Прежде чем новое станет реальностью, оно должно быть коллективно принятым.
7. Ст. Тулмин о механизме эволюции «концептуальных популяций». Механизм эволюции «концептуальных популяций» предполагает взаимодействие:
ü с внутринаучными (интеллектуальными) и
ü вненаучными (социальными и экономическими) факторами.
Они действуют совместно, подобно двум фильтрам.
ЕСЛИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫ, ТО СПОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЛГО НЕ ПОЛУЧАЮТ СВОЕГО РЕШЕНИЯ.
Социальные факторы ограничивают возможности и побудительные мотивы интеллектуального новаторства, они необходимы, но РЕШАЮЩИМИ В ПРОЦЕССЕ «УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ» ЯВЛЯЮТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.
Поэтому ведущая роль принадлежит «научной элите», которая является носительницей научной рациональности.
От нее зависит успешность «искусственного отбора», «выведение» новых продуктивных научных понятий.
8. Роль лидеров и авторитетов в развитии науки, по Ст. Тулмину. Изменения в науке зависят от изменений установок ученых, поэтому велика роль лидеров и авторитетов в развитии науки.
ИСТОРИЧЕСКИ СМЕНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА УЧЕНЫЕ ВОПЛОЩАЮТ ИСТОРИЧЕСКУЮ СМЕНУ ПРОЦЕДУР ОБЪЯСНЕНИЙ.
Каждое новое поколение, развивая свои собственные интеллектуальные перспективы, в то же время оттачивает оружие, чтобы, в конечном итоге, завоевать свою специальность.
9. Научно-исследовательская программа (И.Лакатос) как основание науки. Британский историк науки Имре Лакатос (1922—1974) в качестве основания науки выделял научно-исследовательскую программу.
Это основная единица развития научного знания,
СОВОКУПНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРИЙ, СВЯЗАННЫХ НЕПРЕРЫВНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ ОСНОВАНИЕМ, ОБЩНОСТЬЮ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ИДЕЙ И ПРИНЦИПОВ.
· Развитие науки представляет собой смену исследовательских программ.
· Демаркация между «зрелой» наукой и «незрелой» проводится Лакатосом по нескольким основаниям.
· Зрелая наука:
ü предсказывает ранее неизвестные факты;
ü предвосхищает новые вспомогательные теории;
ü обладает эвристической силой;
ü располагает теоретической автономией.
10. Структура исследовательской программы. Структура исследовательской программы включает в себя:
· жесткое ядро,
· фундаментальные допущения,
· правила «положительной» эвристики (предписывающие, какими путями прокладывать дальнейший ход исследований) и
· правила «отрицательной» эвристики (говорящие о запрещениях, о том, каких путей следует избегать).
ü Фундаментальные допущения принимаются за условно неопровержимые.
ü Жесткое ядро представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических принципов, сохраняющихся без изменения во всех теориях научной программы.
Поскольку правила «отрицательной» эвристики запрещают переосмысливать жесткое ядро даже в случае столкновения с контрпримерами, исследовательская программа обладает своего рода догматизмом, в котором есть позитивное значение.
Без него ученые отказывались бы от теории раньше, чем поняли ее потенциал и значение.
Для сохранения «жесткого ядра» образуется «предохранительный пояс» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГИПОТЕЗ, которые, адаптируются к аномалиям.
Это позволяет избежать крайностей фальсификационизма при оценке теорий, которые сталкиваются с контрпримерами.
ü Правила «положительной» эвристики показывают, КАК МОДИФИЦИРОВАТЬ ГИПОТЕЗЫ «ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОЯСА», какие новые модели необходимо разработать для расширения области применения программы.
Положительная эвристика выручает ученого в ситуации замешательства перед аномалиями, когда его внимание сосредоточено на конструировании моделей.
11. Две стадии в развитии исследовательских программ. В развитии исследовательских программ выделяют две стадии:
· прогрессивную и
· вырожденческую (регрессивную).
ü На прогрессивной стадии положительная эвристика стимулирует образование вспомогательных гипотез, расширяющих сферу применения программы, а также ее эмпирическое и теоретическое содержание.
ü По достижении «пункта насыщения» развитие исследовательских программ резко замедляется.
Парадоксы, несовместимые факты, противоречия обрушиваются на данную исследовательскую программу.
Это симптомы стадии ее вырождения.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА РЕГРЕССИРУЕТ, ЕСЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ОТСТАЮТ ОТ РОСТА ЭМПИРИЧЕСКИХ ФАКТОВ.
Вырождающиеся теории заняты в основном самооправданием. Возникает огромное количество гипотез ad hoc (специальный, устроенный для данной цели, для данного случая), т.е. относящихся лишь к данному случаю.
Когда появляется соперничающая исследовательская программа, которая в состоянии объяснить эмпирический успех своей предшественницы и превосходит ее по своему эвристическому потенциалу, можно говорить об отказе от предшествующей.
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК РАЗ И ПРЕДПОЛАГАЮТ ВЫТЕСНЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ПРОГРАММАМИ СВОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИЦ, ИСЧЕРПАВШИХ ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ.
