Галлюцинации умирающих и посмертные переживания
Большое исследование, основанное на наблюдении лечащих врачей и медицинских сестер, ухаживающих за умирающими, было проведено Карлисом Осисом и его сотрудниками. Результаты исследования были опубликованы в 1961 г. В процессе проведенной работы был исследован широкий диапазон явлений, связанных с умиранием, а также выделена их типология (Osis K., 1961; Гроф С., Хэлифакс Д., 1996). Выводы этого исследования основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.
Как констатируют авторы исследования, большинство умирающих не испытывали страха. Чаще наблюдались ощущения дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из двадцати человек отмечались признаки душевного подъема.
Особое внимание в этом исследовании было обращено на видения и галлюцинации умирающих. При этом подчеркивалось, что галлюцинации умирающих – это особые галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся, по заключению врачей, в сознании, ясно понимающие происходящее и правильно реагирующие на окружающую обстановку. Работа мозга не искажалась к тому же седативными препаратами или высокой температурой тела. Относительно ясности сознания картина становилась иной лишь непосредственно перед смертью, хотя и за час до кончины около 10 % умирающих находились в сознании.
Было установлено, что нередко видения более или менее соответствовали традиционным религиозным концепциям и представляли собой рай, небеса. Другие видения были лишены религиозного оттенка, но также были связаны с красивыми образами – пейзажи с прекрасной растительностью и редкими красивыми птицами. В основном же люди в своих видениях видят умерших ранее самых близких родственников, которые часто желают помочь переходу умирающего в загробный мир.
В исследовании К. Осиса было показано, что характер видений является относительно независимым от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. И это, пожалуй, одно из самых поразительных открытий данного исследования. Похожие выводы были получены в других работах, при изучении опыта посмертных переживаний людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся к жизни. Было констатировано, что имеется огромное сходство во всех изученных посмертных описаниях видений и переживаемых событий. При этом подчеркивается, что описания видений вернувшихся к жизни не связаны с культуральными особенностями и не согласуются с принятыми в данной культуре представлениями о смерти (Moody R., 1975).
Согласно анализу Р. Нойеса , в описаниях переживаний состояния близости к смерти и самой смерти выделяются три стадии : сопротивление, обзор жизни, трансцендентность (Noyes R., 1971). Исследование Р. Нойеса касается не умирания как длительного процесса, а непосредственно самой смерти. В частности, в результате какой-либо критической, экстремальной ситуации.
На первой из выделенных им стадий – стадии сопротивления – происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. Как правило, пока сохраняются хотя бы какие-то шансы на выживание, у человека четко выражено осознание опасности ситуации и активное противостояние ей. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.
Вторая стадия – обзор жизни – следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Все это чаще всего сопровождается ощущением положительных эмоций, в более редких случаях – негативными переживаниями.
Третья стадиятрансцендентности является логическим следствием происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание (Noyes R., 1971; Гроф С., Хэлифакс Д., 1996).
Другой исследователь, Р. Муди, изучил 150 случаев посмертных переживаний. На основе этого анализа он построил «полную модель смерти», включающую в себя общие элементы в типичной для них последовательности (Moody R., 1975, 1992). Кратко описание этой модели сводится к следующему. В момент смерти человек начинает слышать неприятный шум, громкий звон или жужжание и в то же время чувствует, что очень быстро движется через длинный темный туннель. Затем человек замечает, что оказался снаружи собственного физического тела. При этом он видит свое тело со стороны, находясь как бы в роли наблюдателя. Затем появляются духи умерших ранее родственников и друзей, которые хотят встретить его и помочь ему. Многие видят также дух незнакомый, ранее не встречавшийся ни разу. Это любящее существо из света, которое, не прибегая к звуковой речи, задает вопросы, позволяющие дать оценку собственной жизни; это существо помогает также провести эту оценку посредством мгновенного просмотра панорамы главных событий жизни человека.
Мы можем заметить, что результаты этого исследования в основном согласуются с выводами, полученными в других исследованиях, на некоторых из которых мы останавливались ранее. Большинство специалистов интерпретируют подобные переживания как галлюцинации умирающего мозга. Однако некоторые возражают против такой трактовки (Moody R., 1975, 1992; Osis K., 1961; Grof S., Halifax J., 1978, 1996). При этом в качестве аргументации ссылаются на большое сходство многочисленных проанализированных посмертных переживаний; независимость посмертных переживаний от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей; независимость посмертного опыта от культуральных особенностей среды, уровня образования и религиозного воспитания. Подчеркивается также, что события, переживаемые умирающим, поразительно совпадают с тем, что написано в древних эзотерических источниках, хотя сами эти источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших свой посмертный опыт.
