Занятие 14. Комната с мебелью
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось. Перечисли мебель в комнате. Какую мебель ты еще знаешь? Какая мебель у вас дома?
• Что появилось на столе? Как назвать одним словом? (Посуда, продукты.) Какие еще ты знаешь продукты? Что ты любишь есть? Как называются продукты из молока? Назови их.
• Что ты видел по телевизору? Какие передачи тебе нравятся больше? Что ты любишь больше: смотреть телевизор или читать книги? Почему?
2) Закончи предложение: В этой комнате мебель новая, а в другой — ... . Одна картина большая, а другая — ... . В одной комнате мебели много, а в другой — ... .
3) Сравни, чем похожи и чем отличаются:
• стакан от чашки;
• стул от табурета;
• диван от кресла.
4) Подбери слова, подходящие по смыслу: белая ..., коричневое ..., зеленый ..., разноцветные ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Дома и стены помогают».
II
1) Составь предложение со словом «мебель».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, картина, висит, стене.
3) Ответь на вопросы:
• Много чего? Что где поставили? Как ты расставил бы мебель?
• Покажи книги под телевизором, над телевизором, вазу в шкафу, вазу на пианино?
• Кроме пианино, какие бывают музыкальные инструменты?
• Как называют магазин, в котором покупают мебель, книги, продукты?
• Что находится за занавеской, за диваном, за столом?
III
1) Исправь ошибку: Скатерть накрывается столом.
2) Выбери правильное предложение: Стол придвинули к стулу. Стул придвинули к столу.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• стол, стул, стакан, диван;
• стол, вилка, ложка, нож.
IV
1) Какой первый звук в словах: «торшер», «тарелка», «табурет»? — [т].
2) Дай характеристику звука [т]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [д].
4) Сравни, в чем различие звуков [т] — [д]? — [т] глухой, а [д] звонкий.
5) Подбери слова на звук [д]. Назови последовательно все звуки в словах: «стол», «стакан», «кастрюля». Сколько в них частей (слогов)?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): т-о-р-ш-е-р, т-а-б-у-р-е-т.
V
1) Выучи:
Без сноровки
И ложку мимо рта пронесешь.
Будешь трудиться —
Будет и у тебя
И хлеб, и молоко водиться.
2) Отгадай:
Есть спина,
А не лежит,
Четыре ноги,
А не ходит.
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул.)
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом пришел,
Всех вокруг себя собрал. (Стол.)
Занятие 15. Семья
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей. Что изменилось на картинке? Сколько людей? Кто самый старший, самый младший? Что делает бабушка (папа, мама, дочка, сын)? Кто они все вместе?
• Что читает папа? О чем пишут в газетах? Какие книги ты читал(а) или тебе читали? Что такое библиотека?
• Сколько человек, кто младше, старше, кем работают? А ты, когда вырастешь, кем хочешь быть?
2) Назови одним словом:
• платье, свитер, брюки, блузка;
• туфли, тапки, босоножки, кроссовки.
3) Закончи предложение: Фартук у мамы (какой?) ... . Рубашка у мальчика (какая?) ... . Платье у девочки (какое?) ... . Брюки у папы (какие?) ... .
4) Подбери к данным словам слова, противоположные по значению: встать — ..., говорить — ..., черный — ..., грустный — ..., день — ..., утро — ..., тихо — ..., быстро — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Сидят вместе, а глядят врозь».
II
1) Составь предложение со словом «семья».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: пианино, играет, на, девочка.
3) Ответь на вопросы:
• Что мама разливает? Чем мама разливает суп? Куда она его наливает?
• Что бабушка вяжет? Кому бабушка вяжет? Из чего она вяжет?
• С чем играет котенок? Куда упал клубок? На чем играет девочка?
4) Образуй слова: Кофта из шерсти, она какая? Блузка из шелка, она какая?
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «босоножки», «пылесос», «картофелечистка», «соковыжималка».
