Оценка результатов исследованияи диагностика ситуаций
Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает «распознавание», «определение». Диагноз – это что-то конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность определить диагноз позволяет такая исследовательская категория, как диагностика. Диагностика – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это – исследовательский, поисковый, познавательный процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления.
Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).
Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.
Осуществив цель на основании данных диагноза, можно выработать правильную политику, стратегию и тактику.
Задачи диагностики – определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и реализовать их. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления об их состоянии. Задачи диагноза тесно переплетаются с двумя другими задачами –прогноз и анализ происхождения.
В экономической диагностике прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития ситуации также помогает уяснить ее существующее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить варианты развития объекта. Поэтому проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления. Как уже отмечалось, диагностирование – это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию:
– Аутентичность – основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации).
– Объективность – означает, что перед началом диагностирования его участники должны определить процедуру оценки и программу исследования объекта, учитывающую три обязательных условия: определение, кто проводит исследование, где оно проводится, и каковы базовые параметры, по которым проводится исследование. Базовые параметры – это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов. Это, прежде всего, определение признаков, характеризующих объект, построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количественных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей, что позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, а значит, повысит его объективность и точность.
– Точность: цель, задача и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза.
Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта диагностирования. Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения.
Результатом диагностики может быть определение исследовательского потенциала управления. Понятие «исследовательский потенциал управления» отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к успеху. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, умения их использовать, цели, ради достижения которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все это в совокупности характеризует понятие «исследовательский потенциал». Его величина, качество и реализация также определяют достижение успеха. Все факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления, можно разделить на три группы: факторы методологической готовности, факторы наличия и структуры ресурсов и факторы организационных возможностей.
Методологическая готовность проявляется в наличии цели и миссии исследования. Здесь большое значение имеют обоснованность цели, научный подход к ее формулированию и постановке, понима ние и принятие цели исследовательской группой или всем коллективом фирмы, интеграционные свойства цели.
Миссия исследования рассматривается как доминанта его проведения, обеспечивающая последовательное движение к цели. Она помогает выбрать ограничения в движении к цели и приоритеты на каждом из этапов этого движения. Миссия должна отвечать на вопросы: зачем проводить исследования? позволяет ли реальность достигнуть цели?
Методологическая готовность определяется также и разработанной в соответствии с целью и миссией концепцией развития фирмы, т. е. комплексом положений, отражающих тенденции развития. Концепция теснейшим образом связана с целью и миссией, ибо включает в себя и то, и другое, а, кроме того, определяет ключевые положения программы исследования. Большое значение имеет также и опыт исследователя. Систематическое проведение исследовательской работы способствует накоплению такого опыта и повышает потенциал эффективности исследовательской деятельности. Опыт экономит время, оберегает от ошибок и облегчает многие операции. Многие виды исследования зависят от информационной базы его проведения. Чтобы увидеть динамику процессов развития, проводить сравнительный анализ, определять тенденции, выбирать наиболее удачные решения, надо иметь необходимое количество накопленной информации.
Невозможно провести исследование, не пользуясь той или иной методикой моделирования и оценок процессов или явлений. Методики, которыми обладают и пользуются исследователи или менеджер, разработка собственных методик тоже характеризуют методологический потенциал исследования.
Наконец, следует указать и на возможности использования необходимых методов исследования. Эти возможности определяются их доступностью, наличием соответствующих технических средств, квалификацией исследователей.
Факторы методологической готовности действуют не только в определенном наборе и совокупности, но и в их соотношении и системности.
Следующая группа факторов исследовательского потенциала – наличие и использование ресурсов.
Любое исследование нуждается в ресурсах, под которыми понимаются: персонал, экономические, материально-технические, информационные и ресурсы времени. Можно также говорить и о ресурсах фактологических, которые отражают наличие необходимых фактов, возможностей их систематизации.
Далее более подробно будет рассмотрено фактологическое обеспечение исследования и его отличие от информационного. Здесь лишь достаточно сказать, что информационные и фактологические ресурсы являются взаимодополняющими.
Исследование нуждается в различных ресурсах, находящихся в определенном соотношении. Ресурсы могут и должны быть взаимозаменяемыми, но до определенных пределов.
Исследовательский потенциал управления включает также и организационные возможности его проведения, т. е. наличие необходимой организационной культуры и типа организации. Важную роль также играет позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно выбирать тип организации и организовать исследование.
