С глаз долой, но не из сознания

Базовые материалы:

Piaget J. (1954). The development of object concept: The construction of

reality in the child (p. 3—96). New York: Basic Books.

Как протекало ваше развитие со времен раннего детства, с его весьма ограниченными возможностями мышления, и до вашего нынешнего взрослого состояния, когда вы способны размышлять и анализировать мир с помощью многочисленных сложных средств, включая язык, знаковые системы и логику? Скорее всего, вы сразу же ответите: «Я приобрел интеллекту­альные способности путем обучения: благодаря взаимодейст­вию с моим окружением и благодаря урокам, которые полу­чал — по мере моего роста — от взрослых».

Хотя большинству людей это объяснение может показаться совершенно правильным, многие психологи, занимающиеся проблемами развития, считают, что для приобретения интел­лектуальных способностей нужно нечто большее, чем просто обучение.

Когда вы смотрите на младенца, видите ли вы перед собой че­ловека, который после обучения будет физически способен вести себя как взрослый?

Конечно, нет. Вы знаете, что благодаря процессу физиче­ского созревания с течением времени поведение ребенка будет становиться все более сложным. До тех пор пока малыш не до­стиг определенного уровня развития, никакое обучение не мо­жет вызвать способность к тем или иным конкретным действи­ям. Например, рассмотрим способность ходить. Возможно, вам представляется, что это вопрос обучения. Но представьте себе попытки обучить хождению 6-месячного ребенка. Вы можете тренировать его по олимпийской схеме 8 часов в сутки, но хо­дить он не научится. Это объясняется тем, что ребенок еще не достиг необходимой для способности к хождению физической зрелости.

Многие исследователи полагают, что интеллектуальное (или когнитивное) развитие имеет такие же особенности. Есть оп­ределенные уровни способности к мышлению, на которые ре­бенок не может выйти, пока не достигнет необходимой стадии когнитивного развития, при этом совершенно не важно, сколь длительным будет обучение. Концепция когнитивного разви­тия сформировалась и была осознана психологами благодаря работам швейцарского ученого Жана Пиаже.

Пиаже является одной из самых влиятельных фигур в исто­рии психологии. Проделанная им работа не только произвела революцию в психологии развития, но и стала фундаментом всех последующих исследований в области изучения формирования интеллекта. Пиаже первоначально занимался биологией и изу­чал врожденную способность животных адаптироваться к ново­му окружению. Во время учебы в Сорбонне в Париже он устро­ился на работу (для заработка) в лабораторию Альфреда Бине, где разрабатывались первые тесты для оценки интеллекта. В за­дачу Пиаже входило стандартизировать французскую версию теста на мышление, который изначально был разработан на ан­глийском языке. Подобные тесты стандартизируются для того, чтобы вопросы для всех тестируемых детей были максимально сходными. Тогда любая разница в оценках будет объясняться именно ответами ребенка, а не вариантами теста.

Именно во время занятий этой работой в Париже Жан Пиа­же начал формировать свои взгляды о когнитивном развитии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Сначала работа в лаборатории А. Бине показалась Пиаже утомительной и не слишком интересной. Но потом он стал под­мечать некоторые особенности ответов детей различного воз­раста на вопросы теста. Оказалось, что дети примерно одного возраста делали одинаковые ошибки. Это происходило пото­му, что при решении они рассуждали одним и тем же путем. И Пиаже больше всего заинтересовало не соответствие ответов истине, а сам процесс рассуждения, результатом которого были неправильные ответы. Основываясь на своих наблюдениях, Пиаже пришел к выводу, что дети более старшего возраста не только знают больше, чем младшие, но и думают над постав­ленными вопросами совершенно иначе. Это привело его к со­мнениям относительно правомерности преобладавшего в то время способа оценки интеллекта на основе тестовых баллов и обратило к необходимости рассмотрения когнитивных страте­гий, которые используются детьми разного возраста (Ginzburg &Оррег, 1979).

Ж. Пиаже посвятил следующие 50 лет своей жизни изуче­нию интеллектуального развития детей. Работа привела его к созданию знаменитой теории когнитивного развития, ко­торая в течение десятилетий принималась в качестве прак­тически неоспоримого объяснения того, как люди приобре­тают свое сложное умение думать. Согласно теории Пиаже, все люди проходят четыре стадии когнитивного развития, идущие всегда в определенной последовательности и возни­кающие приблизительно в одном возрасте. Эти данные при­водятся в табл. 5.1.

Столь же важными, как сама эта теория, были методы, ко­торые использовал Пиаже для изучения способности к мы­шлению у детей. Работая в лаборатории Бине, Пиаже понял, что для анализа новой концепции интеллекта необходимо разра­ботать и новые методы исследования. Вместо обычных тесто­вых заданий, содержание и процедура проведения которых же­стко стандартизованы, он предложил метод беседы, который давал возможность менять направление разговора и характер вопросов с учетом ответов ребенка. Это позволило лучше изу­чить процессы, лежащие в основе ответов детей.

С глаз долой, но не из сознания - student2.ru

Одной из самых примечательных и интересных особенно­стей исследования Пиаже является то обстоятельство, что ко многим выводам он приходил, изучая своих собственных де­тей — Люсьен, Жаклин и Лорана. По современным научным стандартам его метод можно было бы считать очень спорным, поскольку в такой ситуации исследователь может быть недо­статочно объективен и существует большая возможность оши­бок и предвзятости. Однако нет правил без исключений. Выво­ды Пиаже, полученные в результате работы с его собственны­ми детьми, вполне универсальны и применимы ко всем детям.

Очевидно, в одной этой главе за недостатком места можно уделить внимание только небольшой части работы Пиаже. По­этому мы сфокусируем внимание на его открытии ключевого интеллектуального умения, получившего название сохранение объекта (objectpermanence).

Исследование этой способности является прекрасным при­мером самых важных открытий Пиаже и широких возможно­стей в использовании его метода.

Термин «сохранение объекта» относится к нашему понима­нию того, что предмет существует даже тогда, когда находится вне пределов досягаемости для наших органов чувств. Если кто-нибудь подойдет к вам, возьмет у вас книгу и убежит с ней в другую комнату, будете ли вы думать, что книга или ее похити­тель вообще перестали существовать? Нет: вы помните о суще­ствовании вашей книги и взявшего ее человека даже тогда, когда не можете их видеть или потрогать. Однако, по мнению Пиа­же, эта способность дана нам не от рождения. Он показал, что когнитивная способность человека представлять себе объекты как нечто постоянно существующее развивается у человека на­чиная примерно с 8-месячного возраста. Для людей эта спо­собность является очень важной, поскольку без нее невозмож­но разрешать проблемы и размышлять. Поэтому прежде чем ре­бенок оставит позади сенсорно-моторную стадию развития (от О до 2 лет; см. табл. 5.1) и вступит на дооперациональную ста­дию (от 2 до 7 лет), должно сформироваться представление о постоянстве существования предметов.

Наши рекомендации