З.Три царства: медное, серебряное и золотое

Первый брат — летающий: духовная сила, которая слишком мало связана с землёй. Второй брат — всё ощупывающий, всё впитывающий; сила, слишком с ней связанная, он не может от неё освободиться. Третья сущностная сила находится посередине. Образ печки, излучающей тепло, тепловой центр дома, указывает на источник тепла, в доме тела— на сердце. Только скрытая за сердцем духовная сила может отбросить прочь камень материализма от входа в душевный мир и посвататься за Душу-девицу. Ищущий духа питается в душевной области и только потом он может ставить вопросы и соединиться с Душой-девицей и получить залог для следующего царства. И, наконец, золотая нить мудрости и развития находится в его руке. Но импульс Иоанна оттесняется братьями и должен пройти далёкие пути. Древняя духовная сила даёт совет, великан узнаёт "пробуждающего" и показывает ему дорогу в царство древнейшей душевной мудрости.

Там проходит он своё семикратное странствование (ученики Митры должны были пройти через семь дверей, в знак семикратного странствования). Теперь Иоанн получает помощь для своей задачи в России — от орла: сила мысли, летящей к солнцу.

Три мировых царства

Совершенно иное царство, чем царство в земле из чистого углерода, из образовавшихся алмазов — это царство жемчужное. Жемчужина родилась из воды, её нежный, кроткий блеск рядом с алмазом, горящим всеми цветами, является белым как свет луны. Жемчуга не изготовляются как твердый алмаз. Их надо носить на коже, чтобы сохранялся их блеск, они всё ещё связаны немного с водой. Жемчуга обозначают слёзы — как говорят уста народа. Внутренняя область сна называется царством жемчуга, т. к. сны встают и уходят, текут и отливают как вода. Это царство можно ощущать как противоположное царству алмазов. В этой сказке описывают, как внутренняя лунная природа добилась господства, а материнская душа ушла в царство снов. Иоанн сам должен быть "у моря", чтобы найти её. И птичка, указавшая ему дорогу, серебристая, как свет луны.

Образ лебедя указывает на высшую ступень сознания, как бы осеняющей человека. Скрытые, чистые, наполовину инстинктивные душевные силы— это девушки-лебеди, которые ему дают советы. Он ведь находит их, когда проходит миры душ. Там они ткут городки и пригородки на полотняных полотенцах: душа создаёт тридцать три раза мыслительные образы. Картины социального бытия. Кто же этот ворон, светлее самого светлого дня, который при виде Иоанна становится темнее самой темной ночи? Следует обратить внимание на необычное изображение ворона, который обладает древней мудростью и спокойствием и совсем не похож, например, на отважного орла. Его тёмное оперение, его призрачный полёт делают его символом известных мудрых сил, которые потемнели или были заколдованы. В этой сказке мы видим, как прежде светлые силы мудрости темнеют при появлении сил Иоанна, т. к. их времени пришёл конец.

Молоко образуется в связи с рождением: под воздействием лунных ритмов. Космические силы лунного вида выражаются в образе молока. Теперь еще имеется в Индии орден, члены которого питаются только молоком. Они хотят сохранить в себе известное детское сознание и вместе с тем внутренние силы ясновидческого переживания, которые они используют для исцеления. Кипятить молоко, значит: пронизать огнем силу воли естественно-природного лунного сознания человека. Быть сваренным в молоке и стать ещё прекраснее, чем был раньше, — это образ высшего испытания для духа, который проник, исследуя, познавая и освобождая, в жемчужное царство. Древнее духовное сознание не выдерживает этого и погибает. Сказка говорит: "взгляни, старый король совсем разварился".

Кащей Бессмертный

В этой сказке особенно ясно описывается внутренний путь посвящения. За девять дней созревает в духе рождённое Я Иоанна и отправляется в путь к Деве-Софии.

