментировать | ||||
Логические умения: 1) сравнивать; 2) анализировать; 3) делать выводы; 4) классифицировать; 5) строить суждение на основе установления причинно-следствен-ных связей | ||||
Умение моделировать | ||||
Умения отражать картину окружающего мира в творческой деятельности: 1) применять усвоенные знания; 2) отражать окружающий мир средствами искусства; 3) использовать знания и умения в разных видах деятельности | ||||
Умение выражать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру |
Педагоги оценивают уровень сформированности умений в соответствии со следующими показателями:
1. Высокий (оптимальный) уровень характеризуется устойчивым проявлением системы познавательных умений.
2. На среднем (достаточном) уровне проявление познавательных умений является частым, но несистематическим.
3. При низком (критическом) уровне система познавательных умений детей крайне неустойчива, отдельные умения проявляются крайне редко.
На основании результатов исследования каждый воспитатель под руководством педагога-психолога составляет «портреты» детей, находящихся на определенном уровне сформированности ценностного отношения к конкретному объекту, явлению социального окружения в рамках изучаемой темы. В дальнейшем «портреты» детей используются для осуществления индивидуального подхода в организации работы по формированию ценностного отношения детей к социальному миру.
Стандартизированное наблюдение показало, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте (46 %), ценностное отношение к социальному миру неустойчиво, его показатели проявляются крайне редко.
У 44 % детей проявление всех видов ценностей является частым, но несистематическим, т.е. соответствует среднему (достаточному) уровню.
Только 10 % дошкольников показали высокий (оптимальный) уровень, который характеризуется устойчивым проявлением у детей познавательных ценностей, ценностей преобразования и ценностей переживания.
С помощью стандартизированной беседы, разработанной С.А. Банковым, были получены следующие результаты: 35 % детей показали низкий уровень социального развития. У них недостаточны представления о себе, о родных, о школе, многие не осознают важность и необходимость учения. Представления о Родине смутные, представления о труде окружающих людей неточные. Эти дети имеют ошибочные представления о ближайшем окружении и о мире (городах, странах). Они имеют некоторые представления о войне и мире, осознают необходимость организованного поведения, справляются с постановкой близкой цели, но затрудняются при постановке отдаленной цели.
У 46 % детей был выявлен средний уровень социального развития. Это дети, которые в основном давали полные, правильные ответы с незначительными ошибками.
И только 19 % опрошенных детей имеют высокий уровень социального развития. У этих детей правильные представления о себе, о родных, о школе, о Родине, о труде окружающих людей и т.д. Они дали полные, правильные ответы, мотивировали их, рассуждали, отстаивали свою точку зрения, проявили интерес к обсуждаемым вопросам.
Экспертная оценка воспитателями и специалистами ДОУ уровня сформированности познавательных умений каждого ребенка позволила получить достаточно полную информацию о деятельностном (операциональном) блоке социально-познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.
По оценкам педагогов у 48 % детей система познавательных умений крайне неустойчива, отдельные умения проявляются крайне редко, т.е. находятся на низком (критическом) уровне.
У 38 % детей проявление познавательных умений является частым, но несистематическим – средний (достаточный уровень).
Только у 14 % детей система познавательных умений характеризуется устойчивым проявлением – высокий (оптимальный) уровень.
Анализ данных, полученных в ходе опытно-эксперименталь-ного исследования, позволил нам сделать выводы о недостатках в работе по формированию ценностного отношения к социальному миру у воспитанников данного ДОУ и определить основные содержательные компоненты (блоки)системы работы в данном направлении:
1. Работа с детьми:
- формирование ценностногоотношения ксоциальномумиру;
- формированиесистемы знанийоб окружающем;
- развитиепознавательныхумений испособностей.
2. Работа с педагогами:
- знакомство соспособамии методамиформированияу детей ценностногоотношения ксоциальному миру;
- обучение способаморганизациипедагогическойдиагностики;
- обучение созданиюпсихолого-педагогическойсреды дляформирования удетей ценностногоотношенияк социальному миру;
- обучениепостроениюценностно-мотивированныхвзаимоотношений сдетьми.
3. Работа с родителями:
- педагогическое образование по проблемам социально-нравственного и познавательного развития детей;
- развитие психолого-педагогической культуры родителей.
