Существует и играет немаловажную роль и неофициальная апробация: беседы, споры со специалистами и коллегами.
Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сообщения, проекта, диссертации, но о процедуре литературного оформления речь пойдет чуть ниже.
Естественно, апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства, помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений, либо скорректировать или пересмотреть их. Мы ведем речь, по существу, об итогопой апробации исследования, хотя вообще-то очень полезна, нередко просто необходима поэтапная апробация исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов.
Положительные отзывы, если они не носят комплиментарного характера, приносят удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но не менее полезны критические замечания, советы и предложения. Очень полезен глубокий анализ возникших вопросов.
Есть основания утверждать, что полезны в конечном счете любые возникшие в процессе представления работы вопросы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются. Среди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непониманием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т.е. помогают сделать изложение более конкретным и убедительным. Вопросы дополняющие представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т.д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнительные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов. Вопросы корректирующие побуждают к уточнению, усиливают аргументацию, устраняют двусмысленность. Проблемные вопросы вскрывают проблемы, нацеливают на более глубокую интерпретацию, выводят на новые проблемы и задачи.
31. Организация продуктивной работы и жизни аспиранта. Ценность молодого доктора наук для института, для общества.
Модернизация различных областей образования и интеграция России в мировую систему высшего образования потребовали ᴨȇреосмысления основных направлений профессиональной подготовки ᴨȇдагогических кадров. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится воспитание творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
С точки зрения современной ᴨȇдагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.
Итак, главной целью образования становится формирование профессионально и социально комᴨȇтентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».
Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность высшего учебного заведения, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего сᴨȇциалиста.
Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, традиции и ценности учебного заведения, гумаʜᴎϲтический характер вузовской среды.
Кооᴨȇрация воспитательной деятельности преподавателей, студентов, адмиʜᴎϲтраторов имеет системный характер. Необходимость системной постановки воспитательной работы обусловлена органическим единством учебного, научно-исследовательского и производственного процесса подготовки сᴨȇциалистов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целым рядом качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную комᴨȇтенцию сᴨȇциалиста.
К важнейшим условиям реализации концепции воспитания можно отнести:
предоставление студентам и аспирантам возможности самореализации по их интересам и способностям;
ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий;
опора на творческую активность студенческих коллективов;
эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений всех участников воспитательного процесса;
сочетание задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи;
включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в ᴨȇриод аттестации и продлении договоров;
оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях;
регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.
Одним из аспектов проблемы совершенствования деятельности аспирантуры является изучение психологических и социальных особенностях аспирантов. В частности, И.А.Трофимова пытается выявить среди них наиболее значимые, способствующие продуктивной деятельности. В их число вошли социальные и социально-демографические характеристики, общие умственные способности, свойства личности и мотивация достижения аспирантов. В качестве показателей успешности были выбраны основные результаты, с которыми закончил аспирант - это защита диссертации досрочно, в срок, через год после окончания.
К проявлению самоорганизации был отнесен показатель, определяющий и степень подготовленности к обучению в аспирантуре, особенности профессиональных качеств научного руководителя и роль кафедры в подготовке аспиранта, специфику организации учебной и научно-исследовательской деятельности. Была определена структура самоорганизационной деятельности аспиранта, дана модель указанной деятельности, описаны ее механизмы, функции и динамика развития.
Предметом исследования явилось изучение влияния комплекса гипотетически выделенных признаков самоорганизации деятельности аспирантов на общую результативность их обучения.
Главный вывод исследования - оптимальная структура самоорганизации деятельности аспирантов — основной фактор, определяющий успешность их обучения.
В целях оптимальной структуры самоорганизации деятельности аспирантов необходимо: улучшить их подготовку по специальности и иностранному языку; создать лучшие условия и обеспечить возможность аспирантам вступать в широкие научные контакты на кафедре и за ее пределами, улучшить работу аспирантских семинаров и кафедр; при отборе абитуриентов в аспирантуру следует учитывать направленность их на творческую научную деятельность и увлеченность процессом диссертационного исследования. В начале обучения необходимо всех аспирантов ориентировать на защиту диссертации в срок, а для этого важно, чтобы текст был написан в основном за полгода до окончания аспирантуры
32. Особенности подготовки автореферата по диссертации. Особенности подготовки доклада на защиту диссертации.
