Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные
I
1) Беседа по теме:
(Покажите ребенку рисунок «Африка. Тропический лес». Пусть он внимательно на нее посмотрит, а затем покажите ему рисунок «Африка. Дикие животные».)
• Расскажи, чем отличаются эти картинки.
• Назови, какие животные нарисованы на картинке.
• Посчитай, сколько на картинке обезьян, слонов, попугаев, страусов, слонов.
• Кого меньше — зебр или антилоп? На сколько меньше?
• Кого больше — попугаев или обезьян? На сколько больше?
2) Подбери обобщающие понятия: слон, зебра, антилопа, обезьяна.
3) Назови детенышей животных: у страуса — ..., у слона — ..., у льва — ... .
4) Закончи предложение: Слон большой, а обезьяна ... . Гиена трусливая, а лев ... . Страус бегает быстро, а попугай ... . У антилопы два рога, а у носорога ... . У зебры полоски: одна белая, другая — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Лев — царь зверей».
II
1) Составь предложение со словом «лев».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: с, перепрыгивает, на, ветку, обезьяна, ветки.
3) Ответь на вопросы:
• У кого грива? Где лежит лев? Кем ты любуешься?
• Где резвятся обезьяны? Чем питаются обезьяны? Чем питаются зебры, антилопы, слоны?
• Какой хобот у слона? Какие рога у антилопы? Какие у страуса ноги?
• У попугая перья разного цвета. Перья какие?
4) Покажи:
• слониху слоненка, слоненка слонихи.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «длинноногий», «носорог», «травоядные».
III
1) Исправь ошибку: Слоненок ведет слониху.
2) Объясни, почему так нельзя сказать: Страус прилетел в теплые края.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• слон, страус, зебра, антилопа;
• тигр, лев, пантера, кошка;
• гепард, гиена, попугай, гиппопотам.
IV
1) Какой первый звук в словах «слон», «страус», «саванна»? — [с].
2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [з].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [с] — [з]? — [с] глухой, а [з] звонкий.
5) Подбери слова на звук [с], на звук [з]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): а-н-т-и-л-о-п-а, п-о-п-у-г-а-й, с-т-р-а-у-с.
V
1) Выучи:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Попугай, попугай,
Ты меня не пугай.
Не болтай, не хвастай,
А скажи мне: «Здравствуй!»
2) Отгадай:
И петь не поет,
И летать — не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус.)
Не человек,
А говорит. (Попугай.)
Подведем итоги
Вот вы и прочитали эту книгу, отработали с ребенком все задания и упражнения, выучили с ним стихотворения, пословицы и поговорки, отгадали загадки. Надеемся, что предложенные материалы оказались интересными и полезными.
Сделаем некоторые выводы. Проверим себя. Как активизировать мышление ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно. Для реализации данной задачи необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:
• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;
• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;
• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
• формирование обобщенного познания;
• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями)).
При этом коррекционно-развивающая работа предполагает:
• использование обобщенных схем анализа, определенного алгоритма анализа в виде схем и моделей (шифровка логических схем);
• использование опорных сигналов (сигнальные карточки).
Предлагаемый ребенку познавательный материал может быть им усвоен только в том случае, если ребенок его понимает.
Давайте обобщим, вспомним виды работ, задания, которые были представлены в структуре всех занятий пособия, но теперь отвлеченно, без опоры на конкретный наглядный материал.
I
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
• активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);
• отгадывание предметов по описанию. Алгоритм описания предмета: по цвету, по форме, по величине, по вкусу, по материалу, по назначению (как используется);
• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность;
• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
• подбор слов в устный текст:
Стоит жаркая ... (погода). Мы отправились в ... (лес). В лесу мы собрали много ... (грибов). Вдруг небо стало ... (темным). Полил сильный ... (дождь). Мы спрятались в ... (шалаше);
• пересказ рассказа:
— по демонстрируемому действию,
— по серии сюжетных картинок,
— по сюжетной картинке;
• составление рассказа:
— по демонстрируемому действию,
— по серии сюжетных картинок,
— по сюжетной картинке,
— по опорным словам,
— по заданному началу.