Любая организация имеет определенную инфраструктуру, которая также влияет на проведение исследования.
Следует здесь назвать и такой фактор, как интеллектуальный потенциал менеджера или исследователя. Его можно отнести и к ресурсам, и к методологической готовности, но он играет важную роль и в реализации организационных возможностей. Организация исследования – это организация интеллектуальной деятельности, которая в значительной мере определяется интеллектуальным потенциалом исследователя.
В дальнейшем более подробно будут рассмотрены факторы оценивания, фактологического обеспечения исследования, мышления менеджера-исследователя, креативного образования менеджера, которое и определяет его интеллектуальный потенциал.
Всякое исследование должно отвечать требованиям эффективности. Эффективность исследования – это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат, усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).
Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно разделить на две группы: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.
Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Среди принципов следует назвать, прежде всего, принцип объективности: любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости, это определяет успех исследования. Но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое в исследовании определяется интуицией, ее необъяснимым влиянием на поведение человека, на поиск истины. Принцип объективности – это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате: размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Объективность – это маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.
Принцип системности: поиск и определение связей, целостностности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Он позволяет концентрировать исследования на главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойства как проявление целого в одном случае или как проявление отдельного – в другом.
Принцип последовательности: проведение исследования по определенной, заранее разработанной технологии. «Слона можно съесть только по частям» – восточная мудрость, которая образно может охарактеризовать этот принцип. Здесь большое значение имеет ответ на вопрос: с чего начать и как двигаться к результату.
Принцип целеустремленности: любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Исследование – это не только разрешение возникшей проблемы, но и определение, к какой цели может вести это разрешение, в какой мере оно способствует достижению цели.
Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах – многоаспектность, совместное исследование, разветвленность исследования, сложность проблемы и т.д. С учетом наиболее приоритетных целей организации в ситуационном подходе любая поставленная цель должна быть связана с получением прибыли организации.
Принцип «обгонять, не догоняя», или «не изобретать велосипед»; любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное.
Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования и мотивации идей. Все зависит от характера проблемы. Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий в поиске нового, а оценка существующего по новым критериям: объективности, точности, полезности. Ведь развитие науки – это возникновение не только новых науных положений, но и новых методов анализа, оценки, уточнения, дополнения, конкретизации. Поэтому сомневаться исследователю полезно, но нельзя всю деятельность его свести к сомнениям – она должна строиться на поиске нового.
Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей.
Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности. Конечно, исследовательская деятельность – это творчество, проявление которого зависит не только от хорошо организованной работы, но и от вдохновения, которым, казалось бы, невозможно управлять. Но ведь нельзя исключать мотивирование вдохновения, обеспечение его направленности, создание благоприятной обстановки для его проявления – а это уже управление. Как и всякая деятельность, исследование строится на использовании определенных ресурсов, величина и структура которых в значительной мере определяют его эффективность. Ресурсы нельзя использовать бездумно, но и, стремясь получить необходимый результат, нельзя бездумно ограничивать исследования в необходимых ресурсах. Отсюда возникает важный принцип.
Принцип гибкой экономии ресурсов. В некоторых исследованиях заранее очень трудно предусмотреть и рассчитать достаточно точно, сколько понадобится ресурсов для достижения необходимого результата. Поэтому расчет ресурсов надо делать с запасом, понимая, что и результат исследования не всегда достаточно предсказуем – иногда он может быть значительнее ожидаемого. Тогда и при перерасходовании ресурсов эффективность исследования будет все равно высокой.
Принцип качественной и количественной определенности исследования: по возможности исследования надо проводить, используя количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т. е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности. В ситуационном подходе качественные и количественные факторы тесно переплетены: так описание ситуации часто носит, в основном, качественный характер, который в значительной степени определяет состав количественных показателей; в то же время чисто количественные показатели без описания событий, формирующих эти показатели, не позволяют установить причинно-следственные связи и принимать обоснованное решение.
Принцип фактологического обеспечения исследования: исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности. Для формирования ситуации необходимо использовать разнообразные источники, которые могут предоставить необходимую для исследования информацию.
Принцип реализации креативного образования менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.
Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, исследовательски, инновационно.
И еще один принцип следует добавить к этому перечню – принцип трудоемкости: любое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависят и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а, следовательно, и эффективность.
Важную роль в организации и проведении исследования играет система фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет объяснить то или иное явление, найти решение проблемы, построить научную концепцию.
Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие «фактология исследования». Можно сказать, что фактология – это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать. Фактология исследования определяется методологией отбора и селекцией фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, его отношением к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляются поиск, распознавание, отбор, добывание, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование), и, наконец, оперирование фактами.
Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системности, конкретности, определенности, соответствия предмету исследования.
Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами:
– Проверка на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.
– Отношение к сущности. Факты должны быть существенными для целей исследования и самой ситуации, что надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.
– Информационная емкость. Каждый факт содержит определенный объем информации. Некоторые факты настолько полно и красноречиво свидетельствуют о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но существуют и факты, мало значащие для данного объекта исследования, малоинформативные.
– Принцип научной ценности фактов, или принцип концептуальности: факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.
– Соответствие предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к ситуации как предмету исследования.
– Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.
– Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно способствует формулированию какого-либо вывода, но соединение фактов демонстрирует тенденции, характерные черты и особенности явления.
– Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, открытие или рекомендация. При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не следует торопиться с выводами, надо определять степень достаточности фактов, подтверждающих объективность и ценность результатов исследования.
– Принцип научной интерпретации факта, т. е. объяснение факта с позиций истинности, объективности.
Наиболее характерные ошибки при работе с фактами в процессах исследования:
– Преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующий одностороннее представление или понимание действительности, проблемы, тенденций развития, что формирует деформированное понимание.
– Подтасовка фактов, т. е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными.
– Искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением.
– Фальсификация фактов, т. е. определенный их подбор, искажающий действительное положение вещей.
– Абсолютизация отдельных фактов, рождающая ложное представление о действительности, ограничивающее мышление.
Таким образом, можно констатировать, что окружающая нас действительность предстает перед нами в виде различных явлений. Они
включают события, ситуации, проблемы. О каждом явлении в общем смысле мы получаем информацию, но часть информации (большую или меньшую?) мы получаем в виде фактов, т. е. такой информации, достоверность и реальность которой не вызывает сомнения, которую можно проверить и подтвердить. Реальная действительность определяется не разрозненными фактами, а системой фактов, исключающей возможности осознанного или неосознанного манипулирования ими. Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр.
Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.
Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок.
Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях).
Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успехаисследования. Для оценки необходимо: а) выделить объект и предмет оценки; б)установить критерии оценки и шкалы измерения; в) построить процедуру и систему оценки; г) выбрать средства и методы оценки; д) использовать результаты оценки.
Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым становятся возможными адекватность оценки реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций.
– Принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения, а методики могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно – на основе науки и использования научных методов, математического моделирования. В этом случае оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен проявить объективность.
– Принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). Оценка может проводиться в целом, или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, или иметь ясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования деятельности, селекции персонала, нормирования работы, распределения финансовых средств и т.д. Целью оценки могут быть и поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.
– Принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В результате получается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть
разнообразие и достаточность.
– Принцип критериальной определенности. Критерий оценки это точка отсчета, шкала измерений, констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективней и значительней оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.
– Принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками – сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях ситуаций необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее, количественные измерения нередко обедняют ситуацию. В ситуационном подходе количественная определенность должна быть согласована с качественной и часто определяется ей.
– Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией «остановившегося мгновения», констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании ситуаций наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание обоих видов оценок.
– Принцип независимости заключается в том, что оценка должна быть отделена насколько это возможно от личностных отношений исследователей, экспертов, математиков, программистов, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей.
Это достигается как посредством методики оценки, так и соответствующей организацией ее проведения.
Оценки могут быть различными. Их выбор в каждом конкретном случае определяется целями исследования, спецификой ситуации, характером исследуемых проблем и возможностями оценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что все они в конечном итоге связаны с деятельностью человека и динамикой его качеств. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые – даже выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки необходимо формулировать, используя статистический анализ либо социометрические методы, тесты и экспертные оценки.
По области и масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Методология исследования проблем управления должна предусматривать различие этих видов.
В зависимости от необходимости расчетов оценки могут быть простыми и сложными. В сложных оценках нередко наблюдаются нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуальности и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаев при конструировании показателей.
В зависимости от продолжительности проведения оценки разделяются на эпизодические и периодические. Первые вызываются конкретной ситуацией, возникновением и обострением новых проблем, вторые – систематическим исследованием управления, мониорингом качества.
