Исследования с участием людей

Американская психологическая ассоциация (АГТА) сформулиро­вала строгие и ясные правила, которые должны соблюдать исследо­ватели при проведении экспериментов с участием людей в качестве испытуемых. Ниже приводится фрагмент введения к своду этих пра­вил:

Психологи уважают достоинство индивидуума и цен­ность человеческой жизни и стремятся обеспечить со­хранность и защиту фундаментальных человеческих прав. Они обязуются служить целям преумножения знаний о человеческом поведении и понимания людь­ми себя и других, а также цели использования этих знаний на благо процветания человечества. Пресле­дуя эти цели, они предпринимают все усилия, чтобы защитить благополучие... участников исследований, которые могут являться предметом изучения. [Из до­кумента: Американская психологическая ассоциация. (1981). Этические принципы работы психологов. (American Psychological Association (1981). Ethical principles of psychologist. American Psychologist, 36, 633-638)].

Для того чтобы следовать этим принципам, исследователи долж­ны соблюдать ряд базовых правил, имеющих силу при проведении лю­бых исследований с участием людей в качестве испытуемых:

1. Информированное согласие. Исследователь обязан объяснить по­тенциальным испытуемым, в чем состоит эксперимент и какие про­цедуры будут использоваться, так чтобы индивидуум был способен принять решение, касающееся своего участия в эксперименте, учи­тывая всю имеющуюся информацию. Если индивидуум соглашается участвовать, его решение называется информированным согласием. Как вы убедитесь, прочитав эту книгу, бывают случаи, когда истинные цели эксперимента не могут быть обнародованы, поскольку это вызвало бы изменения в поведении испытуемых и сделало бы недействительными результаты эксперимента. В случаях, когда используется обман, испы­туемым все же необходимо предоставить информацию, достаточную для информированного согласия, а утаивание отдельных деталей эк­сперимента должно быть оправдано важностью потенциально полу­чаемых результатов.

2. Свободное право выйти из эксперимента в любое время. Все люди, участвующие в качестве испытуемых во всех исследовательских про­ектах, должны знать о том, что они могут свободно отказаться от даль­нейшего участия в эксперименте в любой момент. Данное правило может показаться излишним, поскольку очевидно, что любой испы­туемый, переживающий слишком сильный дискомфорт при прове­дении экспериментальных процедур, может просто уйти. Однако си­туация не всегда настолько проста. В частности, студентам-выпуск­никам часто начисляются дополнительные баллы за изучаемые курсы в случае участия в психологических экспериментах. Студенты могут считать, что выход из эксперимента повлияет на оценку, которую они получат, а потому не чувствовать себя свободными выйти из него. В случаях, когда за участие в эксперименте полагается денежное воз­награждение и экспериментаторы создают у участников впечатле­ние, что завершение эксперимента является условием его выплаты, это может рассматриваться как неэтичное побуждение участников отказаться от выхода из эксперимента, даже если бы они хотели сде­лать это. Во избежание подобных проблем испытуемым должны на­числяться баллы или выплачиваться вознаграждение в самом начале прохождения процедур только за то, что они явились для участия в эксперименте

3. Разбор эксперимента и техника безопасности. Экспериментаторы несут ответственность за защиту испытуемых от любого физического и психологического ущерба, который могут повлечь за собой экспери­ментальные процедуры. Большинство психологических эксперимен­тов проводится методами, не способными оказать какое-либо вредное воздействие как во время, так и после завершения эксперимента. Од­нако даже, казалось бы, совершенно безобидные процедуры иногда ока­зывают такие негативные воздействия, как фрустрация, неловкость или озабоченность. Наиболее распространенным методом предотвращения

подобных эффектов является соолюдение этического правила, обязы­вающего проводить разбор эксперимента. После своего завершения лю­бой эксперимент, в особенности предполагавший обман участников, должен подвергнуться разбору. Во время разбора испытуемым должны быть объяснены истинные цели и задачи эксперимента и предоставле­на возможность задать любые вопросы, касающиеся своих ощущений, связанных с экспериментом. Если существует вероятность появления долговременных эффектов, являющихся следствием эксперимента, ис­следователи должны предоставить испытуемым номера телефонов для обсуждения этих эффектов в случае возникновения такой необходи­мости.

4. Конфиденциальность. Все данные, полученные с участием испыту­емых в ходе эксперимента, должны носить исключительно конфиден­циальный характер, за исключением случаев, когда с испытуемыми была достигнута специальная договоренность. Это не означает, что результа­ты эксперимента не могут сообщаться или публиковаться, однако это должно быть сделано в форме, не позволяющей идентифицировать лич­ные данные участников. Во многих случаях испытуемых даже не просят сообщать личную информацию и все собранные данные объединяются для получения усредненных различий между экспериментальными груп­пами.

В исследованиях с участием детей требуется родительское согла­сие, а также соблюдение всех перечисленных выше этических требо­ваний.

Когда вы будете читать о работах, включенных в эту книгу, у вас может сложиться впечатление, что в ходе некоторых из описанных ис­следований были нарушены те или иные из перечисленных этических принципов. Однако эти исследования были проведены задолго до того, как появились перечисленные выше формальные этические правила, и повторение подобных экспериментов сегодня невозможно. Отсут­ствие этических правил, однако, не оправдывает злоупотреблений, до­пускавшихся исследователями в прошлом. Судить о допущенных ими нарушениях сегодня каждый из нас должен в индивидуальном поряд­ке, и нам надлежит, как это подобает психологам, извлечь уроки из про­шлых ошибок.

Наши рекомендации