Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные
I
1) Беседа по теме:
(Покажите ребенку рисунок «Африка. Тропический лес». Пусть он внимательно на нее посмотрит, а затем покажите ему рисунок «Африка. Дикие животные».)
• Расскажи, чем отличаются эти картинки.
• Назови, какие животные нарисованы на картинке.
• Посчитай, сколько на картинке обезьян, слонов, попугаев, страусов, слонов.
• Кого меньше — зебр или антилоп? На сколько меньше?
• Кого больше — попугаев или обезьян? На сколько больше?
2) Подбери обобщающие понятия: слон, зебра, антилопа, обезьяна.
3) Назови детенышей животных: у страуса — ..., у слона — ..., у льва — ... .
4) Закончи предложение: Слон большой, а обезьяна ... . Гиена трусливая, а лев ... . Страус бегает быстро, а попугай ... . У антилопы два рога, а у носорога ... . У зебры полоски: одна белая, другая — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Лев — царь зверей».
II
1) Составь предложение со словом «лев».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: с, перепрыгивает, на, ветку, обезьяна, ветки.
3) Ответь на вопросы:
• У кого грива? Где лежит лев? Кем ты любуешься?
• Где резвятся обезьяны? Чем питаются обезьяны? Чем питаются зебры, антилопы, слоны?
• Какой хобот у слона? Какие рога у антилопы? Какие у страуса ноги?
• У попугая перья разного цвета. Перья какие?
4) Покажи:
• слониху слоненка, слоненка слонихи.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «длинноногий», «носорог», «травоядные».
III
1) Исправь ошибку: Слоненок ведет слониху.
2) Объясни, почему так нельзя сказать: Страус прилетел в теплые края.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• слон, страус, зебра, антилопа;
• тигр, лев, пантера, кошка;
• гепард, гиена, попугай, гиппопотам.
IV
1) Какой первый звук в словах «слон», «страус», «саванна»? — [с].
2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [з].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [с] — [з]? — [с] глухой, а [з] звонкий.
5) Подбери слова на звук [с], на звук [з]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): а-н-т-и-л-о-п-а, п-о-п-у-г-а-й, с-т-р-а-у-с.
V
1) Выучи:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Попугай, попугай,
Ты меня не пугай.
Не болтай, не хвастай,
А скажи мне: «Здравствуй!»
2) Отгадай:
И петь не поет,
И летать — не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус.)
Не человек,
А говорит. (Попугай.)
Подведем итоги
Вот вы и прочитали эту книгу, отработали с ребенком все задания и упражнения, выучили с ним стихотворения, пословицы и поговорки, отгадали загадки. Надеемся, что предложенные материалы оказались интересными и полезными.
Сделаем некоторые выводы. Проверим себя. Как активизировать мышление ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно. Для реализации данной задачи необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:
• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;
• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;
• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
• формирование обобщенного познания;
• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями)).
При этом коррекционно-развивающая работа предполагает:
• использование обобщенных схем анализа, определенного алгоритма анализа в виде схем и моделей (шифровка логических схем);
• использование опорных сигналов (сигнальные карточки).
Предлагаемый ребенку познавательный материал может быть им усвоен только в том случае, если ребенок его понимает.
Давайте обобщим, вспомним виды работ, задания, которые были представлены в структуре всех занятий пособия, но теперь отвлеченно, без опоры на конкретный наглядный материал.
I
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
• активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);
• отгадывание предметов по описанию. Алгоритм описания предмета: по цвету, по форме, по величине, по вкусу, по материалу, по назначению (как используется);
• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность;
• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
• подбор слов в устный текст:
Стоит жаркая ... (погода). Мы отправились в ... (лес). В лесу мы собрали много ... (грибов). Вдруг небо стало ... (темным). Полил сильный ... (дождь). Мы спрятались в ... (шалаше);
• пересказ рассказа:
— по демонстрируемому действию,
— по серии сюжетных картинок,
— по сюжетной картинке;
• составление рассказа:
— по демонстрируемому действию,
— по серии сюжетных картинок,
— по сюжетной картинке,
— по опорным словам,
— по заданному началу.
