Занятие 11. Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме

I

1) Беседа по теме:

• Как животные готовятся к зиме? Что они запасают?

• Куда улетают птицы? Почему? Как называют таких птиц?

• Каких ты знаешь перелетных, зимующих птиц?

2) Назови животных, нарисованных на картинке. Каких ты знаешь домашних и диких животных?

3) Опиши белку, зайца, ежа, лося.

4) Подбери:

• к данным словам слова, противоположные по значению: ранняя — ..., холодная — ..., хмурая — ..., дождливая — ..., низкие — ..., увядать — ..., весело — ... . Придумай предложения с парой таких слов;

• к названию общих понятий частные: птицы — ..., ..., ...; животные — ..., грибы — ... .

5) Объясни, почему так говорят: «Золотая осень».

II

1) Составь предложение со словом «животные».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, белка, корм, готовит, зиму.

3) Ответь на вопросы:

• Где сидит белка? Где она живет? Куда белка кладет корм?

• Где сидит еж? Где еж хранит корм? Как еж переносит корм?

• Какой корм запасает на зиму белка, еж?

• Где птицы? Запасают ли птицы корм на зиму?

• Куда подошел лось? Зачем?

4) Закончи предложения: Вот и закончилось теплое ... . Наступила хмурая ... . Небо затянули ... . Дуют холодные ... . Закружились в воздухе ... . Не слышно песен ... . Скоро наступит ... .

5) Объясни, от каких двух слов образовано слово: «косогор», «сенокосилка».

III

1) Исправь ошибку: Дерево в дупле.

2) Выбери правильное предложение: Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что наступили осенние холода. Осенние холода наступили, потому что перелетные птицы улетели в теплые края.

3) Выбери, какое слово лишнее и почему:

• лось, белка, ежик, журавль;

• грач, ласточка, воробей, скворец.

IV

1) Какой первый звук в словах «дупло», «дрозд»? — [д].

2) Дай характеристику звука [д]. — Согласный, звонкий, твердый.

3) Назови парный согласный звук. — [т].

4) В чем различие звуков [д] — [т]? — [д] звонкий, а [т] — глухой.

5) Подбери слова на звук [т]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): д-о-ж-д-и, т-у-ч-а.

V

1) Выучи:

Валенки у Валеньки

Не велики, а маленьки.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

2) Отгадай:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы. (Заяц.)

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка.)

Занятие 12. Осенний пейзаж. Дети собирают грибы

I

1) Беседа по теме:

• Что дети делают в лесу? Как они одеты?

• Что люди делают на полях? Кто управляет трактором, комбайном?

• Сколько детей, лодок, удочек у рыбака, сколько он поймал рыбы?

2) Подбери:

• к названию общих понятий частные: овощи — ..., рыба — ..., грибы — ... ;

• к данным словам слова, противоположные по значению: труд — ..., поднимать — ..., легко — ... .

3) Объясни образование названий грибов: опята, подосиновик, подберезовик.

4) Назови одним словом:

• картофель, морковь, свекла, капуста;

• подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок.

5) Объясни, почему так говорят: «Сенокос, сенокос! Луг остался без волос».

II

1) Составь предложение со словом «грибники».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: дети, в, складывают, грибы, корзину.

3) Ответь на вопросы:

• Много чего? Что собирают дети? Куда дети складывают грибы?

• Как называется гриб, который растет под березой, под осиной, около пня?

• Если грибы можно есть, они какие? А мухомор? Опиши мухомор.

4) Закончи предложения: На полях трудятся ... . Они собирают ... . Зерно ссыпают в ... . Дети гуляют в ... . Они собирают ... .

5) Объясни, от каких слов образовано слово: «мухомор», «сыроежка», «овощехранилище».

III

1) Исправь ошибку: Дети сложили корзину в грибы.

2) Выбери правильное предложение: Люди ссыпали мешки в картофель. Люди ссыпали картофель в мешки.

3) Выбери, какое слово лишнее и почему:

• подберезовик, подосиновик, поганка, опенок;

• сыроежка, свекла, картофель, капуста.

IV

1) Какой первый звук в словах «подосиновик», «подберезовик», «поганка»? — [п].

2) Дай характеристику звука [п]. — Согласный, глухой, твердый.

3) Назови парный согласный звук. — [б].

4) В чем различие звуков [п] — [б]? — [п] глухой, а [б] — звонкий.

5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): п-о-г-а-н-к-а, п-о-д-о-с-и-н-о-в-и-к.

V

1) Выучи:

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы.

Белый стар — брать не стал.

Маховик и вял, и мал.

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, грибок.

2) Отгадай:

По полю бродит,

Зерно молотит,

Жнет, косит —

Хлеба не просит. (Комбайн.)

Овсом не кормят,

кнутом не гонят,

А как пашет —

семь плугов тащит. (Трактор.)

Занятие 13. Комната

I

1) Беседа по теме:

• Сколько нарисовано комнат? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько этажей в вашем доме?

• Какого цвета полы, стены? Какая мебель могла бы стоять в комнате? Что могло бы лежать на полу? Висеть на стене?

• На каком этаже ты живешь? Сколько этажей над (под) вашей квартирой? Опиши свою комнату.

2) Повтори ряд слов:

• пол, потолок, подоконник;

• дверь, ручка, форточка.

Придумай предложения с каждым из этих слов.

3) Подбери к названию целого название частей: дверь — ..., окно — ... (что есть у двери, у окна?).

4) Закончи предложения: Одна комната большая, а другая — ... . Эта комната светлая, а другая — ... .

5) Объясни, почему так говорят: «На новоселье всегда живет веселье».

II

1) Составь предложение со словом «комната».

2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: окна, из, улица, видна.

3) Ответь на вопросы:

• Что ты можешь увидеть из окна?

• На чем стоят цветы? Куда еще можно поставить цветы?

• Если в квартире одна комната, квартира какая? Две, три, четыре комнаты? Много комнат? Как называются такие квартиры?

• Если в доме один этаж, дом какой? Два, три, четыре этажа? Много этажей? Как называются такие дома?

• Если дом построен из камня, дом какой? Из дерева, кирпичей, блоков?

4) Образуй слова, обозначающие профессию человека: стекло, пианино. (Стекольщик, пианист.)

5) Объясни, от каких слов образовано слово: «новоселье», «хлеборезка».

III

1) Исправь ошибку: Комната из двух квартир.

2) Выбери правильное предложение: Стало светло в комнате, потому что взошло солнце. Взошло солнце, потому что в комнате стало светло.

3) Покажи, где ручка двери, форточка окна.

IV

1) Назови первый звук в словах «подоконник», «пол». — [п].

2) Дай характеристику звука [п]. — Согласный, глухой, твердый.

3) Назови парный согласный звук. — [б].

4) Сравни, в чем различие звуков [п] — [б]? — [п] глухой, а [б] — звонкий.

5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них частей (слогов), сколько звуков? (Проговаривание сопровождается хлопками.)

6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): п-о-т-о-л-о-к, п-о-л-о-в-и-к.

V

1) Выучи:

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

Без дела сидит

Да в пустой угол глядит.

2) Отгадай:

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что, кто придет,

Тот и руку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я приветливая ... (Дверь).

Все, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Руку подает. (Дверная ручка.)

Наши рекомендации