Основания науки напрямую связаны с порождением знания и выполняют генетическую функцию.
9. Система идеалов и норм. Система идеалов и норм распадается на:
· идеалы и нормы объяснения и описания;
· идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;
· идеалы и нормы построения и организации знания.
10. Двоякая детерминация идеалов и норм. Идеалы и нормы имеют двоякую детерминацию. Они зависят:
· как от специфики изучаемых объектов,
· так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи.
11. Различие между идеалами и нормами. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.
· Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке.
Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.
· Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию.
От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир.
· В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей.
Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины, либо идеал гуманитарно ориентированного использования науки.
· В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец знания.
КОГДА НОРМА ДОСТИГАЕТ СВОЕГО СОВЕРШЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ, КАК НАПРИМЕР, В ГЕОМЕТРИИ ЕВКЛИДА, ОНА (?-Г.Б.)МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ СТАТУС ИДЕАЛА, ПРЕВРАТИТЬСЯ В ИДЕАЛ ДЕДУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЯ.
12. Как идеалы и нормы влияют на исследовательский процесс?Функции систематизации и интеграции оснований науки. Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемы как исходного пункта исследования.
В проблеме ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ, УКАЗЫВАЮЩЕЕ НА СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПРЕДЕЛ ЗНАНИЯ и те НОВЫЕ ФАКТЫ, для объяснения которых и необходимо научное исследование.
В этом суть требованияПРОГРЕССИВНОГО СДВИГА и РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
ОСНОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ ИДЕАЛЫ, НОРМЫ И НАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА, ПРИДАЮТ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВОКУПНОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ, ПОЭТОМУ ЗА НИМИ ЗАКРЕПЛЕНА ФУНКЦИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ.
Соотношение социокультурных ценностей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-теоретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.
13. Идеалы и нормы науки: их роль регулятивных принципов. Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов.
Они:
· задают цели,
· определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности.
ИДЕАЛЫ И НОРМЫ ИМЕЮТ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И НАКЛАДЫВАЮТ СВОЙ ОТПЕЧАТОК И НА ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ УЧЕНЫХ, ОНИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОФОРМЛЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И В САМОЙ ТАКТИКЕ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
51. ПОПЫТКИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОСНОВАНИЯ НАУКИ
ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ
ИНИЦИАТИВУ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ
ПРОГРАММУ И ТЕМАТИКУ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПЛАН
1. Концепция личностного знания М. Полани.
2. Основные тезисы концепции М. Полани.
3. Какова, по Полани, роль веры в познавательном процессе?
4. Мастерство познания и язык. Неявное знание.
5. «Идеалы естественного порядка» Ст. Тулмина.
6. Идея «интеллектуальной инициативы» как норма науки, по Ст. Тулмину.
7. Ст. Тулмин о механизме эволюции «концептуальных популяций».
8. Роль лидеров и авторитетов в развитии науки, по Ст. Тулмину.
9. Научно-исследовательская программа (И.Лакатос) как основание науки.
10. Структура исследовательской программы.
11. Две стадии в развитии исследовательских программ.
12. «Тематический анализ науки» Джеральда Холтона.
13. Понятие «тематической оппозиции» Дж.Холтона.
14. Тема и индивидуальные предпочтения и личные оценки ученого.
1. Концепция личностного знания М. Полани. В концепции британского ученого, выходца из Венгрии Майкла Полани (1891—1976) манифестируются новые приоритеты — в основания науки включается неявное, личностное знание.
Автор (выступает)против эпистемологии без познающего субъекта, против отвлечения процесса познания от его культурно-исторической и социальной обусловленности.
ОН ВВОДИТ В ОСНОВАНИИ НАУКИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИДЕАЛ ЗНАНИЯ С УЧЕТОМ ГЛУБОКО ЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА ТОГО АКТА, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ИСТИНА ПРОВОЗГЛАШАЕТСЯ.
Стремясь преодолеть ложный идеал ДЕПЕРСОНИФНЦИРОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, Полани подчеркивает, что всякая попытка исключить человеческую перспективу из картины мира ведет к бессмыслице.
По мнению Полани, В ОСНОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМИ ОКАЗЫВАЮТСЯ МОТИВЫ ЛИЧНОГО ОПЫТА, ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВНУТРЕННЕЙ ВЕРЫ В НАУКУ, В ЕЕ ЦЕННОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ УЧЕНОГО, ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
2. Основные тезисы концепции М. Полани. К основным тезисам его концепции относятся утверждения:
· науку делают люди, обладающие мастерством;
· искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику (оно передается лишь в непосредственном общении с мастером);
· люди, делающие науку, не могут быть заменены другими, отделены от произведенного ими знания.