Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 7
По тексту С.Сергеевой «Жулька » (Вариант № 2)
Д.С. Лихачёв утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».
Мнение автора о том, что речь человека – показатель его морального облика и культуры, бесспорно. Попробуем разобраться в смысле данного утверждения на примерах из текста Светланы Сергеевой.
Так, речь «бабульки» в предложениях 12-16: «Плохо стало без Ивана Матвеевича. … Родственников у Матвеевича не было, а Жулька… осталась на улице. …Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была…» - характеризует её как человека участливого, жалостливого, сердобольного по отношению и к людям, и к животным. Но её сочувствие бездеятельно в силу возраста.
Марина, к которой были обращены слова «бабульки», оказалась девушкой впечатлительной, доброй и ласковой, но нерешительной.
Это видим в предложениях 29-32: «Ну, не бойся, заходи, — сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. - Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. У меня никогда раньше не было собаки, хотя я всегда мечтала. Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой.»
Итак, не зря говорят: “Хочешь узнать человека – поговори с ним».
Текст № 8
(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой - разгонял сон - и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.
– (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.
(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.
(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-
лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки.
(13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
– (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Костя молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Кости сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.
(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.
(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костей и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Костя исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Кости и больного мальчика.
– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.
– (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Кости.
– (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
– (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Костя – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!
(44)Таксу звали Лаптем. (45)Костя вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.
(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костей, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.
(По Ю. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества. Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдел листе задание С2.
С. 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подход вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или примё цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б.Н. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение – рассуждение по тексту № 8 (Вариант № 1)
Трудно не согласиться с мнением известного ученого-лингвиста Б.Н.Головина, который утверждал: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Обратимся к тексту рассказа Ю.Яковлева.
В нем удачно отобраны единицы языка: слово, словосочетание и предложение. Это можно увидеть на примерах, связанных с поведением мальчика на уроке. « Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!» В этом предложении словосочетания: «морщил нос», «вызывающе зевал», «разевал рот» ярко демонстрируют безучастное отношение к происходящему.
Когда Костя поставил веточки в воду, ребята с насмешкой отнеслись к его затее, а один из них, явно издеваясь, даже попытался, подмести, "как веником", пол явно демонстрируется ироничное отношение учеников к веточкам, да и к Косте. В предложении 11: «Но однажды веник зацвел». Автор уместно использует слово «веник», поставив рядом с ним лексическую единицу « зацвел». Какой восторг испытали ребята, любуясь «цветами, похожими на фиалки»!
Могу сделать вывод, что языковые единицы в данном тексте отобраны удачно, что говорит о художественных достоинствах рассказа.