III
1) Исправь ошибку: «Клубок играет котенком».
2) Покажи, где:
• мамина дочка, дочкина мама;
• бабушкин внук, бабушка внука;
• брат сестры, сестра брата.
3) Выбери лишнее слово и объясни свой выбор:
• пальто, туфли, сапоги, босоножки;
• свитер, шуба, платье, брюки.
4) Сравни и объясни, чем отличаются: ноты от букв, рояль от пианино, кофта от жилетки, варежки от перчаток.
IV
1) Какой первый звук в словах «книга», «клубок», «кот»? — [к].
2) Дай характеристику звука [к]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [г].
4) Сравни, в чем различие звуков [к] — [г]? — [к] глухой, а [г] звонкий.
5) Подбери слова на звук [г]. Назови последовательно все звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): к-н-и-г-а, ж-у-р-н-а-л.
V
1) Выучи:
Клара у Вари
Играла на рояле.
И девчонки, и мальчишки
Могут все узнать из книжки.
2) Отгадай:
Сели на страницы птицы,
Знают быль и небылицы. (Буквы.)
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок.)
Занятие 16. Сквер
I
1) Беседа по теме:
• Какое время года изображено на картинке? Почему ты так думаешь?
• Какое время года будет после осени? А какое было перед осенью?
• Как называется часть улицы перед домом? (Сквер.)
2) Назови одним словом:
• лук, картофель, капуста, баклажан;
• яблоко, лимон, груша, апельсин.
3) Подбери к названию общего понятия частное: фрукты ... (яблоко, лимон, груша), овощи — ..., мебель — ..., обувь — ... .
4) Закончи предложение: Дорога широкая, а тротуар — ... . Дерево высокое, а куст — ... . Летом мы живем в деревне, а зимой в ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Смелость города берет».
II
1) Составь предложение со словом «сквер».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: в, скамейка, стоит, сквере.
3) Ответь на вопросы:
• Много чего? Дом — домов — ..., дороги — ..., скамейки — ..., тротуары — ..., кусты — ..., деревья — ..., листья — ... .
• Если дом построен из камня, дом какой? Скамейка из дерева, она какая? Ограда из железа, она какая?
• Как называется магазин, в котором продают овощи и фрукты, хлеб, молоко, книги, обувь, мебель?
4) Вставь пропущенные слова: Новый дом начали строить ... нашей улице. Я люблю наблюдать ... работой строителей. Вот грузовики привезли части дома ... завода. Подъемный кран помогает переносить тяжести ... стройке. Днем и ночью кипит работа ... площадке. Скоро жильцы въедут ... новый дом.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «верхолаз», «грузоподъемник», «землечерпалка», «бетономешалка».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «Сквер в скамейке».
2) Выбери правильное предложение: Стало пасмурно, потому что спряталось солнце. Спряталось солнце, потому что стало пасмурно.
3) Выбери слова, подходящие по смыслу: К дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Воробьи быстро ... (скакали, бегали, прыгали) и ... (ели, клевали, глотали) крошки. Каких еще птиц ты знаешь?
IV
1) Какой первый звук в словах «сквер», «скамейка», «ступени»? — [с].
2) Дай характеристику звука [с]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [з].
4) Сравни, в чем различие звуков [с] — [з]? — [с] глухой, а [з] звонкий.
5) Подбери слова на звук [з]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них частей (слогов)?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): м-а-г-а-з-и-н, о-в-о-щ-и, ф-р-у-к-т-ы.
V
1) Выучи:
Москва — что гранит,
Никто Москву не победит.
На скамейку мама села,
Справа — Сева,
Слава — слева.
2) Отгадай:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Занятие 17. Сквер. Люди
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось на картинке? Какая погода на улице? Как ты догадался?
• Расскажи, кто как одет. Кто работает, а кто гуляет?
• Посчитай, сколько взрослых и сколько детей? Кого больше? Сколько человек переходит улицу?
