Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 8
По тексту Ю. Яковлева «Мальчик Костя » (Вариант № 2)
Известный лингвист Б.Н.Головин утверждал, что «к оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»Учёный абсолютно прав: главный признак хорошей речи – её точность, суть которой и заключается в правильном подборе языковых единиц. За аргументами, доказывающими эту мысль, обратимся к тексту Ю. Яковлева.
Во-первых, показывая противоречивость образа мальчика, автор использует фразеологизмы, которые являются контекстуальными антонимами: из таких «молчальников», как Костя, «у доски каждое слово приходится вытягивать клещами», а после звонка мальчик «сломя голову выбегал из класса». А чтобы показать настойчивость характера героя, писатель применяет лексический повтор в предложениях 7, 9, 10: «Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку. … Он отняли снова поставил в воду. И каждый день менял воду».
Во-вторых, желая подчеркнуть доброе начало в поступках мальчика по отношению к животным, писатель использует ряды однородных членов предложения и деепричастный оборот: «Ей захотелось заговорить с ним и распросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая веру в человека».
Итак, удачно отобранные языковые единицы помогают человеку выражать свои мысли и чувства точно и ясно.
Текст № 9
(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.
(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.
(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.
(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.
(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.
(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:
– (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.
(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:
– (29)Э, подох один…
(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (ЗЗ)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.
(З5)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:
– (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.
(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».
(По В. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001) – русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отде листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания р филолога JI.B. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргуме свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или про цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрыв на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете JI.B. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение – рассуждение по тексту № 9 (Вариант № 1)
Русский филолог Л. В. Успенский утверждал: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Это высказывание постараюсь доказать на примере текста В.П.Астафьева.
Возьмем предложение: «Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за ней по косогору, притаились». Оно состоит из двенадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, расставить знаки препинания, как они получают единый смысл и становятся предложением с однородными членами.
Знаки препинания также играют немаловажную роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию. Две запятые, стоящие в предложении 2: «Однажды поселилась в чащобе косогорка, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница» выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении оно помогает рассказчику сделать предположение в том, о чем говорится.
Значит Л. В. Успенский прав, утверждая, что грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль.