Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сразу, полностью и целиком.
ОН МОЖЕТ ЛИШЬ ВЕЧНО ПРИБЛИЖАТЬСЯ К ЭТОМУ, СОЗДАВАЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И ДРУГИЕ АБСТРАКЦИИ, ФОРМУЛИРУЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЗАКОНЫ, ПРИМЕНЯЯ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В ИХ СОВОКУПНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИДЕАЛИЗАЦИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И Т. П.).
· Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез.
· Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к «очищению этих гипотез», устраняют одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон.
· Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит, как уже было отмечено ранее, в ее принципиальной проверяемости на практике (в опыте, эксперименте и т. п.), что отличает гипотезу от всякого рода умозрительных построений, беспочвенных вымыслов, необоснованных фантазий и т. д.
7. На каком уровне научного познания постигаются законы? Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глубокие знания о них достигаются не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования.
Именно здесь и происходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явлениях, к действительному внутреннему движению.
РЕЗУЛЬТАТОМ ЭТОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ТОЧНЕЕ — СОВОКУПНОСТИ ЗАКОНОВ, ПРИСУЩИХ ДАННОЙ СФЕРЕ, КОТОРЫЕ В СВОЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗУЮТ «ЯДРО» ОПРЕДЕЛЕННОЙ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ.
8. Механизм открытия новых законов по Р.Фейнману. Раскрывая механизм открытия новых законов, известный американский физик Р. Фейнман отмечал, что «...поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следствия этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, если окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравнивают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специальных экспериментов или с нашим опытом, и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расходятся с экспериментальными данными, то закон неправилен»( Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С.142.).
9. Объяснительная функция закона. Открытие и формулирование закона — важнейшая, но не последняя задача науки, которая еще должна показать, как открытый ею закон прокладывает себе путь.
Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предметной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд посредствующих звеньев.
10. «Эластичность» законов. Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практически никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаимосвязи с другими законами разных уровней и порядков.
Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «железные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зависимости от конкретных условий получает перевес то тот, то другой закон.
Эластичность законов (особенно общественных) проявляется также в том, что они зачастую действуют как законы — тенденции, осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний.
11. Роль условий осуществления закона. Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот — «пресекать» и снимать его действие.
Тем самым:
ЛЮБОЙ ЗАКОН В СВОЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕГДА МОДИФИЦИРУЕТСЯ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, КОТОРЫЕ ЛИБО ПОЗВОЛЯЮТ ЗАКОНУ НАБРАТЬ ПОЛНУЮ СИЛУ, ЛИБО ЗАМЕДЛЯЮТ, ОСЛАБЛЯЮТ ЕГО ДЕЙСТВИЕ, ВЫРАЖАЯ ЗАКОН В ВИДЕ ПРОБИВАЮЩЕЙСЯ ТЕНДЕНЦИИ.
Кроме того:
ДЕЙСТВИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗАКОНА НЕИЗБЕЖНО ВИДОИЗМЕНЯЕТСЯ СОПУТСТВУЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ ДРУГИХ ЗАКОНОВ.
12. Предсказательная функция закона. На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.
Открытые законы, познанные закономерности могут при их умелом и правильном применении — быть использованы людьми для того, чтобы они могли изменять природу и свои собственные общественные отношения.
ПОСКОЛЬКУ ЗАКОНЫ ВНЕШНЕГО МИРА — ОСНОВЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ТО ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СОЗНАТЕЛЬНО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ТРЕБОВАНИЯМИ, ВЫТЕКАЮЩИМИ ИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ, КАК РЕГУЛЯТИВАМИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Иначе последняя не станет эффективной и результативной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок.
НА ОСНОВЕ ПОЗНАННЫХ ЗАКОНОВ ЛЮДИ МОГУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧНО УПРАВЛЯТЬ КАК ПРИРОДНЫМИ, ТАК И СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ОПТИМАЛЬНО ИХ РЕГУЛИРОВАТЬ.
13. Способность человека влиять на механизм реализации закона. Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вместе с тем может в определенной мере оказывать влияние на механизм реализации того или иного закона.
ОН МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ДЕЙСТВИЮ В БОЛЕЕ ЧИСТОМ ВИДЕ, СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНА ДО ЕГО КАЧЕСТВЕННОЙ ПОЛНОТЫ, ЛИБО ЖЕ, НАПРОТИВ, СДЕРЖИВАТЬ ЭТО ДЕЙСТВИЕ, ЛОКАЛИЗОВАТЬ ЕГО ИЛИ ДАЖЕ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ.
14. Два обстоятельства, которые нельзя упустить, «работая» с законами. Подчеркнем два важных вывода, которые нельзя упустить, «работая» с научными законами.
· Во-первых, формулировки последних непосредственно относятся к системе теоретических конструктов (абстрактных объектов), т. е. сопряжены с введением идеализированных объектов, упрощающих и схематизирующих эмпирически необходимые ситуации.
· Во-вторых, в каждой науке (если она является таковой) идеальные теоретические модели (схемы) выступают существенной характеристикой структуры любой научной теории, ключевым элементом которой и является закон.
15. Классификации научных законов. Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию).
