Тема 1. Предмет, значение и язык логики

ЛОГИКА

Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки030900.62 «Юриспруденция»

Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru

Красноярск 2013

 
  Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru

УДК 16

ББК 87. 4

Логика: Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» / Сост. В. А. Козловская ; НОУ ВПО СИБУП. Красноярск : 2013.– 65 с.

Методические указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Логика» и выполнения контрольной работы по ней студентами заочной формы обучения. Указания содержат рабочую программу, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных и экзаменационных вопросов, тренировочные тесты и список основной и дополнительной литературы. Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Методические указания рассмотрены и утверждены на Научно-методическом совете НОУ ВПО СИБУП. Протокол № 06 от 18.06.2013года

© Козловская В. А.

© Сибирский институт бизнеса,

Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru управления и психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Программа курса
2. Методические рекомендации и требования к выполнению контрольных работ
3. Варианты контрольных работ
4. Вопросы к итоговому контролю
5. Тренировочные тесты
6. Список литература
7. Глоссарий

 
  Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

Введение курса логики в программу высших учебных заведений обусловлено необходимостью формирования логической культуры студентов.

Современный профессионал должен уметь строго и четко пользоваться научной терминологией, ориентироваться в потоке информации, быть невосприимчивым к домыслам и лженаучной информации, отличать главное от второстепенного, существенное от поверхностного. В любой области знаний — юриспруденции, психологии, менеджменте и т.д. — существуют нерешенные проблемы, порождающие споры, научные дискуссии. Диалог требует от его участников умения аргументировано излагать свои взгляды, отстаивать свои убеждения, опровергая доводы оппонентов, определять психологические особенности общения с ними.

Характерными признаками неразвитого мышления являются его не строгость, непоследовательность, неубедительность, бездоказательность, безапелляционность, декларативность.

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования:

знания: основных исторических этапов развития логики как науки, актуальных проблем современной логики, правил оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями, законов правильного мышления, правил доказательного рассуждения, логическую структуру вопросов и ответов.

умения:

теоретические: уверенно и грамотно выполнять такие логические процедуры, как обобщение и ограничение понятий, определение, деление, преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других суждений, аргументация, правила постановки вопросов, оценка ответов, проверка гипотез; логически корректно находить информацию, писать аналитические справки, рефераты курсовые и дипломные работы, правила ведения диалога с собеседниками и с аудиторией; акцентировать внимание студентов на разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии.

практические: эффективно применять и использовать логические законы и правила аргументации, доказательства и опровержения в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога, в том числе при работе на семинарах; работать с логическими формами мышления путем разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения.

навыки: использование дедукции, индукции, логических законов как средства познания и убеждения в процессе формирования доверия собеседника к своим соображениям; эффективно вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, умение находить свои нужные аргументы и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы своих оппонентов, выявлять недозволенные приемы в дискуссиях и спорах.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

общекультурных:

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

Задачи курса:

- повысить общую культуру мышления студентов, развить и систематизировать их интуитивные навыки ясного, последовательного и доказательного мышления;

- дать студенту основные знания по актуальным проблемам современной логики;

- показать роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога;

- связать изучение логики с эристикой и риторикой;

- раскрыть правила оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями и их использование в устной и письменной аргументации;

- сформировать у студентов навыки практической работы с логическими формами и структурами путем лекционного разбора логических задач, коллизий и способов их разрешения;

- развить у студентов привычку и вкус к логически корректному поиску информации, построению аналитических справок, рефератов, курсовых и дипломных работ, а также публичных выступлений;

- акцентировать внимание студентов на разделах логики, которые связаны с профилем их будущей профессии:

а) роли логики в процессе формирования убеждения;

б) использовании логических законов как средства познания и убеждения в процессе диалога;

в) использовании дедукции и индукции в процессе формирования доверия собеседника к своим соображениям;

г) использовании гипотез в ходе диалога.

Курс логики, предусмотренный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочим учебным планом юридического факультета Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирского института бизнеса, управления и психологии», включает программу по логике, требования и методические рекомендации к выполнению контрольной работы, десять вариантов контрольных работ, тренировочный тест, глоссарий, вопросы к итоговому контролю, основную и дополнительную литературу. Задания контрольных работ охватывают все основные темы, позволяющие в необходимом объеме представить изучаемый предмет.

