Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные

I

1) Беседа по теме:

(Покажите ребенку рисунок «Африка. Тропический лес». Пусть он внимательно на нее посмотрит, а затем покажите ему рисунок «Африка. Дикие животные».)

• Расскажи, чем отличаются эти картинки.

• Назови, какие животные нарисованы на картинке.

• Посчитай, сколько на картинке обезьян, слонов, попугаев, страусов, слонов.

• Кого меньше — зебр или антилоп? На сколько меньше?

• Кого больше — попугаев или обезьян? На сколько больше?

2) Подбери обобщающие понятия: слон, зебра, антилопа, обезьяна.

3) Назови детенышей животных: у страуса — ..., у слона — ..., у льва — ... .

4) Закончи предложение: Слон большой, а обезьяна ... . Гиена трусливая, а лев ... . Страус бегает быстро, а попугай ... . У антилопы два рога, а у носорога ... . У зебры полоски: одна белая, другая — ... .

5) Объясни, почему так говорят: «Лев — царь зверей».

II

1) Составь предложение со словом «лев».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: с, перепрыгивает, на, ветку, обезьяна, ветки.

3) Ответь на вопросы:

• У кого грива? Где лежит лев? Кем ты любуешься?

• Где резвятся обезьяны? Чем питаются обезьяны? Чем питаются зебры, антилопы, слоны?

• Какой хобот у слона? Какие рога у антилопы? Какие у страуса ноги?

• У попугая перья разного цвета. Перья какие?

4) Покажи:

• слониху слоненка, слоненка слонихи.

5) Объясни, от каких слов образовано слово: «длинноногий», «носорог», «травоядные».

III

1) Исправь ошибку: Слоненок ведет слониху.

2) Объясни, почему так нельзя сказать: Страус прилетел в теплые края.

3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:

• слон, страус, зебра, антилопа;

• тигр, лев, пантера, кошка;

• гепард, гиена, попугай, гиппопотам.

IV

1) Какой первый звук в словах «слон», «страус», «саванна»? — [с].

2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.

3) Назови парный согласный звук. — [з].

4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [с] — [з]? — [с] глухой, а [з] звонкий.

5) Подбери слова на звук [с], на звук [з]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): а-н-т-и-л-о-п-а, п-о-п-у-г-а-й, с-т-р-а-у-с.

V

1) Выучи:

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны

И сильны.

Попугай, попугай,

Ты меня не пугай.

Не болтай, не хвастай,

А скажи мне: «Здравствуй!»

2) Отгадай:

И петь не поет,

И летать — не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус.)

Не человек,

А говорит. (Попугай.)

Подведем итоги

Вот вы и прочитали эту книгу, отработали с ребенком все задания и упражнения, выучили с ним стихотворения, пословицы и поговорки, отгадали загадки. Надеемся, что предложенные материалы оказались интересными и полезными.

Сделаем некоторые выводы. Проверим себя. Как активизировать мышление ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы? Можно и нужно. Для реализации данной задачи необходимо осуществлять работу по следующим направлениям:

• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;

• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́х представлений;

• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

• формирование обобщенного познания;

• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями)).

При этом коррекционно-развивающая работа предполагает:

• использование обобщенных схем анализа, определенного алгоритма анализа в виде схем и моделей (шифровка логических схем);

• использование опорных сигналов (сигнальные карточки).

Предлагаемый ребенку познавательный материал может быть им усвоен только в том случае, если ребенок его понимает.

Давайте обобщим, вспомним виды работ, задания, которые были представлены в структуре всех занятий пособия, но теперь отвлеченно, без опоры на конкретный наглядный материал.

I

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

• активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);

• отгадывание предметов по описанию. Алгоритм описания предмета: по цвету, по форме, по величине, по вкусу, по материалу, по назначению (как используется);

• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;

• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;

• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник). Проводится с опорой на конструктивную деятельность;

• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);

• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);

• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;

• подбор слов в устный текст:

Стоит жаркая ... (погода). Мы отправились в ... (лес). В лесу мы собрали много ... (грибов). Вдруг небо стало ... (темным). Полил сильный ... (дождь). Мы спрятались в ... (шалаше);

• пересказ рассказа:

— по демонстрируемому действию,

— по серии сюжетных картинок,

— по сюжетной картинке;

• составление рассказа:

— по демонстрируемому действию,

— по серии сюжетных картинок,

— по сюжетной картинке,

— по опорным словам,

— по заданному началу.

