Образные человеческие персонажи
Как духовно-душевное существо, человек выступает в двойном образе мужественно-женственного: мужествен дух, приданный мышлению, исследуя и познавая, обращенный к миру; женственна — душа, полная отдачи и искренности, сильная в чувствовании и живущая и действующая больше во внутреннем.
Мальчик, юноша, мужчина и старик — ступени развития духа.
Девочка, девушка, женщина и старуха — ступени развития души.
Мальчик олицетворяет собой еще неразвитого, наивного человека и погруженную в становление волю.
Маленькая девочка символизирует еще юную, наивную душу и еще детское чувствование.
Юноша — это созревающий, развивающийся к личности человек.
Девушка — это образ души, созревающей навстречу духу.
Мужчина изображает созревшую личность, женщина — знающую, опытную душу.
Старик, старуха, предки в особом смысле знающие, ведающие образы.
Отец, сын олицетворяют собой этапы бытия духа, мать и дочь — этапы бытия души.
Отец олицетворяет древнего, первоначального человека, самость. Прежде чем сформировалась свободная личность, эта самость целиком жила в крови, в роду, в зависимости от племени, поэтому во многих сказках отец оказывается покинутым.
Сын означает свободную личность, вырастающую из родовой самости: Я. Сын должен выйти в мир - он должен обрести мировоззрение, он должен справиться с заданиями и испытаниями, набраться опыта, найти царство души, помолвиться с девон. Говоря современным языком: Я должно стать высшим и пронизать себя душой.
Иногда сказка говорит о трех сыновьях, трех братьях. Развитие свободной Я-личности в человечестве требовало определенного времени так же, как и в отдельном человеке ей необходим для развития продолжительный отрезок времени. Сначала индивидуальность начинает жить жизнью ощущений, в чувствовании. Ощущающий, чувствующий человек — это первый сын и брат — Я в чувствовании. Затем сформировалось мышление. Рассудочно-мыслящий человек - это второй сын и брат — Я в мышлении. Болящий человек — это третий младший сын и брат — Я в волении.
Эти основные силы взаимодействуют в каждом человеке, они действуют совместно, иногда и друг против друга, до тех пор пока Младший, Волящий-В-Духе не берет на себя водительство.
Мать символизирует душевное в том виде, в каком оно было исходно заложено в человеке. И это душевное тоже было первоначально сильно зависимо от крови и рода, было больше групповой душой, нежели душой индивидуальной.
Дочь — это символ становящейся свободной, личностной, пронизанной Я души, которая выходит из групповой души. Если сказка говорит об «единственной» дочери, то имеется в виду сама индивидуальная душа.
Наряду с образом троих сыновей, изображающим духовный процесс индивидуализации, мы имеем образ троих дочерей, троих сестер. Он соответствует на душевном уровне изображенному выше процессу индивидуализации: это душа, достигшая пронизанности Я в душевном, пронизанности Я в мышлении, пронизанности Я в волении.
Мачеха, буквально «суровая, твердая, жесткая» мать, есть символ отвердевшей, материалистической, эгоистичной души. Иногда мачеха появляется в образе ведьмы: под влиянием демонической магии она становится дьявольской силой, соблазняющей людей атавистической псевдомудростью.
Дух, душа и тело составляют единство. Превратить же это единство в сознательную личность, при том что как духовно-мужественная, так и душевно-женственная стороны развиваются до их высочайшей ступени, есть цель многих сказок.
Если Я — сын — становится самоотверженным, любящим, одушевленным Я, то духовно-мыслящее мужественное становится Вечно-Мужественным. Если душа — дочь - становится самоотверженной, любящей, одухотворенной душой, то душевно-женственное становится Вечно-Женственным.
Единение души и духа отражено в образе свадьбы. Если становление Ядостигнуто в высоком смысле, то оно возникает в образе королевской свадьбы (также и в Евангелии). В наших сказках мы узнаем, выражаясь языком средневековья, мистическую и химическую свадьбу.
Если сказка изображает очищение и превращение души в ее обращении к жениху-духу (к сыну), то мы узнаем образы мистической свадьбы. Если сказка показывает образы ученичества, которое изменяет не только душу, но и тело вплоть до его строения, то эти образы указывают на химическую свадьбу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ф. Ленц