Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 9
По тексту В.П. Астафьева «Белогрудка » (Вариант № 2)
Л.В. Успенский утверждал: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». С позицией учёного нельзя не согласиться, потому что грамматика, включая в себя морфологию и синтаксис, помогает формулировать мысли точно и связно. Для доказательства этого обратимся к тексту русского писателя В.П.Астафьева.
Во-первых, передавая состояние куницы, потерявшей своих детёнышей и подчеркивая быстроту происходящих действий, автор умело сочетает глаголы с существительными и наречиями: «Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитротайному в густом еловом лапнике».
Во-вторых, В.П.Астафьев, желая подчеркнуть мысль о том, что воспитывать бережное и чуткое отношение к миру природы нужно с детских лет, использует предложение с прямой речью, которое передаёт и его личное отношение к описанному случаю: И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Bот таких косогоров было бы побольше возле наших сёл и городов!»
Итак, можно сделать вывод: знание норм грамматики позволяет правильно сформулировать «любую мысль о любом предмете».
Текст № 10
(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (З)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.
– (5)Что это? – спросил Толик, и сердце его дрогнуло.
– (6)Горит, – рассеянно ответил отец, думая о своём.
– (7)Что горит?
– (8)Как будто выселенная деревня за городом.
– (9)Что? – вскинулся Толик. – (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!
(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)0н узнал отца.
(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.
– (21)Там мальчик! – кричал отец. – (22)Там мальчик! (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
– (28)Назад! – крикнул отец. – (29)Немедленно назад!
(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху – он ловил цыплят, спасая их от огня.
(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.
(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.
– (45)Ложись! (46)Ложись! – говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:
– (49)Что же ты наделал, юный натуралист!
(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.
(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.
(По А.Лиханову)*
Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова:«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение – рассуждение по тексту № 10 (Вариант № 1)
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных», - утверждал И.А.Гончаров.
С его высказыванием трудно не согласиться, ведь, действительно, речь может многое рассказать о самой личности, продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту. Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.
Постараюсь разобраться в смысле этого высказывания.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык - речь, способность говорить. Речь - это один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному. О человеке можно судить и по словам, которые он использует, и по манере речи. Вежливые спокойные интонации или крикливо-раздражительный тон покажут все особенности воспитания, уровень внутренней культуры.
Доказательства того, что язык отражает внутреннее состояние человека, можно найти в предложенном для анализа тексте А. Лиханова.
Восклицание Толика: «…Темка! Там Темка!...», в предложениях 10-11 говорится о том, насколько мальчик переживает за своего друга.
Слова могут все рассказать и о душе взрослого человека. Отец Толика, бросаясь к горящему зданию, кричит: «Там мальчик!» (предложение 22).Это чужой для него человек, но он не может оставить ребенка в беде и бежит ему помогать. Эмоциональная, взволнованная речь подчеркивает отзывчивость и стремление откликнуться на чужое горе. Так простая короткая фраза, сказанная в опасную минуту, вмиг полностью раскрывает нам ход мыслей.
Таким образом, утверждение И. А. Гончарова справедливо.