Король-лягушонок, или железный гейнрих
Первоначальная редакция
«Жила-была однажды королевна, которая пошла в лес и села у прохладного колодца. У нее был золотой шар, это была ее любимая игрушка, она подбрасывала его вверх и снова ловила его в воздухе, и eй это очень нравилось. Однажды шар залетел очень высоко, она уже было вытянула руку и сжала пальцы, чтобы его снова поймать, но он упал мимо нее наземь, катился-катился и укатился в воду».
Душенная жизнь человека бездонно глубока, особенно там,где она похожа на колодец, в котором берет свое начало созидательная сила истока. Королевна-душа близка этой силе истока, пока она пребывает в первоначальном состоянии детства. Тогда она еще играет с той космической мудростью, которая неосознанно живет в ребенке (с золотым шаром). «О, детские уста... радующиеся неосознанной мудрости, искусные в языке птиц, как Соломон», - говорит об этой мудрости Фридрих Рюкерт. Но однажды она тонет, душа не может больше схватывать и постигать ее.
«Королевна в ужасе посмотрела ему вслед, но колодец был так глубок, что дна не было видно. Тогда начала она горько плакать и сетовать:
— Ах если бы у меня снова был мой шар, я бы все за это отдала: мои платья, мои драгоценные камни, мои жемчуга и все, что только существует на свете.
Пока она так горевала, из воды высунул голову лягушонок и сказал:
- Королевна, почему ты горюешь так жалобно?
— Ах, — сказала она, — ты, мерзкий лягушонок, разве ты можешь мне помочь! Мой золотой шар упал в колодец.
Лягушонок сказал:
— Не надо мне твоих жемчугов, твоих драгоценных камней и платьев, но если бы я стал твоим спутником, и сидел бы рядом с тобой, и ел бы из твоей золотой тарелочки, и спал бы в твоей постельке, а ты бы меня полюбила, тогда я принес бы тебе твой шар...
Королевна подумала: пусть болтает себе глупый лягушонок, он должен оставаться в своей воде, но, может быть, он принесет мне мой шар, скажу-ка я «да», и сказала:
— Да, пожалуй, принеси мне сначала мой золотой шар, я тебе все обещаю.
Лягушонок засунул свою голову обратно в воду и нырнул вниз, не долго это продолжалось, вот он снова появился на поверхности, держа шар во рту, и бросил его на землю. Как только королевна снова увидела свой шар, тут же быстро подбежала к нему, подняла его и так радовалась тому, что он снова у нее в руках, что она ни о чем другом не думала, а поспешила с ним домой. Лягушонок крикнул ей вдогонку:
— Постой, королевна, возьми меня с собой, как ты обещала!
Но она не слышала его слов».
Королевну охватывает боль, но боль творит изменение. Глубоко спрятанная, в душевном покоится другая сущностная сила. В детстве она еще не проявляется, она таится в том или ином инстинкте, душа не осознает ее. Но если космическая мудрость погрузилась вглубь и душа испытывает боль от этой потери, то та сущностная сила встает в человеке. В этой сказке она предстает в образе лягушонка. Это снова — Я.
Лягушка живет в двух мирах, в воде и на суше, и обладает тонким чутьем на атмосферные явления. Она предсказательница погоды. Мы называем мечтателем человека, который как личность в меньшей степени передвигается по «почве фактов», легко «погружается» в себя и часто ходит «как в воду опущенный». Если же мечтателю присуще чувство атмосферы и он знает, чего хочет время, то он похож на лягушку.
Я хочет стать спутником души: должно начаться личностное Я-развитие. Спутник предстает в образе лягушонка. Королевна по праву испытывает отвращение. Она должна отклонить предложение жить вместе с сущностной силой, которая сначала может выразить себя лишь как нечто животное, то есть влеченческое. Но господствующая сила в душевном, король, знает больше. Душа должна быть готова к Я-становлению, даже если это и ведет к кризисам. Нужно открыть дверь лягушонку.