II

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

• составление предложения с заданным словом;

• восстановление правильного порядка слов в предложении;

• ответы на вопросы с их постепенным усложнением (последовательность не является строго обязательной, вопросы даны примерные):

— вопросы, требующие простого называния (Кто это? Что это?);

— вопросы, требующие называния действующего лица (Кто читает?);

— вопросы, требующие определения действия, совершаемого объекта (Что делает собака?);

— чередование вопросов к подлежащему и сказуемому (Что делает мальчик? Кто прыгает?);

— вопросы, требующие употребления в ответах существительных и глаголов (Кто что делает? — Девочка читает.);

— вопросы, требующие в ответах употребления однородных членов с соединительным союзом и (Что дети делают? — Играют, прыгают и бегают.);

— вопросы, требующие употребления в ответах глаголов прошедшего времени (Кто что делал?);

— вопросы, требующие ответа из 2—3 предложений (Что делают дети? — Мальчик читает. Девочка пишет.);

• образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного — прилагательное, от глагола — существительное и др.);

• объяснение образования сложных слов (носорог, разноцветный);

• подбор и употребление:

— имен существительных (Мальчик рисует ... дом, машину, собаку.);

— глаголов (Собака ... рычит, грызет, лает.);

— имен прилагательных (Цветы ... полевые, садовые, комнатные);

• подбор предлогов:

Разные цветы растут ... лугу. Ты собрал букет ... мамы. Мама поставила цветы ... вазу;

• составление словосочетаний:

— добавление слова (книгу ... читал, смотрел, купил, подписал);

— изменение типа связи слов по образцу (берег моря — морской берег, компот из яблок — яблочный компот);

— по определенной тематике (осень ... поздняя, золотая, дождливая, холодная);

— противопоставленных по значению (поднял руку — опустил руку, хлеб мягкий — хлеб черствый);

— с предлогом и без предлога с помощью вопроса:

Пил чай ... с чем? — С молоком, лимоном, конфетами.

С кем? — С мамой, братом, бабушкой.

Как? — С удовольствием, охотно, долго.

Когда? — Утром, вечером, недавно.

Какой? — Горячий, вкусный, ароматный;

• использование одного слова в разных падежных формах:

Рыбак поймал рыбу. Мама сварила суп с ... (рыбой). Много костей было в ... (рыбе);

• отработка синтаксических структур (возможны другие варианты синтаксических моделей):

— именительный падеж существительного и согласованный глагол (Собака грызет.);

— именительный падеж существительного, согласованный глагол и прямое дополнение (Собака грызет кость.);

— определение к подлежащему (Голодная собака грызет кость.);

— определение к подлежащему и дополнению (Голодная собака грызет большую кость.);

— обстоятельство в структуре предложения (Голодная собака жадно грызет большую кость.)

III

Для проверки понимания и правильности использования сложных грамматических конструкций предлагаются следующие задания:

• исправление преднамеренно допущенной ошибки в предложении;

• выбор правильного предложения (из двух предложений только в одном причинно-следственные связи верные);

• определение лишнего слова в ряду слов (Валя, Вера, Петрова, Марина.).

Напомним: эта часть в каждом занятии наиболее сложная.

IV

Для закрепления умения ребенка ориентироваться в звуковом и слоговом составе слова можно использовать следующие виды заданий:

• называние общего звука в произносимых словах, названиях предметных картинок;

• определение первого или последнего звука в называемых словах;

• определение наличия или отсутствия звука в слове;

• подбор слов на заданный звук;

• узнавание слова по названным изолированным звукам или слогам;

• называние по порядку всех звуков или слогов слышимого и произносимого слова;

• добавление звука, слога для получения новых слов;

• произнесение чистоговорок, скороговорок.

Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

• развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;

• проводить дидактические и подвижные игры;

• разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры (врач — больной, учитель — ученик, продавец — покупатель);

• сопровождать рисование комментированием. Говорить, что будешь рисовать, что рисуешь, что нарисовал;

• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;

• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;

• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);

• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

И главное: чтобы добиться успеха в работе, надо сделать ее интересной, эмоциональной, наглядной; проводить ее систематически и системно; отмечать достижения ребенка (незнание не наказывается, стимулируется стремление к знаниям).

Приложение 1

Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru


Приложение 2 Занятие 1. Зимний пейзаж Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 2. Весенний пейзаж Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 3. Летний пейзаж Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 4. Осенний пейзаж Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru     Занятие 5. Зимний пейзаж. Дети кормят птиц Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 6. Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru     Занятие 7. Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 8. Весенний пейзаж. Звери и их детеныши Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 9. Летний пейзаж. Луг. Стадо Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 10. Летний пейзаж. Отдых людей Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru     Занятие 11. Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 12. Осенний пейзаж. Дети собирают грибы Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 13. Комната Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 14. Комната с мебелью Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 15. Семья Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 16. Сквер Занятие 17. Сквер. Люди Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 18. Улица Занятие 19. Улица. Люди Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 20. Цирк. Выступление клоуна Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 21. Цирк. Выступление фокусника Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 22. Двор Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 23. Двор. Домашние птицы и животные Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 24. Двор. Домашние животные Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru Занятие 25. Африка. Тропический лес Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru   Занятие 26. Африка. Дикие животные Занятие 25. Африка. Тропический лес. Дикие животные - student2.ru  

Наши рекомендации