Занятие 11. Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме
I
1) Беседа по теме:
• Как животные готовятся к зиме? Что они запасают?
• Куда улетают птицы? Почему? Как называют таких птиц?
• Каких ты знаешь перелетных, зимующих птиц?
2) Назови животных, нарисованных на картинке. Каких ты знаешь домашних и диких животных?
3) Опиши белку, зайца, ежа, лося.
4) Подбери:
• к данным словам слова, противоположные по значению: ранняя — ..., холодная — ..., хмурая — ..., дождливая — ..., низкие — ..., увядать — ..., весело — ... . Придумай предложения с парой таких слов;
• к названию общих понятий частные: птицы — ..., ..., ...; животные — ..., грибы — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «Золотая осень».
II
1) Составь предложение со словом «животные».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: на, белка, корм, готовит, зиму.
3) Ответь на вопросы:
• Где сидит белка? Где она живет? Куда белка кладет корм?
• Где сидит еж? Где еж хранит корм? Как еж переносит корм?
• Какой корм запасает на зиму белка, еж?
• Где птицы? Запасают ли птицы корм на зиму?
• Куда подошел лось? Зачем?
4) Закончи предложения: Вот и закончилось теплое ... . Наступила хмурая ... . Небо затянули ... . Дуют холодные ... . Закружились в воздухе ... . Не слышно песен ... . Скоро наступит ... .
5) Объясни, от каких двух слов образовано слово: «косогор», «сенокосилка».
III
1) Исправь ошибку: Дерево в дупле.
2) Выбери правильное предложение: Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что наступили осенние холода. Осенние холода наступили, потому что перелетные птицы улетели в теплые края.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• лось, белка, ежик, журавль;
• грач, ласточка, воробей, скворец.
IV
1) Какой первый звук в словах «дупло», «дрозд»? — [д].
2) Дай характеристику звука [д]. — Согласный, звонкий, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [т].
4) В чем различие звуков [д] — [т]? — [д] звонкий, а [т] — глухой.
5) Подбери слова на звук [т]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): д-о-ж-д-и, т-у-ч-а.
V
1) Выучи:
Валенки у Валеньки
Не велики, а маленьки.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
2) Отгадай:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц.)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка.)
Занятие 12. Осенний пейзаж. Дети собирают грибы
I
1) Беседа по теме:
• Что дети делают в лесу? Как они одеты?
• Что люди делают на полях? Кто управляет трактором, комбайном?
• Сколько детей, лодок, удочек у рыбака, сколько он поймал рыбы?
2) Подбери:
• к названию общих понятий частные: овощи — ..., рыба — ..., грибы — ... ;
• к данным словам слова, противоположные по значению: труд — ..., поднимать — ..., легко — ... .
3) Объясни образование названий грибов: опята, подосиновик, подберезовик.
4) Назови одним словом:
• картофель, морковь, свекла, капуста;
• подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок.
5) Объясни, почему так говорят: «Сенокос, сенокос! Луг остался без волос».
II
1) Составь предложение со словом «грибники».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: дети, в, складывают, грибы, корзину.
3) Ответь на вопросы:
• Много чего? Что собирают дети? Куда дети складывают грибы?
• Как называется гриб, который растет под березой, под осиной, около пня?
• Если грибы можно есть, они какие? А мухомор? Опиши мухомор.
4) Закончи предложения: На полях трудятся ... . Они собирают ... . Зерно ссыпают в ... . Дети гуляют в ... . Они собирают ... .
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «мухомор», «сыроежка», «овощехранилище».
III
1) Исправь ошибку: Дети сложили корзину в грибы.
2) Выбери правильное предложение: Люди ссыпали мешки в картофель. Люди ссыпали картофель в мешки.
3) Выбери, какое слово лишнее и почему:
• подберезовик, подосиновик, поганка, опенок;
• сыроежка, свекла, картофель, капуста.
IV
1) Какой первый звук в словах «подосиновик», «подберезовик», «поганка»? — [п].
2) Дай характеристику звука [п]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [б].
4) В чем различие звуков [п] — [б]? — [п] глухой, а [б] — звонкий.
5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них слогов, сколько звуков?
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): п-о-г-а-н-к-а, п-о-д-о-с-и-н-о-в-и-к.
V
1) Выучи:
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы.
Белый стар — брать не стал.
Маховик и вял, и мал.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок.
2) Отгадай:
По полю бродит,
Зерно молотит,
Жнет, косит —
Хлеба не просит. (Комбайн.)
Овсом не кормят,
кнутом не гонят,
А как пашет —
семь плугов тащит. (Трактор.)
Занятие 13. Комната
I
1) Беседа по теме:
• Сколько нарисовано комнат? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько этажей в вашем доме?
• Какого цвета полы, стены? Какая мебель могла бы стоять в комнате? Что могло бы лежать на полу? Висеть на стене?
• На каком этаже ты живешь? Сколько этажей над (под) вашей квартирой? Опиши свою комнату.
2) Повтори ряд слов:
• пол, потолок, подоконник;
• дверь, ручка, форточка.
Придумай предложения с каждым из этих слов.
3) Подбери к названию целого название частей: дверь — ..., окно — ... (что есть у двери, у окна?).
4) Закончи предложения: Одна комната большая, а другая — ... . Эта комната светлая, а другая — ... .
5) Объясни, почему так говорят: «На новоселье всегда живет веселье».
II
1) Составь предложение со словом «комната».
2) Восстанови порядок слов и произнеси предложение правильно: окна, из, улица, видна.
3) Ответь на вопросы:
• Что ты можешь увидеть из окна?
• На чем стоят цветы? Куда еще можно поставить цветы?
• Если в квартире одна комната, квартира какая? Две, три, четыре комнаты? Много комнат? Как называются такие квартиры?
• Если в доме один этаж, дом какой? Два, три, четыре этажа? Много этажей? Как называются такие дома?
• Если дом построен из камня, дом какой? Из дерева, кирпичей, блоков?
4) Образуй слова, обозначающие профессию человека: стекло, пианино. (Стекольщик, пианист.)
5) Объясни, от каких слов образовано слово: «новоселье», «хлеборезка».
III
1) Исправь ошибку: Комната из двух квартир.
2) Выбери правильное предложение: Стало светло в комнате, потому что взошло солнце. Взошло солнце, потому что в комнате стало светло.
3) Покажи, где ручка двери, форточка окна.
IV
1) Назови первый звук в словах «подоконник», «пол». — [п].
2) Дай характеристику звука [п]. — Согласный, глухой, твердый.
3) Назови парный согласный звук. — [б].
4) Сравни, в чем различие звуков [п] — [б]? — [п] глухой, а [б] — звонкий.
5) Подбери слова на звук [б]. Назови последовательно все звуки в словах. Сколько в них частей (слогов), сколько звуков? (Проговаривание сопровождается хлопками.)
6) Послушай и скажи, какие слова получатся (слова произносятся по звукам): п-о-т-о-л-о-к, п-о-л-о-в-и-к.
V
1) Выучи:
Спасибо этому дому,
Пойдем к другому.
Без дела сидит
Да в пустой угол глядит.
2) Отгадай:
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто придет,
Тот и руку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я приветливая ... (Дверь).
Все, кто придет,
Всем, кто уйдет,
Руку подает. (Дверная ручка.)