2.3.Основные направления работы по формированию ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
В рамках блока работы с детьми мы определили три основные группы задачпо формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру:
1-я группа задач – формирование мотивов и личностных качеств детей на основе ценностного отношения к социальному миру:познавательных ценностей; ценностей преобразования; ценностей переживания.
2-я группа задач – формирование у детей осознанной системы знаний об окружающем мире, основных социальных взаимосвязях и нравственных установках, с обязательным объемом краеведческого материала как части общей системы знаний.
3-я группа задач – формирование системы познавательных умений детей как инструмента познания окружающей действительности и социально-нравственного развития.
Технология данного блока предполагает структуру, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов (рис. 2).
А.Организация ценностно-ориентированной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках парциальной программы «Познавайка».
Программа соединяет задачи формирования ценностно-ориентированной системы знаний об окружающем мире с развитием всех компонентов познавательной деятельности старших дошкольников. Ее цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста умений познавательной деятельности, способствующих формированию ценностного отношения к социальному миру и развитию личности ребенка в целом.
Рис. 2. Содержание второго блока работы
Программа базируется на основных положениях «Концепции дошкольного воспитания» и может применяться в качестве парциальной в сочетании с любой образовательной программой.
Организация познавательной деятельности детей в рамках данной программы основывается на принципе активности в обучении.
Принцип активности выражает общее требование к организации образовательной работы по программе и методики, в которой процесс учения представляет собой отражательно-преобразующую деятельность. Он находится в диалектическом единстве с другими дидактическими принципами, лежащими в основе содержательно-методического решения программы: научности, систематичности, наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, сознательности, индивидуального подхода, создание развивающей среды, комплексности, учета требований по подготовке детей к школе, многообразного предъявления одного и того же объекта темы в разных видах деятельности, краеведческим принципом.
В соответствии с принципами и целями программы определились основные компоненты технологии формирования у старших дошкольников ценностногоотношения ксоциальномумиру в процессе познавательной деятельности.
Во-первых, организация комплекса средств, методов и приемов формирования у детей познавательных мотивов, интереса, умений и способов действий, а также ценностного отношения к социальному миру.
Основой организации познавательной деятельности детей должен являться проблемно-поисковый метод обучения, характеризующийся самостоятельным поиском решения различных проблем, способствующий осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности.
В программе предлагаются следующие эффективные приемы организации познавательной деятельности:
- проблемные ситуации, являющиеся основой познавательной деятельности, подводящие ребенка к саморазвитию и позволяющие сформировать потребность в новых знаниях и ценностное отношение к изучаемому материалу;
- продуктивные упражнения, в ходе выполнения которых способ действия дети частично или полностью «открывают» сами;
- моделирование, которое ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность;
- эксперименты – преобразующие действия, позволяющие выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты и явления в их динамичном взаимодействии;
- преднамеренные ошибки, формирующие умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;
- игровые приемы, актуализирующие скрытые познавательные возможности детей, развивающие познавательный интерес, познавательную активность.
В разработке методической части программы нами использованы основные принципиальные положения организации образовательного процесса, обеспечивающего познавательную активность в обучении и дающего желаемый эффект развития ценностных ориентировок:
- обучение должно проходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения детьми проблемных задач;
- ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях;
- в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность в ознакомлении с разными способами познания предмета или явления;
- педагог организует игровую и практическую деятельность детей, стимулируя появление поисковых способов ориентировки в заданиях, и создает ситуации, где необходимо применение полученных знаний.
Исходя из этих основных положений, программа предусматривает организацию образовательной работы в трех блоках педагогического процесса:
а) в блоке специально организованного обучения, где в ходе познавательно-развивающих занятий у детей формируются базовые знания, умения, необходимые способы познавательной деятельности, задаются ценностные ориентировки по отношению к изучаемым социальным объектам и явлениям;
б) в блоке совместной деятельности воспитателя и детей, где дети учатся творчески применять полученные знания и умения, актуализируется их ценностное отношение к социальному миру;
в) в блоке свободной самостоятельной деятельности ребенка, где в созданной педагогами развивающей среде формируются творческая активность, инициатива детей на основе системы знаний, познавательных способов действий и ценностного отношения к социальному миру.
Важный компонент в предлагаемой нами технологии – отбор системы энциклопедических знаний, которые являются не только основой включения детей в разнообразные виды деятельности, способствуют развитию познавательного интереса и познавательной активности старших дошкольников, но и подводят к формированию у них ценностного отношения к социальному миру.