Все это создает необходимую методологическую и методическую базу для самостоятельного решения контрольных заданий.

Специфика программы рассчитана для студентов юридических специальностей заочного отделения.

1. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 8. Гипотеза

Определение гипотезы. Виды гипотез в общении. Логические правила построения гипотезы и этапы ее развития. Подтверждение гипотез. Опровержение гипотез. Гипотезы и версии в юридической деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Целью написания контрольной работы является формирование навыков самостоятельного изучения литературы по предмету «Логика», приобретение и развитие основ правильного мышления и речи, применение логических законов, приемов и операций на практике, в процессе рассуждения.

Выполнение контрольной работы является важной ступенью в подготовке к экзамену по логике и проводится для решения следующих задач:

– для активизации и организации самостоятельной работы студента по изучению предмета в межсессионный период;

– для проверки студентом уровня своих знаний и умений по дисциплине и степени своей готовности к сдаче экзамена;

– для проверки преподавателем качества самостоятельной работы студента.

В данной работе студентам представлены десять вариантов контрольных работ, каждая из которых пишется только по одному варианту. Вариант контрольной работы студенты определяют самостоятельно, в соответствии с порядковым номером своей зачетной книжки (от 1 до 10). Например, порядковый номер зачетной книжки – 1, значит, контрольная работа пишется по первому варианту, порядковый номер зачетной книжки – 0, значит, по 10 варианту и т. д. Преподаватель правильность выбора варианта контрольной работы также будет определять по номеру зачетной книжки студента.

Освоение курса логики требует серьезной и вдумчивой работы. Прежде чем приступить к выполнению заданий, рекомендуется следующее:

1.Вначале необходимо внимательно ознакомиться с программой курса.

2.Контрольные задания следует переписать полностью, без сокращения.

3.Усваивать содержание этой учебной дисциплины лучше небольшими блоками.

4.Внимательно изучив соответствующий раздел (блок), выписать определения, раскрывающие значение ключевых слов.

5.Выписать основные положения (тезисы) прочитанного раздела и проследить, как и какими доводами они обосновываются.

6.Решать задачи следует поэтапно, по мере прохождения соответствующих разделов курса и в той последовательности, в какой эти задания сформулированы.

7.Если испытываете затруднения и неясна последовательность логических шагов в решении задач, советуем перед выполнением каждого задания обращаться к анализу тех образцов, которые даны в рекомендуемой литературе.

8.Необходимо помнить, что ответы на поставленные вопросы должны быть аргументированными. Важно не просто записать ответ на вопрос, но и указать те основания, в силу которых проверяющий ваши работы преподаватель должен признать ответы правильными.

9.Решение логических задач предусматривает не содержательный анализ предлагаемых понятий, суждений и рассуждений, не интуитивное нахождение верного ответа; оно требует применения выработанных формализованных процедур, отражающих логические свойства наших единиц мышления.

10. Контрольная работа выполняется в обычных школьных тетрадях в рукописном виде, либо на листах формата А4 машинописным (печатается на пишущей машинке, принтере) или рукописным способом. Почерк должен быть разборчивым. Работы, написанные неразборчивым почерком, не зачитываются. Лучше в таком случае выполнить работу в машинописном (компьютерном) варианте.

11. На титульном листе контрольной работы указываются следующие сведения: название вуза, дисциплина, по которой пишется контрольная работа (контрольная работа по предмету «Логика»), номер варианта контрольной работы; фамилия, имя и отчество студента, шифр группы (название специальности).

12. Работа должна выполняться студентом самостоятельно. Если самостоятельность выполнения вызывает сомнения у преподавателя, то студенту будет предложено пройти собеседование по контрольной работе.

13. Контрольная работа представляется в деканат за месяц до начала сессии, защищается устно в ходе собеседования.

Помните: чем выше ваша работа отвечает перечисленным требованиям, тем выше ее качество.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

Задание 1.Дайтеполную логическую характеристикупонятию:

Ответственность.

Задание 2.Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Деятельность, профессиональная деятельность, юридическая деятельность.

Задание 3.Обобщите понятие:

Наказание.

Задание 4.Ограничьте следующее понятие:

Амнистия.

Задание 5.Укажите правильность следующего определения (если оно неправильное укажите, какое правило нарушено):

Правильное мышление — это мышление, согласное с логикой.

Задание 6.Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

Задание 7.Определите вид суждения (атрибутивное, суждение с отношением), приведите схему суждения:

Выдающаяся душа не чужда безумию (Аристотель).

Задание 8.В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Некоторые категории граждан имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте.

Задание 9.При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Не многие знают самих себя.

Задание 10.Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью (Зенон Китийский).

Задание 11.Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru q) Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru r) Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru ((p Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru q Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru r)).

Задание 12.Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Некоторые науки являются фундаментальными. Следовательно, некоторые науки не являются таковыми.

Задание 13.Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено не правильно:

Некоторые люди допускают ошибки. Значит, среди тех, кто допускает ошибки, есть люди.

Задание 14. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Всякое правонарушение есть противоправное деяние.

Задание 15.Сделайте вывод из посылок. При необходимости придайте посылкам ясную логическую форму. Определите фигуру и модус силлогизма.

Хорошие руководители совершенствуют умение делегировать свои полномочия. Перераспределение полномочий представляет собой процесс от одного лица к другому. Следовательно,…

Задание 16.Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Сделка недействительна, так как совершена неправоспособными гражданами.

Задание 17.Установите вид условного умозаключения, сделайте вывод и определите его правильность:

Если человек оказался в сложной жизненной ситуации, то он нуждается в поддержке.

Семенов не оказался в сложной жизненной ситуации …

Задание 18.Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверяю лично сам.

Задание 19.В приведенном тексте определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены.

«Труп найден в погребе Волохова. Волохов жил несогласно со своей женой, после этого следует немедленное заключение — она виновата. Почему? Больше некому. Вот народная логика… Замечательно, что никто из свидетелей не подтвердил главного обстоятельства, никто не сказал, вернулся ли Алексей Волохов 17 августа ночевать домой, так как в два или три часа его видели на улице пьяным…» (Речи русских юристов. С. 501–502).

Задание 20.Установите несостоятельность аргументации или демонстрации.

Соучастник преступления Егоров был исполнителем преступления, так как участниками преступления являются исполнители и организаторы. Егоров же не был организатором.

Вариант 2

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятия:

Умышленное преступление.

Задание 2.Определите отношение между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Холодное оружие, орудие преступления, пистолет.

Задание 3.Обобщите понятие:

Ответственность.

Задание 4.Ограничьте следующее понятие:

Субъекты юридической помощи.

Задание 5.Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность..

Задание 6.Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся: чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение принесенного ущерба.

Задание 7.В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Лень никогда не приводит к добру.

Задание 8.Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями. – Некоторые адвокаты не обладают ораторскими способностями.

Задание 9.Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что во всех действиях бывают ошибки; значит, истинно то, что в некоторых действиях есть ошибки.

Задание 10. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его вид по главному признаку:

Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на спине – вот это значит, что вы чего-то добились! (Закон Мэрфи).

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья (Демокрит).

Задание 12. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Ни один человек не рождается преступником.

Задание 13.Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Ни один человек не имеет право нарушать законы. Следовательно, среди тех, кто имеет право нарушать законы, нет людей.

Задание 14.Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые люди свободны от тщеславия.

Задание 15.Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

Ваши решения, принятые в прошлом, определяют ваше поведение в настоящем. Они становятся основой ваших ценностей. Таким образом, ценности – это выбор того, что, по-вашему, является важным и стоящим.

Задание 16.Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.

Задание 17.Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если человек не уяснил себе элементарных логических правил, то он не сможет их применять в своей практике.

Задание 18.Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

«Все студенты – ужасные прагматики: они никогда не будут учить сверх того, что определено программой», – сказал один преподаватель другому. «А почему ты в этом уверен?» – спросил его второй. «Ну, посуди сам, – ответил первый, – ни один из моих студентов ничего не хочет делать сверх программы. То же самое мне говорил и К. Да ты и сам как-то жаловался на это».

Задание 19.Какой закон нарушен в данном рассуждении?