Девять дней лежал Данте в мистическом сне и проходил через сферы потустороннего мира. Девять дней висел Вотан на дереве, и ветер баюкал его. Когда-то — так сообщает этнолог проф. Карутц — существовали культовые праздники с качелями, на которых качали весною девушек над восходящими посевами.

Человек должен был отнести молодым посевам космические силы в этом полёте и ритме качелей. Качать королевского сына значит: привести Я в связь с космическими ритмами. Но только питающие и оберегающие душевные силы не могут погрузить его в тот мистический сон, это должно делать само древнее духовное сознание в человеке. Невыразимо прекрасная София может смотреть назад на трёх матерей, от которых она родилась: душа ощущающая, душа рассудочная, душа сознательная. Но они тоже ещё произошли из более древних природных сил, которые мы переживаем в образе трёх бабушек. И, если рассматривать духовные силы, работающие как мировые силы во всех девяти членах человеческого существа, как братьев, то она становится всеохватывающим вечным сознанием и сестрою девяти братьев. Долог путь к ней. Разум, служащий искателю духа, создан так, что он приводит в движение весь душевный мир. Но всё же он не приводит в то царство, где "солнце восходит", он отстаёт и питается ещё, пока дух Иоанна не начнёт своего полёта ввысь.

Могучие витязи борются за обладание солнечной девой. Они приходят с моря. Они мореплаватели, они проделали путь через моря, они получили опыт в мире души. Когда-то все посвященные были мореходами. Они жили в элементе струящейся образной мудрости, но добытой не с помощью мышления. Только когда развились разум и логическое мышление, стал человек "странником и всадником" (он шёл и шёл, он ехал и ехал, — он делал успехи, он шёл вперёд). Крестьянином" ("крестьянским сыном") называют героя искателя духа, который с большим трудом обрабатывает землю (твёрдую почву логических фактов) и, благодаря своему мышлению, преобразовывает землю. Но крестьянин-земледелец — более силён. За три эпохи он побеждает силы прошлого, стоит с Девой у креста как когда-то — евангелист, и на третий день принимает на себя духовное водительство. Но завоевать Деву Софию в эпоху развития души сознательной только с помощью "полёта ввысь" - нельзя. Человек стал ведь теперь гражданином материального, чувственного мира. Материальный мир преходящего выпал из духовно-творческого мира.

Пар — уплотнился в воду, вода — в лед, так вся материя является уплотнением и затвердением. Рассматривать чувственный мир, только как материальный, значит: переживать его как мертвый мир, как сброшенный скелет когда-то живого организма. Естествоведение, например, которое не признаёт больше господствующих творческих сил, а только лишь всё свершившееся, мёртвое, является мудрецам, создавшим сказки — царством Кащея Бессмертного. И они могли сказать: Кащей похитил живую мудрость — Деву Софию, и увёз её в своё царство. Но исследовать мир материи так, чтобы творчески- духовные силы переживались бы в нём, и познавать человека так, чтобы воспринять его вечную, неразрушимую сущность — это значит: освободить Деву Софию из царства Кащея Бессмертного. Там, в царстве смерти; человек пробуждается.

"Моя смерть — в ветке хвороста", — говорит Кащей Бессмертный. Отделённая от живого, зелёного дерева, высыхает и умирает ветка, она лежит на пороге как веник. «Моя смерть — в ограде», — говорит он дальше, т. е. в ограничении цветущей жизни, где суживается свобода духа. Но дух Иоанна золотит и высохшее, и умершее и превращает также ограниченное — в мудрость. "Моя смерть — в яйце". А разве яйцо не является образом зарождающейся жизни, и в нём не действуют космические силы? Когда человек знает, что в нём живёт никогда не умирающий зародыш, тогда он познаёт своё бессмертное Я. Но если это Я — стало любящим без всякого эгоизма и познало закон "умри и стань", тогда он побеждает смерть. Далёк путь к получению этого яйца. "Не ешь меня", — говорит коршун, медведь и щука, — то есть не воплощай тех сил, которые лучше служат тебе, свободные от тела, силы трёх элементарных царств: воздуха, земли и воды. Свободные от тела силы помогают освобождению вечного духовного сознания.

В конце рассказывающий добавляет присказку: "Душа моя насытилась и напилась" — в сказке о Кащее Бессмертном, том 8, N 5 говорится так для читателя. Она употребляется в этой форме — один раз, т. к. она означает: я познал тайны химической свободы, но я ещё не смог принять её в моё существо, но тайнами смерти в эпоху материализма я — насытился и напился вполне.

Царь-Девица

Василий (Базилиус), представитель эпохи души ощущающей, должен покончить с тем душевным существом, которое уже выпало из связи с живым-духовным и обратилось к земному, материальному — мачехой и, кроме того, со своей низшей сущностью — своим слугой. Три мощных инстинктивных силы, которые были до сих пор заперты в его существе, становятся свободными благодаря жизненной палице — волевое Я — и указывают на высшую, вечную душу, которая стремится соединиться с духом человека. "Выезжай на море и играй на гуслях" (гусли — струнный инструмент): выработай сознание, более дальнее, чем чувственно-связанное, дай проснуться гармонии и ритму и дай им действовать в тебе! Но "укол" благочестивого сознания души ощущающей (медная игла) из низшей самости в тот момент, когда должен бодрствовать дух, заставляет исчезнуть высшую душу. В немецких сказках любят рассказывать, как герой забывает девушку, потому что дал себя поцеловать своим домашним в правую щеку. Немец легко подвергается опасности забыть о своём идеале при встрече с консервативными силами. Его правая сторона — сторона поступков — требует большого внимания к себе, и, погрузившись в деловую деятельность, он забывает о своей вечной цели. В русских сказках — угрожает опасность погрузиться в сон, то есть желание пассивно пребывать в душевном, в момент, когда необходимо духовное бодрствование. Славянскому человеку глубоко свойственно врождённое благочестие, но оно должно всё больше претворяться в активное, благочестивое познание духа. Василий должен пройти путь «по земле» и "на лошади". Сторож рассудочных сил, которые нужны для этого, действует скрыто, как пастух. Он называет себя "Иванушка — белая рубашка — в белой шапочке". В этом скрыт намёк на околоплодный пузырь. Если ребёнок рождается в такой шапочке, то говорят — «родился в счастливом чепчике», потому что передовые космические силы могут дальше действовать на ребёнка. Сам пастух характеризует себя как эфирное силовое вещество, как эфирная оболочка существа Иоанна, одарённого мышлением, которое ещё в известном смысле предродовое — неземное. При нём завоёвывают силу разума, поднимающуюся вверх из сферы далёкого, мирового душевного, он родственен в известном направлении солнцу. Кто пользуется этим разумным, мышлением, может пережить те инстинктивные силы, которые когда-то были спрятаны, а теперь могут действовать свободно, — как господствующие мощные силы в прогрессирующем познании.

Иван — с "латанным лицом" не имеет природного облика — он собран из разных кусков латок. Язык его не говорит правды: нога — отношение к земле — как у животного. В его слухе — живёт собачий способ мышления, цинизм и выслеживание. Перед ищущим духа стоит на пороге к духовному миру искажённый образ его собственного существа. Всё, что живёт низкого и скверного в человеческой природе, должно быть познано и преодолено. Это относится как к отдельным людям, так и к народу. Также и ведущий дух народа должен, прежде чем соединиться с народной душой, выдержать на пороге это испытание познания. Если мы называем искажённый облик немца, то мы говорим о немецком Михеле. Это имя — последнее указание на ту духовную силу, которой когда-то поклонялись в святилищах, как духовному образу немецкого народа, и изображали её на бесчисленных картинах — Архангел Михаил — искажённый образ русского духа —это "злой Иван". В его распоряжении находится также мощный разум. Начинается апокалиптическая битва — вся земля содрогается. Василий, "с белой рукой" (в чистоте — действующий) должен ударить лошадь Ивана, т. е.: сперва должна быть побеждена идеология этого искажения истинно русского. Затем Василий побеждает с помощью той силы, которую он получил от "Ивашки — белой рубашки". И теперь человек может в "высотной долине" играть на "внутренней арфе" и соединиться с вечной душой, которая во всех битвах верно сохранила его прообраз.