Автореферат диссертации представляет собой краткое изложение ее основного содержания. В автореферате воспроизводятся основные идеи и выводы диссертации, описывается вклад автора в проведенное исследование, определяется степень новизны работы, научная и практическая ценность диссертации. По автореферату судят и о способности автора четко, сжато и аргументированно раскрыть суть собственного исследования. Без предоставления автореферата диссертация к защите не допускается.
Автореферат должен отразить теоретические и практические достоинства разработанных автором научных положений таким образом, чтобы читатель, как специалист по данной теме, так и не специалист, мог получить четкое представление о научной новизне работы.
Например, в описании экспериментального исследования акцент должен быть сделан на освещении последовательных этапов проведения опытов, на результатах эксперимента, обобщении этих данных и их качественной и количественной оценке.
В автореферате диссертации методического характера основное внимание должно быть уделено именно методической стороне. Но и здесь необходимо подчеркнуть то главное, что составляет суть исследования. Например: значительное улучшение важных для производства способов изготовления продукции и контроля технологических процессов; повышение точности методов исследования или выявление качественно новых методов познания.
Некоторые диссертационные исследования из области философии, математики, социологии, геологии, медицины, астрономии, биологии выполняются как описательные исследования. В этом случае в автореферате важно кратко, но обстоятельно дать описания новых научных фактов, их анализ, показать их ценность для науки и практики.
В автореферате диссертации экспериментально-аналитического характера должно быть отражено большей частью математическое осмысление новых научных фактов, полученных экспериментальным путем.
Причем в таких исследованиях качество математических расчетов зависит от надежности полученных новых данных.
По автореферату судят об уровне выполненной работы. Автореферат, в отличие от «предзащитного» доклада, уже не должен подвергаться редакционной обработке. Более того: из-за меньшего объема и большего тиража автореферата диссертации его читает гораздо большее количество людей (чтение автореферата часто заменяет чтение самой диссертации). Выводы напрашиваются сами.
Составление автореферата — это «сжатие» научной информации, выявленной в ходе диссертационного исследования, для представления его основных моментов в краткой форме. Как правило, структура большинства авторефератов полностью повторяет структуру диссертации. Очень часто у соискателей обоснование проблемы и темы дается вскользь, как реклама того, что можно прочитать в диссертации. Соискатели забывают о том, что автореферат — это самостоятельное произведение, отражающее и возникновение научной проблемы, и ход ее решения, и доказательность полученных выводов, а также теоретические и практические достоинства новых научных положений. Читателю необходимо получить четкое и ясное представление о новом научном результате, защищаемом автором.
Исходя из этого, в автореферате лучше будет изложить суть исследования по отдельным рубрикам, то есть подчинить структуру автореферата логике исследования и раскрытию, подтверждению этой логики. Автореферат обычно состоит из трех частей — вводной (квалификационной), основной и заключительной, а также списка публикаций автора по теме диссертации.
В целом вводная (квалификационная) часть автореферата во многом повторяет введение к диссертации, включая в себя:
-обоснование актуальности темы;
-выбор объекта и предмета исследования;
- постановку цели исследования;
- постановку конкретных задач, вытекающих из этой цели;
-характеристику методологической основы диссертации и обоснование применяемых методов исследования;
-формулировку основных результатов исследования в виде научных положений, выносимых на защиту;
-описание условий получения результатов исследования, материалов, на которых проводились исследования, источников информации (если это продиктовано спецификой темы исследования);
-доказательства достоверности полученных результатов;
-выявление научной новизны исследования (по сравнению со «старым» знанием);
-оценку теоретической значимости результатов исследования (освещение научных результатов с точки зрения их значимости для развития науки);
-определение и оценку практической ценности (применимости результатов исследования для создания образцов техники, технологических процессов, препаратов и т. п. в виде расчетных методик, алгоритмов, программы, обоснований требований к устройствам, технологическим процессам и др.);
-описание реализации результатов исследования (специфики научной области, к которой относится диссертация, фактических сроков и масштабов реализации, технического, экономического и социального эффекта от внедрения результатов);
-изложение результатов апробации работы (сведения об одобрении научной общественностью результатов диссертации, фактические сведения о представлении этой работы на конференциях, симпозиумах, семинарах, количество публикаций автора по теме исследования);
-описание структуры и указание объема диссертации, количества иллюстраций и т. д.
Квалификационная часть автореферата начинается с характеристики актуальности исследований. В работах соискателей еще недавно наблюдалась всеобщая тенденция резкого перехода от комментариев решений очередных съездов КПСС к раскрытию последствий глубоких преобразований в обществе, производстве и т. д.: как правило, такие преобразования «требуют существенного переосмысления теории и методики…» (соискателем называется область исследования).