2) Подбери:
• к данным словам слова, противоположные по значению: слабый — ..., большой — ..., узкий — ..., мокрый — ..., ясно — ..., грязно — ..., легко — ..., быстро — ... ;
• слова, по смыслу подходящие к словам: мокрый ..., тяжелая ..., желтое ..., разноцветные ... .
3) Сравни, чем отличается трамвай от машины? Автобус от троллейбуса? Может ли трамвай объехать девочку? Почему?
4) Объясни, почему так говорят: «Москва — всем городам мать».
5) Составь рассказ «Случай на улице» про невнимательных детей, которые переходили дорогу на красный свет светофора.
II
1) Составь предложение со словом «дождь».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: ребенка, в, везет, мама, коляске.
3) Ответь на вопросы:
• Кто подметает двор? Кто водит машину? Кто продает в магазине?
• Капли дождя падают на что? Все стало мокрым от чего? От дождя можно спрятаться с помощью чего?
• Дворник подметает чем? Мама переходит дорогу с кем? Трамвай управляется кем?
• Где сидит ребенок, стоит скамейка, лежат листья?
4) Вставь пропущенное слово:
• Ребенок сидит ... коляске. Дети переходят ... дорогу. Люди идут ... тротуару.
• Мы ехали ... трамвае. Он катился ... дороге ... площади. Памятник ... центре площади.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «пешеход», «домохозяйка».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «Листья покрыты землей».
2) Выбери правильное предложение: Люди раскрыли зонты, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что люди раскрыли зонты.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• плащ, шуба, пальто, куртка;
• сапоги, ботинки, туфли, валенки;
• трамвай, автомобиль, троллейбус, коляска.
IV
1) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): з-о-н-т, с-у-м-к-а?
2) Назови первый звук в словах? — [з], [с].
3) Сравни, в чем сходство и различие звуков [з] — [с]? — [з] звонкий, а [с] глухой.
4) Подбери слова на звук [з], на звук [с]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
5) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): д-в-о-р-и-к, д-в-о-р-н-и-к. Есть ли общая часть в словах «двор», «дворик», «дворник»? Если да, то назови ее.
V
1) Выучи:
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди.
Кто в Москве не бывал,
Красоты не видал.
2) Отгадай:
Весь от ливней полосатый,
Месяц движется десятый. (Октябрь.)
Из-под крыши — крыша
Под дождик вышла. (Зонт.)
Занятие 18. Улица
I
1) Беседа по теме:
• Что изображено на картинке?
• Какое это время года? Какое время суток? Как ты догадался?
• Покажи дом двухэтажный (трехэтажный, четырехэтажный, многоэтажный).
2) Скажи, как называют:
• Два ряда домов и пространство между ними для проезда? (Улица.)
• Асфальтированную часть улицы, по которой ходят люди? (Тротуар.)
• Людей, которые пешком ходят? (Пешеходы.)
• Асфальтированную часть улицы для проезда машин? (Дорога.)
• Проезжую часть, по которой можно переходить дорогу? (Пешеходный переход.)
• Устройство, которое регулирует движение на дороге? (Светофор.) Расскажи о нем.
• Место, где покупают газеты, журналы? (Киоск.)
• Помещение, в котором покупают продукты? (Магазин.)
• Посчитай, сколько деревьев вдоль дороги.
3) Подбери к названию общих понятий частные: продукты — ..., ..., ...; деревья — ..., цветы — ... .
4) Подбери обобщающие понятия к словам:
• автобус, троллейбус, трамвай, велосипед;
• бабочка, жук, пчела, оса.
5) Объясни, почему так говорят: «Близко видать, да далеко шагать».
II
1) Составь предложение со словом «улица».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: городе, в, живем, большом, мы.
3) Ответь на вопросы:
• На чем катается мальчик?
• Где катается мальчик?
• Куда едет мальчик?
• Кто водит троллейбус?
• Где останавливается троллейбус для посадки пассажиров?
• Много чего? — Листья — листьев, деревья — ..., цветы — ..., дома — ..., журналы — ..., газеты — ..., книги — ..., окна — ... .
4) Как называют вид транспорта, который развозит грузы, пассажиров?
5) Объясни, от каких слов образованы слова: «пешеход», «путешествие».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «Солнце освещается городом».
2) Выбери правильное предложение: Настало утро, потому что взошло солнце. Взошло солнце, потому что настало утро.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• липа, тополь, сирень, дуб;
• газета, книга, журнал, картина.
IV
1) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): т-р-о-т-у-а-р, д-о-р-о-г-а.
2) Какие первые звуки в этих словах? — [т], [д].
3) Сравни, в чем различие звуков [т] — [д]? — [т] глухой, а [д] звонкий.
4) Подбери еще слова на звук [т], на звук [д]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
5) Образуй новые слова, заменив первый звук на звук [д]: тень, том, там, тоска, точка, тачка, ток, тушить, трава. Придумай с данными словами предложения.
V
1) Выучи:
Не считай звезды,
А гляди в ноги:
Ничего не найдешь,
Так хоть не упадешь.
В субботу на работу,
В воскресенье на веселье.
2) Отгадай:
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. (Светофор.)
Что за чудо-великан?
Тянет руку к облакам.
Занимается трудом,
Помогает строить дом. (Подъемный кран.)
Занятие 19. Улица. Люди
I
1) Беседа по теме:
• Сравни эту картинку с предыдущей и скажи, что изменилось на картинке?
• Посчитай, сколько взрослых и сколько детей на картинке? Кого больше? Сколько человек переходит улицу? Кто работает, а кто гуляет?
• Кто регулирует движение на дороге? (Милиционер.)
• На какой свет светофора можно переходить дорогу?
2) Сравни, чем отличается троллейбус от трамвая?
3) Подбери к данным словам слова, противоположные по значению: шел — ... (стоял), купил — ... (продал), взял — ... (отдал), нашел — ... (потерял), поднял — ... (уронил).
4) Закончи предложение: Тротуар узкий, а дорога ... . Троллейбус едет медленно, а такси ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Тише едешь — дальше будешь».
II
1) Составь предложение со словом «дорога».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, милиционер, перекрестке, стоит.
3) Закончи предложение про дорогу: Я шел по ... . Дом стоит у ... . Осторожно переходи через ... .
4) Образуй слова, обозначающие профессию человека: такси — ..., киоск — ..., водить — ..., продавать — ..., регулировать — ... . (Вариант: Кто водит такси? Кто продает? Кто регулирует движение?)
5) Вставь пропущенное слово: Люди идут ... тротуару. Дом стоит ... дороги. Машина свернула ... дому, потом объехала ... дома. Цветы растут ... клумбе. Люди входят ... магазин. Люди выходят ... магазина. Человек подошел ... киоску. Человек отошел ... киоска.
III
1) Исправь ошибку: Деревья на листьях зеленые. Собака ведет хозяйку.
2) Выбери правильное предложение: Загорелся красный свет, потому что остановились машины. Машины остановились, потому что загорелся красный свет.
3) Покажи, где хозяйка собаки, собака хозяйки; владелец машины, машина владельца.
IV
1) Какой первый звук в словах «шофер», «шоссе»? — [ш].
2) Дай характеристику звука [ш]. — Согласный, глухой.
3) Назови парный согласный звук. — [ж].
4) Сравни, в чем сходство и различие звуков [ш] — [ж]? — [ш] глухой, а [ж] звонкий.
5) Подбери слова на звук [ж]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Посчитай, сколько слогов в словах: мо-ро-же-но-е, ми-ли-ци-о-нер, ве-ло-си-пед, трол-лей-бус, трам-вай.
V
1) Выучи:
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без приказа светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Поспешишь —
Людей насмешишь.
2) Отгадай:
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять секунды не могу. (Велосипед.)