Добровольный уход из жизни
Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни, если земной путь уже почти завершен, а впереди только новые болезни и немощь? Христианская религия отвечает на этот вопрос однозначно отрицательно. Жизнь – это величайшее благо, дарованное человеку Богом. А потому, отказываясь от жизни, человек отказывается и от Бога. Кроме того, человеку неизвестен промысел божий: может быть, и самая тяжелая болезнь завершится излечением; а если это даже и не так, то, может быть, в этих болезнях и страданиях заложен особый, неявленный человеку смысл.
Светский ответ не столь однозначен. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие, напротив, считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет.
В последние годы ведутся активные дискуссии по поводу возможности оформления правового статуса эвтаназии. Эвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. eu – хороший и thanatos – смерть) – это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей. Различают активную и пассивную эвтаназию.
При активной эвтаназии врач использует специальные средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного и пр.
Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Таким образом, пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего смерть наступает естественным путем.
С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как безусловно противозаконное действие, а врач, проводящий активную эвтаназию, подлежит наказанию по суду. Этический кодекс врача, выраженный Гиппократом, также не допускает проведение активной эвтаназии: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Несмотря на это, случаи активной эвтаназии все-таки имеют место.
В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос: когда врачи уже имеют достаточные основания для того, чтобы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? То есть, по существу, пассивная эвтаназия связана с ответом на вопрос: произошли ли необратимые изменения, не совместимые с жизнью, или нет? В настоящее время этот вопрос решается в соответствии с критериями установления необратимого прекращения функционирования, то есть смерти мозга. В качестве таких критериев называются следующие (Kastenbaum R., 1986; Крайг Г., 2000):
– невосприимчивость и отсутствие реакций;
– отсутствие движения и самостоятельного дыхания; отсутствие любой самопроизвольной мышечной активности;
– отсутствие рефлексов;
– ровная линия электроэнцефалограммы (ЭЭГ), свидетельствующая об отсутствии активности мозга;
– отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.
Автоэвтаназия
В связи с правовой неприемлемостью и уголовной преследуемостью активной эвтаназии в последние годы достаточно интенсивно обсуждается вопрос об автоэвтаназии . По мнению сторонников этого подхода (Д. Хамфри, Дж. Ларью, Р. Скотт), если обычный суицид – это в различных разновидностях эмоциональное или иррациональное убийство себя, то эвтаназия – это рациональное самоубийство.
В соответствии с этой точкой зрения автоэвтаназия этически оправданна при наличии следующих причин:
– далеко зашедшее неизлечимое заболевание, вызывающее непереносимые страдания;
– тяжелая физическая инвалидизация, столь сковывающая, что человек не может переносить подобное ограничение существования (Hamphry D., 1992). При этом первая причина рассматривается как основная и наиболее распространенная, а вторая – как более редкая.
Например
В США существует общество «Хемлок», объединяющее сторонников автоэвтаназии, которое насчитывает в своих рядах 40 000 человек и имеет 70 региональных отделений. Для людей, принимающих идею автоэвтаназии, сформулированы определенные этические параметры добровольного ухода из жизни по вышеуказанным причинам. Эти параметры определяются следующим образом (Hamphry D., 1992).
● Необходимо быть совершеннолетним.
● Решение должно быть ясно осознанным.
● Самоосвобождение через самоубийство не следует делать после первого известия об угрожающем жизни заболевании. Должны быть найдены необходимые медицинская помощь и консультация.
● Лечащий врач должен быть проинформирован, и его ответ необходимо принять в расчет.
● Свой уход из жизни необходимо планировать так, чтобы не навлечь уголовной ответственности на других.
● Необходимо оставить записку, прямо говорящую о причинах принятого решения.
Однако многие критикуют идею автоэвтаназии, полагая, что самоубийство в принципе не может быть рациональным (Glass R., 1988; Юдин Б. Г., 1992; Реан А. А., 1995). Тщательный анализ и исследование различных случаев показывают (Glass R., 1988), что с клинической точки зрения даже у терминально больных пациентов почти всегда самоубийство произошло под влиянием психического расстройства, а не рационального выбора.
Эвтаназия(букв.: «хорошая смерть», от греч. eu – хороший и thanatos – смерть) – действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.
Итоги возраста
Главной особенностью данного возраста является процесс старения, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.
В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается.
Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости.
Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.
Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.
Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.
Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.
Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.
В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда – привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.
Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей.
Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и / или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.
После 70 лет на передний план выходит другая потребность – поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.
Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.
Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.
Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.
Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается.
Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.
В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.
Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.
Следует отметить, что ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность.
Список литературы
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1974.
Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Ростов-на-Дону, 1997.
Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6.
Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
Берльер Ф. Старение и старость. М., 1964.
Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Прогресс, 1986.
Вайсман Р. С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: Автореф. дисс. канд. М., 1976.
Вундт В. Очерки психологии. СПб., 1897.
Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. Докт. дисс. психол. СПбГУ, 1996.
Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1996.
Дементьева Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.
Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6.
Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. Осень.
Карпенкова Т. В. Основы социально-правовой защиты пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.
Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.
Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
Кемпер И. Легко ли не стареть? М., 1996.
Корсаков С. С. Курс психиатрии. М., 1913.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Краснова О. В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. № 2.
Краснова О. В. Социально-психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. 1997. № 3.
Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л. В. Куликов. СПб., 2000.
Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.
Курганский Н. А. Целеполагание и некоторые его мотивационные детерминанты при неврозах // Психол. журнал. 1989. № 6.
Ланге Н. Н. Психологический мир. М.; Воронеж, 1996.
Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.
Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1987.
Муди Р. Жизнь после жизни. Л., 1992.
Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // СоцИС: социологические исследования. 1998. № 9.
Основы геронтологии / Под ред. А. Бинэ, Ф. Бурльера / Пер. с франц. М.: Медгиз, 1960.
Пако С. Старение психических способностей человека: Основы геронтологии. М., 1960.
Панина Н. В., Сачук Н. Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. № 9.
Патрушев В. Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. 1998. № 10.
Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995.
Полищук Ю. И. и др. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. 1999. № 8.
Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996.
Потанина Ю. А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики // Население России сегодня. М., 1999.
Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М., 1998.
Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.
Российский статистический ежегодник. 1999.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.
Рязанцев С. Философия смерти. СПб., 1994.
Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995.
Старость. Популярный справочник. М., 1996.
Сухобская Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дисс. д-ра наук. Л., 1975.
Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению. М., 1989.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
Хамитов Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995.
Ханна Т. Искусство не стареть. СПб., 1996.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского университета; М.: Барс, 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Чеботарев Д. Ф. Геронтология и гериатрия. М., 1984.
Шаповаленко И. В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. № 6.
Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996.
Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1999.
Alien P. A. et al. Impact of age, redundancy, and perceptual noise on visual search. Journal of Gerontology, Psychological Sciences. 1992. 47 (2).
Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
Baltes P. В. (1993. The aging mind: potential and limits. The Gerontologist. Vol. 33. No. 5.
Bartoshuk L. & Weiffenbach J. Chemical senses and aging. In: E. Schneider & J. Rowe (Eds.), Handbook of the biology of aging. San Diego: Academic Press. 1990.
Bengston V. L. & Robertson J. F. Grandparenthood. Beverly Hills, CA: Sage. 1985.
Burnside I. M., Ebersole P. & Monea H. E. (Eds.) Psychological caring throughout the life span. New York: McGraw-Hill. 1979.
Сrain W. Theories of Development. 3d ed. N. Y.: Prentice Hall, 1992.
Doll R. Alzheimer’s disease and environmental aluminum. Age and Aging. 1993. 22 (2).
Erikson E. H., Erikson J. M., Kivnick H. Q. Vital involvement in old age. New York: Norton.
Evans D. & al. Prevalence of Alzheimer’s disease in a community population of older people. Journal of the American Medical Association. № 262.
Fozard J. L. Vision and hearing in aging. In: J. E. Birren & K. W. Schaie (Eds.) Handbook of the psychology of aging. 3 ed. New York: Academic Press. 1990.
Hamphry D. Dying with Dignity: understanding euthanasia. N. Y., 1992.
Hoyer W. J. & Plude D. J. Attentional and perceptual processes in the study of cognitive aging. In: L. W. Poon (Ed.) Aging in the 1980s. Washington DC: American Psychological Association.