Однако Лакатос подмечает уникальный эффект: когда исследовательская программа вступает в регрессивную фазу, то творческий толчок в ее положительной эвристике может снова продвинуть ее в сторону прогрессивного сдвига.
12. «Тематический анализ науки» Джеральда Холтона. Американский философ науки Джеральд Холтон (р. 1922) известен благодаря «тематическому анализу науки».
Занимаясь историей науки, он приходит к выводу, что в основаниях науки главную роль играет ТЕМАТИЗМ, он не зависим от эмпирического или аналитического содержания исследований.
Тематическая ориентация ученого оказывается на удивление долгоживущей.
«ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» НАПРАВЛЕН НА ТО, ЧТОБЫ НАЙТИ В НАУКЕ ЧЕРТЫ ПОСТОЯНСТВА, НЕПРЕРЫВНОСТИ, ИНВАРИАНТНЫЕ СТРУКТУРЫ, КОТОРЫЕ ВОСПРОИЗВОДЯТСЯ ДАЖЕ В СИТУАЦИЯХ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ.
«ПОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В НАУКЕ ТЕМЫ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ЧЕМ-ТО ВРОДЕ ОСИ».
Холтон показывает «древность» большинства тем в науке, истоки некоторых из них уходят в недра мифологического мышления и являются весьма устойчивыми к революционным потрясениям.
ИМЕННО В ТЕМАХ, ПО МНЕНИЮ АВТОРА, СОБРАНЫ ПОНЯТИЯ, ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОГРАММЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
13. Понятие «тематической оппозиции» Дж.Холтона. Холтон обсуждает понятие «тематической оппозиции» и находит закономерность:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕМЫ СВЯЗЫВАЮТСЯ В ПАРЫ, НАПРИМЕР, СТОРОННИКИ АТОМИЗМА СТАЛКИВАЮТСЯ С ЗАЩИТНИКАМИ ТЕМЫ КОНТИНУУМА.
Ученый приходит к выводу, что НОВЫЕ ТЕОРИИ ВОЗНИКАЮТ НА СТЫКЕ КОНКУРИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ.
А новые темы появляются в ситуации, когда невозможно сблизить существующие (позиции-?-Г.Б.), как, например, тему субъекта и объекта, (тему-Г.Б.) классической и вероятностной причинности.
14. Тема и индивидуальные предпочтения и личные оценки ученого. Помимо сугубо научных признаков темы предполагают индивидуальные предпочтения, личную оценку.
Они регулируют воображение ученого, являются источником творческой активности, ограничивают набор допустимых гипотез.
«ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ», ПО МНЕНИЮ ХОЛТОНА, НЕ МЕНЯЮТСЯ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ, ТАК КАК ВЫСТУПАЮТ В КАЧЕСТВЕ ВСЕОБЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
И в этом своем качестве они надысторичны, т. е. не зависят от конкретно-исторического развития науки.
ПРИМЕНЕНИЕ «ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» В КАЧЕСТВЕ ОСНОВАНИЙ НАУКИ СБЛИЖАЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ТЕМАТИЗМ КАК ПРИЗНАК СХОДСТВА МЕЖДУ НИМИ; ПОЗВОЛЯЕТ ЛОКАЛИЗОВАТЬ НАУЧНОЕ СОБЫТИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ; ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА БОРЬБУ И СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ТЕМ, СВЯЗЫВАЕТ АНАЛИЗ НАУКИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, С ЕГО МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ.
52. ВКЛЮЧЕНИЕ ТОМАСОМ КУНОМ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В
СОСТАВ
ОСНОВАНИЙ НАУКИ
ПЛАН
1. Модель постановки и решения научных проблем Т. Куна.
2. Деятельность научного сообщества как элемент оснований науки.
3. Почему научное сообщество можно назвать «гранулированной средой»?
4. Почему связь между членами разных научных сообществ затруднена?
5. Как представляет развитие науки куновская модель?
6. Что Т.Кун понимает под словом «парадигма»?
7. Трансформация Т.Куном понятия «парадигма» в понятие «дисциплинарная матрица».
8. Соотнесение понятий «парадигма» и «научная теория».
9. О чем свидетельствует формирование научной парадигмы?
10. «Нормальная наука» и «научная революция».
11. Чем характеризуется допарадигмальный период развития науки?
1. Модель постановки и решения научных проблем Т. Куна. Американский историк и философ Томас Сэмюэл Кун (1922— 1995) усматривал в качестве основания науки ПАРАДИГМУ, т.е. модель (образец) постановки и решения научных проблем.
УЧЕНЫЕ ВИДЯТ МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРИНЯТОЙ ПАРАДИГМЫ, КОТОРАЯ НАХОДИТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В КЛАССИЧЕСКИХ РАБОТАХ УЧЕНЫХ, В УЧЕБНИКАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НА ДОЛГИЙ СРОК КРУГ ПРОБЛЕМ И СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СФЕРЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2. Деятельность научного сообщества как элемент оснований науки. Однако важным элементом, входящим в основание науки, по Куну, является деятельность научного сообщества, которое составляют исследователи с определенной специальностью, сходной научной подготовкой и профессиональными навыками, освоившие определенный круг научной литературы.
Благодаря основному труду Т. Куна «Структура научных революций» (1962 г.) понятие научного сообщества прочно вошло в обиход.