Философская система и метод Г. Гегеля. Понятие абсолютной идеи, ее смысл, мировоззренческое значение, основные формы проявления.

Крупнейшей фигурой во всей немецкой классической философии являлся Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Им была создана система предельно рационального объективного рационализма. Главное в его творчестве – диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления и познания объективной действительности. Основным во всей системе Гегеля является понятие абсолютной идеи. Под ней он понимал некий целостный мировой разум, сущность и внутреннее содержание всех вещей. Абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные, и духовные явления. В ходе саморазвития мировой разум проходит ряд ступеней, развиваясь от абстрактного (простого) к конкретному (сложному) состоянию. «Клеточкой» абсолютной идеи является понятие как непосредственный источник всех конкретных вещей, их духовный стержень. В теоретической системе Гегеля исходным является принцип тождества мышления, сознания и бытия. Мир представляет собой воплощение и проявление абсолютной идеи. Философская система состоит из трех частей: логика (развитие идеи в собственном лоне), философия природы (раскрытие идеи в форме вещей и процессов) и философия духа (развертывание абсолютной идеи в истории общества). Логика – диалектический метод мышления и законы развития действительности. Бытие – некий зачаточный акт движения абсолютной идеи, как по сути дела чистое ничто. Бытие обретает количество и качество. Единство качества и количества есть мера, за пределами которой происходит разрушение предмета. Развитие есть органическое единство постепенных (количественных) и скачкообразных, резких (качественных) изменений. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник (импульс) развития. Действительность – единство сущности и многообразия всего реально существующего. Понятие природы имеет три ступени развития: механика, физика и органика. Уделом природы является не развитие, а всего лишь развертывание в пространстве присущего ей разнообразия. Философия Гегеля весьма противоречива и непоследовательна. Новое порождается только в сфере Духа. В учении о субъективном духе Гегель рассматривал такие вопросы как физиология человека, соотношение души и тела и т.д. Важнейшее свойство духа – свобода, состояние творчества. В учении об объективном духе философ дал анализ таким проявления, как семья, право, нравственность, государство. Весьма важное место занимает учение о развитии всемирной истории. История – это процесс в сознании свободы, развитие Духа во времени. Важнейшие ступени мировой истории: восточный, греческий, римский и германский миры. В учении об абсолютном Духе Гегель рассмотрел искусство, религию и философию как важнейшие формы общественного сознания. Искусство – воплощение идеи в чувственном образе, органическое единство формы и содержания. Задача философии – вскрывать всеобщее в получаемых знаниях о мире. Философия Гегеля стала «душой» марксизма как теории единства и развитии мира, познания и революционного преобразования общества.

9.Антропологический материализм Л. Фейербаха, его исходные принципы, идеи, содержание и значение.

Наиболее последовательным отрицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Фейербаха. Его философия называется антропологическим материализмом, основным предметом был реальный живой человек и рассматривал его с материалистической позиции. Цель философии – возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Человек – это неотъемлемая часть природного мира и его существование с комплексом наук: физиология, психология, история. Антропологический принцип означает рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы. Антропологизм в философии – это тесное единство человека и окружающей его природы, восприятие человека как венца, посредством которого природа узнает и познает себя. Главная задача антропологии – научное объяснение человека, взятого в единстве тела и души. Окружающая среда – единственная реальность, а человек – продукт, завершение эволюции. Природа вечна и бесконечна, пребывает во времени. Все в ней находится во взаимосвязи. Природа познается человеком, а особую роль играют органы чувств и ощущения. Сущность человека он сводил к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизменны во времени. Религия – проявление слабости человека пред природными и социальными силами. Основой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабости человека. Религиозное чувство неискоренимо, оно имеет глубокие психологические корни: неудовлетворенные желания человека и переживания в связи с этим. Стремление к Богу есть выражение желания преодолеть свои слабости и несовершенства. Бог – идеал и духовная опора человека. Фейербах пытался разработать религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Любовь – это альтруизм, подлинное самоотречение во имя другого человека. Фейербах надеялся, что любовь станет универсальным законом разума и природы. Однако Фейербах не сумел далеко пойти в развитии основ философского материализма, не смог разработать фундаментальные учения об общественной жизни и развитии всемирной истории.

10. Принципиально новым явлением общественной мысли 19 столетия стал марксизм. Марксизм зарождался как теоритическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всемирно-исторической миссии (призвание, роль). Теоретическим стержнем марксизма явилось всестороннее обоснование неизбежности исторической гибели капитализма как общественного строя и утверждения в будущем новой общественно-экономической формации – коммунизма. К числу социально-экономических предпосылок возникновения марксизма относится утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран, что стало подлинной революцией во всем укладе общественной жизни. Основатели марксистского учения Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечали, что буржуазия как класс собственников сыграла в истории человечества «чрезвычайно революционную роль». Это роль проявилась еще и в том, что она произвела на свет пролетариат – класс наемных работников, который по природе своей призван создать социально справедливое общество (коммунизм). Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось основной социальной предпосылкой возникновения марксизма. К началу 40-х г прошлого века рабочие ряды европейских стран в целях борьбы с буржуазией стали создавать проф-е и иные союзы. В среде рабочих появились полит-е требования. Возникли зародыши первых полит-х партий пролетариата, что свидетельствовало о значительном росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоритическим ответом на те вопрос, которые были поставлены рабочим движением и передовой общест-й мыслью. Кроме соц-эконом-х имели место и идейные предпосылки возникновения марксизма. В.И. Ленин отмечал, что Маркс явился «продолжателем и гениальным завершителем трех гл. идейных течений 19 века, принадлежащим трем наиболее передовым странам человечества: класс-й нем. фил-и, класс-й англ. полит-й экономии и франц.-го социализма». Эти идейные течения и явл-ся тремя непосредственными идейными источниками марксизма. Марксизм формировался путем усвоения традиций нем.класс-й фил-и. Переработка этой фил-и Марксом и Энгельсом означала сохр-е и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в кач-ве теории развития всего сущего и способа фил-го мышления. Основатели марксизма считали его свои учителем и подчеркивали революционное значение метода его фил-и. Т.к. гегелевская диалектика развивалась в идеалистической, весьма абстрактной и мистической форме, то делом Маркса и Энгельса стало придание диалектике естественной формы – теории развития и метода мышления, применимых к объективному исследованию природы, общества и чел-го мышления. «…Спустится из мира мысли в действительный мир» - такую задачу ставил себе Маркс, разрабатывая собственную фил-ю систему. Важной составляющей марксизма стала материалистическая диалектика. Она есть, по опр. Ленина «душа марксизма», его научный метод. Освобожденная от мистики гегельянщины, она стала в марксизме основным орудием мышления. В марксизме диалектика была применена прежде всего для исследования противоречивой логики развития чел-й истории. Важнейшим в материалистической диалектике явл-ся такие ее принципы, как связь всего со всем, противоречивость всего сущего. Вторым важнейшим завоеванием нем-й класс-й фил-и основатели марксизма считали материализм Л. Фейербаха. Это мировоззрение проявилось в учении нем-го философа о природе и человеке. Его фил-я носила «трезвый» характера и тем самым противостояла «пьяной» гегелевской мистике. В материализме Фейнрбаха не осмысливался вопрос о необходимости революционно-практического преобразования соц. среды в интересах чел. И сам чел. рассматривался Фейрбахом как страдающее существо, а не как деятельный субъект истории. Взяв из фил-и Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исх. принципа исследования совокупностей общественной жизни. Сформулировав и проанализировав понятие «общественное бытие» как реальный процесс жизни люде, основоположники марксизма создали «исторический материализм». Материальное производство было взято ими в кач-ве субстанции (основы) всей чел-й истории, «ключа» к пониманию ее «тайн». Ограниченно соединив диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, Маркс и Энгельс создали новый тип фил-и – диалектический и исторический материализм. Основное предназначение своего творчества классики марксизма видели в том, чтобы максимально способствовать практическому решению наиболее актуальных проблем общественной жизни, ее преобразованию на началах гуманизма. К числу теорет-х предпосылок возникновения марксизма относится также англ-я полит-я экономия(А.Смит, Д.Рикардо). Эти ученые внесли большой вклад в осмысление роли труда и материального производства в общественной жизни. Изучение Марксом и Энгельсом работ анг-х экономистов позволило им глубже и полнее развить материалистическое понимание чел-й истории. Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всего – франц-му в лице Ш.Фурье и К.Сен-Симона. В нем присутствовала острая и всесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности. В рамках соц-х учений была осмыслена идея коммунизма как некоего идеального общества. Опираясь на теор-й потенциал социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса как «могильщика» капитализма. Рабочий класс по природе своей призван преодолеть отчуждение чел, осуществить соц. революцию и создать соц. справедливое общество. Таким образом, марксизм стал продолжением и развитием передового теоритического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли. В истории марксизма можно выделить две крупные ступени: первая (до 1848) – становление марксизма, формирование его исходных принципов и базовых идей, или «ранний» марксизм; вторая (после 1848) – это развертывание данной теории вширь и вглубь, или «поздний» марксизм. Следует подчеркнуть, что философия марксизма представлена во всех периодах его развития и пронизывает все творчество Маркса и Энгельса.

Наши рекомендации