· ПО ФОРМАМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ можно выделить законы:
· механические,
· физические,
· химические,
· биологические,
· социальные (общественные);
· ПО ОСНОВНЫМ СФЕРАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ:
· законы природы,
· законы общества,
· законы мышления;
· ПО СТЕПЕНИ ИХ ОБЩНОСТИ, ТОЧНЕЕ — ПО ШИРОТЕ СФЕРЫ ИХ ДЕЙСТВИЯ:
· всеобщие (диалектические),
· общие (особенные),
· частные (специфические);
· ПО МЕХАНИЗМУ ДЕТЕРМИНАЦИИ:
· динамические и статистические,
· причинные и непричинные;
· ПО ИХ ЗНАЧИМОСТИ И РОЛИ:
· основные и неосновные;
· ПО ГЛУБИНЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ:
· эмпирические (формулируемые непосредственно на основе опытных данных) и
· теоретические (формируемые путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами) и т. п.
50. ОСНОВАНИЯ НАУКИ, ИДЕАЛЫ И
НОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН
1. Наука как целостная развивающаяся система, как специфическая форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт.
2. Что относят к основаниям науки?
3. Картина мира как фундаментальное основание науки.
4. Как в настоящее время различают науки?
5. Какие основания науки выделяют?
6. Кумулятивная модель научного прогресса.
7. Антикумулятивная модель прогресса науки (тезис о несоизмеримости теорий).
8. Позиция теоретического и методологического плюрализма.
9. Система идеалов и норм.
10. Двоякая детерминация идеалов и норм.
11. Различие между идеалами и нормами.
12. Как идеалы и нормы влияют на исследовательский процесс? Функции систематизации и интеграции оснований науки.
13. Идеалы и нормы науки: их роль регулятивных принципов.
1. Наука как целостная развивающаяся система, как специфическая форма деятельности, как совокупность дисциплинарных знаний и как социальный институт. Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный институт.
2. Что относят к основаниям науки? К основаниям науки относят:
· фундаментальные принципы,
· понятийный аппарат,
· идеалы,
· нормы и стандарты научного исследования.
3. Картина мира как фундаментальное основание науки. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тогда, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную картину мира, следовательно, научная картина мира является фундаментальным основанием науки.
4. Как в настоящее время различают науки? В настоящее время помимо естественных, общественных и технических наук различают:
· науку теоретическую и экспериментальную,
· фундаментальную и прикладную.
Говорят:
· о большой науке,
· твердом ядре науки,
· о науке переднего края, подчеркивая ее гипотетичность.
Наука сегодня развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках междисциплинарных областей, что свидетельствует о ее интеграции.
ОДНАКО ВСЕ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ, НЕСМОТРЯ НА ИХ ДИСЦИПЛИНАРНУЮ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ, ОТВЕЧАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СТАНДАРТАМ И ОПИРАЮТСЯ НА ЧЕТКО ВЫВЕРЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ.
5. Какие основания науки выделяют? В качестве таковых принято выделять:
· характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания;
· научную картину мира;
· философские основания.
6. Кумулятивная модель научного прогресса. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на непрерывном основании.
Эта позиция отражена КУМУЛЯТИВНОЙ МОДЕЛЬЮ развития науки.
Кумулятивизм, возникший на основе обобщенияпрактики описательного естествознания, предполагал упрощенное понимание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения.
· Эмпиристский кумулятивизмОТОЖДЕСТВЛЯЕТ РОСТ ЗНАНИЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЕГО ЭМПИРИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
· Рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СИСТЕМУ НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ АБСТРАКТНЫХ ПРИНЦИПОВ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
· Заблуждения истолковываются как СУБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ОТБРАСЫВАНИЕ СТАРОГО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПРИНЯТОГО.
7. Антикумулятивная модель прогресса науки (тезис о несоизмеримости теорий). Однако история науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумулятивной моделью развития науки.
Ее следствием является ТЕЗИС О НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ, согласно которому СМЕНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ТЕОРИИ НЕ СВЯЗЫВАЮТСЯ ЛОГИЧЕСКИ, А ИСПОЛЬЗУЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОБОСНОВАНИЙ.
· Развитие науки истолковывается как дискретный процесс.
· История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов».
· Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения.
8. Позиция теоретического и методологического плюрализма. Заявившая о себе в настоящий период позиция теоретического и методологического плюрализма провозглашает, что МНОЖЕСТВО РАВНОПРАВНЫХ ТИПОВ ЗНАНИЯ ЕСТЬ РЕАЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О РАЗВИТИИ КАК НАУКИ, ТАК И ЛИЧНОСТИ.
ПЕРИОДЫ БОРЬБЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕОРИЙ — САМЫЕ ПЛОДОТВОРНЫЕ ПЕРИОДЫ. ИСТОКИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ КОРЕНЯТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЯХ УЧЕНЫХ.
Важно понимать, что перестройка самих оснований науки может происходить на «территории» внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины.
Может происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина ТРАНСЛИРУЕТ ИЗМЕНЕНИЕ СВОИХ ОСНОВАНИЙ НА ДРУГИЕ СМЕЖНЫЕ ИЛИ ДАЖЕ ВЕСЬМА ОТДАЛЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОБЛАСТИ.