Критерии оценки результатов тестов.
§ 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
§ 60-80% - уровень выше среднего;
§ 50-60% - средний уровень;
§ 30-50% - уровень ниже среднего;
§ меньше 30% - низкий уровень.
Учебно-методическая литература для учителя
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
- Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
Литература для учащихся
- Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Класс
Входной тест
1. Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
2. Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
- Нарисуй недостающую фигуру.
? | ||
4. Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
5. Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________...
6. Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
Класс
Промежуточный тест
1. Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод – зима, тепло - … .
Помидор – красный, огурец - … .
Человек – ребенок, собака - … .
Морковь – огород, яблоня - … .
2. Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
3. Зачеркни «лишнее» слово:
· Окунь, щука, кит, карась;
· Ель, липа, сирень, береза;
· Сын, друг, бабушка, папа.
- Разгадай закономерность и дорисуй.
5. Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
6. Назови обобщающим словом.
· Пчела, бабочка - … .
· Пила, отвертка - … .
· Франция, Россия - … .
· Дождь, снег - … .
Класс
Итоговый тест
1. Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
2. Зачеркни «лишнее» слово:
· Окно, волк, коза, бежать, берег;
· Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
3. Составь по три слова из букв каждой строки.
· Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
· О, С, А, К _____________, _________________, _______________
4. Напиши по аналогии.
· Птица – крылья, рыба - … .
· Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
· Завод – цех, школа - … .
· Альпинист – горы, пловец - … .
Класс
Тест «Алгоритм»
1. Выполни действия. Впиши результаты.
· Задумай однозначное число;
· Прибавь 5;
· Сложи результаты действий 1 и 2 ;
· Вычти 4 ;
· Прибавь 10;
· Вычти удвоенное задуманное число;
· У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
2. Нарисуй рамку. Выполни действия:
· Отметь внутри рамки две точки;
· Обозначь эти точки буквами А и В;
· Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
· Обозначь эту точку буквой С;
· Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
3. Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решитьпример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
a) _________________;
b) _________________;
c) _________________;
d) _________________;
e) _________________ .
Класс
Тест «Сравнение»
1. Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
· Деревянный, удобный, письменный … .
· Летний, солнечный, праздничный … .
· Узкий, длинный, кожаный … .
· Черная, рыхлая, влажная … .
· Большие, сине, грустные … .
· Душный, сухой, пыльный … .
2. Подбери близкие по значению слова.
· Друг – товарищ.
· Храбрый - … .
· Скоро - … .
· Разломать - … .
· Думать - … .
· Редко - … .
3. Сравни самолет и автобус.
Сходство | Различие |
Самолет | Автобус |
4. Какой признак отличия лежит в основе деления:
· Перелетных и зимующих птиц;
· Хвойные и лиственные деревья.
5. Выдели признаки сходства.
· Песок, крупа - … .
· Глина, снег - … .
· Книга, телевизор - … .
· Чайник, утюг - … .
6. Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
· Красногрудые снегири похожи на … .
· Волосы мягкие, как … .
· Голос звучал нежно, как … .
7. Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
· Настроение ( … ) утро.
· Обида ( … ) таблетка.
· Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
Класс
Тест « Отношения».
1. Определи тип отношений, запиши рядом.
· Телевизор – экран Воробей – утка
· Брюки – одежда Горький – сладкий
· Почтальон – письмо Сегодня – завтра
· Гололед – перелом руки Карман – кнопка
2. Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
3. Составить самостоятельно пару понятий:
· род – вид;
· рядоположности;
· целое – часть;
· причины – следствия.
4. Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
5. Напиши противоположные понятия:
· свежая газета - …
· свежая рубашка - …
· свежий хлеб - …
6. Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
· Спортивная обувь, кеды, обувь.
· Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
7. Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
Класс
Итоговый тест
1. Впишите слово, которое является понятием данного определения.
· Мера длины, равная 100 см, - … .
· Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
· Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
· Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
· Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
· Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
· Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
· Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
2. Дополни определение.
· Час – это единица времени.
· Гроза – это явление природы.
· Корень – это часть растения.
3. Самостоятельно составь определение.
· Дневник – это … .
· Делитель – это … .
· Береза – это … .
· Справедливость – это … .
4. Вычеркни определения с ошибками.
· Враг – это человек, который желает тебе зла.
· Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
· Чай – это кипяченая вода чайнике.
· Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
· Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
· Корова – животное, которое дает молоко.
· Ствол – это древесный стебель.
5. Объясни своими словами крылатые выражения.
· Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
· Глаза – зеркало души.
Класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
· мальчик, девочка, бабушка - … .
· сметана, кефир, майонез - … .
· Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
· дуб, баобаб, береза, осина - … .
· предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
· Вверх – вниз
· Говорил - …
· Думать – размышлять
· Ломать - …
· Брюки – штанина
· Рубашка - …
· 1 2 3 – 2 3 4
· 3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
Класс
Тест «Классификация»
1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
· Коза, корова, лось, лошадь - … .
· в, з, ш, д - … .
· Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
· Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
· Добрый, жадный, честный, голодный - … .
2. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
· Ель ромашка шиповник
· Клен ландыш смородина
· Береза колокольчик сирень
3. Раздели на группы. Дай группам название.
Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.
4. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.
Посуда |
5. Произведи классификацию самостоятельно.
Геометрические фигуры |
6. Исправь ошибки в классификации.
· Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
· Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
· Водоемы делятся на океаны и моря.
7. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
· Люди делятся на детей и взрослых.
· Машины делятся на грузовые и легковые.
· Год делится на зиму, лето, осень, весну.
· Горы делятся на старые и молодые.
· Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
· Час состоит из минут и секунд.
Класс
Тест «Сравнение»
1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.
Впиши ответы:
_____________;
_____________;
_____________.
2. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.
Впиши ответ: ________________________________________________ .
3. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.
Ответ: _________________________________ .
4. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?
Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .
5. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?
Ответ подчерки и объясни.
6. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.
Ответы:
a) __________;
b) __________;
c) __________ .
* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .
Класс
Тест «Отношения»
1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.
Ответ: ________________ .
2. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
a) Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
b) 8, 17, 24, 32, 2;
c) Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.
Ответы:
a) _____________;
b) _____________;
c) _____________ .
3. Укажи родовое понятие:
a) Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
b) Пятиугольник, круг, квадрат;
c) Пчела, муха, бабочка;
d) Ель, береза, сосна, клен.
Ответы:
a) ______________
b) ______________
c) ______________
d) ______________ .
4. Заполни таблицу.
Род | Виды | ||
Птица | Ворона | 2) | 3) |
Металл | 1) | 2) | 3) |
Нечетное число | 1) | 2) | 3) |
Глагол | 1) | 2) | 3) |
Имя собственное | 1) | 2) | 3) |