Пушистая вата
Плывет куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
Занятие 20. Цирк. Клоун
I
1) Беседа по теме:
• Скажи, что нарисовано на картинке?
• Как называется в цирке место, где выступают артисты?
• Как называются артисты, выступающие в цирке?
• Посчитай, сколько на картинке цирковых артистов на арене?
2) Узнай слово по описанию:
• Цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит различные предметы. (Жонглер.)
• Артист цирка, исполняющий комические роли. (Клоун.)
• Цирковой артист, сохраняющий равновесие тела, стоя на канате. (Канатоходец.)
• Артист цирка, который обучает и укрощает животных. (Укротитель.)
3) Подбери:
• к данным словам слова, противоположные по значению: поднимать — ... (опускать), ловить — ... (ронять), показывать — ... (прятать), черный — ..., большой — ..., высоко — ..., далеко — ... ;
• к данным словам слова, близкие по значению: труд — ... (работа), храбрость — ... (смелость), радоваться — ... (веселиться), смеяться — ... (хохотать).
4) Расскажи о том, как ты ходил в цирк. Что ты там видел? Кто выступал? Что тебе больше всего понравилось?
5) Объясни, почему так говорят: «Всякое уменье трудом дается».
II
1) Составь предложение со словом «клоун».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, артисты, выступают, цирка, арене.
3) Ответь на вопросы:
• Где сидит пудель?
• На кого смотрит пудель?
• К кому подошел клоун?
• Чем взмахнул клоун?
4) Вставь пропущенное слово: Черный пудель прыгает ... обруч. Белый пудель сидит ... барабане. Зрители хлопают ... ладоши.
5) Объясни, от каких слов образовано слово «канатоходец».
III
1) Исправь ошибку: В зале раздавался заразный смех.
2) Выбери правильное предложение: Животные укрощают дрессировщиков. Дрессировщики укрощают животных.
3) Выбери лишнее слово и объясни свой выбор: дрессировщик, таксист, клоун, жонглер. Придумай предложения с этими словами.
IV
1) Послушай и скажи, какое слово получится (слово произносится по звукам): б-а-р-а-б-а-н.
2) Какой первый звук в этом слове? — [б].
3) Дай характеристику звука [б]. — Согласный, звонкий, твердый.
4) Назови парный согласный звук. — [п].
5) Сравни, в чем различие звуков [б] — [п]. — [б] звонкий, а [п] глухой.
6) В названиях каких дней недели есть звуки [п], [б]? Сколько в словах слогов? Посчитай, сколько слогов в словах: кло-ун, дрес-си-ров-щик, эк-ви-либ-рист, жонг-лер.
V
1) Выучи:
Кто весел,
А кто и нос повесил.
Трусишка-зайчишка
Жил в чаще лесной.
А ныне зайчишка уже не трусишка.
Артистом работает в цирке зайчишка.
2) Отгадай:
Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака.)
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает. (Барабан.)
Занятие 21. Цирк. Фокусник
I
1) Беседа по теме:
• Какие артисты цирка теперь нарисованы?
• Каким артистом цирка ты хотел бы быть? Почему?
• Посчитай, сколько цирковых артистов на арене?
2) Узнай слово по описанию:
• Цирковой артист, который показывает фокусы. (Фокусник.)
• Артист цирка, ловко исполняющий трюки. (Трюкач.)
• Цирковой артист, показывающий свою силу, поднимая тяжелые предметы. (Силач.)
3) Закончи предложение: Силач поднимает предметы не легкие, а ... . Костюм у силача в полоску черную и ... . У велосипеда три колеса: одно большое и два ... .
4) Сравни, чем отличается заяц от кролика? Гири от гантелей?
5) Объясни, почему так говорят: «Сила есть, ума не надо».
II
1) Составь предложение со словом «фокусник».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: гири, гантели, силач, поднимает, и.
3) Ответь на вопросы:
• Кого держит фокусник? Какого цвета заяц? Кому фокусник показывает зайца? Откуда фокусник достает цветы? (Из цилиндра.) Как называются цветы, собранные вместе? (Букет.)
• Где сидит голубь? Сколько всего голубей?
• Что поднимает силач? Гири, гантели по цвету какие? Костюм в полоску, он какой?
• Кто показывает фокусы? Кто дрессирует? Кто работает в гардеробе?
4) Вставь пропущенные слова: Фокусник достает цветы ... цилиндра. Силач поднимает гирю ... арены. Трюкачка держит голубя ... ладони.
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «черно-белый», «ярко-красный», «светло-розовый».
III
1) Исправь ошибку: Фокусник достает цилиндр из цветов.
2) Выбери правильное предложение: Дрессировщик показывает фокусы. Фокусник дрессирует животных.
3) Какое слово лишнее и почему:
• голубь, воробей, заяц, ворона;
• лев, тигр, слон, голубь.
IV
1) Какой первый звук в словах «голубь», «гантели»? — [г].
2) Дай характеристику звука [г]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [к].
4) Сравни, в чем различие звуков [г] — [к]? — [г] звонкий, а [к] глухой.
5) Подбери слова на звук [г], на звук [к]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): с-и-л-а-ч, ф-о-к-у-с-н-и-к, а-к-р-о-б-а-т.
V
1) Выучи:
Эй, ребята, побыстрей
Собирайтесь в цирк зверей!
Будет там борьба, футбол,
Бокс, бейсбол и баскетбол.
Каков мастер,
Такова и работа.
2) Отгадай:
Сто один брат,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят. (Забор.)
На гору бегом,
А с горы кувырком. (Заяц.)
Занятие 22. Двор
I
1) Беседа по теме:
• Как это место можно назвать? (Двор.) Такой двор может находиться в городе? Если нет, то почему?
• Какое время года изображено? Как ты догадался? Как бы выглядел двор зимой?
• Кто может жить в сарае, в конуре? Что может расти в огороде? А в саду?
2) Закончи предложения: Ворота широкие, а калитка ... . Дом большой, а конура ... .
3) Сравни и объясни, чем отличается конура от норы, забор от изгороди, ворота от калитки.
4) Подбери обобщающее понятие к словам:
• яблоко, груша, слива;
• помидор, огурец, репа, свекла;
• петрушка, лук, укроп, сельдерей.
5) Объясни, почему так говорят: «Пустой двор всегда открытый».
II
1) Составь предложение со словом «двор».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: у, подсолнух, вырос, забора.
3) Ответь на вопросы:
• Что находится справа от дома? Что находится слева от дома? Что находится перед домом?
• О чем можно сказать одни, один, одна, одно? (Ворота, дом, конура, корыто.)
• Банка из стекла, банка какая? Ведро из железа, ведро какое? Корыто из дерева, корыто какое?
4) Вставь пропущенные слова: Телега стоит ... дома. Кошка сидит ... окошке. Корыто лежит ... ведром. Подсолнух растет ... огороде.
5) Объясни, от какого слова образовано слово «подсолнух».
III
1) Исправь ошибку и скажи правильно: «У конуры дом».
2) Выбери правильное предложение: Трава питается водой. Вода питается растением.
3) Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:
• помидор, огурец, клубника, свекла;
• смородина, малина, слива, земляника.
IV
1) Какой первый звук в словах «дом», «двор», «дрова»? — [д].
2) Дай характеристику звука [д]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [т].
4) Сравни, в чем различие звуков [д] — [т]? — [д] звонкий, а [т] глухой.
5) Подбери слова на звук [д], на звук [т]. Назови последовательно звуки в этих словах. Сколько в них слогов?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): в-о-р-о-т-а, к-а-л-и-т-к-а, с-а-р-а-й.
V
1) Выучи:
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Не для лета изба рубится.
2) Отгадай:
Летом в огороде при любой погоде
Солнышко сияло, у плетня стояло. (Подсолнух.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)