Понятие диссертации. Смысл диссертационной работы и ее философская глубина.
Диссертация - научно-квалификационная работа, отражающая результаты научных исследований автора и представленная им на соискание ученой степени.
В ней должна содержаться совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых для публичной защиты. Как научное произведение она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертациях, имеющих теоретическое значение, — рекомендации по использованию научных выводов. Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
В России различают диссертации на соискание учёной степени кандидата наук и доктора наук. В других странах бывают диссертации на соискание учёной степени доктора наук, доктора философии или габилитированного доктора наук.
Требования к содержанию диссертации различаются в зависимости от учёной степени, на которую претендует соискатель, и от научного направления. Общими требованиями являются оригинальность, научная новизна и практическая значимость работы.
Понятие изобретения, патента, патентные исследования.
Изобретение - решение технической задачи, относящееся к материальному объекту - продукту, или процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств -способу.
Изобретение - созданное человеком средство (способ) для управления силами природы, с помощью которого по-новому и нетривиальным образом решается какая-либо проблема в любой области человеческой деятельности. Результат творческой (эвристической) деятельности, основанной на интуиции, знаниях и жизненном опыте, которые поддерживают методы изобретательского творчества.
В ряде стран изобретение является объектом интеллектуальной собственности.
Права на изобретение регулируются патентным законодательством и удостоверяются патентом.
Пате́нт (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный от полного наименования - litterae patentes — открытое письмо) - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 25 лет.
Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; например, в Российской Федерации таким органом является Роспатент, в США — Бюро по регистрации патентов и торговых марок США.
Патентные исследования - исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и другой информации.
Понятие науки.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.
Понятие о методологии.
Методология - это:
1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;
2) учение о методах познания и преобразования действительности.
Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологію, и филологию. В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.
48. Методологические подходы в современных исследованиях.
Методологический подход - это методологическая ориентация исследования (или точка зрения) на объект изучения, принципы общей стратегии исследования.
Известны следующие методологические подходы:
· диалектический,
· метафизический,
· аналитический,
· синтетический,
· целостный,
· качественный,
· количественный,
· динамический,
· статистический (вероятностный),
· синхронический,
· диахронический,
· энергетический,
· информационный,
· алгоритмический,
· эвристический.
Понятие методологического подхода используется на всех уровнях методологического анализа, в одних случаях оно исчерпывается стратегическими принципами, в других — мировоззренческой позицией.
Другими важными понятиями методологии систем и процессов управления являются: «познавательная ситуация», «объект исследования», «предмет исследования», «эмпирическая область».
Познавательная ситуация — широкая характеристика познавательной деятельности и условий ее осуществления, охватывает процесс научного исследования в его целостности и дает возможность осуществить необходимую декомпозицию, связи между декомпозиционными элементами и механизм их взаимосвязи. Включает познавательную трудность, породившую данную ситуацию как разрыв между поставленной проблемой и недостаточностью имеющихся для ее решения научных средств, требования к продукту, который должен быть получен в результате исследования, и средства организации и реализации научного исследования.
Объект исследования в методологическом смысле — это реальность, которая специально выделена и очерчена в своих границах наукой. Достигается путем выявления устойчивых и необходимых связей явлений в данной области. Тесно связан с определением исследовательской задачи или научной проблемы. Подход к объекту исследования как к системе предполагает выявление в нем структуры, различных типов связей, способов взаимодействия и других системных элементов.
Предмет исследования - особая конструкция исследовательской задачи, методологических средств и последовательности их применения. Позволяет выразить структуру процесса научного познания, но может и заметно различаться по масштабам.
Средства исследования - понятия, с помощью которых дезагрегируется объект исследования, формируется исследовательская проблема, принципы и методы изучения, исследовательские процедуры, экспериментальная техника и различные технические средства исследования, играют важнейшую роль фундаментальных понятий науки. Эмпирическая область — совокупность научных фактов и описаний, на которые развертывается предмет исследования.