В программе заложена доступная старшим дошкольникам система представлений об отдельных явлениях и объектах окружающего мира, которая послужит основой формирования первоначальной научной картины социального мира у детей и развития у них ценностных ориентировок.
Все содержание программы объединяется вокруг четырех основных разделов: «Я познаю себя»; «Я и мое ближайшее окружение»; «Я познаю мир»; «Я – исследователь».
Каждый раздел включает в себя комплекс тем со специфическими образовательными и развивающими задачами.
Разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и цель.
В соответствии с содержанием, его особенностями, стержневыми формами организации работы с детьми появляются познавательные занятия и информационно-исследовательские (познавательные) проекты.
В наших методических разработках предлагается как система вариативных занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп, так и рекомендации по организации совместной и самостоятельной познавательной деятельности дошкольников в рамках содержания каждой темы.
Назначение раздела «Я – исследователь» – сформировать у старших дошкольников комплекс познавательных умений и способностей как компонента развития ценностного отношения к социальному миру. Содержание этого раздела служит основой других разделов программы, так как активная исследовательская деятельность детей – один из основных источников формирования новых знаний и ценностных ориентировок.
Назначение раздела«Я познаю себя» – формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью на основе системы доступных детям представлений о строении и функциональных возможностях человеческого организма, его взаимодействии с окружающей средой, способах защиты своего здоровья. В содержание раздела включены темы: «Мое тело – путешествие в страну здоровья» (формирование у детей бережного отношения к своему телу, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих людей); «Почему мы не груши с ватными ногами?» и «Для чего нужна кровь?» (формирование у детей установки на использование физических упражнений и закаливающих процедур для формирования правильной осанки, укрепления сердца и сосудов); «Зачем мы дышим?» и «Почему я слышу?» (формирование у детей понимания значения гигиены дыхания и слуха для здоровья человека) и др.
Раздел «Я и мое ближайшее окружение» ориентирует детей на доброжелательное, заботливое отношение к среде своего обитания. Его цель – сформировать представление о ближайшем окружении ребенка, элементарных взаимодействиях внутри рассматриваемых социумов и ценностное отношение к семье, дошкольному учреждению, городу, области. Темы раздела: «Я и моя семья»; «Моя группа и мои друзья»; «Наш любимый детский сад»; «Улица, на которой мы живем»; «Мой город – Череповец»; «Область, в которой мы живем».
Основная цель раздела «Я познаю мир» – формирование начальных представлений о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в неразрывном, органичном единстве, целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры. Этот раздел представлен темами: «Звездный зоопарк»; «Путешествие по Солнечной системе»; «Необычный шар»; «Воздух, или Что нас окружает»; «Свойства воды, ее значение в жизни человека»; «Что у нас под ногами?» и др.
В рамках парциальной программы разработаны информационно-исследовательские (познавательные) проекты: «Елочка»;«Русские лапти»;«Национальный парк»;«Деревья нашего детского сада»;«Город, в котором я живу»;«Птицы нашего края»;«Птицы – наши друзья»;«Дикие звери лесов Вологодской области» (см.
прил. 1).
Б.Включение задач формирования у детей ценностного отношения к социальному миру в воспитательно-образователь-ный процесс по реализации основной программы («Развитие»).
Эффективная реализация задач по формированию ценностного отношения у детей к социальному миру внутри каждого раздела предполагает технологическое обеспечение: занятия, дидактические игры, проекты.
Важное условие в предлагаемом нами целостном подходе к организации образовательной работы – отбор системы краеведческих знаний.
В организации педагогического процесса следует предусмотреть:
- организацию и проведение экскурсий – экологических, эстетических;
- использование игровых методов в познании окружающего мира и формировании отношения к нему (дидактические, сюжетно-дидактические и ролевые игры);
- интеграцию задач и содержания познавательного и социально-нравственного развития детей посредством метода проектов;
- использование форм и методов работы с детьми, обеспечивающих развитие их эмоций и чувств.
Для включения в воспитательно-образовательный процесс были отобраны и систематизированы задачи по следующим направлениям.
Первое направление работы – формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности, включающее в себя компоненты:
- структурирование содержания по старшей и подготовительной возрастным группам и двум основным темам: «Я познаю себя» и «Хочу быть здоровым» (см. прил. 2);
- разработка комплекса познавательных занятий и проектов: «Мы и наше здоровье»; «Береза – белая подруга»; «Капустник»; «Мой друг – веселый мяч»; «Пейте дети молоко»; «Природная аптека»; «Русская рубаха»; «Сильные, ловкие, смелые»; «Наши помощники»; «Зимние забавы»; «Яблоня»; «Деревья нашего города» (см. прил. 1).
