Параграф 2. целостные формально-динамические характеристики индивидуальности

Проведенные В. Д. Небылицыным экспериментальные проверки подвергали исследованиям параметры интеллектуальной и психомоторной активности при помощи простых экспериментальных показателей, которые характеризовали:

1) индивидуальный темп действий;

2) склонность индивида к разнообразию действий;

3) потребность индивида в напряженной деятельности.

Было обнаружено, что все параметры активности (как интеллектуальной, так и психомоторной) коррелировали преимущественно с ЭЭГ- индикаторами активации передних областей головного мозга. Таким образом, гипотеза о роли передних областей мозга в детерминации индивидуальных различий в активности была подтверждена эмпирическими данными.

Один из ближайших коллег В. Д. Небылицына, В. М. Русалов, анализировал взаимоотношения структуры телесной конституции с общей чувствительностью, которая оценивалась по показателям слуховых, зрительных и тактильных абсолютных порогов. Общая чувствительность рассматривалась как формально-динамический параметр индивидуальности, не относящийся к темпераменту. Он обнаружил значимые корреляции между различными показателями абсолютных порогов и выявил довольно слабые связи между чувствительностью и индикаторами соматотипа.

В. М. Русалов, основываясь на идеях В. Д. Небылицына и П. К. Анохина, предложил концепцию трехуровневой структуры свойств нервной системы. В дополнение к уровням, предложенным Небылицыным (уровень нейронов и уровень комплексов структур мозга), он ввел третий уровень - свойств целого мозга, отражающих функциональные параметры интеграции нервных процессов в целом мозге. Отмечалось, что третий уровень является наиболее важным для анализа физиологических основ индивидуальных различий в формально-динамических параметрах поведения (включая особенности темперамента и общих способностей).

В качестве основного объекта исследований М. В. Бодунова основной характеристикой темперамента выступала активность. В предшествующих работах, посвященных активности, были проанализированы разные уровни активности (интеллектуальной и психомоторной) изолированно друг от друга. М. В. Бодунов высказал предположение об относительной независимости основных динамических аспектов данного параметра, обусловленной его многомерной природой.

При помощи специальных экспериментальных процедур в психомоторной и интеллектуальной сферах количественно оценивались индивидуально-устойчивые особенности трех главных аспектов активности - индивидуальный темп, склонность к напряженной деятельности и тенденция к разнообразию действий. Результаты показали относительную независимость основных аспектов активности. Были выявлены следующие факторы динамической стороны интеллектуальной активности:

1) скоростной, лежащий в основе индивидуального темпа умственной деятельности;

2) эрэргический, характеризующий склонность к напряженной деятельности;

3) вариационный, проявляющийся в тенденции к разнообразию и новизне.

Психомоторная активность характеризовалась двумя факторами, которые являлись устойчивыми, линейно независимыми измерениями активности темперамента - скоростным и энергическим.

В работах А. И. Крупнова и его коллег исследование активности получило дальнейшее развитие. Крупнов впервые включил в анализ коммуникативный аспект активности (наряду с интеллектуальным и психомоторным аспектами). Проведя серию экспериментов, в которых оценивался коммуникативный аспект активности, он пришел к выводу о том, что три аспекта активности: моторный, интеллектуальный и коммуникативный) являются относительно независимыми друг от друга. Их совместное действие обеспечивает оптимальный уровень взаимодействия индивида с окружающей его средой.

Кроме того, А. И. Крупновым была разработана новая концепция отношений между параметрами активности и эмоциональности. До него существовали две гипотезы относительно их взаимосвязей. Первая была предложена В. Д. Небылицыным, полагавшим, что активность и эмоциональность - это независимые параметры в структуре темперамента. Вторая была сформулирована А. Е. Ольшанниковой, которая считала, что эти параметры темперамента взаимодействуют друг с другом. В целом результаты продемонстрировали существование тесных и довольно сложных взаимоотношений между формальными характеристиками паттерна основных эмоций и проявлениями активности как свойства темперамента.

Наши рекомендации