В день прихода студентов на занятие на дверях компьютерного класса висел большой замок, и несколько студентов пытались в него попасть.

Задание 20.К данному тезису подберите аргументы.

Сделка, совершенная гражданином Карелиным, является односторонней.

Вариант 3

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятию:

Система мер.

Задание 2.Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Президент, Президент Российской федерации, глава государства.

Задание 3.Обобщите понятие:

Теория государства и права.

Задание 4.Ограничьте следующее понятие:

Преступление.

Задание 5.Укажите правильность следующего определения (если оно неправильное укажите, какое правило нарушено):

Понимание – это признание того, что поняли.

Задание 6.Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.

Задание 7.Определите вид суждения, приведите схему атрибутивных суждений и суждений с отношением:

Память человеку необходима для всех проявлений души (Паскаль).

Задание 8.Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

Никто из присутствующих не пожелал присоединиться к его мнению.

Задание 9.При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Не бывает людей, которые ни в чем не ошибаются.

Задание 10.Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Поступок мудрых людей продиктован умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, животных – природою (Цицерон).

Задание 11.Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru (p Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru q) (q Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru (p ^ r)).

Задание 12.Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Все граждане имеют право на защиту. Значит, некоторые граждане не имеют не право на защиту.

Задание 13.Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Некоторые удовольствия непозволительны. Некоторое, что является непозволительным, есть удовольствие.

Задание 14. Проверьте правильность приведенного ниже непосредственного умозаключения; укажите вид преобразования; при наличии ошибки самостоятельно сделайте правильный вывод:

Многие государственные служащие не берут взяток. Значит, некоторые взяточники – негосударственные служащие.

Задание 15.В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности (если возможно).

Все слова служат для выражения мысли. Все жесты служат для выражения мысли. Все жесты суть слова.

Задание 16.Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Некоторые свидетели дают ложные показания, а он – свидетель.

Задание 17. Определите вид и правильность следующего умозаключения:

Если преступники суть люди душевнобольные, то их необходимо изолировать от общества. Их изолировали от общества. Следовательно, преступники душевнобольные.

Задание 18.Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю, что Андрей с увлечением читает детективы, Игорь тоже читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читает детективы. Вот и мужчина, который сидит против меня, тоже держит в руках детектив.

Задание 19.Будет ли нарушено требование закона тождества при замене одного суждения другим?

«Он решил не торопиться и подождать» и «Он решил не спешить и подождать».

Задание 20.В приведенном тексте найдите логическую ошибку, укажите, какое правило нарушено:

«— Скажите, почему вы остановились на единственной версии — «месть»? — спросил вдруг Колесников.

— А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было» (Ланской М. «Происшествие»).

Вариант 4

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятию:

Причина.

Задание 2.Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Волевой, безвольный.

Задание 3.Обобщите понятие:

Экономическое преступление.

Задание 4.Ограничьте следующее понятие:

Активная группа населения.

Задание 5.Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Свидетель – лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного или гражданского дела, и вызванное в органы суда для дачи показаний.

Задание 6.Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

Обеспечение по государственному страховании подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги.

Задание 7.В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).

Задание 8.Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

У них не было возможности участвовать в этой акции. – У них была возможность участвовать в этой акции.

Задание 9.Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Истинно то, что некоторые люди имеют лидерские качества; значит, истинно то, что некоторые люди не имеют лидерских качеств.

Задание 10.Установите вид сложного суждения, укажите его основные части (простые суждения) и определите, какой связкой они связаны:

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно (Вольтер).

Задание 11. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на долгую карьеру ни в политике, ни в бизнесе.

Задание 12.Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

Он совершил это поступок.

Задание 13.Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Все трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу. Следовательно, ни один из тех, кто не берется за самую сложную работу, не должен считаться трудолюбивым человеком.

Задание 14.Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые работники не являются опытными специалистами.

Задание 15.Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус, если силлогизмы не правильный, найдите его правильную форму:

Некоторые огорчения полезны. Все огорчения неприятны. Следовательно, некоторые неприятные вещи полезны.

Задание 16.Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки – должностное преступление.

Задание 17.Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если он не знает законов, то он не может поступить правильно.