«На другой день, когда королевна сидела за столом, услышала она, как кто-то взбирается по мраморной лестнице: топ-шлеп-топ-шлеп! Вскоре кто-то постучал в дверь и крикнул:
— Королевна, самая младшая, открой мне дверь!
Она побежала и открыла дверь, а это был лягушонок, про которого она больше и не думала. В ужасе она поспешно захлопнула дверь и снова села за стол. Король, однако, увидел, как у нее сердце билось, и сказал:
— Чего ты боишься?
— Там мерзкий лягушонок, — сказала она, — он достал мне из воды мой золотой шар, за это я обещала ему, что он станет моим спутником, но я никогда бы не подумала, что он сможет выбраться из воды, а вот теперь он там, за дверью и хочет войти.
Тем временем стук раздался во второй раз, и голос прокричал:
Здравствуй, королевна,
Дверь открой!
Неужель забыла,
Что вчера сулила,
Помнишь, у колодца?
- Король сказал:
— Ты должна сдержать слово и сделать все, что обещала, ступай и открой лягушонку дверь.
Она послушалась, и лягушонок впрыгнул в комнату и поскакал за ней до ее стула, а когда она снова села, воскликнул:
— Подними меня и посади на стул рядом с собой. Королевна не хотела этого делать, но король приказал ей это. Когда лягушонок был уже наверху, он сказал:
— Ну а теперь придвинь поближе твою золотую тарелочку, я хочу поесть из нее.
И это она тоже должна была сделать. А когда он досыта наелся, сказал:
— Ну теперь я устал и хочу спать, отнеси меня наверх в твою комнатку, расстели твою постельку, и давай ляжем в нее.
Королевна пришла в ужас, услышав это, она боялась холодного лягушонка и не решалась дотронуться до него, а теперь он должен был лежать с нею в ее постели, она начала плакать и ни за что не хотела выполнить его просьбу. Тогда разгневался король и приказал ей под страхом его немилости сделать то, что она обещала».
«Подними меня к себе», — говорит лягушонок, «подними меня и посади па стул рядом с собой»: я не хочу жить внизу в тайне, как смутный инстинкт — я хочу достичь твоего уровня, уровня душевной сознаваемости — так говорит Я. «Ну а теперь придвинь поближе твою золотую тарелочку, я хочу поесть из нее». Золото — это металл, соотнесенный с Солнцем, с сияющим, дарящим жизнь дневным светилом. Его прочность, его благородный блеск позволяют ему стать символом благородного постоянства, символом родства с Солнцем души. Это же — истинная мудрость, потому что она согревает и освещает. Она не берет взаймы и не рефлектирует; все, что она дарит, она создает из собственной субстанции. Мудрость должна подготовить основу того, что вберут в себя Я-дух и душа. Это золотая тарелка, которая подходит обоим.
«Отнеси меня наверх в твою комнатку, расстели твою постельку, и давай ляжем в нее». Под этой комнаткой подразумевается сердце, то духовное место, где должны встретиться Я и душа, чтобы познать друг друга.
«Ничто не помогло, она должна была сделать, что хотел ее отец, но в глубине сердца она очень рассердилась. Она взяла лягушонка двумя пальцами и отнесла его наверх в свою комнату, легла в постель, но вместо того, чтобы положить его рядом с собой, ударила его — шлеп! — о стену. — Теперь-то ты оставишь меня в покое, гадкий лягушонок!
Но лягушонок не упал замертво наземь, наоборот, когда он подошел к постели, то был это прекрасный юный принц. Это был ее милый спутник, и она полюбила его, как и обещала, и, радостные, они заснули.
А на другое утро прибыла роскошная карета, запряженная восьмеркой лошадей, украшенная султанами и отливающая золотом, при ней был верный Гейнрих, слуга принца, который так был опечален его превращением в лягушонка, что велел положить на свое сердце три железных обруча, чтобы оно не разорвалось от печали.
Принц и королевна сели в карету, верный слуга же встал сзади, и так хотели они ехать в свое королевство.
Вот проехали они часть дороги, как услышал принц за собой громкий треск, тогда он обернулся и воскликнул:
—Гейнрих, треснула карета!
—Дело, господин, не в этом,
—Это обруч с сердца спал.
—Что тоской меня сжимал,
—Когда вы в колодце жили,
—Лягушонком сами были.
Еще раз и еще раз услышал принц треск и подумал, что это карета трещит, а были это лишь обручи, которые соскочили с сердца верного Геннриха, потому что его господни избавился от заклятия и снова стал счастливым».
Господствующая сила в душевном, король, должен вмешаться еще раз, чтобы Я и душа могли познать друг друга. К этому познанию принадлежит обязательное превращение и возвышение Я. Оно должно превратиться из влеченческого внутреннего переживания в образе животного в разумное, основанное на здравом смысле мыслящее Я, обращенное к миру. Оттуда он добывает для души оплодотворяющую мысль, и спутник превращается в супруга. Можно играть королевскую свадьбу (толкование «железного Гейнриха» оставлено здесь в стороне, потому что в данной связи оно не имеет значения).
СЕМЬ ВОРОНОВ
Гримм, 25
«Было у одного человека семеро сыновей и ни одной дочки, а ему очень хотелось ее иметь. Вот наконец жена подала ему добрую надежду, что будет у них дитя; и родилась у них девочка. Радость была большая; но дитя оказалось хилое и маленькое, так что пришлось его крестить раньше срока.
Послал отец одного из мальчиков к роднику принести поскорее воды для крещения; шестеро остальных побежали вслед за ним — каждому из них хотелось первому набрать воды, — вот и упал кувшин в колодец. И они стояли и не знали, что им теперь делать, и никто не решался вернуться домой. Отец ждал их, ждал, а они все не возвращались, потерял он наконец терпение и говорит:
— Пожалуй, гадкие мальчишки опять заигрались, а про дело забыли. — И он стал опасаться, что девочка помрет некрещеной, и с досады крикнул:
— А чтоб вас всех в воронов обратило! Только вымолвил он это слово, вдруг слышит над головой шум крыльев. Глянул он вверх, видит — кружат над ним семеро черных, как смоль, воронов».
Наша сказка принадлежит к сказкам числа «семь». Мы должны целиком погрузиться в средневековый образ мышления, чтобы понять ее. Согласно этим представлениям, человек — это малый мир в мире большом; его называли микрокосмом в макрокосме. Принцип двенадцати, проявляющийся в небосводе с неподвижными звездами, семеричность планет находят свое отражение в образном языке многих сказок. Парацельс, величайший врач средневековья, еще употреблял названия планет вместо названий органов. Мозг подчинен Луне, легкое — Меркурию, почки соответствуют Венере, сердце — Солнцу, желчь — Марсу, печень — Юпитеру и селезенка — Сатурну.
В «Семерых маленьких козлятах» мы познакомились с инстинктивной природой человека в том виде, в каком она существует как влеченческое любопытство и может выражаться семеричным образом. Здесь мы имеем дело с другими сущностными силами, с силами в большей степени духовного рода. Как духовные ростки всеобъемлющей духовно-душевной сущности человека (отец и мать) выступают они в образах семи сыновей, семи братьев. Они действуют в каждом человеке. Интеллектуальная способность принадлежит одному (мозг), сила воли, связанная с Марсом, — другому (желчь), теплота и любящая сердечность — живущему в сердце. Каждый привносит в целое свою часть. Сказка изображает их как юные, наивные, находящиеся па стадии развития силы (мальчики). Таковыми они были, когда человечество переживало свой детский и юношеский возраст, таковы они еще и сегодня в каждом человеке, когда он, повторяя это развитие, проживает собственное детство.
Отец и мать хотели дочку: должно явиться новое душевное сознание, которое будет помогать этим юным, активным душевным силам. Образ единственной дочери указывает на будущую душевную сущность, которая сама начинает осознавать себя как личность. Человечество прошло долгий путь, прежде чем эта индивидуальная душа смогла стать реальностью, — ведь жизнь человека целиком определялась семьей, родом и племенем, — и после этого он еще долго оставался внутренне несвободным. Сказка говорит: «Когда дочка наконец родилась, была она хилая и маленькая».