Я не знаю, что

Эту сказку опубликовал уже в 1831 году А. Дитрих в Лейпциге в первом издании русских сказок. Якоб Гримм написал к ней предисловие. Переводчик, юрист, живший в России, нашёл её в лубочном издании на базаре. Пёс Полкан изображён там в виде Кентавра. Поэтому издатель добавил замечание: "внизу он был как лошадь, а наверху — как человек". Если лошадь — образ инстинктивного, разума, то кентавр — это имагинация того состояния, в котором этот инстинкт еще не обуздан, и Я им не руководит — он сам есть стремление, которое гонит человека вперёд, как глухо говорящий в нём инстинкт. Мать рода кентавров — была облако. Следовательно, кентавр происходит из душевного сознания ещё подвижного, летящего, образного как облако. Он является переходной ступенью между образным и рассудочным сознанием. Когда-то это сознание было ещё природно- мудрым (смотри Хирона — мудрого кентавра). Но с развитием начала личности наступила опасность, чтобы в этом сознании не пробудился бы эгоизм. Человек должен был себя осознать как существо в себе — образно говоря, он должен был стать укротителем лошадей и всадником. Поскольку, например, истинно, что дикие горные народы Греции были кентаврами, они были ими согласно своему внутреннему существу. Греки, пережившие рождение души рассудочной, к к амое важное в их духовной культуре изображали на многих памятниках культуры сражения с кентаврами. На восточном фронтоне Олимпийского храма изображена свадьба короля Лапидов. Кентавры нападают на них, чтобы похитить невесту. Позади короля стоит, оберегая его, Тезей — основатель греческой культуры. Невесту звали Гипподамейей (укротительница лошадей). Здесь на месте Олимпийских игр раздался предупреждающий зов к греческому народу: Бодрствуйте, овладевайте и укрощайте ваши силы рассудка, развивайте душу рассудочную!

В нашей сказке описывается эта же битва. Когда рождается духовный импульс, он ещё не может вступить на свой путь (он не может владеть своими ногами). В скрытом царстве, до которого ещё надо дойти, "идти в активном направо", и там ждёт в глубине особый разум. Лукоперо (стрелок из лука), т. е. сила, указующая цель, поставила его там. Только тот, кто войдёт в это царство, а это вызывает всегда шум и грохот, и кто обладает волей, сокрушающей железо, сможет проникнуть к этому, силою земли обладающему, рассудку, но он должен иметь в руках как залог благочестивую силу ощущения (медное кольцо). Завоевать этот рассудок — это значит обладать одновременно всеми рыцарскими добродетелями. Он может подняться над земным на крыльях духа.

Но импульс Иоанна остаётся ещё долго как плод в пузыре. Сам ещё не зная свою цель, он проходит как шут — ступень Парциваля (Парсифаля) в его невинной глупости. Но он может как садовник ухаживать за жизненными силами внутреннего роста. Душа сознательная любит его таким, каков он есть, оберегает его и соединяется с ним. Он ещё много спит. Будучи позван на бой, он уходит через окно как вор, т. к. его время ещё не пришло. И вот "великий Серый" становится светлым весенним лисом.

Благодаря своему внутреннему огню человек превращается в героя, его кормят, поят и одевают новыми душевными оболочками. Теперь он может силою сверхземного рассудка победить мощь кентавра. Он имеет теперь золотые волосы: его мышление освещено мудростью и сбрасывает оболочку. Он становится королём во внутреннем царстве, и королевским — господствующим — духовным импульсом в народе и человечестве. Эта сказка называется также: Крестьянский сын — смотри в N 5.

Наши рекомендации