Задание 18.Опираясь на закон непротиворечия, установите, может ли быть одновременно истинной данная пара суждений:

Не все данные могут быть приобщены к делу.

Некоторые данные могут быть приобщены к делу.

Задание 19.Согласны ли Вы с выводом данного умозаключения и если нет, то укажите ошибку:

Обвиняемый в хищении продукции завода признался в совершении преступления и утверждал, что совершил его без помощи кого-либо. Однако следственный эксперимент показал невозможность вынести похищенное в одиночку. В результате был сделан вывод о том, что в преступлении участвовали как минимум два человека.

Задание 20.Установите вид и структуру доказательства:

Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемого.

Обвиняемый был на месте преступления – в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви.

Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший примерно в то время, когда была совершена кража.

Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежавшие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры.

Вариант 5

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятию:

Нормативный акт

Задание 2.Определите отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Лицо, лицо физическое, лицо юридическое, лицо преступника.

Задание 3.Обобщите понятие:

Способность.

Задание 4.Ограничьте следующее понятие:

Конфликт.

Задание 5.Укажите правильность следующего определения (если оно неправильное укажите, какое правило нарушено):

Допрос – следственное или судебное действие, состоящее в получении от свидетеля или потерпевшего устного показания об известных ему обстоятельствах данного дела.

Задание 6.Соблюдено ли правило деления в следующем случае:

Науки делятся на общественные, естественные и юридические.

Задание 7.Определите вид суждения (атрибутивное, суждение с отношением), приведите схему суждения:

Прохладное средство общения предполагает гораздо более активное участие, чем горячие средства, дающие четко детализированную информацию.

Задание 8.Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Худших везде большинство (Биант).

Задание 9.При помощи логического квадрата установите все возможные суждения данному суждению. Определите их истинность или ложность:

Возможность украсть создает вора (Ф. Бекон)

Задание 10.Установите термины, входящие в состав данного сложного сужения и напишите его в символической форме, используя логические знаки конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции:

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно (Вольтер).

Задание 11.Построить истинностную таблицу для формулы логики высказываний и определить, какой она является:

(p Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru (q v p)) Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru (p Тема 1. Предмет, значение и язык логики - student2.ru r).

Задание 12.Проверьте, правильно ли произведено превращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно:

Все существенное уже было сделано; значит, ничто существенное не было не сделано.

Задание 13.Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено не правильно:

Ни один настоящий мужчина не обидит женщину. Среди тех, кто может обидеть женщину не может быть настоящих мужчин.

Задание 14.Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

«Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег»

(Г. Форд).

Задание 15.В приведенном ниже силлогизме установите посылки и заключение, найдите больший, меньший и средний термины, запишите силлогизм в правильной последовательности, либо укажите ошибки

Некоторые человеческие действия заслуживают ненависти. Ложь есть человеческое действие. Ложь заслуживает ненависти.

Задание 16.Определите, что пропущено в энтимеме: заключение или посылка (большая или меньшая)?

Всякая истина требует доказательств. Откуда следует, что некоторое из того, что требует доказательств, не является бесспорным.

Задание 17. Определите вид и правильность следующего условно-категорического умозаключения:

Если мы изучали философию, то имеем правильное понимание законов развития. А так как мы не изучаем философию, значит, мы не имеем правильного понимания законов развития.

Задание 18.Достаточна ли вероятность следующего индуктивного вывода:

Установлено, что Д. перевозил пассажиров на собственной автомашине. Кроме того, у Д. было обнаружено расписание поездов дальнего следования. Следовательно, Д. систематически занимался перевозкой пассажиров за плату»? Если она недостаточна, то как ее повысить?

Задание 19.Укажите, требование какого формально-логического закона нарушено в приведенном отрывке.

«Баринов говорил, что, когда к нему пришел раненый Петров, он был дома. А согласно показаниям Петрова, Баринова тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже».

Задание 20.Правильно ли приведенное ниже доказательство, и если нет, то укажите характер ошибки:

Так как это человек был на месте преступления примерно в то же время, когда оно было совершено, и отпечатки его пальцев есть на орудии преступления, то значит, он и совершил это преступление.

Вариант 6

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятию:

Принуждение.

Задание 2.Определите отношение между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых с

Наши рекомендации