Собственно, все семеро духовных братьев хотели стать «творцами» для этой новорожденной душевной сущности и принести ей живительную воду, воду для крещения. Здесь указывается на то, что речь идет о той душе, которая должна стать христианской. Хоть у братьев и есть способность к пониманию (сосуд, кувшин), чтобы «творчески» сопровождать этот процесс, они все-таки не могут сделать этого. Они не могут еще действовать в единстве, «каждый хотел быть первым», и таким образом они теряют способность вообще действовать творчески. Кувшин падает в колодец.
В большинстве случаев приобретение человеком какого-либо нового навыка означает кризис для других его навыков. Они не следуют вместе с новыми умениями, они отстают. Рождение новой, исполненной Я души влечет за собой затемнение более древних духовных сил — они превращаются в воронов. Мы говорим о полете мыслей, потому что, подобно птицам в воздухе, наши мысли поднимаются и летят. Мы говорим также об окрыленном мышлении, а когда кое-кто планирует что-то слишком смело, мы говорим: «Er hat einen Vogel». (Дословно: «У него есть птица», то есть «у него не все дома». — Прим. перев.)
Внутренний полет ввысь олицетворяют собой орел и сокол. Ворон же символизирует другой элемент. Его блестящее черное оперение, его почти похожий на явление призрака и тем не менее исполненный важности полет, все его серьезное существо делают его символом той мыслительной мудрости, которая теперь затемнена. Такие «вороны» все еще могут летать посланцами между неземным и человеческим миром, между поту- и посюсторонним. Так, у Вотана были его вороны — Хугин и Мунин, разум и память. Семеро братьев могут действовать теперь лишь в виде воронов. Каждое превращение в животных в сказках означает, что духовные силы — полные сознания и способности к познанию, то есть человеческие, — опускаются в инстинктивное и животноподобное.
«И не могли отец с матерью снять своего заклятия, и как они ни горевали об утрате своих семерых сыновей, но все же мало-помалу утешились, глядючи на свою любимую дочку. Она вскоре подросла, окрепла и с каждым днем становилась все красивей и красивей.
Долгое время она не знала, что были у нее братья — отец и мать избегали говорить ей об этом. Но вот однажды она случайно от людей услыхала, как те говорили, что девочка-де и вправду хороша, да виновата в несчастье своих семерых братьев.
Услыхав об этом, она сильно запечалилась, подошла к отцу-матери и стала у них спрашивать, были ли у нее братья и куда они пропали. И вот — правды не скроешь — им пришлось ей объяснить, что это случилось по воле свыше и рождение ее было лишь нечаянной тому причиной. Стала девочка каждый день себя попрекать и крепко призадумалась, как бы ей вызволить своих братьев.
И не было ей покоя до той поры, пока не собралась она тайком в дальнюю путь-дорогу, чтобы отыскать своих братьев и освободить их во что бы то ни стало. Взяла она с собой в дорогу на память об отце-матери лишь колечко, хлебец — на случай, если проголодается, кувшинчик с водой от жажды, и скамеечку, чтобы можно было отдохнуть, если устанет».
«Единственная дочка» окрепла и со временем узнала о судьбе своих братьев. Конечно же, на то была воля небес, потому что человеческая душа должна стать душой, пронизанной Я, личностной, а это означает сначала ослабление других сил. Но единственная дочь — это по-христиански любящая душа, она не находит себе покоя, она хочет спасти своих братьев. Нужно пройти долгий путь, прежде чем свершится это спасение.
О каком колечке идет речь? Оно принадлежало родителям, но дочка носит его, берет его с собой в мир и приносит потом братьям. Так же, как круг, кольцо — это выражение всеобъемлющего. Подобно тому как кольцо, будучи цельным, объединяет начало и конец, так и душа переживает себя как вечную сущность без начала и конца — когда она осознает свое Я как искру Божью. До тех пор пока не было приобретено это Я-сознание, человек не мог воспринимать себя как закрытое, покоящееся в себе существо; он нуждался в руководстве, потому что был несамостоятельным и несвободным. Западноевропейский человек борется за то, чтобы стать личностью, найти силу для самообладания и проявлять любовь по отношению к своему ближнему и миру. (В опере Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» речь идет об этом развитии.) Возможность этого издавна была заложена в унаследованных силах человека: колечко было у отца и матери. Но действенность свою оно полностью обретает в юной душе: девочка носит кольцо.
«И пошла она далеко-далеко, на самый край света. Вот подошла она к солнцу, но было оно такое жаркое, такое страшное, и оно пожирало маленьких детей. Бросилась она поскорей от солнца к месяцу, но был он такой холодный, мрачный и злой, и как увидел он девочку, сказал ей:
— Чую, чую мясо человечье.
Она убежала от него и пришла к звездам. Они были ласковые и добрые, и сидела каждая из звезд на особой скамеечке. Поднялась утренняя звезда, дала ей костылек и сказала:
— Если не будет с тобой этого костылька — не разомкнуть тебе Стеклянной горы, где заточены твои братья».
Далеко должна идти девочка, чтобы узнать, где ее братья, на самый край света; это значит, туда, где кончается чувственный мир и начинается сверхчувственный. Великие педагоги, подарившие нам сказки, были убеждены, что человек уже в этой жизни имеет доступ к тому, другому миру. Они знали, что душа должна учиться подниматься к звездному миру, когда она должна постичь свою истинную судьбу и справиться с нею. Микрокосмические силы, семеро братьев, должны быть постигнуты макрокосмическими. Девочка берет с собой в дорогу хлебец:духовную пищу и духовное познание, в том виде, в каком дает их земля; еще воду – одушевленное чувствование, в той степени, в какой земля может его дать, и необходимую силу познавательной способности: сосуд, кувшин.
Солнце и месяц, как представители дня и ночи, ничего не могут сообщить девочке. Солнце — бодрствующее дневное сознание — слишком сильно и готово уничтожить детское начало (оно пожирает маленьких детей). А месяц, властитель ночи, гасящий индивидуальное, — как таковой тоже не способствует становлению Я. Душа должна проникнуть в мир планет, потому что они управляют теми семью сущностными силами, которые затемнились.
«И сидела каждая из звезд на особой скамеечке». Как у самой девочки, так и у звезд есть скамеечки. Нa стуле сидят в одиночку, он знак индивидуального. Таким образом, она берет с собой зачаток индивидуального, когда она пробуждает в себе космические силы. В этом «высшем мире» она тоже остается самобытным существом, остается индивидуальностью; и интеллекты планет — Фома Аквинскнй приписывал каждому созвездию собственный интеллект — совершенно индивидуально обращаются к ней, так, чтобы она могла понять это и последовать их совету. Звездная мудрость переживается, таким образом, индивидуально. Когда в старые времена человек погружался в универсум, это означало отказ от личности. Душа в нашей сказке — девочка— хранит свое Я и ведет индивидуальную беседу со звездами наедине.
Семеро братьев живут в той сфере, которую сказка называет «Стеклянной горой». Гора несет в себе и момент укрывания в безопасном месте, и момент утаивания. Гора — это то, на что необходимо взойти (нужно «быть на высоте»!), или также и то, что необходимо преодолеть (нужно «перевалить через гору», то есть преодолеть самую большую трудность). В данном случае гора означает нечто утаиваемое, которое необходимо открыть. Стекло — это результат отвердения; оно образуется из плавня в результате застывания. Под стеклянной горой подразумевается сфера оцепенения, окостенения, затвердевания.
Мы говорим, у человека «стеклянные глаза», когда мы имеем в виду бесчувственного, холодного человека. И глаз умирающего тоже стекленеет. И вот в это царство окостенения должна проникнуть любящая душа.
«Взяла девочка костылек, завернула его хорошенько в платочек и пошла. Шла она долго-долго, пока не подошла к Стеклянной горе. Ворота были закрыты; хотела она достать костылек, развернула платок, глядь — а он пустой, потеряла она подарок добрых звезд.
