Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова
Шкалы: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность - в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 150
Назначение теста:Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Инструкция к тесту
Вам предлагается ответить на 150 вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «плохих» и «хороших» ответов. В бланке ответов поставьте «крестик» или «галочку» в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
- 1 - не характерно,
- 2 - мало характерно,
- 3 - довольно характерно,
- 4 - характерно.
Тестовый материал
- Я часто испытываю потребность в движении.
- Я не ищу новых решений известных проблем.
- Я постоянно хочу приобретать новые знания.
- В свободное время я с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
- Я быстро считаю «в уме».
- Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал (а).
- Я предпочитаю уединение большой компании.
- Мне легко одновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
- Мне легко выполнять умственную работу, требующую длительного внимания.
- Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.
- Я - легок(ка) на подъем.
- Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
- Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой.
- Я быстро решаю арифметические задачи.
- Я без труда включаюсь в разговор.
- Я - подвижный человек.
- Я устаю от длительной умственной работы.
- Я легко переключаюсь с решения одной проблемы на другую.
- одновременно.
- Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
- Моя речь часто опережает мои мысли.
- Я склонен(на) преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной Я предпочитаю быструю ходьбу.
- Моя речь медленна и нетороплива.
- Я часто высказываю свое мнение, не подумав.
- Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому(ой).
- Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое принятие решения.
- Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
- Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.
- Я - ранимый человек.
- Я неохотно выполняю срочную умственную работу.
- Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
- Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.
- Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.
- У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
- Мне легко заниматься физическим трудом длительное время.
- Я чувствовал(а) бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а) возможности общения с людьми.
- Я никогда не опаздывал(а) на свидание или на работу.
- У меня много друзей и знакомых.
- Я регулярно читаю о новых достижениях науки и техники.
- Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.
- Обычно мои мысли текут неторопливо.
- Мне нравится мастерить вещи своими руками.
- Я успешно выполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.
- Мне легко готовиться к нескольким экзаменам деятельностью.
- Я люблю участвовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
- Во время беседы мои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
- Мне легко было бы сдать два экзамена в один день.
- Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
- Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.
- Мне трудно говорить быстро.
- Мне легко завязывать знакомства первым.
- Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия в спортивных играх на отдыхе.
- Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.
- Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
- Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
- Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
- Я говорю свободно, без запинок.
- Я охотно выполняю физическую работу.
- Мне легко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственного напряжения.
- Я предпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
- Я сильно волнуюсь во время экзамена.
- Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.
- Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
- Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
- Мне нравятся задачи на «смекалку».
- Я предпочитаю однообразную физическую работу.
- Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
- Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
- Я пишу быстро.
- Я быстро устаю от физической работы.
- Я - разговорчивый человек.
- Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.
- У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
- Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
- Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.
- Мне нравится разнообразный ручной труд.
- Мне легко внести оживление в компанию.
- Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
- Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
- Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.
- Меня раздражает быстрая речь собеседника.
- Я с удовольствием выполняю умственную работу.
- Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
- Многие считают меня физически сильным.
- Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
- У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
- Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
- В моей речи много длительных пауз.
- Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
- Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
- Я устаю, когда приходится долго говорить.
- Я чувствую в себе избыток физических сил.
- Движения моих рук быстры и стремительны.
- Я свободно чувствую себя в большой компании.
- Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
- Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
- Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
- Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
- В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
- Я считаю себя мастером на все руки.
- Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
- Я довольно быстро выполняю физическую работу.
- Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
- Я быстро читаю вслух.
- Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.
- Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
- Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
- Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
- Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
- Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
- Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
- В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
- Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
- На вечеринках и в компаниях» держусь обособленно.
- Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную геометрическую фигуру.
- В компании я обычно начинаю разговор первым.
- Я легко воспринимаю быструю речь.
- У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
- Я быстро решаю головоломки.
- Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
- Я иногда сплетничаю.
- Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
- Мне нравится быстро говорить.
- Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.
- Я люблю бывать в больших компаниях.
- Я не стараюсь избегать конфликтов.
- Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.
- Мне приятны быстрые движения.
- Я люблю уединение.
- Мне легко настроиться на выполнение нового задания.
- Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими руками.
- Я считаю себя физически сильным человеком.
- Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллектуальных сил.
- Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи.
- Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
- Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
- Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
- Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
- Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
- Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
- В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
- Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
- Я люблю много читать.
- Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
- Многие считают, что я - довольно сообразительный человек.
- В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.
- Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
- При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
- Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.
Ключ к тесту
Шкалы | Пункты |
Эргичность психомоторная (ЭРМ) | 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132. |
Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) | 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143. |
Эргичность коммуникативная (ЭРК) | 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129*. |
Пластичность психомоторная (ПМ) | 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*. |
Пластичность интеллектуальная (ПИ) | 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149. |
Пластичность коммуникативная (ПК) | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135. |
Скорость психомоторная (СМ) | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136*. |
Скорость интеллектуальная (СИ) | 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145. |
Скорость коммуникативная (СК) | 20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137*. |
Эмоциональность психомоторная (ЭМ) | 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144. |
Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) | 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147. |
Эмоциональность коммуникативная (ЭК) | 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148. |
Контрольная шкала (КШ) | 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* |
Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4) (2 = 3) (3 = 2) (4 = 1).
Обработка результатов теста
Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. При обследовании больших массивов испытуемых целесообразно сочетать бланковый метод с компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятий или учебы, а также дата проведения обследования. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведение.