Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 10

По тексту А.А.Лиханова «Тёмка» (Вариант № 2)

И.А.Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Доказательства того, что язык – это отражение внутреннего мира человека, показатель его ума и нравственных ориентиров, можно найти в тексте А.А.Лиханова.

Так, восклицание Толика в 49 предложении: « Что же ты наделал, юный натуралист!» ясно говорит о том, как мальчик переживает за своего друга, сочувствует ему и уважает его за мужественный поступок.

Короткие фразы отца Толика в предложениях 22, 28, 29: « Там мальчик! …Назад! … Немедленно назад!» раскрывают его внутреннее состояние. Мужчина не может оставить детей в беде и бросается к ним на помощь. Его взволнованная речь передаёт решительность, готовность принять единственно верное решение – спасти одного и уберечь от беды другого.

Таким образом, мне удалось доказать, что «…язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Литература

1.ГИА-2014.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013.

2.Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену/Т.М.Пахнова.- М.: Дрофа, 2010

Интернет-ресурсы.

1 http://www.fipi.ru/view/sections/236/docs/

Открытый банк заданий ГИА -9

2.http://romanova-school.ru/page/gia-po-russkomu-yazyku-2014

Школа грамотности Романовых

3. http://festival.1september.ru/articles/623683/

Фестиваль педагогических идей

4.http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html

По уши а ГИА и ЕГЭ.(Сайт учителя Крюковой русского языка и литературы

Крюкововой М.А.)

5.http://www.saharina.ru/metod/gia/

Сайт учителя учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.

6.http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov

Сайт учителя русского языка и литературы Бенделевой Л.М.

Приложение 1.

Памятка для учащихся

«Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»Вступление (введение)

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

· Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:

1.Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.

2.В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.

· Цепь вопросительных предложений,которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:

1.Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?

2.Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?

· Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

1.«Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.

2.«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

Основная часть

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Рассуждение-доказательствоимеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

· Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;

· Союзы: так что, поскольку, так как, если;

· Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснениеимеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:

· Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;

· Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;

· Вводные слова: например, таким образом.

Рассуждение-размышлениевключает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

· Вводные слова:по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

· Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.

Подведение к вопросуобычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

Тезис –это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы –это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

Выводыприводятся в заключении сочинения – рассуждения.

Наши рекомендации