II
Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:
• составление предложения с заданным словом;
• восстановление правильного порядка слов в предложении;
• ответы на вопросы с их постепенным усложнением (последовательность не является строго обязательной, вопросы даны примерные):
— вопросы, требующие простого называния (Кто это? Что это?);
— вопросы, требующие называния действующего лица (Кто читает?);
— вопросы, требующие определения действия, совершаемого объекта (Что делает собака?);
— чередование вопросов к подлежащему и сказуемому (Что делает мальчик? Кто прыгает?);
— вопросы, требующие употребления в ответах существительных и глаголов (Кто что делает? — Девочка читает.);
— вопросы, требующие в ответах употребления однородных членов с соединительным союзом и (Что дети делают? — Играют, прыгают и бегают.);
— вопросы, требующие употребления в ответах глаголов прошедшего времени (Кто что делал?);
— вопросы, требующие ответа из 2—3 предложений (Что делают дети? — Мальчик читает. Девочка пишет.);
• образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного — прилагательное, от глагола — существительное и др.);
• объяснение образования сложных слов (носорог, разноцветный);
• подбор и употребление:
— имен существительных (Мальчик рисует ... дом, машину, собаку.);
— глаголов (Собака ... рычит, грызет, лает.);
— имен прилагательных (Цветы ... полевые, садовые, комнатные);
• подбор предлогов:
Разные цветы растут ... лугу. Ты собрал букет ... мамы. Мама поставила цветы ... вазу;
• составление словосочетаний:
— добавление слова (книгу ... читал, смотрел, купил, подписал);
— изменение типа связи слов по образцу (берег моря — морской берег, компот из яблок — яблочный компот);
— по определенной тематике (осень ... поздняя, золотая, дождливая, холодная);
— противопоставленных по значению (поднял руку — опустил руку, хлеб мягкий — хлеб черствый);
— с предлогом и без предлога с помощью вопроса:
Пил чай ... с чем? — С молоком, лимоном, конфетами.
С кем? — С мамой, братом, бабушкой.
Как? — С удовольствием, охотно, долго.
Когда? — Утром, вечером, недавно.
Какой? — Горячий, вкусный, ароматный;
• использование одного слова в разных падежных формах:
Рыбак поймал рыбу. Мама сварила суп с ... (рыбой). Много костей было в ... (рыбе);
• отработка синтаксических структур (возможны другие варианты синтаксических моделей):
— именительный падеж существительного и согласованный глагол (Собака грызет.);
— именительный падеж существительного, согласованный глагол и прямое дополнение (Собака грызет кость.);
— определение к подлежащему (Голодная собака грызет кость.);
— определение к подлежащему и дополнению (Голодная собака грызет большую кость.);
— обстоятельство в структуре предложения (Голодная собака жадно грызет большую кость.)
III
Для проверки понимания и правильности использования сложных грамматических конструкций предлагаются следующие задания:
• исправление преднамеренно допущенной ошибки в предложении;
• выбор правильного предложения (из двух предложений только в одном причинно-следственные связи верные);
• определение лишнего слова в ряду слов (Валя, Вера, Петрова, Марина.).
Напомним: эта часть в каждом занятии наиболее сложная.
IV
Для закрепления умения ребенка ориентироваться в звуковом и слоговом составе слова можно использовать следующие виды заданий:
• называние общего звука в произносимых словах, названиях предметных картинок;
• определение первого или последнего звука в называемых словах;
• определение наличия или отсутствия звука в слове;
• подбор слов на заданный звук;
• узнавание слова по названным изолированным звукам или слогам;
• называние по порядку всех звуков или слогов слышимого и произносимого слова;
• добавление звука, слога для получения новых слов;
• произнесение чистоговорок, скороговорок.
Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
• развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
• проводить дидактические и подвижные игры;
• разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель);
• сопровождать рисование комментированием. Говорить, что будешь рисовать, что рисуешь, что нарисовал;
• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);
• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
И главное: чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям).
Приложение 1
Приложение 2 Занятие 1. Зимний пейзаж Занятие 2. Весенний пейзаж Занятие 3. Летний пейзаж Занятие 4. Осенний пейзаж Занятие 5. Зимний пейзаж. Дети кормят птиц Занятие 6. Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика Занятие 7. Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник Занятие 8. Весенний пейзаж. Звери и их детеныши Занятие 9. Летний пейзаж. Луг. Стадо Занятие 10. Летний пейзаж. Отдых людей Занятие 11. Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме Занятие 12. Осенний пейзаж. Дети собирают грибы Занятие 13. Комната Занятие 14. Комната с мебелью Занятие 15. Семья Занятие 16. Сквер Занятие 17. Сквер. Люди Занятие 18. Улица Занятие 19. Улица. Люди Занятие 20. Цирк. Выступление клоуна Занятие 21. Цирк. Выступление фокусника Занятие 22. Двор Занятие 23. Двор. Домашние птицы и животные Занятие 24. Двор. Домашние животные Занятие 25. Африка. Тропический лес Занятие 26. Африка. Дикие животные |