Об актуальности мы уже говорили, но стоит повторить: постарайтесь выявить научную актуальность решения вашей проблемы, не касаясь «общего места» — рыночной или политической конъюнктуры.
Самое важное отличие введения в автореферат от введения в диссертацию — наличие научных положений, выносимых на защиту. К сожалению, им не уделяется должного внимания при описании методологии диссертационного исследования, хотя положения, выносимые на защиту, представляют собой сформулированный в виде тезисов основной итог работы.
Положения, выносимые на защиту, представляют собой констатацию фактов, добытых в ходе проведения исследования. Как правило, это четко сформулированное (вспомните формулировки теорем в школьном курсе геометрии) указание найденного метода, способа решения исследуемой проблемы, устранения противоречия. Если исследование — теоретического характера, в положениях могут быть обоснованы причины, которые привели к возникновению проблемы, установлены связи и зависимости, создающие противоречие. Когда результатом диссертационного исследования является создание новой или усовершенствование старой методики, технологии, системы показателей или отдельных параметров, то можно обосновать необходимость их создания (изменения), указать условия, при которых возможно их использование, и рассчитать эффект от их практического применения.
Итак, научные положения, выносимые на защиту, носят декларативный характер, поскольку они лишь обобщают те результаты исследования, правомерность и достоверность которых уже доказана в работе. В них одновременно отражены основные итоги исследования и конкретизирована их научная и практическая значимость.
Научных положений в автореферате кандидатской диссертации должно быть не более трех. Каждое научное положение состоит из 1–2 предложений (небольшой абзац). Формулирование научных положений — дело непростое, поскольку часто соискатели, проведя действительно новое и важное исследование, на защиту выносят давно известные истины, правда, переформулированные. Возможно, тот факт, что научные положения — это «кровью добытая» собственная истина, поможет вам осознать всю важность четкой, точной (однозначной) и понятной их формулировки.
Вообще, установленные стандарты формирования структуры автореферата, особенно его квалификационной части, с одной стороны, выполняют полезную функцию, с другой, случается, приводят к несообразностям, запутывают соискателя. Например, очень много логических погрешностей диссертанты допускают при классификации объекта, предмета исследования. Кроме того, в работах часто отсутствует корреляция между научной новизной исследования и положениями, выносимыми на защиту. Тем не менее, такую структуру автореферата никто не отменял, постарайтесь придать этой части максимальную точность и ясность.
Основная часть автореферата, являющаяся собственно реферативной, раскрывает содержание основной части диссертации (ее глав и параграфов) таким образом, чтобы у читателя сложилось целостное представление о совокупности научных достижений. При составлении этой части необходимо отразить логику проведения исследования, изложить суть использованных методов, описать условия и ход эксперимента, степень достоверности и точности полученных результатов.
Главная сложность составления основной части автореферата — при минимуме информации дать максимальное представление о работе. Поэтому с целью сокращения объема автореферата в первую очередь исключаются рассуждения, сравнения, обоснования, описания, обсуждения.
При наличии формул в автореферат включаются только конечные, полученные известным, обычным путем. Если же предложен новый способ получения формулы-результата, необходимо его описать подробно. В автореферат включается только самый важный иллюстративный материал, без которого невозможно доказать положения.
Для сокращения объема можно также ограничиться указанием, насколько полно изложены данные в основном тексте диссертации, без их отражения в автореферате. Например: «В диссертации подробно изложены характеристики объекта, дан их полный перечень и приведены основные их значения…».
После основной части автореферата необходимо Заключение, где целесообразно дать итоговую оценку проделанной работы. К сожалению, на деле авторы перечисляют все свои «достижения», фактически повторяя сказанное ранее.
В Заключении следует указать, в чем видит автор главный смысл своего труда, показать, какие промежуточные результаты получены в ходе исследования, определить, к каким новым научным задачам они приведут соискателя, и обосновать возможные направления или способы их решения. Смысл автореферата должен соответствовать содержанию диссертации, поэтому после оформления автореферата возможна существенная ее корректировка.
Вообще, составление автореферата позволяет увидеть работу соискателя в новом аспекте, переосмыслить, уточнить основные положения диссертации: по-другому расставить акценты, усилить или ослабить определенные моменты, расширить или сократить содержание. Поэтому некоторые научные руководители рекомендуют формировать автореферат до того, как готова диссертация. То есть сформировать сначала «ядро» работы (автореферат), а затем создать систему доказательств (текст диссертации).
