Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему №1
По тексту В. Чаплиной «Мухтар» (Вариант 2)
И. Г. Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т. е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т. е. имеют не только форму, но и значение».
С высказыванием известного лингвиста нельзя не согласиться. Действительно, союзы, несмотря на свою несамостоятельность, могут иметь значение. Мы знаем, что союзы бывают сочинительными и подчинительными, и, соединяя однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, они несут определённое значение. В качестве аргументов приведу примеры из текста В. Чаплиной.
Показывая, как изменилась жизнь собаки у новых хозяев, автор использует сочинительные противительные союзы в предложениях 20 и 25: «Он давно поправился, но уходить не собирался…», «Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости…».
В предложении « Он… уходить … не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок» В.Чаплина использует подчинительный уступительный союз и союз причины, чтобы читатель ярко представил новые обстоятельства жизни собаки.
Таким образом, я доказал, что союзы, будучи служебными словами, остаются всё же частями речи, которые имеют не только форму, но и значение.
Текст № 2
(1)Я очень хотела иметь котёнка, но мама была против. (2)Я не знала, что делать. (З)Несколько раз я притаскивала котят домой, но всякий раз мама выносила их обратно.
(4)Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котёнка с порванным ухом и больной лапой, но мама, как всегда, была неумолима. (5)Я разревелась, разбросала свои игрушки и, объявив голодовку, ушла с Рыжиком на пришкольный участок. (6)Не помню, сколько я сидела на скамейке, но про меня все забыли. (7)Котёнок спал у меня на коленках, а мне было так плохо, что даже плакать не хотелось. (8)Ребят становилось всё меньше и меньше, а я всё сидела с больным беспомощным котёнком и согревала его тёплым шарфом, который успела прихватить из дому.(9)Вдруг ко мне подошёл белобрысый Славка, которого часто дразнили мальчишки, называя Блохой. (Ю)Славку так прозвали, потому что он любил подпрыгивать и делал это очень смешно. (11)Выбежит из подъезда — и как подпрыгнет! (12)У Славки глаза были такими большими, что казалось, что он какой-то ненастоящий, этот Славка, а глаза ему просто вшили искусственные, стеклянные, но сделали их на совесть. (13)И уши Славкины были аккуратными, даже красивыми. (14)Но прыгал он всё равно смешно.
— (15)Свет, а Свет, — тихо сказал Славка, — ты чего домой не идёшь?
— (16)Не пускают меня с ним. (17)Видишь, лапа у него. (18)Куда я его? (19)А мама даже забыла про меня.
— (20)А знаешь, давай его мне, — жалобно пропел Славка. — (21)У нас уже две кошки есть, будет и третья с нами жить. (22)Мамка ей быстро и ухо, и лапу вылечит.
(23)Я чуть не лопнула от зависти. (24)Во мне что-то как ухнет, как бабахнет, но я всё-таки при Славке не заплакала.
(25) «Это же надо, — подумала я, — как здорово: у них целых две кошки, и Славка может третью в дом принести!»
(26) Делать было нечего. (27)Котёнок жалобно мяукал, и я отдала Блохе Рыжика, а сама поплелась домой. (28)В желудке моём что-то урчало и булькало, и я, прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед телевизором и надулась, как мыльный пузырь. (29)Мама вязала папе свитер, а папа с головой залез в Интернет.
— (ЗО)Ну, — сказала она, наконец, — успокоилась? (31 )Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?
(32)Тут я не выдержала. (ЗЗ)Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась. (34)Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа, чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.
— (35)У неё ла-па-па, лапа бо-бо-лит, а е-ей тоже жи-жить надо, — выдавливала я слова, захлёбываясь горькими слезами. — (Зб)Она жи-жи-жива-я, — не унималась я, вздрагивая при каждом слове.
(37)Не знаю, что случилось с моими родителями. (38)Наверное, они испугались за моё здоровье. (39)А может, им действительно стало жаль бездомного котёнка.
(40)Всё-таки у мамы с папой было сердце, и через час Рыжик, с забинтованно лапой, лежал на мягкой подстилке в большой уютной коробке из-под какой-f папиной железяки. (41)А я сидела рядом с котёнком в кресле и думала, к! хорошо, что у меня есть дом, папа, мама и братья. (42)Скоро они приедут | лагеря, и мы будем воспитывать Рыжика втроём.
(43)Котёнок сопел в коробке, напевая свой добрый мурчащий мотив, под котор] по квартире неслышно пробирались дядюшка Сон и тётушка Дрёма, неся сундучках волшебные сказки.
— (44)Я люблю тебя, Рыжик, — прошептала я сквозь сон, и на душе у ме] стало так радостно, как не бывало, наверное, никогда.
(По Е. Ранневой)
* Раннева Елена Алексеевна — педагог, музыкант, поэт, автор более 20 детсь книг, изданных в Челябинске, Миассе и других городах Челябинской области.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно толы в диалогической речи». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяя цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тел на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.В. Артюшкова.
Сочинение – рассуждение по тексту № 2 (Вариант 1)
Я согласен с высказыванием И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
Мне известно, что основная роль вопросительных предложений - получение неизвестной информации от собеседника. Чаще всего вопросительные предложения используются в диалоге, а диалогом является разговор двух и более лиц. Показательным примером мне послужил текст Е. Ранневой. Например:
- Свет, а Свет, - тихо сказал Славка, - ты чего домой не идешь?
- Не пускают меня с ним…
Из ответа на свой вопрос мальчик Славка узнал интересующую его информацию, пожалел девочку и котенка, предложил ей свою помощь. Так я узнал о дружеском отношении детей.
В следующих вопросительных репликах раскрывается отношение родителей:
- Ну, - сказала она, наконец, - успокоилась? Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?
В результате рассуждения я пришел к выводу о том, что, употребляя вопросительные предложения в диалоге, мы узнаем неизвестное, интересующее нас.