Второе направление работы –формирование ценностного отношения к малой Родине посредством ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей. Оно включает:
- отбор литературных произведений в соответствии с целью формирования у детей ценностного отношения к малой Родине по темам «Мой город», «Я и моя семья», «Край, в котором я живу» с учетом их доступности, художественных достоинств, адаптации к программе «Развитие», т.е. замена произведения на равноценное по социальной значимости и художественным особенностям, возможность использования произведений для наглядного моделирования и драматизации (сказки и стихи В. Белова, стихи вологодской поэтессы Т. Петуховой, И. Северянина, Н. Рубцова, А. Яшина и др.);
- конструирование эффективных форм, методов и приемов работы с детьми по формированию ценностного отношения к малой Родине: прогулки, акции, литературные гостиные, конкурсы, выставки, проблемные ситуации, моделирование и т.д.
Третье направление работы –формирование ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством организации эстетического восприятия произведений вологодских художников и писателей в разделе «Изобразительное искусство». Оно предполагает:
- отбор художественных и литературных произведений в соответствии с целью формирования ценностного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста (картины художника В. Корбакова: «Осенняя дрога под Шенкурском», «Старинные дома в посаде Верховажья», «Верховажье», «Старая Вологда»; иллюстрации вологодского художника А. Пахомова; стихотворения поэта Н. Рубцова; изделия с глубоковской росписью);
- организация занятий по изобразительному искусству условно разделенных на 4 цикла: «Пейзаж», «Человек и животные», «Человек и спорт», «Герои сказок».
Первый цикл «Пейзаж» (занятия 1-8).
При работе над этой темой поставлены следующие задачи:
- знакомство детей с жанром живописи – пейзажем;
- формирование у детей умений выделять средства живописной выразительности (цвет, композиция);
- освоение детьми действия моделирования пространственных отношений между изображаемыми объектами;
- овладение детьми действием символизации;
- формирование у детей ценностного отношения к природе родного края средствами искусства.
При подготовке к занятиям по этому циклу организована экскурсия по Череповцу с целью знакомства с природой родного города.
Организована выставка в изостудии ДОУ «Осень в картинах русских художников».
В совместной деятельности проведен ряд бесед по знакомству с творчеством вологодского художника В. Корбакова.
Вместе с детьми оформлена фотовыставка «Осень в городе».
Для самостоятельной художественной деятельности оформлены дидактические игры: «Найди свой пейзаж», «Составь пейзаж», «Художественный салон».
На занятиях использовались графические модели составления новых цветов и оттенков, модели последовательности восприятия предмета и картины, модели составления композиции пейзажа.
Второй цикл «Человек и животные» (занятия 9-20).
На этом этапе поставлены задачи:
- знакомство детей с жанром живописи – портретом;
- формирование у детей умения рисовать человека, передавая характерные особенности, пропорции;
- освоение действия моделирования взаимодействия изображаемых объектов, овладение действием детализации;
- формирование ценностного отношения к себе и своей семье, окружающим людям.
Знакомство с портретом начиналось со знакомства с творчеством вологодского художника-иллюстратора детской книги Алексея Федоровича Пахомова. С детьми анализируются иллюстрации А.Ф. Пахомова к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». В группе оформлялась выставка, посвященная творчеству А.Ф. Пахомова.
В этом цикле рекомендуется провести дополнительные занятия с детьми «Портреты моей семьи» с последующим оформлением работ в «Семейный альбом», на которых закрепляются знания детей о портрете и актуализируется ценностное отношение к семье.
Важным компонентом этого цикла является знакомство с творчеством вологодского поэта Н. Рубцова. Были организованы посещение выставки, посвященной его творчеству в Выставочном зале, литературный вечер.
Особое внимание следует уделить стихотворениям Н. Рубцова, посвященным взаимодействию человека с животными: «Медведь», «Про козу», «Первый снег». Итог работы в данном направлении – рисование детьми по стихам Н. Рубцова и оформление альбома, посвященного его творчеству.
Третий цикл «Человек и спорт» (занятия 21-28).
На этих занятиях решались задачи:
- освоение детьми моделирования взаимодействия