Такой способ работы предполагает, что перед составлением автореферата большая часть исследования уже выполнена, но еще не оформлена. Под «голую» идею автореферат сформировать удается редко. Хотя чудеса не исключены.
Последняя часть автореферата — список публикаций автора по теме диссертационного исследования. Правила оформления библиографического списка рассмотрены в других главах, поэтому уделим внимание способу его организации.
Список работ автора обычно строится в автореферате по видам изданий. Сначала следует указать монографии, книги, учебники и учебные пособия, написанные по теме диссертации (обычно это прерогатива соискателей докторской степени, но есть и исключения). Затем — брошюры, препринты, публикации в периодике, сборниках научных трудов, доклады на конференциях; депонированные рукописи и другие неопубликованные документы. То есть от крупных (значимых) работ вы переходите к небольшим, скажем так, рядовым публикациям.
Внутри библиографического списка по видам изданий используется алфавитный принцип его построения. Поскольку у всех этих работ автор — вы, то ваша фамилия будет повторяться в списке много раз, а внутри разделов списка (в «рубриках»: книги, статьи и т. д.) должен соблюдаться алфавит соавторов (если есть), а затем — названий работ.
Объем напечатанного автореферата не должен превышать одного авторского листа (22—24 машинописные страницы, печать через 2 интервала), для гуманитарных дисциплин — полтора авторского листа. Обратите внимание: нумерация страниц автореферата начинается с титула (стр. 1), затем нумеруется оборот титула (стр. 2), а собственно текст начинается со страницы 3 — Введение.
Титульный лист автореферата повторяет содержание титульного листа диссертации. Для защиты авторских прав на титульном листе автореферата ставится гриф «На правах рукописи». Введено это правило давно, но, к сожалению, не действует в полной мере до сих пор, поскольку идеи иногда, мягко говоря, заимствуют.
Особое внимание следует уделить обороту титульного листа, на котором указываются такие важные сведения:
-научное учреждение (организация), в котором выполнено диссертационное исследование;
-фамилии научного руководителя, научного консультанта и официальных оппонентов с указанием ученых званий и ученых степеней;
-ведущая организация (предприятие);
-время и место защиты диссертации;
-место, где можно ознакомиться с работой (обычно это библиотека организации, где находится диссертационный совет);
-дата рассылки автореферата;
-подпись ученого секретаря.
К знаменательному дню защиты диссертации необходимо подготовить:
-текст диссертации;
- несколько десятков авторефератов (если «неподъемно» — десяток);
- основные публикации по теме диссертации;
-текст выступления на защите (15—20 страниц машинописного текста);
-письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания официальных оппонентов и ведущей организации;
-письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания, содержащиеся в отзывах на автореферат диссертации;
-иллюстративный материал к докладу (таблицы, схемы, диаграммы и графики, взятые из текста диссертации и оформленные на плакатах);
-слайды, кино-, фото- и видеоматериалы, компьютерные программы и т. д., необходимые для иллюстрирования доклада.
К процедуре защиты, еще раз повторимся, необходимо подготовить письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания, которые содержатся в отзывах официальных оппонентов и ведущей организации, а также в отзывах на автореферат. Ответы на упомянутые вопросы должны быть краткими, четкими, доказательными, можно, для большей убедительности и достоверности, сделать ссылки на текст диссертации.
Однако одной из самых ответственных частей работы остается собственно защита диссертации. Здесь особо важен доклад соискателя: хороший доклад иногда может спасти и слабую работу, а небрежный — загубить самую выдающуюся. Доклад — это своего рода апофеоз вашей работы, поэтому он должен быть продуман с особой тщательностью.
Первая часть доклада в основных моментах повторяет Введение диссертации, разумеется, без выделения рубрик «актуальность», «тема», «новизна» и т. д. Затем следует основная часть доклада — большая по объему, в которой дается характеристика всех глав диссертации с акцентом на сопоставления, на преимущества вашего подхода (способа, метода); даются оценки, делаются выводы, подводятся итоги. Третья часть доклада соответствует по содержанию выводам заключительной части диссертации и освещает основные рекомендации вашего исследования.
Как правило, к докладу необходимо подготовить иллюстративный материал. К «гуманитарным» диссертациям его сделать сложнее. «Технические» и «экономические» диссертации могут быть проиллюстрированы схемами, графиками, таблицами, диаграммами, формулами, аудио- и видеоматериалами. Все дополнительные материалы должны помогать в восприятии текста, а не раздражать присутствующих, тщетно пытающихся рассмотреть что-то мелкое вдали. Поэтому, чтобы не испортить впечатления от доклада, обратите внимание на качество иллюстраций.
Подготовка дополнительного материала не должна стать для диссертанта самоцелью. Задачи иллюстративного материала — улучшить восприятие доклада, подтвердить основные положения работы и обосновать выводы. Кроме того, он поможет не потерять «нить» доклада, поскольку представляются только самые необходимые и важные для работы иллюстрации, а их нумерация соответствует, как правило, логике выступления.
Кто-то подсчитал, что за 10 минут можно изложить материал четырех страниц машинописного текста. Доклад на защите диссертации не должен превышать 20 минут.
33. Открытие и изобретение – понятия и объекты защиты.
Открытие – это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящее коренные изменения в уровень познания. Его характерным признаком является абсолютная (существенная) новизна в решении определенной научной проблемы, открытие новых путей развития мировой науки. Нельзя считать открытием научную догадку, гипотезу, поскольку она не базируется на точных расчетах, веских доказательствах и не подтверждена экспериментально.
Изобретением признается новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный эффект. В качестве изобретений не признаются предложения, которые не являются техническим решением.
Открытием называют установление неизвестных ранее объективно существующих закономерности, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Объекты открытий –это закономерности, свойства и явления. Явлением называют форму проявления сущности, а свойством -качественную сторону объектов материального мира. Закономерность-это существенная, устойчивая связь между явлениями или свойствами объектов материального мира(природы).
Количество сделанных и эффективно используемых научных открытий и изобретений - один из основных показателей при оценке деятельности научно-исследовательских организаций.
Изобретением называют решение технической задачи. Согласно Патентному закону РФ изобретениюпредоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Таким образом, новизна, изо-бретательский уровень и промышленная применимость являются критериями охраноспособности изобретения.
Новизна технического решения у изобретения имеется, если на дату подачи заявки на выдачу патента оно не известно из уровня техники неопределенному кругу лиц настолько, что специалисты не могли бы воспроизвести его. Под уровнем техники понимают совокупность любых технических сведений, ставших общедоступными в мире.
Следовательно, для признания охраноспособности изобретения требуется наличие мировой (абсолютной) новизны. Новизна изобретения не порочится в случае разглашения автором или заявителем, или любым другим лицом, получившим от них прямо или косвенно информацию об изобретении, сведений об изобретении, если заявка на выдачу патента подана в патентное ведомство не позже, чем за 6 мес. после даты разглашения этих сведений.
Изобретательский уровень у изобретения имеется, если составляющие его новые признаки явным для специалиста образом не следуют из уровня техники.
Промышленная применимость изобретения считается доказанной, если техническое решение может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении или в других отраслях деятельности. Использование возможно, если, во-первых, существующий или предполагаемый в недалеком будущем общий уровень техники допускает такое использование и, во-вторых, техническое решение обеспечивает достижение технического результата. Другими словами, если техническое решение может быть осуществлено или использовано с помощью известных в технике средств и обеспечивает технический эффект, то оно обладает промышленной применимостью. Устройства (детали, приспособления, установки), которые обладают новизной и промышленной применимостью, но не обладают изобретательским уровнем, согласно Патентному закону РФ подлежат правовой охране как полезные модели.
Объектами изобретений могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, в том числе применение этих объектов по новому назначению.
34. Отличие докторской диссертации от кандидатской. Количество времени, необходимое для написания и защиты диссертации.
Докторантура – это третья ступень академического образования, во время которой докторант углубляет свои знания и навыки по выбранной специальности на профессиональном уровне.
Поступающие в докторантуру должны иметь признанные научные достижения в соответствующей области знаний, быть способны проводить на высоком уровне научные исследования. Обычно в докторантуру поступают специалисты, имеющие большой научный задел для будущей диссертации.
После защиты докторской диссертации соискатель получает степень доктора наук и право преподавания профильной дисциплины в высших учебных заведениях.
Докторская диссертация – это новое значительное научное достижение. В отличие от кандидатской, которая имеет своей целью показать умение аспиранта выбрать тему, грамотно сформулировать свою проблему и задачу, правильно определить стратегию своего исследования и корректно применить исследовательские методы, тема докторской должна иметь важное социальное, хозяйственное или культурное значение.
Докторская диссертация должна удовлетворять двум обязательным условиям – иметь как научная работа уровень, определенный Положением о порядке присуждения ученых степеней, и быть представлена в соответствии с требованиями к диссертациям по формату, подаче материала, доказательности и многому другому. Поэтому докторская – это очень серьёзное исследование, требующее многих и многих лет напряжённой научной работы.
Степень Доктора наук присуждается по следующим отраслям наук: физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим, техническим, сельскохозяйственным, историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим, юридическим, педагогическим, медицинским, фармацевтическим, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.
Кандидатская диссертация должна быть научной квалификационной работой, отвечающей одному из следующих двух пунктов, определяющих характер результатов диссертации.
1. В диссертационной работе должно содержаться решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.
2. В диссертационной работе должны быть изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны.
Диссертация должна содержать новые научные и практические выводы, рекомендации, выявлять способность диссертанта к самостоятельным научным исследованиям, глубокие теоретические знания в области данной дисциплины и специальные знания по проблеме диссертации.
Характерной особенностью кандидатской диссертации является углубленное исследование научного вопроса и решение конкретной научной задачи, стоящей перед локальной областью научных знаний.
Соискатель ученой степени кандидата наук должен иметь диплом о высшем образовании, соответствующем отрасли, по которой подготовлена диссертация.
Соискатель должен сдать следующие кандидатские экзамены (Приказ Министерства образования РФ от 17 февраля 2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов»):
-история и философия науки;
-иностранный язык;
-специальная дисциплина в соответствии с темой диссертации.
Соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.
Под кандидатской диссертацией понимается научный труд, который пишется человеком в период обучения в аспирантуре (по окончании вуза 4года) и защищается в целях получения ученой степени кандидата наук. Характеризуется существенно более глубокой переработкой темы в сравнении, к примеру, с дипломной работой или магистерской диссертацией.
Соискатель звания кандидата должен показать в своей работе, что обладает способностью выявлять актуальные темы, определять проблематику исследования, формулировать и решать задачи научного характера, доказывать состоятельность собственных теоретических концепций на практике.
Написав кандидатскую, учащийся аспирантуры публикует статьи, основанные на материалах своего научного труда, в изданиях, имеющих аккредитацию Высшей аттестационной комиссии, или ВАК.
Защита работы предполагает:
-написание автореферата;
-получение отзывов от рецензентов.
Защита диссертации происходит перед специальной комиссией, которая собирается и осуществляет свою работу в соответствии с правилами ВАК. Аспирант рассказывает об основных тезисах своего научного труда, о достигнутых результатах исследования, их применимости на практике, дает ответы на возникающие вопросы комиссии.
Под докторскойдиссертацией понимается научный труд, который пишется учащимся докторантуры и защищается в целях получения ученой степени доктора наук. Практически всегда допуск к ее написанию связан с наличием у соискателя защищенной кандидатской работы и соответствующей ученой степени.
Докторская предполагает еще более качественное и детальное научное исследование, чем кандидатская. Главный ее признак — практическая направленность. Докторская должна содержать в себе тезисы, что могут быть задействованы с пользой для той научной, производственной или социальной сферы, проблематику которой исследует в своей работе соискатель. Еще один важный критерий докторской — принципиальная новизна. Диссертация не должна повторять тезисы других известных работ либо быть похожей на них.
Защита докторской осуществляется в целом в том же порядке, что и при защите кандидатской: соискатель дополняет свой проект авторефератом, рецензиями, после чего лично представляет его комиссии.
Разница между кандидатской и докторской
Основное отличие кандидатской от докторской в том, что первый тип научного труда пишется соискателем в статусе аспиранта, второй — человеком, который учится в докторантуре, то есть учреждении, куда идут приобретать знания в целях получения более высокой ученой степени. Защита обеих диссертаций проходит по схожим схемам.
Стать доктором наук человек может только при условии предварительной защиты кандидатской диссертации. В некоторых случаях по итогам защиты труда аспиранта аттестационная комиссия разрешает представить соответствующую работу (если она имеет наивысший уровень качества и проработанности темы) на защиту в рамках соискания ученой степени доктора.
35. Патентный поиск в зарубежных поисковых системах.
База ФИПС позволяет найти патенты, которые зарегистрированы именно в России, но нам нужно проверить весь мир. Значит, нужно обращаться в ба