По критерию точности измерения параметров оценки разделяются на точные и приблизительные (предварительные, ориентировочные, порядковые). Последние способствуют экономии ресурсов, но глубокий анализ и ответственные исследования должны основываться на предельно строгих и точных оценках.
По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности (опыт, образование, квалификация, мотивы, социальность и пр.).
В зависимости от методики проведения оценки разделяются на тестовые и экспертные. Не исключаются их различные комбинации. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы.
В зависимости от получения информации и методики ее обработки можно выделить статистическую и нестатистическую оценки. Искусство исследования помимо всего прочего проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах. Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, всегда используются определенные показатели, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр.
Каждое явление имеет определенные свойства, которые выражаются в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристика имеет показатели, дающие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отличия от других характеристик, важности для оценки данного явления.
Показатель – это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.).
Показатели выполняют три функции в управлении:
– Показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется, в силу чего повышаются эффективность ее использования, скорость обработки (конечно, только в том случае, если конструкция показателя не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в практике управления).
– Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления.
– Показатели всегда связаны с интересами человека, существуют поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой не может быть без приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать (и выступает) в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотиваций. Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются:
– Требование валидности, т. е. соответствие показателя конкретным целям его использования. Он должен «показывать» только то, что мы хотим оценить и измерить. К сожалению, в практике управления нередки случаи, когда показатель отражает не те процессы или явления, которые хотелось бы оценить. Это нередко происходит, например, с показателями эффективности управления, степени организованности, вообще со сложными и синтетическими показателями. Иногда показатели бывают настолько «засорены» сопутствующими факторами, что главное в них тонет в совокупности второстепенного.
– Требование размерности, что особенно важно для количественных показателей. Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических.
– Требование измеряемости, возможности количественной оценки. Показатели могут иметь словесную форму («увеличение», «больше», «меньше», «допустимо», «позитивная тенденция», «приемлемо» и др.), но могут иметь и количественное измерение. Как уже говорилось, измерения могут быть приблизительными, порядковыми, усредненными. Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов, подразделений, персонала и пр.
– Требование фактологичности: каждый показатель должен иметь фактологическую основу, опираться на факты и возможность их использования при конструировании или расчете показателя. Известно, что не всегда и не всякая информация отражает реальную действительность, очень часто она субъективна и отражает желание видеть только то, что хотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях.
– Требование допустимой простоты. Чем проще показатель по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре информации, тем эффективней им оперировать. Но существуют пределы упрощения, за которыми теряются назначение и валидность показателя.
– Требование функциональной определенности заключается не только в ясной принадлежности показателя к функции управления, но и в определенности роли показателя в процессе управления, его собственной функции (агрегация информации, средство анализа, рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и др.).
– Требование системности. Это важное требование «увязки» различных показателей, обеспечения их совместимости, соответствия цели, исключения дублирования и неоправданного пересечения показателей, которые, как правило, запутывают понимание ситуациии проблемы.
– Показатель должен быть ориентирован на практическое использование. Уже система показателей, на которых строится исследование, может продемонстрировать их характер, предполагаемую
эффективность и практическую значимость.
Различные показатели, используемые в исследовании ситуаций, а также их качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор или, при их отсутствии, конструирование необходимых показателей. Чтобы выбрать показатели, необходимо их классифицировать, чтобы упорядочить их разнообразие и понять, каких показателей для проведения исследования недостает.
В любом исследовании существуют объект и предмет. В исследовании управления объектом исследования является система управления организацией, т. е. совокупность взаимосвязанных действий субъекта управления, позволяющих согласовывать деятельность людей, учитывая общую цель. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы. Показатели состояния системы управления характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления.
Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, показатели, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развития системы управления. Существует другая группа показателей – отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, способствующими возникновению нового качества. Это показатели динамики, показатели функционирования и развития.
Первая группа показателей включает процессы, которые позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.), вторая группа – процессы, которые позволяют судить о появлении новых
свойств, увеличении масштабов, новых вариантов использования ресурсов, т. е. обо всем, что характеризует появление нового качества. Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования. Действительно, реальное управление – это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые являются средствами ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые и ограничивают возможности использования ресурсов и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть и использовать для достижения цели. Предмет управления отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов и основным характеристикам цели и условий ее достижения.
В зависимости от конструкции показатели могут быть простыми (например, количество работников в отделе) и сложными, или, как их иногда называют, синтетическими, расчетными (например, показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр.). Качество сложного показате<