II
Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:
• составление предложения с заданным словом;
• восстановление правильного порядка слов в предложении;
• ответы на вопросы с их постепенным усложнением (последовательность не является строго обязательной, вопросы даны примерные):
— вопросы, требующие простого называния (Кто это? Что это?);
— вопросы, требующие называния действующего лица (Кто читает?);
— вопросы, требующие определения действия, совершаемого объекта (Что делает собака?);
— чередование вопросов к подлежащему и сказуемому (Что делает мальчик? Кто прыгает?);
— вопросы, требующие употребления в ответах существительных и глаголов (Кто что делает? — Девочка читает.);
— вопросы, требующие в ответах употребления однородных членов с соединительным союзом и (Что дети делают? — Играют, прыгают и бегают.);
— вопросы, требующие употребления в ответах глаголов прошедшего времени (Кто что делал?);
— вопросы, требующие ответа из 2—3 предложений (Что делают дети? — Мальчик читает. Девочка пишет.);
• образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного — прилагательное, от глагола — существительное и др.);
• объяснение образования сложных слов (носорог, разноцветный);
• подбор и употребление:
— имен существительных (Мальчик рисует ... дом, машину, собаку.);
— глаголов (Собака ... рычит, грызет, лает.);
— имен прилагательных (Цветы ... полевые, садовые, комнатные);
• подбор предлогов:
Разные цветы растут ... лугу. Ты собрал букет ... мамы. Мама поставила цветы ... вазу;
• составление словосочетаний:
— добавление слова (книгу ... читал, смотрел, купил, подписал);
— изменение типа связи слов по образцу (берег моря — морской берег, компот из яблок — яблочный компот);
— по определенной тематике (осень ... поздняя, золотая, дождливая, холодная);
— противопоставленных по значению (поднял руку — опустил руку, хлеб мягкий — хлеб черствый);
— с предлогом и без предлога с помощью вопроса:
Пил чай ... с чем? — С молоком, лимоном, конфетами.
С кем? — С мамой, братом, бабушкой.
Как? — С удовольствием, охотно, долго.
Когда? — Утром, вечером, недавно.
Какой? — Горячий, вкусный, ароматный;
• использование одного слова в разных падежных формах:
Рыбак поймал рыбу. Мама сварила суп с ... (рыбой). Много костей было в ... (рыбе);
• отработка синтаксических структур (возможны другие варианты синтаксических моделей):
— именительный падеж существительного и согласованный глагол (Собака грызет.);
— именительный падеж существительного, согласованный глагол и прямое дополнение (Собака грызет кость.);
— определение к подлежащему (Голодная собака грызет кость.);
— определение к подлежащему и дополнению (Голодная собака грызет большую кость.);
— обстоятельство в структуре предложения (Голодная собака жадно грызет большую кость.)
III
Для проверки понимания и правильности использования сложных грамматических конструкций предлагаются следующие задания:
• исправление преднамеренно допущенной ошибки в предложении;
• выбор правильного предложения (из двух предложений только в одном причинно-следственные связи верные);
• определение лишнего слова в ряду слов (Валя, Вера, Петрова, Марина.).
Напомним: эта часть в каждом занятии наиболее сложная.
IV
Для закрепления умения ребенка ориентироваться в звуковом и слоговом составе слова можно использовать следующие виды заданий:
• называние общего звука в произносимых словах, названиях предметных картинок;
• определение первого или последнего звука в называемых словах;
• определение наличия или отсутствия звука в слове;
• подбор слов на заданный звук;
• узнавание слова по названным изолированным звукам или слогам;
• называние по порядку всех звуков или слогов слышимого и произносимого слова;
• добавление звука, слога для получения новых слов;
• произнесение чистоговорок, скороговорок.
Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
• развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
• проводить дидактические и подвижные игры;
• разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель);
• сопровождать рисование комментированием. Говорить, что будешь рисовать, что рисуешь, что нарисовал;
• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);
• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
И главное: чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям).
Приложение 1
Приложение 2 Занятие 1. Зимний пейзаж ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |