Диагностический материал для проведения психолого-педагогических исследований
Диагностика психологической готовности ребенка (группы детей) к школе:
Диагностика сформированности школьной мотивации ребёнка:
♦ Тест-опросник на определение сформированности «Внутренней позиции» школьника
Диагностика произвольного поведения ребёнка:
♦Тест «Графический диктант»
Диагностика мышления ребёнка:
♦Тест для оценки словесно-логического мышления
♦ Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника»
Цель методики: определение сформированности «внутренней позиции школьника» /наличия школьной мотивации/
Инструкция: Задаете ребёнку вопросы и просите его дать ответы (ответы лучше записать).
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
9. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
12. В игре в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?
Анализ результатов.
Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:
№ 1 - Хочу идти в школу
№ 2 – Не хочу ещё на год остаться в детском саду (дома).
№ 3 – Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№ 4 – Люблю, когда мне читают книги.
№ 5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.
№ 10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 11 – Хочу быть учеником.
№ 12 – Пусть будет длиннее урок.
♦ Тест «Графический диктант»
Цель методики: диагностика уровня развития произвольного поведения
Подготовьте тетрадный лист в клеточку. На нём, отступив 4 клетки от края, поставьте 3 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали).
Инструкция: Дайте ребёнку карандаш и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведёшь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги». (Проверьте, помнит ли ребёнок, где правая рука.)
Первое задание - тренировочное. «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам».
Подскажите ребёнку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребёнок успевал закончить предыдущую линию.
На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.
Последующая инструкция звучит так:
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор».
И заключительный узор.
«Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узор».
Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребёнка.
Если ребёнок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки – это говорит о хорошем уровне развития произвольного поведения. А сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
Низкий уровень развития произвольного поведения – если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.
♦ Тест для оценки словесно-логического мышления
Цель методики: диагностика уровня словесно-логического мышления ребенка.
Ребёнок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше - лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днём на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребёнку показывают часы и просят назвать время)
9. Маленькая корова — это телёнок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..
10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зелёная.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ — по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т. п.).
9. Щенок, ягнёнок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, укалывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь - гладкий, а винт - нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта (спорт).
16. Как минимум ребёнок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолёт и т. д.).
17. Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет» и т. д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т. д.
19. Так платят за пересылку письма.
Анализ результатов.
При анализе ответов, которые даёт ребёнок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведённым примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребёнок правильно понял сам вопрос.
Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребёнок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Средний уровень – если ребёнок ответил правильно на 12 – 14 вопросов.
Такие дети считаются готовыми к школьному обучению.
Кузьмина Марина Евгеньевна
Преподаватель Психологии
ГБПОУ Туймазинский педагогический колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ДИСЦИПЛИНА «Психология»