Что тут делать? Ей так хотелось спасти своих братьев, а ключа от Стеклянной горы не оказалось. Взяла тогда добрая сестрица нож, отрезала себе мизинец, сунула его в ворота и легко их открыла. Входит она, а навстречу ей карлик, и он говорит ей:
—Девочка, ты что здесь ищешь?
—Ищу я своих братьев, семерых воронов. А карлик ей говорит:
— Воронов нет дома. Если хочешь их подождать, пока они вернутся, то входи.
Потом карлик принес воронам пищу на семи тарелочках и в семи кубочках; отведала сестрица из каждой тарелочки по крошке и выпила из каждого кубочка по глоточку, а в последний кубочек опустила колечко, взятое с собой в дорогу».
В это царство окостенения должна войти сестра; у нее был для этого дар утренней звезды, но она потеряла его. Тот, кто носит кольцо личности и пронес его через высший мир, должен в себе самом найти силу для открывания. Личная жертва — это ключ, это жертва, которая стоит собственной крови.
Повсюду, где в сказке появляется карлик, присутствует указание на определенную элементарную природную духовность. Мы говорим сегодня абстрактно о силах и законах природы. Человек, обладавший даром ясновидения, видел больше. Он видел во внутренних образах духовные сущностные силы и называл их духами природы. Этих элементарных духов, действующих прежде всего в процессе формирования земли, в камнях и металлах, он видел в образах карликов. Мы тоже несем в себе «землю», потому что тело человека взято из праха и снова станет прахом. Мы имеем в себе металлическое начало, например, железо в крови. Семеро воронов едят пищу, которую приносит им карлик; здесь говорится о том, что семеричным образом открытый юный человеческий дух, затемненный, погрузившийся во тьму в эпоху становления Я-сознання, узнает о земном, знает еще только то, что переживаемо телесно. Его познание, так мы тоже можем сказать — стало маленьким и карликоподобным, так как он ограничивается земным. С миром стихий пребывает он в связи, но не с высшим миром. Он кружится вокруг, темный, как ворон. Он знает, что его органы — часть природы и что они подчинены природным законам. Он много знает о желчи как о телесном органе, но мало или ничего о том, какое влияние оказывает планета Марс на жизнь мыслей, чувств и воли, и о том, каким образом функция желчи является основой для духовно-душевных процессов. Его знание питает его, но это пища «карлика». Душа участвует в этом насыщении: она съедает с каждой тарелочки по крошке и выпивает из каждого кубочка по глоточку. Семеричным образом разъединенное — карликоподобное — объединяет она в себе, и оттого, что оно стало в ней единством, она может подарить кольцо. Благодаря этому сила закрытого в себе Я-сознання достается и братьям. Они могут теперь в единстве и гармонии действовать совместно на более высокой ступени.
«Вдруг она слышит в воздухе шум крыльев и свист. И говорит ей карлик:
— Это летят домой вороны.
Вот прилетели они, есть-пить захотели, стали искать свои тарелочки и кубочки. А ворон за вороном и говорит:
— Кто это ел из моей тарелочки? Кто пил из моего кубочка? Никак человечьи уста?
Допил седьмой ворон до дна свой кубок, тут и выкатилось колечко. Посмотрел он на него и узнал, что то колечко отца-матери, и говорит:
— Дай Боже, чтобы наша сестрица тут оказалась, тогда
мы будем расколдованы.
А девочка стояла тут же за дверью; она услышала их желание и вошла к ним, — и вот обернулись вороны опять в людей. И целовались они, миловались и весело вместе домой воротились».
Сказка изображает драму души, разыгравшуюся в истории человечества, которое вышло из стадии детства и осознало себя самое. Та же самая внутренняя драма имеет место в отдельном человеке, когда он оставляет за собой детство и пробуждается к личности. Сказка хочет помочь в том, чтобы это самосознание не стало эгоистичным, иначе царящие в человеческой душе духовные силы останутся на влеченческом уровне, слабые и чахлые. Неэгоистичное, с любовью одушевленное самосознание должно проявиться в человеке.