Продолжение исследований и современные разработки

Представленная работа Розенцвейга, Беннетта и Даймонд послужила толчком для продолжения исследований в данной области. В течение 25 лет с момента опубликования статьи эти ученые и многие другие продолжали подтверждать, уточнять и дополнять полученные данные.

Например, было обнаружено, что обучению способствует обогащенная окружающая среда и опыт и что даже мозг взрос­лых животных, выращенных в обедненных условиях, может улучшить свою работу, если этих особей поместить в обогащен­ную окружающую среду (подробный обзор см.: Bennett, 1976).

Существуют также данные, свидетельствующие в пользу того, что опыт действительно влияет на развитие мозга челове­ка. Тщательное изучение мозга людей, умерших естественной смертью, показало, что у человека, обладающего большими зна­ниями и умениями, мозг имеет больший вес и более сложную структуру. Другие данные были получены в результате изуче­ния мозга людей, лишенных определенного опыта. Например, у слепого человека область коры головного мозга, контролиру­ющая зрение, тоньше и имеет меньше извилин, чем у человека с нормальным зрением.

Мариан Даймонд, одна из авторов оригинальной статьи, при­менила результаты своей работы к процессу интеллектуального развития человека в течение жизни. Она говорит: «Теперь мы можем более оптимистично смотреть на старение мозга в тече­ние жизни человека... Главный фактор — это стимуляция. Нерв­ные клетки созданы для стимуляции. И я думаю, что ключевую роль играет любопытство. Если человек с возрастом сохраняет интерес к жизни, это будет стимулировать нервную ткань, и кора

мозга будет реагировать на это... Я искала людей, которые были чрезвычайно активны после 88 лет. И я обнаружила, что люди, которые используют свой разум, не теряют его. Это так просто» (Hopson, 1984, р. 70).

И наконец, теория Розенцвейга о влиянии окружающей сре­ды на развитие мозга была использована в двух исследованиях умственных расстройств у людей (Postetal., 1996; Schore, 1996). Исследование Шор (Schore) показало, что ранние эмоциональ­ные реакции ребенка на первого воспитателя могут влиять на вы­работку в мозге определенных веществ, играющих важную роль в физическом развитии коры, то есть части мозга, отвечающей за самые сложные его функции, такие как мышление, восприятие и эмоции. Когда общение с воспитателем вызывает у ребенка стресс и неудовлетворение, в его нервной системе вырабатываются гор­моны, которые обусловливают ненормальное развитие специфи­ческих структур и эмоциональной области коры. По мнению Шор, такое ненормальное развитие мозга, вызванное негативными фак­торами окружающей среды в раннем возрасте, создает повышен­ную предрасположенность к психическим расстройствам в даль­нейшей жизни (р. 59). Пост (Post) подтверждает данные Шор и делает следующий шаг, предполагая, что стресс и ранние прояв­ления психических нарушений, депрессия или истерия могут ос­тавлять «биохимический... след в центральной нервной системе (ЦНС), который впоследствии влияет на течение, тяжесть и по­вторяемость психических заболеваний» (р. 273).

Другими словами, Пост и его коллеги утверждают, что наслед­ственная предрасположенность к психическим заболеваниям мо­жет иметь ранние психические проявления, которые, в свою оче­редь, вызывают физические изменения нервной системы, ведущие к развитию психического заболевания в последующей жизни. Исходя из этого Пост предполагает, что для предотвращения разви­тия психического заболевания в зрелом возрасте раннее вмеша­тельство может быть важнее, чем это признавалось доныне.

ЛИТЕРАТУРА

Bennett, E. L. (1976). Cerebral effects of differential experience and training. In M. R. Rosenzweig & E. L. Bennett (Eds.), Neural mechanisms of learning and memory. Cambridge, MA: MIT Press.

Hopson, J. (1984). A love affair with the brain: A PT conversation with Marian Diamond. Psychology Today, 11, 62—75. (1992) Environmental enrichment: The influences of restricted daily exposure and subsequent exposure to uncontrollable stress Physiology and Behavior, 51, 309-318.

Post, R., Weiss, S., Leverich, G., George, M., Frye, M., & Ketter, Т (1996). Developmental psychobiology of cyclic affective illness; Implications for early therapeutic intervention. Development and Psychopathology, 8(1), 273-305.

Schore, A. (1996). The experience-dependent maturation of a regulatory system in the orbital prefrontal cortex and the origin of developmental psychopathology. Development and Psycho-pathology, 8(\), 59-87.

Наши рекомендации