Miller S. K. Alzheimer’s gene «the most important ever found». New Scientist. 1939. 139 (1887).
Perlmutter M., Adams C., Barry J., Kaplan M., Person D. & Verdonik F. (1987) Aging & memory. In: K. W. Schaie & K. Eisdorfer (Eds.). Annual review of gerontology and geriatrics (Vol. 7). New York: Springer, 1987.
Poon L. Differences in human memory with aging: Nature, causes and clinical implications. In: J. Birren & W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd. ed. New York: Van Nostrand Rienhold, 1985.
Rogers C. R. Growing old or older and growing // Journal of Humanistic Psychology. 1980. V. 20. № 4.
Salthouse T. Speed of behavior and its implications for cognition. In: J. E. Birren & K. W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd ed. New York: Van Nostrand Rienhold, 1985.
Sheehy G. New passages: Mapping your Life across time. New York: Random House. 1995.
Spitzer M. Taste acuity in institutionalized and noninstitutionalized elderly men. Journal of Gerontology. 1988. Vol. 43.
Thompson A. S. Notes on career development inventory – adult form. As quoted in: R. P. Johnson & H. C. Riker (1981). Retirement maturity: A valuable concept for preretirement counselors. Personnel and Guidance Journal. 1977. 59.
Willis S. & Nesselroade C. Long-term effects of fluid ability training in old-old age. Developmental Psychology. 1990. V. 26.
Willis S. Towards an educational psychology of the older adult learner: Intellectual and cognitive bases. In: J. Birren & W. Schaie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. 2nd. ed. New York: Van Nostrand Rienhold, 1985
Глоссарий
Абсолютная чувствительность – психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.
Абстрактно-логическое мышление – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
Абулия – аномалия мотивации человека, характеризующаяся резким ослаблением силы потребностей.
Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) – злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Аккомодация (биол.) – изменение формы хрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотрит человек.
Аккомодация (психол.) – пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.
Акме – дословно «вершина». В психологии акме – вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.
Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.
Акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики.
Акмеологические условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности.
Акмеологические факторы – основные причины, движущие силы профессионализма.
Акмеология (греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Актуальная (корригирующая) самооценка – отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера у каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.
Альтруистическая установка – готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.
Амбивалентность – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.
Амбивалентные переживания – несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные), одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.
Амнезия детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3–4 лет жизни.
Аналитическая деятельность полушарий – деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы.
Анальная стадия – вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах: анально-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и анально-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.
Асоциальные черты поведения – поведенческие проявления, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям; не одобряются или порицаются в обществе; способствуют совершению поступков, противоречащих нормам морали и права.
Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).
Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.
Аттрактор цели – одно из основных понятий синергетики – конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.
Аутопсия – патоанатомический метод исследования в современной медицине, заключающийся во вскрытии тела умершего человека.
Аффект неадекватности – неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства.
Аффективная реакция – ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.
Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Аффективное поведение – поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций.
Аффективно-защитная функция воображения – функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.
Аффективность – бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.
«Аффекты на себя» – аутонаправленная негативная эмоциональная реакция.
Афферентные нервы – нервные каналы, обеспечивающие передачу нервного возбуждения от рецепторов в кору головного мозга.
Аффилиативная потребность – потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.
Базальная тревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.
Базовое (или базальное) доверие – положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.
Биодинамическая ткань движения – гармоничная система мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.
Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.
Близость – тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.
Близость (в понимании Э. Эриксона) – способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.
Болезнь Альцгеймера – вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых.
Бред – объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вовлекающее личность больного. В отличие от ошибочных суждений, бред не корригируется при разубеждении или разъяснении. Бред противостоит даже самым веским доводам.
Бред ущерба как подвид бреда преследования – разновидность бредовых идей, ведущее место в которых занимают представления о причинении морального (придирки, сплетни, издевательства, оскорбления) и материального ущерба (порча имущества, воровство). При этом характерна многочисленность и крайняя детализация бредовых иллюзий, связанных с расположением и внешним видом окружающих человека предметов. В позднем возрасте для бредовых идей характерна конкретность, обыденность содержания, узкий круг «преследователей», включающий лиц, с которыми человек встречается в повседневной жизни.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).
Вербальная память – вид памяти, который определяет способность запо